24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

"Сейчас самое время". Южноуральские машиностроители призывают минпром вспомнить славное прошлое Танкограда и вложиться в развитие станкостроения

Минпромторг РФ к концу октября должен представить программу импортозамещения в машиностроительной отрасли, которая коснется, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса и объектов энергетики. Пока федеральное ведомство разрабатывает вариант поддержки отечественных предприятий, южноуральские машиностроители, испытывающие дефицит кадров и новых станков, призывают региональный минпром вспомнить, что Челябинск, в первую очередь, не металлургия, а Танкоград, и сейчас  самое время  этим воспользоваться в условиях внешнеэкономической обстановки.

Как передает корреспондент Накануне.RU, в Челябинской области работает 116 крупных машиностроительных предприятий. В функционировании отрасли задействовано порядка 84,5 тыс. человек, или 2,3% населения области.

Начальник управления промышленности минпрома Челябинской области Борис Бардин считает, что трудности у отрасли начались после распада СССР, поскольку между поставщиками комплектующих и производителями машин были налажены тесные логистические связи. "Выжить" смогли лишь те, кто сохранил локализацию в России.

Между тем, по данным Бардина, машиностроение региона в первом полугодии показало рост в 107,3% к аналогичному периоду прошло года. То же самое происходит и в металлургии – рост 101,7%.

"Растет металлургия, растут и машиностроительные предприятия. Говорить о спаде сегодня, наверное, уже не стоит, потому что основной пик спада прошел. Это 2000 год, 2010, 2011. В 2012 году Минпромторг РФ создал программу поддержки машиностроения. Она включает в себя ряд направлений по поддержке промпредприятий в инновационных направлениях. Это конкретные проекты, под которые выделяются определенные госсубсидии", - пояснил Бардин.

По его словам, минпром региона отслеживает потенциальных инвесторов, которые могут быть задействованы в этих программах, подготавливает инфраструктуру для производственных площадок. Развивать машиностроение завещал и избранный губернатор Челябинской области Борис Дубровский в своей "Стратегии 2020". По словам Бардина, ведется работа по организации внутриобластной кооперации, которая поможет средним и мелким предприятиям участвовать в глобальных проектах, изготавливая, к примеру, только детали.

"Движение есть. Мы готовим постановление по созданию на территории ЧТЗ центра дизелестроения. Это новые современные двигатели для ОПК и для развития промышленного направления автотранспортной техники. Есть также проект цикла полной деревопереработки. Есть предприятия, которые могут этот цикл осилить. Нужно только посмотреть, какую поддержку мы сможем им оказать", - пояснил Бардин.

Машиностроители оптимизма регионального минпрома не разделают. Генеральный директор ГК "Уралкран" Сергей Кравчук считает, что никакой программы поддержки машиностроителей на уровне региона нет: все действия министерства носят не системный, а эпизодический характер. По словам Кравчука, "ЧТЗ-Уралтрак" еще держится на плаву только благодаря поддержке "Уралвагонзавода", есть трудности и у АЗ "Урал" (Миасс, группа ГАЗ).

Проблема в отрасли, по словам Кравчука, возникла из-за длительного отсутствия внутреннего потребления на рынке машиностроения – все предпочитали покупать импортное. Сказался и рост цен на энергоносители – по 10-20% в год. Предприятия машиностроения не успевали компенсировать свою себестоимость. Даже госпредприятия, которые закладывали ту или иную индексацию, всегда получали госзаказ, они не могли угнаться за ростом энергоносителей. Помимо этого упало и качество труда – об отсутствии кадров заговорили только два года назад.

"Все это сложилось таким образом, что мы абсолютно неконкурентоспособны в мировом плане, ну и в региональном тоже никаких прорывов не было", - считает Кравчук.

Технический директор ЧМЗАП "УралАвтоПрицеп" Трофим Осинин также констатирует отсутствие какой-либо финансовой поддержки со стороны государства. Техническое перевооружение отрасли в регионе, начатое в 2005-2008 годах, все еще идет. Модернизация подразумевает экономию и энергосбережение, а для этого нужны новейшие станки, которых, разумеется, нет. Без господдержки перевооружение отрасли выполнять сложно, тем более, что заказы у предприятий на сегодняшний день не такие уж и масштабные, отмечает Осинин.

"Почему сегодня упадок заказов именно на отечественного производителя? Идет насыщение рынка той же техникой. Для того, чтобы быть на плаву, пытаемся модернизировать оборудование, закупать новейшие образцы. Но, опять же, у нас в России если и производят новейшие образцы, то они все из комплектующих иностранного производства. Мы сегодня это чувствуем на себе. Запчасти, которые мы раньше поставляли из Москвы и получали оттуда через официальные представительства, их сегодня нет. Брать приходится из Европы и Китая", - отметил он.

Помимо этого на рынке руда отсутствует рабочее звено. Станочников и сварщиков катастрофически не хватает. Средний возраст профессионала широкого профиля - 50-55 лет. Молодых специалистов - лишь 10%.

Наверстать упущенное машиностроителям острее всего мешает отсутствие современных станков. По информации минпрома, в регионе только четыре предприятия строят станки. Финансирование по программе Минпромторга РФ получил лишь станкостроительный завод в Троицке.

"Глобально мы хотим создать предприятие, которое будет заниматься программой станкостроения. Программа импортозамещения, которая готовится в Минпромторге РФ и будет подписана до конца октября, включает в себя ОПК. Это оборудование, которое предназначено для развития новых технологий – это Роскосмос, Росатом. Для этого нужно оборудование, в первую очередь, станочный парк. Он имеет 42% старого оборудования. Пока ведутся подсчеты, сколько станков потребуется для замещения в ОПК", - сообщил представитель минпрома Борис Бардин.

Он считает, что у региона есть шанс попасть в программу, действующую до 2020 года. В реестр по ней вошли 29 предприятий области. Однако, чтобы производить комплектующие, нужно современное дорогостоящее оборудование.

"Предприятия на сегодня не готовы заниматься развитием направления. Вопрос импортозамещения очень сложный. Мы ждем от предприятий обратной связи. Мы хотим понять, готовы они к этому или нет. Если окажутся готовы, какие-то точечные проекты будем реализовывать", - отметил Бардин.

По его словам, власти не могут вмешиваться во внутренний бизнес с частными инвестициями и решать, участвовать или нет в программе импортозамещения, будут сами предприятия.

"Что касается ОПК, понятно, что нам надо менять оборудование, заводить проекты. Предприятиям мы задали эти вопросы, надеюсь, они ответят. Губернатор в Сочи летит, там 19 сентября программа импотозамещения будет обсуждаться. Эта же программа будет обсуждаться в Санкт-Петербурге, с понедельника там будут "круглые столы" с бизнес-сообществом", - пояснил Бардин.

Генеральный директор ГК "Уралкран" Сергей Кравчук считает, что минпрому региона и в этом вопросе неплохо бы занять активную позицию.

"Не надо забывать, что Челябинск, в первую очередь, не металлургия, а Танкоград. Машиностроение здесь имеет огромный исторический потенциал. Сейчас самое время заявить о нем, с учетом внешней экономической обстановки создается программа импотозамещения. Если сейчас мы не используем этот шанс, неизвестно, будет ли он предоставлен в дальнейшем. Россия достаточно глубоко интегрирована в мировую экономику. Надо работать в обе лопатки, чтобы мы могли занять хоть какое-то место в этой программе, которая создается в Москве", - пояснил он.

По его словам, важную роль играет и вопрос импортозамещения в энергетике. Он напомнил, что 10 лет назад чуть не закрылось единственное в регионе предприятие "Электросила", производящее турбины и генераторы для ТЭЦ. Так или иначе, пока машиностроители не имеют возможности покупать комплектующие у отечественных поставщиков, поэтому приобретать приходится импортное, подороже. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС