Военный эксперт: Демилитаризованная зона должна идти по границам областей Донбасса
Владимир Путин, Ангела Меркель и Франсуа Олланд уже сообщили о том, что отправляются в Минск, чтобы обсудить решение украинского конфликта. Результат вряд ли будет достигнут сегодня, но основные требования будут обозначены. Проблема в том, что все стороны "за мир", но Украина и США (хотя в переговорах не участвует) - только на словах, а Россия и Европа заинтересованы в создании совместного миротворческого контингента, считает постоянный военный эксперт Накануне.RU генерал-майор Сергей Канчуков.
Участники "нормандской четверки" уже находятся на пути в столицу Белоруссии, контактная группа накануне оговорила основные пункты переговоров, в том числе и необходимость полного прекращения огня. С другой стороны, некоторые страны активно подливают масла в огонь войны – США предлагают военную помощь "проамериканским солдатам Украины" на $1млрд до 2017 года, то есть уверены, что конфликт будет длиться минимум еще пару лет.
"Я думаю, что такие переговоры не могут в один момент достичь значимого результата. Будут, возможно, какие-то промежуточные результаты, но вопрос в целом очень сложный. Вроде бы все за мир. Украина за мир, но только на словах, требует, чтобы США дали им оружие. США за мир, но заявляют везде и всюду, что будут поставлять оружие на проведение боевых действий. А мы всегда были за мир, и стоим строго за мир – России выгодно, чтобы на Украине был мир, чтобы Украина была цельным и единым государством. Европа тоже за мир – ей не нужна эскалация напряженности на своих границах. Думаю, в этом контексте и будут идти переговоры", – отметил в беседе с Накануне.RU военный эксперт, генерал-майор Сергей Канчуков.
Что касается представителей республик Новороссии, то для них основная цель – тоже мир, но, желательно в рамках административных границ Луганской и Донецкой областей. При этом, на данный момент, судя по картам, ополченцы контролируют едва ли половину этой территории. По мнению генерала, этот вопрос для ополченцев и остальных сторон переговоров – один из ключевых, без его решения нельзя говорить о федерализации – а, напомним, президент Путин неоднократно говорил, что Россия заинтересована в едином государстве. По этим границам было бы логично и провести границу демилитаризованной зоны.
"Технически, я думаю, не должно быть сложностей, тем более, что этот вопрос не касается, насколько я понимаю, отдельных республик, а речь о том, чтобы заставить украинское правительство и Раду, чтобы она выбрала путь федерализации в составе страны. На этой границе могут стоять полицейские или милицейские посты, не обязательно, чтобы там были вооруженные силы. Но на начальном этапе разграничительную линию могут прикрыть миротворческие силы, которые выйдут на административную границу, выставят блокпосты, с целью недопущения диверсионных групп и обеспечить отвод войск на эти линии. Я не вижу необходимости строить стены, которые там Яценюк возводит, потому что это внутренняя граница федеративной Украины", – считает эксперт.
Однако, в прессе и блогах уже активно обсуждается информация о том, что "союзники" готовы отдать России право формировать миротворческий контингент, и возложить на Россию всю ответственность за ситуацию в регионе. При этом, никто не застрахован от провокации, подобной той, что была в 2008 году, когда российские миротворцы в Южной Осетии оказались атакованы грузинской армией.
"Я считаю, что стоит создать совместный миротворческий контингент, чтобы там были и российские военнослужащие, немецкие, французские. Три договаривающиеся страны могут выставить свои контингенты и прикрыть границу. Я говорю о начальном этапе, пока не произойдет стабилизация обстановки, разоружение незаконных вооруженных формирований, прекращение мобилизации, которая уже в четвертый раз объявлена, пока не будут выведены вооруженные силы на организационно-штатные структуры, которые есть, возврат техники и людей в расположение своих частей, в автопарки. Войны-то нет. И прежде всего, должно быть объявлено прекращение этой непонятной "антитеррористической операции", которая проводится Украиной. Это – первое условие, которое должно быть на этих переговорах", – подчеркивает Канчуков.
Напомним, первое перемирие в Минске было заключено в сентябре после создания очередного котла под Иловайском – в тот момент Киеву удалось вывести из окружения людей. Сейчас складывается аналогичная ситуация под Дебальцево. При этом, несмотря на подписанные соглашения, настоящего перемирия так и не случилось – продолжались обстрелы жилых кварталов Донецка и других населенных пунктов. Однако, за эти месяцы ситуация все же несколько изменилась.
"Вооруженные силы Новороссии фактически сформировались, у них есть определенные успехи. На Украине, наоборот, все больше людей выступает против братоубийственной войны между жителями Украины – неважно, русские они там или украинцы", – считает эксперт.
Учитывая и еще несколько факторов, среди которых мятежные бойцы батальона "Айдар", которые жгут покрышки и периодически штурмуют администрацию президента в Киеве, и отступление армии по всей линии фронта последнего месяца, и дебальцевский котел, в который попало несколько тысяч солдат с техникой и вооружением, положение Порошенко как переговорщика становится все более сложным. Чрезмерная жесткость и отказ пойти на уступки ополченцам приведет к новому этапу войны, а мягкость может быть по-своему расценена теми, кто разочаровался в итогах Евромайдана и приобрел навыки в организации переворотов.