26 Ноября 2020

Эрдоган начинает и выигрывает?

Общество В России

Математики Великобритании и США доказали пользу войн: от них сплошной прогресс и развитие

Специалисты по моделированию эволюционных процессов, математики и экологи из нескольких институтов Великобритании и США подтвердили то, что в древнем мире войны помогали развитию государств. Исследователи построили математическую модель истории Африки и Евразии на протяжении трех тысяч лет с 1500 года до нашей эры до 1500 года нашей эры. Как пишет Lenta.ru, одробности приведены в статье ученых для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, а краткое содержание можно найти в Nature News.

Модель была основана на географической карте двух материков, поверхность которой разбили на клетки размером 100х100 километров, задав каждой клетке свой набор параметров: высотой над уровнем моря, типом биома (например, пойма или пустыня) и наличием сельского хозяйства. В начале истории все клетки считались занятыми нейтральным населением, а затем часть цивилизаций получала военные технологии и так называемые ультрасоциальные нормы (ultrasocial norm), играющие в модели ключевую роль.

Под ультрасоциальными нормами авторы понимают моральные принципы, которых придерживаются в той или иной культуре и которые отличают эту культуру от всех прочих. В качестве примера ученые приводят взаимное доверие или общую веру в сверхестественную силу: религия или государственная идеология являются в модели исследователей институтами, которые воплощают ультрасоциальные нормы.

Разумеется, и религия, и чувство национальной идентичности в модели не бесплатны: поддержание этих ультрасоциальных норм требует определенного количества ресурсов. Однако в той же модели прописана и возможность захвата клеток, занятых иными цивилизациями, и вот в таких столкновения наличие ультрасоциальных норм играет сопоставимую роль с наличием военных технологий. При столкновении на одной клетке двух цивилизаций побеждает та, которая лидирует как по совокупности бонусов (нормы плюс военные технологии), так и по размеру.

Многократное проигрывание модели, то есть несколько десятков запусков виртуального мира с нуля привело к картине, которая достаточно близка к реальному миру. Авторы пишут, что им удалось показать увеличение размеров империй после появления более совершенного оружия (формирование кавалерии, как и в случае с монгольскими племенами, расширило границы), а добавление вооруженных столкновений ускоряло обретение новых ультрасоциальных норм.

Предложенная учеными модель достаточно близка к знаменитой компьютерной игре Civilization: в которой так же симулируется развитие цивилизаций. Игра предусматривает строительство городов, поэтапное открытие технологий, а в поздних версиях переход клеток от одной цивилизации к другой возможен как за счет военного вмешательства, так и за счет культурного влияния; существуют версии, в которых учитывается религия, пандемии, а при моделировании отдельных боев даже просчитывается устрашающий эффект боевых слонов на лошадей противника (Realism Invictus). Однако все игровые модели, в отличие от исследовательских, в меньшей степени формализованы и их авторы, как правило, уделяют большее внимание интересу игры, а не достоверности моделирования в целом.

add_circle ОБСУДИТЬ (6)