24 Декабря 2025
search

ВС пересмотрел дело Долиной

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Байкал тонет в проблемах, и новый закон их только добавит?

Глава Бурятии Алексей Цыденов заявил с трибуны Госдумы, что принятые поправки в закон об охране Байкала "дадут возможность построить очистные сооружения и защитить озеро", что звучит прекрасно на фоне многолетних сообщений об ухудшении состояния озера. Но эксперты в области экологии и некоторые депутаты оценивают новый документ как фактор, который наоборот ослабит охрану уникальной экосистемы. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Предыдущий закон об охране Байкала предусматривал все, что необходимо, но тем не менее эффекта он не дал. К сожалению, масштабные средства, выделявшиеся на очистные сооружения, от 11 до 15 млрд рублей, были потрачены без реального эффекта. Да и новые нормы, помимо деклараций о защите, содержат противоречивые положения. Формальный запрет сплошных рубок сопровождается длинным списком исключений, что делает его условным. Вместо создания единых правил, документ передает многие вопросы на рассмотрение специальных комиссий, чей состав может меняться. И вообще они могут действовать дистанционно.

Озеро Байкал(2024)|Фото: Накануне.RU

Мнение экспертов сводится к тому, что существующих законов было достаточно для организации защиты озера. Основная проблема — в системных недостатках управления. Депутат Московской городской думы Елена Янчук указывает: "На мой взгляд, новый закон об охране Байкала ничего не добавляет к возможностям защиты озера, напротив, он несколько ослабляет охрану и защиту Байкала".

Депутат считает, что новый закон не только бесполезен для защиты Байкала, но и опасен, так как ослабляет существующие природоохранные нормы, а его главный козырь — разрешение строить очистные сооружения — не решает реальных системных проблем озера: загрязнение уже достигло критической отметки, и сейчас нужен не новый закон, а тщательный профессиональный аудит всей экологической ситуации на Байкале.

Янчук подчеркивает, что законодательных препятствий для строительства очистных сооружений не существовало и раньше. "Проблема здесь не в том, что существовали какие-то препоны. Все можно было делать, естественно, без принятого закона, который фактически потенциально открывает путь к так называемым сплошным рубкам. Хотя говорили официально, что якобы сплошных рубок нет. Но там первый пункт — сплошные рубки запрещены, а второй пункт — вообще-то они разрешены в случаях: раз, два, три, четыре, пять, шесть". По ее словам, эту проблему отмечают депутаты Госдумы от разных фракций.

Заслуженный эколог России Андрей Пешков напоминает об уникальном статусе Байкала как стратегического резерва пресной воды. "Это стратегический резерв, в котором заинтересованы все — соседи, такие как Китай, ну и другие страны, а в первую очередь мы. И мы владеем этим ресурсом. И этим ресурсом распоряжаемся очень не рачительно. И его не бережем".

Позиция эксперта заключается в том, что ключевая задача — сохранение самоочищающей способности озера, а любая хозяйственная деятельность должна быть подчинена этому принципу.

Кандидат геолого-минералогических наук, доцент Сергей Якуцени считает, что подход к Байкалу должен быть прагматичным. "Байкал — это огромный региональный объект, и рассматривать его исключительно как вот такое священное место, к которому даже нельзя подходить, это не то, что нерационально, это просто бесчеловечно. Так делать нельзя. Байкал — это, безусловно, часть большой территории, которая нуждается в особом режиме".

Он допускает развитие рекреации и аквакультуры в регионе, но только при условии жесткого постоянного контроля, без которого, по его мнению, нельзя избежать повторения ошибок с неэффективным использованием средств.

Одной из значительных проблем остается загрязнение во время паводков, когда в озеро попадают нечистоты из прибрежных населенных пунктов. Решение этого вопроса связано не только с финансированием, но и с системной работой, включающей контроль и ответственность. Якуцени отмечает, что простое предоставление оборудования не гарантирует результат:

"Построите вы каждому, не дай бог, за федеральный счет, так сказать, септик. Он с ним точно будет работать? Он его точно будет вовремя очищать? Это некая такая, знаете, фантазия. Не будет он этого делать". Септик — это локальное очистное сооружение, подземный отстойник для сбора и частичной очистки бытовых сточных вод в частных домах, где нет центральной канализации.

Лес рядом с озером Байкал(2024)|Фото: Накануне.RU

Нарушения природоохранного законодательства на Байкале носят массовый характер. Депутат Мосгордумы Елена Янчук приводит конкретные примеры: "Мы готовили материал на основе поступающих сигналов. Бывают случаи, когда пожарные не могут подъехать к озеру из-за заборов, которыми береговую зону незаконно огородили частные лица. Регулярно находят и несанкционированные свалки".

Эти примеры, по ее мнению, иллюстрируют ключевую проблему: контролирующие органы, такие как природоохранная прокуратура, не имеют достаточно ресурсов для эффективной работы на всей огромной территории. Да и прокуроров там человек шесть на всю огромную территорию. Как уследить?

В целом, новый закон остается для многих сомнительным, так как не решает системных проблем охраны Байкала, не устраняет ключевые риски — неэффективное управление, недостаточный контроль и нарушение существующих норм. Вместо рабочего механизма защиты, документ вводит дополнительные условности и совещательные процедуры "для виду". А состояние озера требует не новых правовых поправок, а реальных действий, которые хорошо бы начать с полного аудита ситуации, усиления надзора и обеспечения исполнения уже принятых законов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС