07 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Дефицит кадров в промышленности хотят решить за счет роботов, но они тоже в дефиците

Заместитель председателя оборонного комитета Совета Федерации, сенатор от Курганской области Сергей Муратов высказался, что роботизация и автоматизация технологических процессов является самым "быстрым и правильным" решением кадровой проблемы в России. Согласимся, что в некоторых случаях можно будет заменить квалифицированных работников на роботы и автоматы, но в каком состоянии сейчас у нас производство и можно ли говорить, что решение кадровых проблем в будущем — за роботами и автоматикой? Подробнее — в материале Накануне.RU.

Кадровый голод в российской промышленности достиг небывалых за 25 лет масштабов. При этом работодатели готовы платить хорошие деньги, реальный сектор в кое-то веки вызвал заинтересованность государства, но предыдущие 30 лет обесценивания человека труда сформировали у молодежи стойкое неприятие рабочих профессий. Да и самой молодежи сегодня не так много, опять же, демографическая яма, как бы не пытались ее списать на годы Великой Отечественной войны, сформировалась именно за последние 30 лет. В кадрах сейчас нуждаются свыше 80% работодателей.

Сервис Workforce предоставляет данные по самым дефицитным специальностям, наиболее востребованы сварщики (газо- и электросварщики, полуавтоматы) — на них приходится 15% запросов, на монтажников металлоконструкций и технологических трубопроводов — 9%, на слесарей — 4%. Остальные 72% — рабочие разных строительных специальностей. В крупных корпорациях, таких как "Росатом", также говорят о нехватке кадров, там готовы увеличить численность в два раза и нуждаются в 350 тыс. человек. На "Уралвагонзаводе" и "АвтоВАЗе" к производству уже привлекают зэков, УВЗ также пошел по пути привлечения женщин к рабочим профессиям, в некоторых регионах раздумывают над тем, чтобы отправлять сразу к станку школьников, не сумевших сдать ОГЭ.

Никто не спорит с тем, что дефицит кадров ограничивает возможности импортозамещения и что будущее производства немыслимо без роботизации. Но вот то, что за роботами решение проблем, связанных с дефицитом кадров — не столько амбициозный, сколько утопический план. Или нет? Сенатор от Курганской области Сергей Муратов написал в своем телеграм-канале:

"Именно в этом направлении нам сейчас различными способами необходимо стимулировать наши предприятия, вплоть до субсидирования".

Использование промышленных роботов на предприятиях мира выросло на 5% с 2022 года и составляет 3,9 миллионов единиц. Исследовательская компания Research and Markets ожидает, что объем мирового рынка промышленных роботов к 2024 году составит $31,7 млрд. Страны-лидеры по внедрению новых технологий — это, конечно, Китай, США, Япония, России в списке нет. Наибольший скачок по установкам произошел в Китае, количество установок увеличилось на 57% по сравнению с 2020 годом. Но наибольшая плотность роботов на сотрудников наблюдается в Южной Корее (1 тыс. роботов на 10 тыс. человек).

Промышленные роботы(2023)|Фото: пресс-служба Росатома

В исследовании РАНХиГС сообщалось, что в России к 2030 году роботы лишат рабочих мест до 45,5% россиян, то есть 20,1 млн человек в России будут вынуждены уйти с рынка труда или сменить квалификацию. Но пока в это верится с трудом, ведь, судя по данным из открытых источников, в России на 10 тысяч сотрудников приходится лишь шесть роботов.

Субсидировать в этой отрасли действительно придется многое, считает бывший гендиректор свердловского НПО Автоматики Леонид Шалимов, на сегодняшний день введение подобных масштабов автоматизации просто невозможно без замены многих комплексов и линий. В беседе с Накануне.RU он отметил, что в будущем, конечно, за робототехникой будет если не все, то очень многое, но это будущее. Сегодня — не стоит выдавать желаемое за действительное.

"Сегодня это недостижимо, во-первых, потому что у нас нет каких-то технологий, которые полностью бы обеспечивали роботы, у нас не хватает банально сварочников. Во-вторых, даже зарубежные роботы, которых мы в свое время приобретали, 10-15 лет назад, ни на одном предприятии нормально запущены. Или, допустим, у нас есть ряд станков, под которые мы не приобретали технические комплексы. У нас уже все оборудование работает, туда надо включить робота, но это нереально, это надо выкидывать то, что мы приобрели в течение 10-15 лет, делать новые линии. То, что в будущем это будет — у меня сомнений нет, но в течение пятилетки, а это нужно, это горит прямо сейчас. Сейчас это нереально", — говорит Шалимов.

Конечно, и сегодня в производстве применяются роботы, например, на линии поверхностного монтажа, говорит эксперт, если раньше элементы там ставили люди, то сейчас это в течение нескольких минут совершают роботы, делая распай разъемов и больших конденсаторов, небольших трансформаторов. Но есть еще есть масса работы, которую делают люди, например, элементная база у нас не вся под робототехническую систему заточена, особенно в России.

Завод "Буран"(2023)|Фото: пресс-служба правительства Челябинской области

Идея заменить людей роботами не нова, в прошлом промышленная революция породила даже движение луддитов в Великобритании, настолько устрашающей оказалась реальность, когда "автоматизация" пришла на мануфактуры. Но, вероятно, у нас выхода другого нет, ведь рабочая сила в России стареет и сокращается, и доля работающих людей в возрасте до 40 лет снизится с 42 до 37,4% к 2030 году. Поэтому, возможно, и нет смысла бороться с технологическим прогрессом.

Гендиректор челябинского предприятия "ДСТ-Урал" Евгений Горелый считает, что роботизация помогла бы обеспечить в России масштабные инфраструктурные стройки. По его словам, часто с экранов телевизоров мы слышим о том, как они важны, но с 2007 года рынок дорожно-строительной техники пребывает в стагнации как раз из-за того, что больших строек как раз-таки нет.

"Роботизация процессов очень важна, беспилотное проведение работ, ведь при масштабных инфраструктурных проектах людей не хватает. Надо уменьшать количество людей на стройплощадках, тут тоже есть сильная инерция. Дорожники в автоматических системах работы планируют, строят дороги, у трассовиков есть 3D-проекты, это все надо интегрировать и развивать", — приводит примеры Евгений Горелый.

В конце концов, с роботизацией производств все чаще связывают и снижение зависимости от притока мигрантов. Южноуральский губернатор Алексей Текслер недавно отмечал, что в регионе реализуется комплексный проект внедрения отечественных промышленных роботов.

"Так мы сможем в условиях демографической проблемы существенно повысить производительность труда, увеличить, что еще более важно", – сказал он и добавил, что таким образом можно будет ограничить миграционную политику и "ориентироваться, в первую очередь, на наших жителей", которые смогут активно заниматься наукой, развивать технологии.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС