Федеральный центр послал очередной сигнал Куйвашеву: за сохранность памятников придется ответить
Ответственность за сохранение и охрану объектов культурного наследия (ОКН), памятников архитектуры в каждом субъекте России по законодательству несет первое лицо региона. С 2013 года одним из показателей эффективности деятельности губернаторов будет пункт именно по сохранению, использованию и государственной охране ОКН. Для министерства культуры это очень важно, считает Сергей Исачкин, руководитель управления минкультуры России по УрФО. "Раньше такого показателя не было, а он очень важен для нас", - заявил Сергей Исачкин на пресс-конференции, передает корреспондент Накануне.RU.
По его мнению, сейчас на каждой территории УрФО складывается различное представление по охране объектов культурного наследия, хотя на первый взгляд задача одна. В качестве примеров Сергей Исачкин привел опыт ХМАО, ЯНАО и Курганской области. Эти регионы получают меньше всего замечаний и предписаний от минкульта по государственной охране и сохранению ОКН. Даже при условии того, что местные органы, занимающиеся этими вопросами, являются или не являются самостоятельными и подчиняются ли органам власти субъекта. Чего нельзя сказать о Свердловской и Челябинской областях. Только здесь есть министерства по культуре, в структуре которых созданы управления по охране памятников. Однако, как считает Сергей Исачкин, самостоятельность - это только 50% эффективной работы. Другие 50% - это человеческий фактор.
Руководитель управления минкультуры России по УрФО Сергей Исачкин считает, что в Свердловской области больше всего проблем по охране памятников
"Например, полностью несамостоятельный орган практически не имеет замечаний от нас по результатам проверок. Есть подзаконные акты, есть регламенты. В Свердловской области же совершенно другая ситуация. Как нам кажется, тут и цели и задачи другие. В целом по территориям, даже количество людей примерно одинаковое, в Свердловской области даже несколько больше. Однако направление деятельности несколько другое. Больше на разрушение культурного наследия, а не на сохранение в итоге. Вот это очень странно, печально и непонятно", - заявил руководитель управления федерального минкульта.
Отметим, что управление минкультуры России по УрФО занимается контролем не только охраны памятников федерального значения. Специалисты проверяют деятельность организаций, имеющих лицензию на реставрацию. Это примерно 20 проверок в год. "Кроме того, по объектам федерального значения мы проверяем законность мероприятий по их сохранению пользователями, собственниками и самими органами охраны в части согласований заданий, выдачи разрешений. За год таким небольшим составом (у нас только 1 специалист на весь округ, еще я как руководитель) мы проводим в год около 40 проверок. Практически по каждой проверке у нас выносится предписание. По части из этих проверок - административное производство", - рассказал Сергей Исачкин.
По его словам, основные нарушения - это начало строительства без разрешения, без проведения исследовательских работ. Будь то реконструкция самого памятника, или пристрой к нему, который может быть в разы больше самого памятника. В этом отношении яркий пример - Земская школа в Екатеринбурге. "Есть в законодательстве такие моменты, когда процедурно все соблюдается, а, по сути, вот мы видим Земскую школу, которая до сих пор стоит полуразрушенной", - сказал он.
Разрушенная Земская школа
В Свердловской области процедура по реставрации и реконструкции памятника рассматривается через его предмет охраны.
"В связи с этим принимается решение о том, что возможна реконструкция с сохранением, например, только фасада. Хотя законом это категорически запрещено, хотя бы теми позициями, что ОКН сохраняется полностью. Полностью проводится его реставрация без изменения его физических параметров. То есть нельзя надстроить, пристроить что-то там. Можно поменять, например, деревянные перекрытия, если они не представляют ценности. Можно также поменять окна, двери, фундамент, но опять же, если они не представляют культурной ценности. Это моменты, которые решаются органом охраны именно в процессе исследования, историко-культурной экспертизы. У нас же в Свердловской области как раз эта историко-культурная экспертиза доказывает, что возможно уничтожение большей части памятника, с сохранением там только кусочков, фрагментов, элементов декора. Это в корне противоречит закону", - отметил чиновник.
В этом отношении, по его словам, показателен пример "Пассажа", когда "здание снесли, а стеночка осталась". По всем процедурным вопросам есть согласование, есть разрешение, организации имеют лицензии на реставрацию, есть историко-культурная экспертиза, говорит он. Более того, прокуратура в целом не выявила никаких нарушений. Но, по мнению Сергея Исачкина, необходима доработка проекта этой реконструкции.
"Да, стенка по проекту так и остается. И даже еще две другие стенки сохраняются, будут восстановлены. Уставный суд тоже принял решение, что нарушения отсутствуют. У нас нет оснований для суда, в том числе потому, что "Пассаж" - это объект регионального значения. И разбираться и охранять этот объект должен орган охраны субъекта, полностью его права, его ответственность. То есть министерство культуры (региона, - прим. Накануне.RU)", - заявил он.
"У меня, как у представителя регионального управления федерального ведомства, нет оснований обжаловать решения прокуратуры", - добавил Сергей Исачкин.
Отметим, что в Свердловской области сейчас очень высокая строительная активность. И от региональных властей зависит, как они построят свою политику - на сохранение или же на хаотичную точечную застройку, которая приведет к разрушению ОКН одного за другим.
"Тут должно быть полное понимание прямой вертикали - управление охраны памятников, министерство культуры, председатель правительства, губернатор. Если у нас нет такой работоспособной схемы, то мы получаем такие абсурдные нарушения", - отметил Сергей Исачкин.
Напомним, что июле этого в Свердловской области функции и полномочия областного министерства культуры и туризма в сфере охраны объектов культурного наследия, а также госконтроль по сохранению, использованию и популяризации ОКН переданы министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области (МГИСО). Как заявил Сергей Исачкин, сейчас в структуре МГИСО создается отдельный департамент со всеми полномочиями по охране ОКН. "К чему это приведет, пока не знаем. Есть пример в Костромской области, где охрана памятников находится в структуре по управлению госимуществом. Но тут опять же человеческий фактор. Что в одном субъекте Большого Урала категорически нельзя, в другом можно", - считает он.
"Свои позицию мы губернатору и председателю правительства высказали, что было бы логичнее и целесообразнее создание самостоятельного департамента по охране памятников в структуре правительства, с прямым подчинением председателю правительства, либо с подчинением заместителю губернатора. В этом случае в разы увеличивается ответственность первого лица, ответственность руководителя. Он же готовит документы, он же за них отвечает. У нас сейчас такая ситуация, что готовит один, а утверждает другой", - рассказал руководитель управления.
"Практически на уровне субъекта получается замкнутый круг. Я лично думаю, что нужно менять кадровый состав, нужно менять принцип той структуры, которая существует. Ситуация в Свердловской области катастрофическая. Наш акт проверки страшно читать, там на 40 листах одни нарушения. У нас годами может решаться вопрос по охранным обязательствам. Мы сами ждали этого разрешения 9 месяцев. Отправили 4 письма министру! И в каждом конкретном случае можно найти такие проблемы. Это главный проблемный субъект в УрФО, где нет качественной и конструктивной работы. Все субъекты работают в одном федеральном законодательстве, но у них нет таких проблем", - отметил Сергей Исачкин.
На сегодняшний день ответа от правительства до сих пор не поступило.
Напомним, буквально вчера свои претензии по поводу сохранения памятников культуры в Свердловской области высказало полпредство президента РФ в УрФО.