Андрей Гиговский: ТЗК "Кольцово" приветствует конкуренцию в любых законных формах
Генеральный директор ЗАО ТЗК "Кольцово" Андрей Гиговский рассказал про причины повышения цен на авиатопливо и планах заправочного комплекса в противостоянии конкурентам. Об этом он поведал в интервью газете "Коммерсант-Урал".
Вопрос: Андрей Александрович, с конца лета эксперты отмечают повышения цен на авиатопливо. Каковы причины роста стоимости керосина?
Андрей Гиговский: Нужно принимать во внимание то, что Россия является участником мирового рынка нефтепродуктов, так что наша страна существует в рамках общей структуры потребления, в которой индикатором цены является биржа. За последние полтора месяца цена на нефть Brent выросла почти на $10, то есть примерно на 10%. Следуя за международными тенденциями, оптовые цены на внутреннем рынке тоже выросли, хоть и с некоторым опозданием. Однако стоимость сырья на внутреннем российском рынке определяется не только биржевой ценой, но также и другими факторами – например, профицитом или дефицитом нефтепродуктов. Так, осенью на плановые ремонты останавливаются нефтеперерабатывающие заводы. В частности, приостановка произошла на заводе в Уфе. В результате всех сложившихся обстоятельств отпускная оптовая цена на керосин с заводов выросла в среднем на 5-6%.
Вопрос: Какие еще факторы закладываются в конечную стоимость керосина?
Андрей Гиговский: Цена, по которой мы покупаем топливо, определяет в конечном счете 80% стоимости керосина, который мы затем отпускаем потребителю. Помимо биржевой цены керосина, в цене на топливо заложены зарплаты и социальное обеспечение наших сотрудников (сейчас наш коллектив состоит из 122 человек) и обеспечение им безопасных условий труда в соответствии со всеми российскими стандартами. В конечную цену на топливо также входят промышленные затраты на складское оборудование и его эксплуатацию (электроэнергия и другие энергоносители, с помощью которых обеспечивается транспортировка керосина от железнодорожных цистерн, внутри склада из емкости в емкость, и далее в сторону потребителя), а также эксплуатация наших 12 топливозаправщиков, из которых, собственно, и заправляются самолеты. В конечную цену включена также еще одна составляющая – наша плановая прибыль. Такая структура затрат и ценоформирования характерна для любого ТЗК.
Отмечу, что цена, по которой мы закупаем керосина у заводов-поставщиков, имеет главенствующее влияние на отпускную цену для наших потребителей. Тем не менее, несмотря на рост заводской цены на 5-6%, мы подняли цену для потребителей только на 4%. В целом мы прилагаем все усилия, чтобы и наша себестоимость, и плановая прибыль были постоянными, стабильными величинами. Для авиакомпаний как наших прямых потребителей повышение в 4% не являлось болезненным, оно не отразилось на росте цен на билеты, о чем неоднократно заявляли многие профильные аналитики. Соответственно пассажиров текущие колебания цен на нефть на бирже не коснутся.
Вопрос: Вы упомянули, что повышение цены на топливо ТЗК "Кольцово" составило 4%, что в среднем меньше рыночного показателя. За счет каких мер удалось добиться такого результата?
Андрей Гиговский: За счет собственной прибыли. Нравится нам это или нет, но сегодня цены определяет рынок. От него зависят и производители, и переработчики, и потребители. Разумеется, мы тоже работаем по этим законам. У нас нет устоявшейся системы сдерживания цен, мы руководствуемся рыночной конъюнктурой. Так что любые колебания – как в плюс, так и в минус – мы отражаем в нашей цене. Например, когда в марте и в июне цена на керосин снизилась, мы тоже два раза снижали цены для авиаперевозчиков. Такая практика ценообразования широко применяется в ТНК-ВР, и её положительно оценил глава ФАС И.Артемьев. В сентябре повышение цен произошло во всех ТЗК России и составило от 3% до 6%. Мы, повысив на 4%, оказались в нижнем диапазоне. Согласно общедоступной статистике, существенное повышение было зарегистрировано в Челябинске (6%), Москва же поднялась в среднем на 3%.
Вопрос: "ЛУКойл" заявил о планах строить альтернативный ТЗК в Екатеринбурге. Более того, в Свердловскую область планирует прийти "Роснефть" – в частности, правительство заявило о планах подписания соглашения с "Роснефтью". Как вы планируете конкурировать? К чему приведет конкуренция?
Андрей Гиговский: Из СМИ мы знаем, что "ЛУКойл" подписал соглашение с правительством Свердловской области о планах развития компании, в том числе в части авиатопливообеспечения. Планы "Роснефти" я комментировать не готов, но у меня нет информации о практических шагах в виде подписанных соглашений или подачи заявок на землеотвод. В любом случае ТНК-BP в целом и ТЗК "Кольцово" в частности приветствует конкуренцию в любых законных формах. Конкуренция является тем рычагом, который развивает рынок. Мы не намерены предпринимать какие-либо меры, препятствующие другим компаниям выходить на этот рынок.
Вопрос: К чему приведет появление конкурентов в регионе? Какой процент рынка планирует занимать ТЗК "Кольцово" после появления новых игроков?
Андрей Гиговский: Я не думаю, что приход новых игроков изменит сложившуюся ценовую конъюнктуру, в первую очередь потому что все три компании работают по рыночным принципам. И у "ЛУКойла", и у "Роснефти" есть плановый заработок, который они закладывают, обеим компаниям понадобятся серьезные инвестиции для реализации своих проектов. Соответственно мы считаем, что зарабатываемая нами маржа – рыночная и справедливая. Я не думаю, что та или иная компания воспользуется политикой демпинга для захвата рынка. На вопрос, какой процент рынка мы займем, отвечать сложно, ведь и у "Роснефти", и у "ЛУКойла" есть собственная клиентская база. Но я уверен, что в рамках конкурентной борьбы каждый из нас получит свою справедливую долю рынка.