Константин Бабкин: Вменяемой экономической политики как не было, так и нет!
Внятная экономическая, тем более промышленная политика в России как отсутствовала, так и отсутствует. На все предпринимаемые Правительством меры промышленники и предприниматели смотрят, мягко говоря, с настороженностью. Накануне.RU поговорило о происходящем с Константином Бабкиным, председателем Московского экономического форума и президентом ассоциации "Росспецмаш".
– Константин Анатольевич, рост цен на металлопрокат поставил многие отрасли, включая машиностроение, в очень сложное положение. Вроде бы, ввели какие-то пошлины для ограничения аппетитов металлургов, зато уже никто не сомневается в том, что в июле ключевая ставка Банка России снова изменится – в сторону, конечно, повышения, и значит, подорожают кредитные ресурсы?
– Давайте по порядку. Сегодня в целом неясно, что там будет с обузданием цен у металлургов, обещают, или ходят разговоры, по крайней мере, о повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), о других налоговых мерах. Как это повлияет на российский бизнес, пока никто не знает. Конечно же, это никакой политикой, тем более разумной и взвешенной, назвать невозможно.
– Почему, из-за неопределенности? Тех же металлургов поначалу хотели "прижать" на 100 млрд рублей, а теперь говорят и о всех 400 млрд.
– Дело же не в металлургах как таковых! Дело в том, что вместо развития, включая промышленное развитие и налаживание выпуска продукции высоких переделов, Правительство предлагает и поддерживает путь сырьевой экономики! Покупают у нас нефть, газ, металлы и лес – и хорошо, а как там внутри промышленность живет, никого не интересует по большому счету. Какие-то деньги, даже большие деньги, безусловно, вкладываются в оборонку, это правда. А гражданский сектор как может развиваться в таких условиях? И почему выгоднее гнать сырье или продукцию в минимальном варианте переработки за рубеж, а здесь у нас все фактически умирает?
– И деньги-то в стране есть…
– Совершенно верно, в ФНБ у нас гигантские запасы, но они кормят те страны, валюту и обязательства которых покупают ЦБ и Минфин. То же самое с золотовалютными резервами (ЗВР), совсем недавно стали отказываться от покупки долларов, но переводят-то все в юани и евро! Мы своими собственными деньгами поддерживаем иностранные экономики и державы вместо российской, это как можно понимать? Я поэтому и говорю – получается, мы стремимся стать таким сырьевым придатком и больше ничего? По факту это так.
– А как можете прокомментировать последние заявления, да и действия чиновников по поводу рынка труда, необходимости привлечения мигрантов и т.д. Вот вице-премьер Хуснуллин говорит, что ему не то миллиона, не то трех миллионов мигрантов не хватает. И ведь не скажешь, что он выдумал это – реально имеется нехватка в разных отраслях рабочих рук. А у вас на предприятиях вы фиксируете это?
– Тут опять вопрос придется поделить на части, проблема эта не сегодня и даже не вчера возникла.
То, что наши граждане неохотно идут куда-то на производство, в реальный сектор, это так. Низкие неконкурентные заработные платы, условия труда, в общем, это целый комплекс проблем, а не то, что работодатели не хотят платить. Условно говоря, работодатель может быть и рад своим работникам хорошую раздевалку с душевой предоставить, но у него просто денег нет! Он бы рад нанять российских граждан на работу, но, во-первых, многие сейчас просто не пойдут в промышленность, помня о том, что случилось в отечественном производственном секторе в 90-е годы. И позже сколько мы предприятий утратили? Я, кстати, уверен, что во многом это было сделано сознательно.
И сейчас, в один момент эту проблему уже не решишь, бессмысленно издавать приказы и постановления. Нет внятной политики!
– Так у нас есть нехватка рабочей силы, и что делать с мигрантами?
– С кадрами проблема, все знают. Но все равно, считал и считаю, что массовый завоз рабочей силы из ближнего зарубежья – это путь в никуда. Мы своими руками разрушили систему профессионального образования, разгромили машиностроение и попутно убили еще кучу секторов и отраслей экономики, а теперь вдруг жалуемся, что и работать людям негде, да оказывается, никто и не хочет! Так чего власти хотят-то в итоге? Видимо, да, сейчас без мигрантов мы не сможем. Весь вопрос – в каком количестве, куда и насколько их приглашать?
– Вообще в кризис многие правительства не повышают налоги, а наоборот, понижают. Ставку принято держать на низком, комфортном уровне для стимулирования экономики, для стимулирования оживления на рынке. А нам чего ждать?
– Что придет сейчас в голову главе Центробанка или министру финансов, точно неизвестно. Как это все отразится на состоянии экономики, сказать тем более затруднительно. Наверное, хоть какой-то ответ мы получим в конце месяца после очередного заседания ЦБ, на котором и будет продемонстрировано, какой путь выбрали.
– В виде повышения ставки?
– Судя по всему, да.