Бензин в России: обойдемся без доктора Фриза
На неделе "Росстат" опубликовал данные по производству бензина. За семь дней – с 15 по 21 октября – объемы переработки нефти в России снизились на 2,6% по сравнению с предыдущей неделей. Объемы продаж бензина в розничной торговле снизились на 1,3%, а вот в оптовой торговле хоть и незначительно, но вырос – на одну десятую процента. Между тем, ситуация вокруг бензина, равно как и вокруг подорожания продовольственных товаров, продолжает оставаться напряженной. И, как и в случае с продуктами, обрастает и слухами, и не совсем реальными предложениями по нормализации обстановки. Например, о правительственной "заморозке" цен на оптовые цены на бензин. Другие винят в подорожании нефтеперерабатывающие заводы – якобы те работают не на полной мощности и вообще без предупреждения встают на ремонтные работы. Все это, понятное дело, нервирует простых водителей, которые каждый день с опаской смотрят на таблички около заправок – не изменились ли ценники? С другой стороны, у роста цен есть объективные причины и даже "пострадавшие" – небольшие автозаправочные сети, у которых нет ни сырьевой базы, ни НПЗ.
Справка: Согласно данным "Росстата", потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за неделю с 16 по 22 октября выросли на 0,1%. С начала года средние цены на бензин поднялись на 2,4%, стоимость дизельного топлива относительно уровня декабря 2006 г. выросла на 0,5%. Для сравнения, индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. составил 107,5%. Повышение средних цен на автомобильный бензин зарегистрировано в 15 центрах субъектов РФ.
В 69 региональных центрах цены на автотопливо остались на уровне предыдущей недели. Удешевление автомобильного бензина на 0,4% было зафиксировано в Тамбове.
В Москве цены на бензин в среднем увеличились по сравнению с предыдущей неделей на 0,2%, в Петербурге остались без изменений. Стоимость литра бензина в среднем по России 22 октября составила 18,23 руб., в том числе низкооктанового (А-76, Аи-80) - 16,12 руб., марки Аи-92-93 - 19,15 руб., высокооктанового (Аи-95 и выше) - 20,64 руб., дизельного топлива - 17,19 руб.
Итак, основная причина подорожания – мировой рост цен на нефть. В течение последних нескольких недель цены били все новые рекорды, а цена за баррель нефти все быстрее приближается к отметке в $100. На то, в свою очередь, также есть объективные причины, например, нестабильная политическая ситуация в нефтеносных районах или снижение запасов нефти и нефтепродуктов в США. Факторов может быть много, но очевидно, что в ближайшее время рост цен продолжится, следовательно, России, как одному из лидеров по нефтедобыче, будет все выгоднее поставлять черное золото на экспорт, а не оставлять его на переработку и продажу внутри страны.
"Большим компаниям выгодно отправлять нефтепродукты на экспорт – никто из компаний себе в убыток работать не станет", - пояснил Накануне.RU директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков. С ним соглашается и эксперт топливного портала Au98.ru Анна Киктенко. "Одна из причин – влияние мировой рыночной конъюнктуры. Безусловно, есть явная зависимость между западными рынками и российскими, поскольку Россия является частью мирового рынка. Я бы отметила еще одну причину – экспортную альтернативу. Она сейчас значительно привлекательней для нефтяных компаний. Предприятия работают там, где им выгоднее", - рассказала Киктенко нашему агентству.
А вот то, что российские НПЗ не справляются с объемами, эксперты подвергают сомнению. Ремонты на предприятиях проводятся по плану, а перед их началом НПЗ всегда создают резерв, за счет которого потом и выполняют обязательства перед покупателем. По этому поводу глава "Московской нефтегазовой компании", в состав которой входит Московский НПЗ, был вынужден даже выступить с заявлением, в котором в довольно жесткой форме опроверг слухи о том, что предприятие не справляется с переработкой.
"В последнее время целый ряд газет и информационных агентств со ссылкой на владельцев независимых АЗС и руководителей различных топливных союзов и объединений сообщили о подорожании бензина в Московском регионе в ближайшее время на 10-15%. Основной причиной грядущего подорожания называют ремонт Московского НПЗ и, как следствие, сокращение поставок бензина. На Московском НПЗ нет никакого ремонта. На заводе проводятся плановые профилактические работы, о которых завод еще месяц назад сообщил на своем официальном сайте. Профилактика проводится в полном соответствии с утвержденным бизнес-планом и на поставки готовой продукции на рынок Москвы не влияет", - заявил президент МНГК Шалва Чигиринский.
Кому в этой ситуации приходится нелегко, так это небольшим автозаправочным сетям, которые не являются дочерними предприятиями нефтяных компаний, следовательно, не имеют своих перерабатывающих мощностей и вынуждены закупать нефтепродукты у НК. Если такие предприятия, как "ЛУКОЙЛ" или "Роснефть", могут выбирать между поставками на внутренний рынок и на экспорт, то независимые АЗС иногда просто не выдерживают конкуренции и вынуждены продаваться более крупным сетям.
"Мелкие компании страдают от этого больше, потому что вертикально интегрированные компании, которые имеют полный цикл: добыча-переработка-реализация, поставляют продукты по урегулированным внутренним ценам, и такое повышение на них вообще никакого влияния не оказывает", - рассказал Накануне.RU старший аналитик ИК "АТОН" Вячеслав Буньков. Свои сети без бензина нефтяные компании не оставят, а вот для продажи мелким сетям может и не хватить. "Действительно, нефтяные компании стали больше экспортировать, но, тем не менее, продукция для нужд своих сетей у них остается. А вот для независимых сетей ситуация усложнилась", - полагает Анна Киктенко.
Однако водителей вряд ли заботят перипетии на оптовом рынке, их больше интересуют реальные механизмы решения существующей проблемы. И предложение вслед за ценами на продукты "заморозить" и бензин часто встречается положительно. Но эксперты отмечают, что такая мера едва ли будет действенна, поскольку в этом секторе экономики ценообразование не регулируется государством, а зависит от цен на мировых рынках.
Другими словами, российский рынок настолько интегрирован в общемировой, что любые меры со стороны государства, а тем более "заморозка", могут повлечь за собой лишь усугубление ситуации.
"Заморозка" цен – нерыночный метод. Соответственно, он вряд ли мог бы сыграть положительную роль. Вначале, конечно, эта мера может стабилизировать ситуацию, а потом независимые АЗС и трейдеры, которые покупают эти объемы на свободном рынке, просто останутся без бензина", - считает Павел Строков.
По мнению экспертов, государство может принять некоторые меры, которые помогут стабилизировать цены на нефтепродукты. "Если и предпринимать какие-то меры, то это должна быть не "заморозка" цен, а, возможно, какие-то меры по расширению предложения на внутреннем рынке. Один из вариантов – снижение налоговой нагрузки на реализацию на российском рынке, чтобы у нефтяных компаний появился интерес продавать нефтяные продукты внутри страны, а не пускать их на экспорт", - говорит Вячеслав Буньков. А Павел Строков полагает, что государство, в первую очередь, должно выработать четкие и ясные правила игры. "Механизм очень простой. Мы – часть мирового рынка. Если на мировом рынке цены растут, они неминуемо должны расти и у нас. Но здесь на первое место выходит государство. Оно должно установить четкие и понятные правила игры на этом рынке и каким-то образом защищать своих граждан. Нужны четкие правила ценообразования. Если это будет сделано, то тогда, я полагаю, у нас не будет больших проблем", - рассказывает эксперт.
И даже водители видят в "заморозке" черты нерыночной экономики. "В любом случае, государство имеет в своем распоряжении рычаги воздействия на экономическую ситуацию в стране. Здесь вопрос в эффективности использования этих рычагов. Не надо ничего замораживать – оставим это для фантастических фильмов со Шварцнегером в роли доктора Фриза. Тут надо работать, если так можно выразиться, терапевтическими методами, а не хирургическими. Примерно половину стоимости литра бензина составляют государственные пошлины и акцизные сборы. И государство могло бы для продукции внутреннего рынка осознанно отказаться от части этих сборов", - рассказал в разговоре с нашим агентством исполнительный директор "Независимой ассоциации содействия автомобилистам" (Екатеринбург) Василий Белопашенцев.