16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Изменением Конституции власти "прикроют" антисоциальные реформы

В стране "закон что дышло", а уж Основной закон – тем более?

На встрече президента с руководством Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин предложил оценить эффективность закрепленных в действующей Конституции положений. Он отметил, что документ – "не догма", поэтому нужно смотреть, насколько он эффективен и, возможно, менять, подстраивая под реалии.

"Мы должны всегда, приняв закон, думать о том, как он работает, насколько эффективно его правоприменение", – заявил председатель Госдумы, отметив, что не нужно затрагивать основные положения.

Впрочем, он не первый, кто рассматривает Основной закон сквозь призму эффективности. До этого подобные заявления уже делал и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Он говорил о недостаточном балансе между ветвями власти, нечетком разграничении полномочий правительства и главы государства, а также федеральных и местных органов самоуправления.

Кроме того, на Конституцию "покушался" и председатель Правительства Дмитрий Медведев. Но по его мнению, правки могут касаться лишь актуализации статуса органов власти и развития тех или иных прав. Тем не менее, Володин первый, кто предложил конкретную меру для рассмотрения "эффективности Конституции". Скорее всего, это может значить, что уже в 2019 году мы увидим первые изменения Основного закона, считает доктор исторических наук, депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин. Об этом он рассказал Накануне.RU.

конституция россии присяга рука(2012)|Фото:

– Как вы оцениваете предложение Володина – рассмотреть Конституцию с точки зрения эффективности, но не трогать основные положения?

Вячеслав Тетекин(2015)|Фото: Накануне.RU– Начнем с того, что в Конституции по определению не может быть не ключевых положений. Потому что это основной закон, в котором в краткой форме сформулированы правила жизни государства.

С точки зрения оценки эффективности, проблема заключается в тотальном беззаконии. "Закон что дышло, куда повернул – туда и вышло" – вот сейчас Россия живет именно в таком режиме, когда формально Государственная дума принимает огромное количество законов, но, как еще в старину говорилось, суровость их в России смягчается неисполнением.

У нас происходит наоборот. Законы сами по себе, может быть, и достаточно привлекательные, и демократичные, но на самом деле царит жуткое административное давление.

Это видно по поведению судов. Огромное количество обвинительных приговоров, которые превышают все допустимые нормы. Когда 95-97% приговоров – обвинительные, то это говорит о том, что у нас правосудия фактически нет.

То же самое происходит и в экономике, и во всех отраслях. С одной стороны, есть одно из основных положений Конституции о том, что источником власти является народ, а с другой – фальсификация выборов, которая приобрела тотальный и необратимый характер. Вся система избиркомов у нас — это тотальная машина для фальсификации. То есть уже на этом уровне нарушается одно из основных положений Конституции.

– Зато, по Конституции, Россия – социальное государство…

– О каком социальном государстве можно говорить, когда у нас появилось 22 млн нищих? В Советском Союзе нищих не было, и вдруг они за эти "благословенные годы демократии" появились. Значит, что-то неладно в этом "социальном государстве".

Но когда господин Володин говорил о необходимости оценки эффективности, явно он имел что-то другое. И действительно, сейчас идут упорные разговоры о том, что Владимиру Владимировичу, вроде бы, пора уходить, в любом случае, у него второй срок заканчивается.

И явно то ли он сам, то ли его окружение не хотят упускать бразды правления из рук. Для этого, возможно, и предпринимаются попытки изменения Конституции.

И даже то, что "Единой России" административными методами обеспечили подавляющее конституционное большинство, как раз свидетельствует о том, что какие-то "мудрые" головы в президентской администрации или рядом с ней уже заблаговременно начали думать о том, что надо бы позаботиться, чтобы в нужный момент можно было использовать это большинство для изменения Основного закона. Очевидно, в эту сторону дело двигается. Потому что власть тревожит нынешнее состояние дел, но еще больше их тревожит вопрос самосохранения и сохранения авторитарной формы правления, которая возникла у нас за последние годы.

зорькин валерий дмитриевич председатель конституционного суда рф(2013)|Фото: Накануне.ru

– А то, о чем говорил Валерий Зорькин, на это обратят внимание? Или все-таки основной упор будет на сохранение власти?

– Я думаю, что выступление господина Зорькина не было случайным – оно как часть этого процесса. Другое дело, что он не мог сказать открыто, мол, давайте изменим функции главы государства с тем, чтобы управление страной в ручном режиме перешло в те же самые руки, но в другой форме. Об этом он, разумеется, сказать не мог, поэтому начинается попытка обоснования необходимости изменения Конституции якобы с самыми благими намерениями, о чем свидетельствует выступление господина Зорькина.

При этом, то, что он предлагает, – это действительно разумно. У нас дисбаланс в отношениях между исполнительной и законодательной властью, вне всякого сомнения, у нас фактически законодательная власть существует на правах отдела при администрации то ли президента, то ли местного губернатора. Но, конечно, какая-то отмашка, скорее всего, была для того, чтобы якобы в жизненно важных интересах народа, в интересах укрепления демократии изменить Конституцию.

– То есть снова скажут народу, что стараются для нас, как с пенсионной "реформой"?

– Да, народу объяснят, мол, смотрите, вот дисбаланс устраняется, региональные диспропорции устраняются. А там же, между этими благими пожеланиями, будут вмонтированы изменения формы правления в интересах сохранения у власти нынешней правящей группировки, особенно ее верхушки.

– Почему такие разговоры начинаются именно после проведения основных непопулярных "реформ"? И когда могут состояться эти изменения?

– Явно процесс изменения Основного закона запускаться будет не завтра и не послезавтра. Условно говоря, это может произойти к концу следующего года. Вместе с этим растет волна негодования, вызванная и увеличением налогов, и повышением пенсионного возраста, и другими новациями, которые ухудшают жизнь населения – они уже станут привычными, то есть народ уже в очередной раз смирится с ухудшением своей жизни, и ему тут скажут власти, что они понимают, что народ живет не очень хорошо, давайте поменяем Конституцию, тогда вам совершенно точно станет жить лучше. Под таким якобы благовидным предлогом все это и сделают.

То есть, видимо, власть рассчитывает на то, чтобы начать непопулярные меры с тем, чтобы народ привык к ним, а после начать процесс изменения государственного устройства. Логично и хорошо для обывателя – якобы высшая власть о нем заботится. На самом деле, под этой маской скрываются совершенно иные процессы – сохранение власти за за коррумпированной и неэффективной, бездарной правящей группировкой.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС