Мир, дружба, БРИКС: Как Путин помирил Си и Моди
22 октября во время саммита БРИКС в Казани состоялась историческая встреча лидеров Индии и Китая, где Нарендра Моди и Си Цзиньпин наметили контуры будущего мира и зафиксировали договоренность об урегулировании конфликта, тянущегося с 2020 года. Подобные решения укрепляют международный авторитет площадки БРИКС в целом и вес Владимира Путина как политика. С другой стороны, Россия, играя на противоречиях соседей, могла бы очень выгодно устроиться. О том, как повлияла встреча двух лидеров исторически враждующих сторон на БРИКС, читайте в материале Накануне.RU.
Китай и Индия конфликтуют исторически, а в 2020 году у реки Галван произошло обострение — и с той, и с другой стороны погибли люди. Индия потеряла 20 пограничников, а сколько смертей среди граждан КНР, до сих пор было неизвестно.
Основная проблема, сделавшая конфликт возможным, размытые границы — Индия и Китай с 1940 гг. не могут договориться, где именно эти границы проходят. Разногласия сохраняются десятилетиями, потому здесь сосредоточены вооруженные силы обеих стран, но лишь недавно противоречия привели к открытому противостоянию, зафиксированному со спутников.
Столкновения на границе продолжались все четыре года, уступать никто не хотел. Договориться тоже не было возможности. И вот, в октябре этого года лидеры Китайской Народной Республики и Индии провели в Казани первую за пять лет встречу. И благодаря кому?
"Время решает все: сделка Китая и Индии о границе является победой для российского президента Владимира Путина. Заслуга российского лидера в посредничестве между Пекином и Нью-Дели многое говорит о влиянии Москвы во всё более хаотичном мире и о том, что это может дать", — сказал китайский обозреватель Ши Цзянтао.
В официальном заявлении Си выбрал примирительную риторику, сказал, что нужно придерживаться исторических тенденций и правильного направления двусторонних отношений, а "китайско-индийские отношения — это, по сути, вопрос, как две крупные развивающиеся страны и соседи, каждая с населением в 1,4 млрд человек, относятся друг к другу", сообщает китайское государственное агентство "Синьхуа".
Как итог, лидеры двух держав условились не допускать, чтобы отдельные разногласия влияли на политику в целом. От слов к делу — на саммите было заключено соглашение о размежевании вооруженных сил и возобновлении патрулирования на границе в Гималаях. Можно сказать, что положен конец обострению в двусторонних отношениях, начавшемуся из-за приграничных стычек в мае 2020 года.
Руководитель Центра Индоокеанского региона Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН Алексей Куприянов в беседе с Накануне.RU отметил, что казанский саммит БРИКС стал удобным поводом для того, чтобы лидеры двух стран невзначай пересеклись. Пора было налаживать отношения, к этому все шло. И если бы не БРИКС, то все случилось бы в другом месте. В индийско-китайских отношениях это не прорыв, а возвращение к состоянию нормальности, какое существовало до 2020 года.
Как считает эксперт, сближение Индии с Китаем обусловлено результатом выборов в Индии — "Бхарати джаната парти" (БДП), партия лидера государства, одержала победу на парламентских выборах в этом году, до следующих выборов еще далеко, это развязало Моди руки, чтобы начать восстановление отношений.
"А Индии восстановление отношений необходимо, потому что у Индии большие проблемы с инвестициями, наблюдается спад в экономике, такого не было еще с 2006-2007 финансового года. Чтобы индийская экономика дальше развивалась, необходимо откуда-то набирать новые технологии, новые инвестиции. Если западные инвестиции потихоньку уменьшаются, то стоит более тепло относиться к Китаю", — говорит Алексей Куприянов.
Но и приуменьшать роль БРИКС не стоит. Ведь Россия — это стратегический, привилегированный партнер и Китая, и Индии, акцентирует внимание Куприянов. Так что была выбрана максимально комфортная площадка для общения Си и Моди, нет такой ситуации, когда кто-то едет к кому-то в гости, встречаются на третьей стороне, и причем, на дружественной площадке.
"В этом плане роль России достаточно велика, нет такой страны, которая обладала бы авторитетом в международных делах, была бы членом Совета безопасности ООН и прочее, прочее, прочее", — говорит Алексей Куприянов.
Но стоит понимать, что конфликт между Индией и Китаем сейчас носит и экономический характер. Это две страны, которые конкурируют друг с другом как глобальные промышленные производители, борются за одни и те же рынки. И имея возможность играть на противоречиях, Россия все равно рисковала рано или поздно встать перед выбором, чью сторону выбрать. Естественно, что Китай остается для нас важнейшим партнером, выбор падет на него, а значит, Индия вступит в противостояние и усилит позиции США и Японии в будущем. За пять лет Россия предпринимала дипломатические попытки сохранить мир между ближайшими соседями и неловко балансировала между Индией и Китаем, но то, что удалось усадить Си и Моди за стол переговоров именно в России, большая удача и дипломатическая победа.
Чем она обернется в будущем и как крепки будут соглашения, покажет время.