19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

РПЦ отмечает День Крещения Руси. История вопроса

Праздник Крещения Руси отмечают в Русской православной церкви в понедельник, в день памяти святого князя Владимира (Василия).

На этот раз впервые за последние годы центральные торжества по случаю Дня Крещения Киевской Руси пройдут не в Киеве, а в Москве.

"Несколько лет подряд Москва оставалась лишь периферией общецерковных торжеств в этот день, ведь и патриарх, и все члены Священного Синода находились в Киеве. На этот раз заседание Синода уже проведено в Москве, причем с участием всех его членов от Украины, включая местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

Он отметил, что День Крещения Руси - великий праздник всей Русской православной церкви.

"Это не региональное празднование, имеющее преимущественное значение лишь для одной из частей исторической Руси. Хотя, конечно, мы никогда не забываем о том, что именно в водах Днепра исторически произошло празднуемое событие", - добавил священник.

В этом году в день памяти святого князя Владимира (хотя крестившись, данный гражданин принял имя Василия - и "святым" он должен именоваться как раз под этим именем, а не мирским - прим. А.К.) патриарх Кирилл возглавит торжественную службу в своем кафедральном соборе, чего, как подчеркнул представитель синодального отдела, не было давно. В связи с этим отец Николай напомнил, что и в Российской Федерации День Крещения Руси объявлен государственной памятной датой с учетом просьбы, с которой обратился в свое время Архиерейский Собор.

Традиция празднования Дня Крещения Руси в Киеве была заложена еще в 2008 году предшественником патриарха Кирилла - Алексием II. С тех пор ежегодно 28 июля основные торжества проходили в украинской столице.

Разберемся - о чем, собственно, идет речь.

Крещение Руси (точнее, больших масс народа) происходило сначала в современном Севастополе (тогда – Херсонес), в районе нынешней улицы Древняя. Потом это массовое обязательно-развлекательное шоу (как сказали бы сейчас) продолжилось в Киеве, в Днепре, куда Владимир (Василий) демократично загнал всех киевлян. То есть, эти события, даже если они и происходили одномоментно 28 июля, в чем некоторые по понятным причинам сомневаются, никак не могут быть слеплены воедино – просто потому что это ДВА разных события. Далее, за день успеть из Херсонеса в Киев тогда было можно только на ковре-самолете или (с трудом) в сапогах-скороходах. Но вот ведь обидная вещь – ни одна летопись о таком личном транспорте князя Владимира-Василия не упоминает. Да и сегодня пешком или на лошади доскакать туда-сюда будет проблематично.
Впрочем, раз Владимир (Василий) Святой, то это дело десятое. Раз святой – он ведь вполне мог через правильный портал транспортироваться из Херсонеса в Киев одномоментно (по пути заскочив в Константинополь, дабы утрясти кое-что с тамошним патриархом).

Кстати о святости.
Во-первых, кто был сам князь Владимир (Василий), во-вторых, ради чего он принял крещение и, в-третьих, зачем он крестил киевлян (то есть просто загнал в Днепр и провел обряд крещения)?

А это был человек, явно не тяготевший к праведному и, тем более, святому образу жизни. Проказник он был и затейник-баловник.
"Рядом с такой образованностью жило распутство, которое никак не входило в рамки поведения высоконравственного человека, а тем более великого князя… Сей князь – грешник по многим позициям, в первую очередь по убийствам. Решив жениться на дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде, сосватанной уже за Ярополка, и, получив на это отказ, Владимир убивает отца невесты и двух ее братьев, а сам женится на ней. … Следующее убийство — брата Ярополка, оно в полной мере также лежит на совести Владимира. Кроме того, сей великий князь стал сожительствовать с женой покойного брата — Юлией. Он имел пять жен — Рогнеду, Анну, Аделью, Малфриду, Олову и был способен бросить любую из них для любви с другой. Пример этому Рогнеда, брошенная из-за византийской царевны Анны и постриженная под именем Анастасии. Живя не где-то на арабском востоке, а на Руси, Владимир имел множество гаремов: в Вышгороде — триста, в Белгороде — триста, в Берестове — двести наложниц. И этого было мало, он предавался необузданному женолюбию, словно второй Соломон".

Экий был затейник. Правда, все эти действия из летописи святого посвящены периоду его жизни ДО крещения.
Как пишет А.С.Королев: "Летопись сообщает, что князь был "ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Ну, да ладно - кто из нас смертных не без греха? Отметил сие лишь для того, чтобы современники, внимающие таким же смертным, но облаченным в рясы, вещающим о "диаволе" Сталине, понимали - что святость в понимании современных церковных священников дело выборочное.

Зачем князь Владимир сам принял крещение, а потом и крестил Русь? Посмею утверждать вслед за историками, что, во-первых, из-за политики, то бишь, из-за корыстных интересов. Для укрепления великокняжеской власти целесообразно было принять монотеистическую религию, освящающую княжеское самодержавие. Причем совсем незадолго до того, в 983 г., князь Владимир так рьяно начал укреплять на Руси язычество, что дошел до попытки человеческих жертвоприношений. А потом вдруг бац – и окрестился. Но даже здесь была замешана женщина! Наверное, особенности личности сработали. Не углубляясь в детали – что там да как, - Владимир захотел получить в жены византийскую принцессу Анну. Император Византии согласился на это с условием: крестись – получишь. Владимиру (Василию) такое условие было выполнить, что жену сменить. Тем паче, что брак с византийской принцессой сулил столько выгод как внешнеполитического, так и внутриполитического характера.

Были и еще многие и многие подвиги крутоватого норовом Владимира, ставшего святым волею потомков.

И как же было дело? Сначала Владимир вообще-то умертвил собственного брата не без помощи группы товарищей-варягов. В итоге занял киевский престол. И тут случается новость: у константинопольского императора Василия Второго - восстание Варды Фоки. На его подавление Василий Второй направляет, кстати, тоже Варду, но Склира. В результате долгих и забавных перепитий, оба Варда объединились с целью-таки очень сильно побить императора. И тогда Василий Второй отправил к Владимиру послание: спасай и проси чего хочешь! Владимир за ввод ограниченного контингента все из тех же варяг-товарищей затребовал себе в жёны Анну, сестру императора.

Тут надо сделать лирическое отступление. В те времена иметь женой сестру императора Византии это как сейчас дочь, например, ВВП. А то и более того. Византийские императоры отказывали даже немецким!

У Василия выбора не было, так как ему очень хотелось жить. Условием он поставил крещение Владимира, что тот исполнил сразу же. И бравая ватага отправилась в Византию, Владимир стал ожидать обещанной сестры в жены. Прождав пару лет, он отписал Василию Второму письмо с вопросом: а какого, собственно - где невеста-то? Василий к этому времени Вардов почти дожал и стремительно пошёл в отказ. Тогда Владимир пошёл на Корсунь, а товарищи-варяги, которые застряли в Византии, на Константинополь. И тогда Василию деваться стало некуда, и он таки отправил Анну с попами в Корсунь. Там Владимир крестился, в крещении принял имя Василия (в честь императора), женился на сестрице императора, и стал, в глазах мировой общественности, велик. С той поры про Анну никто ничего не слышал. Вообще.
                                  ******
Но главное - все эти события происходили на территории ныне суверенной Украины. И к нынешней России имеют отношение сугубо относительное. Вне зависимости от восприятия – хорошо это или плохо. По мне так – очень плохо, но с формальной точки зрения это факт, и никуда от него не денешься. С таким же успехом можно праздновать крещение императора Константина - Москва ведь "Третий Рим"?

Что до крещения территорий собственно РФ, то это произошло уже годом позже, в 989-м году, и никак не 28 июля. К тому же акт крещения Великого Новгорода Добрыней Никитичем был не очень праздничным, поскольку Добрыня "крестил мечом", как по тем временам вообще-то все абсолютно и делали - то есть значительная часть "новообращенных" была попросту перебита, а город в значительной части сожжен. Радость, конечно, у новгородцев тогда была великая, но и такую радость хоть как-то можно привязать к нынешнему российскому государству. В отличие от заявленного.

Еще один момент. Обьявление религиозного дня одной конфессии для всех – для православных и иудеев, для католиков и атеистов, для буддистов и мусульман – для всех граждан нашей многонациональной и многоконфессиальной страны выглядит немного странно. Вопрос – день принятия ислама Русью намечается? Казань, вон, к примеру, была таковой, пока ее Иван IV не взял. Иудеи вполне могут пролоббировать себе дату – чтобы было (у них денег хватит). Буддисты тоже должны подтянуться. Атеисты тоже хотят себе отдельный день в календаре – да чтобы на законодательном уровне.

Ах, да! Совсем забыл про язычников. Ведь, как известно, после "крещения Руси" эта самая Русь еще минимум три века была большей частью языческой. И хоть и вытравлялось язычество где по-доброму, а где и каленым железом, но все русские народные сказки, дошедшие до нас – они все оттуда, из язычества. И масленица, и день Ивана Купалы, и резные узоры наличников на деревенских домах – они все оттуда. Тысячу лет прошло, а оно, язычество – вот оно, с нами, рядом, вокруг и внутри нас, хоть мы этого в большинстве своем попросту не замечаем. Так что – и день язычества Руси тоже необходим всенепременнейше.

                                        ******
Я прекрасно помню, с какой помпой в 1988 году проходили торжества, прямо-таки торжествища, по поводу 1000-летия крещения Руси. На фоне начавшейся Катастройки тогда это было удивительно. Но оправдывало сие хотя бы то, что Киев, как "мать городов русских" тогда еще оставался с нами в едином государстве.
К чему привела тогда эта помпезность – помнят все. Страну стремительно и безжалостно убили.

Но сегодня для празднования этого "дня" нет даже такого оправдательного фактора, как единая страна.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС