19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzTLN
Замена проводки в квартире на http://remont.youdo.com/electrician/electrical-wiring/replacement/other/vkvartire/.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Учитель должен перестать просто оказывать услуги, как вагоновожатый"

Эксперты считают, что за заявлениями Васильевой должно последовать уменьшение реальной коммерциализации образования

В Москве состоялось третье Общероссийское родительское собрание, которое проходит ежегодно в преддверии начала учебного года. Нынешняя встреча ознаменовалась, прежде всего, тем, что она прошла с участием нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. В своих ответах на прозвучавшие на собрании вопросы глава ведомства заострила внимание на том, что в отрасли необходимо отказаться от понятия "образовательные услуги", поскольку главная миссия учителя - воспитание будущего поколения, а не оказание "услуг". На деле это может означать призыв к смене парадигмы, в которой вынуждено было существовать российское образование в последние годы. О реакции участников собрания и экспертов на заявление нового министра - читайте в материале Накануне.RU.

Помимо интересующих родителей актуальных тем про перспективы ЕГЭ, развитие прикладных предметов, унификацию образовательных программ и многих других, был поднят и вопрос про шаги в направлении повышения престижа и статуса учителя. Васильева в ответ на это заявила, что "настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах в части защиты его чести и достоинства".

"У нас существует Конституция, которая защищает нас. Есть правовая основа закона "Об образовании"… У нас есть правовое поле. Нам нужно просто изменить, и это нужно сделать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие "услуги образования". Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны, я уже неоднократно это говорила… Нам не нужны дополнительные меры защиты… Все зависит от нас, а не от того, кто нас должен защищать", - прокомментировала глава ведомства.

В ее сегодняшнем комментарии и предыдущих речах "сквозит" убеждение в том, что именно учитель должен "воспитать человека, который будет готов к жизни". По мнению Васильевой, "учительская профессия - одна из немногих, которая дает результат очень быстро". Результат этот, по всей видимости, может измеряться не показателями эффективности "выполненного функционала", а качеством "завтрашних граждан".

Ольга Васильева, министр образования и науки РФ|Фото: Накануне.RU

В как таковом понятии "услуга" нет ничего страшного. Она стандартизирует, оформляет процесс взаимодействия между субъектами. Но другое дело, неправильно, когда она становится "идеологией учителя". Такое мнение в комментарии Накануне.RU выразила директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

"Я услышала в речи министра большое желание поменять сложившуюся систему в части нездоровых перекосов. В "услуге" как таковой нет ничего страшного… Но когда говорят о том, что выполнение какого-то функционала, услуги - это идеология учителя - то это ненормально и неправильно. Учитель учит и воспитывает. Воспитательная функция в последнее время была вымыта из школ, передана за пределы школ, в допобразование. Надеюсь, что за сегодняшними словами было в том числе сказано: "Мы будем воспитывать и заботиться о наших детях". Такой призыв я услышала, осталось посмотреть, как это будет реализовано на практике", - отметила она.

Шевченко добавила, что на собрании было задано много системных вопросов, которые друг с другом связаны. У участников процесса есть понимание, что все за один раз не решить, но они отмечают "начало движения". "Были большие посылы и руководителям региональных министерств образования, многие директора что-то брали на заметку. Были четкие и конкретные программные моменты", - отметила представитель НРА.

Ответственный секретарь отделения НРА в Краснодарском крае, кандидат педагогических наук, многодетная мать Александра Усенко также позитивно оценивает нацеленность министерства избавить учителя от "ярлыка вагоновожатого".

"Росток, который учитель заложит в ребенка, покажет, вырастет или счастливый, умный, талантливый ребенок, или "сорнячок". От учителя так много зависит, что не могут они просто оказывать услуги. Когда человек работает с ребенком, вкладывает в него душу, готовится, проверяет тетрадки - это жизнь, а не слепой функционал. Очень рада, что наконец приоритетом будет воспитание и совершенствование детей, и учитель почувствует себя не официантом или вагоновожатым, а тем, кто прививает добро", - прокомментировала она, добавив, что обрадовалась общественность и "разговору о труде, месте учителя в школе и том, что родитель будет получать помощь в воспитательном процессе".

"Мне было приятно, что Ольга Юрьевна стала говорить о том, что учителя - это не услуга, а надежный помощник для родителей. Когда родители с учителями работают в контакте - это гораздо большая поддержка связи между всеми звеньями процесса, и это всегда приветствуется", - в свою очередь выразила мнение мать ученицы московской школы №1288 Татьяна Евсеева.

Ольга Васильева, министр образования и науки РФ|Фото: Накануне.RU

С осторожным оптимизмом провозглашенный новым министром курс на поддержку учителя и его "служения" восприняли эксперты. Так, член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что заявление Васильевой о необходимости "вывести" из сферы образования термин "услуги" - это возможность смены парадигмы.

"Стратегия образования формируется не только министром, а многими структурами. Случится это в реальности или нет - никто не знает. Но это то, что общество требует много лет - отказ от рассмотрения образования в рыночной парадигме. В перспективе - отказ от гипертрофированной коммерциализации образования. Меж тем это настолько великое и отвечающее запросам общества изменение, что в это не верится до конца. Надо посмотреть практические шаги. А именно должно быть уменьшение реальной коммерциализации образования и увеличение воспитательного аспекта. Вот, что должно скрываться за декларациями", - прокомментировал он Накануне.RU.

Историк, педагог, со-создатель проекта "Последний звонок" Евгений Спицын подчеркнул, что Министерство образования и науки должно выходить с инициативой внесения соответствующих поправок в закон "Об образовании". По его мнению, необходимо убрать законодательно норму "образовательные услуги", "сообщить об этом всему педагогическому сообществу и вновь обозначить, что в школе главное - это учитель".

"Услуга воспринимается в большинстве случаев, что "клиент всегда прав". Эта бацилла заразила школу. Что получилось, когда школа стала "услугой"? Ученики вытворяли все, что хотели, любой поступок ученика, который выходил за рамки школьной дисциплины, учителя и директора школ боялись остановить, потому что над ними висел дамоклов меч жалоб родителей в вышестоящие инстанции. Из школы ушли дисциплина, главенство учителя. Однако школа должна базироваться на этом. То, что говорит новый министр, меня вдохновляет. Это правильные вещи, давно ожидаемые общественностью. Но надо посмотреть, насколько она сможет реализовать все эти позиции, насколько удастся переформатировать министерство, поправить законодательную базу", - отметил он.

Работы у министерства под руководством Васильевой, действительно, непочатый край. "То, о чем она говорила на родительском собрании - лишь небольшая часть проблем в школе. Но то, что она их озвучила, говорит о многом. Во-первых, она в курсе существующих задач. Человек "не с Луны свалился", она следила за ситуацией и понимает болевые точки. Главное, чтобы она дальше двигалась в этом направлении и формировала работоспособную программу национально ориентированных профессионалов, которые остановят катастрофу в нашем образовании и повернут псевдореформу вспять", - заключил Спицын.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС