Косоварская годовщина
17 февраля албанское Косово празднует первую годовщину своей независимости. Переговоры между Приштиной и Белградом провалились. Тогда бывшие полевые командиры приняли решение действовать в одностороннем порядке. На сегодняшний день суверенность края признана 54 государствами, входящими в ООН. Россия и ее союзники придерживаются иной точки зрения. Глава отечественного МИД Сергей Лавров в интервью немецкой прессе заявил, что Косово нельзя сравнивать, допустим, с Южной Осетией, поскольку край не подвергался внешней агрессии. О том, что изменилось в Косово за минувший год и куда дальше пойдет процесс, в интервью Накануне.RU рассказала руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, сегодня в России представляют то, что происходило в Косово?
Елена Гуськова: Если говорить о Косове и Метохии последнего времени, то представляют. Если говорить о событиях в историческом плане – например, о целях, задачах, методике албанцев, о том, как они шли к своей независимости – об этом мало кто из руководства знал. При Ельцине Балканам не уделялось никакого внимания. Наша политика ориентировалась на поддержку, прежде всего, американских планов. Элементы самостоятельности появились в Косове лишь в 1999 году. Но затем совершили ошибку, когда вывели оттуда свои войска. Тем не менее, сегодня Россия занимает очень четкую и правильную позицию по косовскому вопросу. В 2007 году она сказала "нет" независимости края. Большая заслуга российской дипломатии в том, что сегодня многие страны не признают независимость Косова, а также в том, что в СБ вопрос о независимости Косово и Метохии не проходит.
Вопрос: Для албанцев и сербов, живущих в Косове, что-нибудь за этот год изменилось?
Елена Гуськова: Албанцы считают, что получили независимость. Пытаются выстраивать свою политическую, экономическую системы. Приняли Конституцию. Но в этой системе нет места сербам. Они продолжают жить в анклавах, огороженных колючей проволокой. Сербы очень надеялись на мировое сообщество, на то, что им удастся какие-то права получить в рамках Косова. Однако этого не происходило и не происходит. Что касается Белграда, то он в определенной мере использовал поддержку России и в дипломатическом плане много сделал. Но потом пошел на целый ряд уступок. Например, уступил в вопросе присутствия европейских сил в Косове. Недавно сербский президент Борис Тадич выступил с заявлением. Он не возражает против того, чтобы Косово сотрудничало с международными финансовыми организациями. Такие шаги влияют на политику Москвы. Россия всегда соглашается с предложениями Белграда. Сегодня Россия твердо держится по вопросу признания независимости Косово. Но если ее признает Белград, Москва будет вынуждена это поддержать.
Вопрос: Действующая независимость края как-то повлияла на постюгославское пространство?
Елена Гуськова: Она могла повлиять на отношения Сербии с другими государствами, которые признали независимость Косово - с Македонией, Хорватией, Словенией. В этом отношении определенная напряженность существовала. Сами косовские дела другие страны никоим образом не задевают. В основном – Сербию. Дело в другом – на сколько албанцы, проживающие в Македонии, Черногории, на юге Сербии и на севере Греции, готовы идти косовским путем? Македонские албанцы только и ждут признания независимости Косова СБ ООН. Они сразу поднимут тему расширения своих прав в Македонии. В 2001-м подобное имело место. Теперь они поставят вопрос о республике и отделении от Македонии. Те же процессы, правда, в меньшем объеме, наблюдаются в Черногории. Готов подняться на восстание албанский юг Сербии. Там уже брались за оружие в 2000 году.
Вопрос: Эффект домино?
Елена Гуськова: Да. Россия предупреждала о том, что нельзя делать Косово исключительным случаем. Это должно было стать универсальным примером для всего человечества. Происходящее является доказательством нашей правоты.
Вопрос: Каким образом конфликт повлиял на взаимоотношения между косовскими албанцами и сербами?
Елена Густькова: Они не контактируют. Между тем, продолжается разрушение памятников православной культуры. На этот серьезный момент должны обратить свое внимание остальные государства.
Вопрос: Что дальше станет с краем?
Елена Гуськова: Ситуация в Косово, к огромному сожалению, зависит сейчас не от Белграда, а от мирового сообщества, от позиции России, от позиции США. На данном уровне пройдет основная борьба за восстановление международного права.