25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBV2LZ
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/cars/company/dlv/large/, подробное описание тут.
Ремонт механизма дивана-книжки - http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/flatbook/.
youdo.com


Анатолий Семехин - легенда уральской фотожурналистики, остающаяся за кадром

Фотография – своего рода искусство, как кино, но безмолвное и статичное. И только настоящий профессионал сможет разглядеть необычные детали в повседневной жизни и успеть запечатлеть необыкновенные мгновения.

Анатолий Григорьевич Семехин – человек далеко не публичный. Он больше известен как личный фотограф первого губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя, который недавно отметил свое 80-летие, а раньше, с 1970 года – был специальным корреспондентом ТАСС.

Семехин на мероприятиях в честь юбиляра не присутствовал, скромно предоставив сотни снимков, которые характеризуют не только Росселя, но и 20-летнюю историю современной России.

Специально для Накануне.RU Анатолий Григорьевич поделился своими воспоминаниями о работе фотокорреспондентом и рассказал о том, каким должен быть человек с фотокамерой.

Анатолий Семехин|Фото: архив Анатолия Семехина

Вопрос: Анатолий Григорьевич, рассуждая о ремесле фотокора, скажите, как эволюционировала профессия за последние годы?

Анатолий Семехин: Школа фотожурналистики всегда была достаточно "размытым" понятием. Но в наш период "мамонтов" люди стремились в газету, работали, проходили практику у своих старших коллег. Сейчас, увы, такого нет. Посмотри, у каждого в руках "мыльница", и он считает себя великим фотографом. Великий? Ну, на здоровье… А он не знает даже, что такое композиция, свет. Раньше, в недалекую старину, у фотографа была химическая лаборатория, бачки надо было помыть и пол после печатания фотографий. А сейчас – нажал на кнопку своей "мыльницы", и что? Кадр сделал?..

Вопрос: Но бывают и неплохие кадры, даже если они сняты в современных условиях?

Анатолий Семехин: Согласен, технологии совершенствуются, да и я не мракобес. Но запомните простую истину: то, что человек видит своим глазом, это одно, а то, что снимает фотоаппарат – совсем другое. Пересматривая архив, я нахожу удивительные снимки, которые делал, взяв в руки свой первый фотоаппарат – это была камера под названием "Турист", куда заряжалась даже не фотопленка, а кассета с фотопластинками. Одно нажатие – один кадр. Дальше – на проявку, фиксацию, печать, глянцевание… Процесс, пока не появилась "цифра", был сложным, продолжительным и вредным из-за химических реактивов. Кстати, тот, свой первый фотоаппарат я разобрал по винтикам, чтобы понять устройство камеры. Потом у меня появился, можно сказать, профессиональный "Зоркий-4". Это был уже другой этап. Но и тогда фотокоры, вернувшись со съемки, из сотни-другой на проявленных пленочных негативах отбирали лишь десяток, делали отпечатки, оставляя только самое лучшее.

Вопрос: Когда держишь в руках цифровую камеру, соотносимую по стоимости с автомобилем, суть и смысл кадра остается прежним?

Анатолий Семехин: Поймите, профессионал должен сделать такой снимок, чтобы в нем была композиция, идея, присутствовали замысел, динамика, здесь можно много о чем рассуждать…

У меня в Кишиневе, в Молдавии, когда она еще входила в состав СССР, был учитель – Павел Никитич Лисенкин, легендарный фотокорреспондент ТАСС. Он находился на пенсии, когда я, после армии, женившись, начинал свою серьезную фотографическую деятельность в фирме под названием "Кишинев-Фото", хотя до того пробовал себя и как строитель, столяр, плотник… А в ТАСС помню, как Лисенкин преподал нам урок мастерства. Очень просто и наглядно он объяснил, как строить кадр: поставил полтора десятка человек перед нашими объективами так, что каждый из снимаемых выполнял свое назначение. И командовал, куда нам двигаться, чтобы "угадать кадр": шаг вправо, влево, вперед, назад и так далее… Вот это была школа! Тогда я понял – каждый человек в твоем кадре может быть наделен определенной ролью. И можно раскрыть тот или иной эпизод, уловив некий, где-то даже сакральный момент съемки.

Эдуард Россель|Фото: архив Анатолия Семехина

Эдуард Россель, "принимай, Родина, кокс"|Фото: архив Анатолия Семехина

Вопрос: Сейчас многие фотокорреспонденты смотрят через объектив, выхватывая фрагменты сходу. Что плохого?

Анатолий Семехин: Это тоже правильно, но к любой съемке надо готовиться заранее. В кадре должно быть все: мимика, жест, планы, где-то натюрморт, красивый вид, да все, что угодно. В одном кадре репортеру надо видеть всё! А дальше уже себя как назовешь – фотограф, фоторепортер, фотохудожник. Но если ты фоторепортер, то должен все уметь снимать красиво и понятно – от кучи навоза до президента. Перед съемкой я всегда смотрю вокруг, заранее выстраиваю кадр. Возможно, что-то пойдет не так, но планировать надо заранее. Более того, я заранее вижу, что мне предстоит снять, "прощупываю" фоторяд. Это – ТАССовская школа. Например, я приезжал на завод с заданием запечатлеть передовую бригаду. Вроде, дело простое – снять группу людей. Но при этом надо показать, что они делают, как они относятся к своей работе. То есть в композиции – человек, бригада, люди, производство, цех, продукция… Это может быть и один снимок, а может – и фоторепортаж или даже фотоочерк. В ТАСС было ограничение – не более пяти-шести снимков. Поэтому я в своем блокноте, перед съемкой, рисовал картинки, что именно хочу видеть. Вот так нас в ТАСС учили! При этом я никогда в жизни никого не осуждал и не осуждаю с точки зрения владения ремеслом. И пусть современные фотографы будут профессионалами, используя наш опыт.

Вопрос: У Вас – около пяти тысяч опубликованных фотографий только с Росселем. А "за кадром" остались многократные дубли. Каковы секреты мастерства "личника" – личного фотографа "особы"?

Анатолий Семехин: Всегда снимаешь с запасом, и в объектив попадает то, что затем надо просто вычеркнуть – как в печатной журналистике корректор правит текст. Помимо прочего, фотограф должен всегда быть и оставаться просто человеком, очень тактичным; не быть жлобом, варваром по отношению к своему визави. Тем более, если он снимает первых лиц, то должен уважать и их труд. Да, есть нюансы. Когда я начинал здесь, на Урале, работу в ТАСС, у меня с тем же Борисом [Ельциным, в 1976-1985 гг. - первый секретарь свердловского обкома КПСС; в 1991-1999 гг. – президент Российской Федерации] сложились хорошие, рабочие отношения. Я ему говорил – в качестве просьбы – чтобы он повернулся для кадра определенным образом [на фото внизу]. При этом он информацию учитывал, знал, что я стою где-то рядом. На съемку требовалось одна-две секунды, чтобы он повернул голову в мою сторону. И он меня послушал. Сколько я в дальнейшем снимал Ельцина, больше я ему об этом не напоминал. Но он всегда, когда требовалось, смотрел в мою сторону, поворачиваясь так, чтобы я снял его, как следует: он видел, где я стою. А времени на съемку, повторяю, были доли секунды. Затем он качал головой, вроде как, говорил: "спасибо". Такая негласная была договоренность между мною и Ельциным – раз и навсегда.

Борис Ельцин, Анатолий Семехин|Фото: архив Анатолия Семехина

Вопрос: Знаю про историю, когда Ельцин решил поздороваться не с первыми лицами Свердловской области, а лично с Вами?

Анатолий Семехин: Да, было дело, тогда Ельцин по приглашению Росселя прилетел в Екатеринбург. Борис Николаевич, спускаясь по трапу, меня заметил. Далее все вип-персоны, в том числе Россель, наблюдали, как Ельцин, ломая все протокольные мероприятия, напрямую пошел ко мне поздороваться. Смотрю, Борис идет ко мне, и я, нормативным языком говоря, чрезмерно удивился… Обнялись, он спросил, как дела, как жизнь? Все были в шоке, а у него это получилось, как "дважды два"…

Вопрос: Но собкору ТАСС было проще, чем другим фотографам, ведь Вы были особой, приближенной к первым лицам?

Анатолий Семехин: Да, правильно, но – одну минуточку! Меня никто сразу не поставил корреспондентом ТАСС. Сейчас все, кто, условно говоря, с "мыльницами", хотят быть приближенными особами. Но это их проблемы.

Вопрос: А как получилось, что Вы стали "личником" Росселя? Он Вас выбрал или Вы его?

Анатолий Семехин: Дело в том, что я работал в фотохронике ТАСС в Свердловской области, когда ее возглавлял секретарь обкома партии Ельцин. Я был обязан согласовывать все вопросы с отделом пропаганды. И мне оказывали содействие, видели, что я никакой не наглец. Возможно, при решении о том, что я буду работать рядом с Росселем, сказалось и это, и моя армейская служба в президентском полку, не знаю… Но в первую очередь надо было просто оставаться нормальным человеком. Руководитель любого уровня видит, кто снимает, как снимает, как себя ведет. Конечно, со временем все познается и узнается. Россель всегда с большим уважением относился к нам, кто отвечал за его информационную повестку, к журналистам. Я Эдуарда Эргартовича очень уважаю – на посту губернатора Свердловской области он проявлял себя удивительно дальновидным человеком, смотрел вперед так, что его окружение удивлялось.

Эдуард Россель|Фото: архив Анатолия Семехина

Владимир Путин, Герхард Шредер, Эдуард Россель|Фото: архив Анатолия Семехина

Вопрос: Помимо официоза, вип-персоны, попадавшие в объектив Вашей камеры, любили отмечаться и в неформальной обстановке, как Вы строили работу?

Анатолий Семехин: Рыбалка, охота, посиделки, все это отдельные темы, требующие от фотокора "внутреннего ценза", чтобы в дальнейшем не выставить объект съемки в неприглядном виде. И многие участники таких неформальных встреч обращались ко мне за "фотокарточкой", будучи убеждены, что я не нанесу урон их репутации. Кстати, я лично никогда не вручал такие фотографии высокопоставленным лицам, передавал через службы протокола. Хотя сейчас, знаю, есть репортеры, которые сами, с большим удовольствием, стараются вручить полученные ими снимки. Но зачем? Человек, которому передали фотографию, прекрасно знает автора.

Эдуард Россель|Фото: архив Анатолия Семехина

Вопрос: Скажите пару фраз в адрес тех, кто начинает путь на стезе фотожурналистики?

Анатолий Семехин: Пусть учатся у мэтров! Раньше, чтобы попасть фотографом в газету, требовалось огромное стремление, человек должен был быть влюбленным в газету, в свою профессию, в фотографию. Среди имен уральской фотожурналистики назову такие: Вячеслав Донецкий, Вячеслав Ветлугин, Лев Баранов, Станислав Савин, Алексей Кунилов, Леонид Черных… Может, я кого забыл, но кто знает эту когорту, кому интересно – найдут их работы. А пару фраз сказать молодым не получится, но есть одна – пусть всем будет хорошо. У многих фотографов есть замечательные, интересные картинки, я с уважением отношусь к творчеству этих людей, не без восхищения смотрю на некоторые снимки в Интернете (считая данную сеть "всемирной помойкой"). При этом большинство из нас, "мамонтов", как говорится, "академий не заканчивали", хотя сейчас такому ремеслу обучают даже в университетах. Считаю, что все зависит от человека. Если умеют люди делать фотографии – дай им Бог!

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Анатолий Семехин, фоторабота "Осень на Чусовой" (2015 г.)


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС