15 Апреля 2021

Товарищ главный конструктор

Наука и техника Россия

Найдена максимально возможная масса звезд

Американские ученые из Балтиморского института космических наблюдений, проводившие работы под руководством Дональда Фиджера, пришли к выводу, что звезды не могут иметь массу, превышающую массу Солнца более чем в 150 раз.

Свои заявления исследователи подкрепляют результатами наблюдений за удаленным звездным скоплением Арка, расположенном в 25 тысячах световых лет от Солнечной системы. Этот кластер был открыт в 1990 году и является одним из самых тяжелых в Галактике (порядка 11000 масс Солнца). При этом возраст звездного скопления Арка составляет всего около двух миллионов лет, что, по космическим меркам, совсем не много.

Команда Фиджера изучала распределение звезд в кластере Арка по массам, основываясь на информации, полученной орбитальным телескопом "Хаббл", сообщает Nature. Учитывая огромную численность звезд в скоплении и их небольшой возраст, исследователи рассчитывали найти объекты, масса которых бы превышала массу Солнца в 500 раз. Однако, за все время наблюдений ученым так и не удалось обнаружить ни одной звезды, превосходящей по массе наше светило более чем в 130 раз.

Таким образом, утверждают исследователи, масса звезд не может превышать 150 масс Солнца. При этом Фиджер подчеркивает, что объем полученной научной информации не позволяет говорить о случайности. Шансы на то, что предела массы для звезд не существует, по словам исследователей, составляют один к ста миллионам.

Примечательно, что ранее не раз обнаруживались сверхтяжелые звезды, однако при дальнейших наблюдениях выяснялось, что они являются группами звезд. Теоретического объяснения результатам работ команды Фиджера пока не предложено, тем не менее, они могут оказать огромное влияние на представления о процессах формирования и эволюции Вселенной, сообщает Компьюлента.