23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBrVBU
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/country/geo/astrahan/, посмотреть.
youdo.com


Аналитика все материалы

В колеса мегапроекту уже вставляют мини-палки?

Любому журналисту приятно, когда впервые озвученный им термин становится устойчивым словосочетанием в определении чего-либо. Без лишней (в данном случае) скромности порадуемся, что впервые мегапроектом обозначили представленный Петром Латышевым 17 мая на совещании  в Челябинске под председательством Президента проект "Урал промышленный - Урал Полярный" именно мы - Накануне.RU. Попали в точку. Что, впрочем, далеко не сразу и далеко не всем стало ясно. Это вообще свойственно большинству крупных идей. Еще поэт, если помните, говорил: "Большое видится на расстояньи..." 

То, что упорно продвигаемая по всем каналам полномочным представителем Президента РФ в УрФО Петром Латышевым идея, именно большая, становится с каждым днем все очевидней. В доказательство - пройдемся по основным событиям, уже случившимся в судьбе проекта.   

Итак, 17 мая "Урал промышленный - Урал Полярный" был представлен Президенту , многим, присутствовавшим в Челябинске, федеральным чиновникам и всем заинтересованным губернаторам. Нельзя сказать, что абсолютно все встретили услышанное "на ура!" Даже из тех речей и выступлений, что были доступны прессе, можно было наблюдательному оку узреть скепсис всезнающего МЭРТа, небольшой энтузиазм со стороны Минприроды, серьезные вопросы Минтранса, железнодорожников и собственные позиции некоторых губернаторов, желавших "перетянуть" акценты в сторону автомобильного сообщения. И это только надводная часть айсберга, который можно обозначить как сопротивление или незаинтересованность в воплощении идеи.

Стоит также заметить вскользь, что мысль об объединении

Фото:
Фото: Накануне.ru
усилий для создания своеобразного промышленного моста :  полезные ископаемые Приполярья - промышленная база Южного и Среднего Урала в воздухе, а , точнее, в кабинетах руководителей витала уже несколько лет. В частности югорский губернатор Александр Филипенко и ямальский глава региона Юрий Неелов всерьез занимались изучением возможностей, но реализовать еще четыре-шесть лет назад проект, естественно, было в одиночку не под силу. А у того же Урала промышленного и страны в целом, как мы помним, были совсем другие заботы - добиться бы некой стабильности с постоянной выплатой зарплаты хотя бы на тех промединицах, что еще действовали.

Теперь времена иные. Из уст первых государственных руководителей мы все чаще слышим - качество жизни, повышение зарплат, стабильность должна перейти в развитие и так далее. Скажите, как в этом смысле может быть не интересен проект, направленный на увеличение ВВП на 38% к 2010 году? Ведь никогда не надо забывать, что тот же рост зарплат из воздуха берется лишь при высоких ценах на нефть, за кривой ценообразования которой на мировом рынке сейчас пристально и с замиранием сердца следит не только чиновник МЭРТа, а и простой российский "бомбила". А в прочей жизни, когда нефть исчерпывается, а в лабораториях- где-то в американской глубинке- мозгами русских, убывших на ПМЖ, индийцев, китайцев и прочих новоявленных граждан USA нарабатывается нечто, что лет через 30-50 заменит эту черную живительную жидкость, нужно думать прежде всего о создании производств, обспечении их всем необходимым, дабы было где сопоставимую с европейской зарплату получать в ближайшем будущем. И создавать эти производства надо именно сегодня.

Вот такая получается цепь. Недра Приполярья - промышленность Урала - рост ВВП - рост благосостояния граждан. Но, чтобы это простое уравнение заработало, нужны вообще-то титанические усилия.
Нужно преодолеть сопротивление вольное или невольное людей, привыкших мыслить по накатанной - мы свое еще отпилим, а там хоть потоп. Нужна дорога, и обязательно железная, иначе к ископаемым не подобраться. Нужно точно и уверенно знать - где, чего и сколько лежит, то есть нужна серьезнейшая геологоразведка. Нужна инфраструктура, то есть добывающие фабрики, жилье, рабочие руки, больницы, школы, комбинаты первичной переработки. Нужны, наконец, и прежде всего - инвестиции. Не беремся перечислить полный список, но и упомянутого достаточно, чтобы понять: "Урал промышленный-Урал Полярный" именно мегапроект.            

Итак, после майского совещания далеко не все стало определенно сразу. Но последовавший за ним перечень поручений Президента федеральным министерствам и ведомствам дал старт. Пока не громкий. Вслед за появлением поручений начались рабочие встречи полпредских людей с министрами . Рабочие встречи, о которых пишут скупые пресс-релизы, но которые означают, что началась какая-то рутинная работа по всем направлениям.

Дальше - больше. Полпред сам и его замы проводили совещания за совещаниями в регионах , где раз за разом ставили вопросы, требовали конкретных ответов, вызывали заинтересованность у промышленников.

Оживилось и ученое сообщество Урала. Академики и директора институтов с удовольствием впрягались в составление техзаданий, посвящали в конкретику заинтересованные СМИ,  чтобы все больше расходилась информация о проекте , наконец, совсем недавно Петр Латышев лично договаривался с Российской Академией наук на предмет погружения всех ее сил в проработку деталей мегапроекта. От составления перечня работ до конкретного выезда экспедиций геологов в приполярные кладовые.

Уидивительно совпало, но на минувшем также совсем недавно съезде главной политической силы страны "Единой России" впервые с трибун громко и требовательно звучало - перейти от стабильности к развитию. Конкретно о проекте "Урал промышленный-Урал Полярный" там вроде бы и не говорилось, но, если честно, ни о чем ,более отвечающем озвученному единороссами лозунгу, пока слышать не приходилось.

Еще более важно, что контроль за ходом дел, как накануне рассказал местным журналистам уральский полпред, осуществляет лично Президент, которому Петр Латышев на последней их рабочей встрече подробно докладывал.

Еще одна многозначимая деталь, тоже из случившихся в недавнем прошлом. Речь о кадровых перестановках на высшем уровне. Бывший непосредственный начальник Латышева Дмитрий Медведев теперь стал первым вице-премьером, лично отвественным за национальные проекты.  При этом он остался председателем Совета директоров "Газпрома", который, как известно, работает прежде всего не в столице, а на Ямале. И, если вернуться к четырем нацпроектам, то стоит заметить, критики у них, если и были, то именно с точки зрения - мол, это все из серии - как потратить. А где нацпроект на предмет того, как заработать? Под этим углом,  если посмотреть на "Урал промышленный-Урал Полярный" , то в глаза бросается , как он кстати. Не будем забывать и еще об одной нити лоббистских возможностей уральского полпреда. Руководителем администрации Президента, как известно, стал бывший тюменский губернатор Сергей Собянин, ныне по должности находящийся в постоянном контакте с главой государства.

Замахиваясь на большое дело, естественно, не стоит забывать и о такой важной сфере, как законодательная власть. Мало ли какой закон или какие другие формы поддержки понадобятся в столь новом и трудном деле, как реализация уральского мегапроекта? И здесь опять же в тему случившееся на прошедшей неделе подписание соглашения о сотрудничестве между Заксобраниями всех шести регионов, входящих в УрФО. Любому посвященному ясно, что инициатива, исходящая от одного субъекта, - это одно, а от сразу шести - совсем другое. Кстати, на подписании присутствовали и депутаты Госдумы, и члены Совета Федерации.

И еще одно все в ту же копилку. Комментируя назначение на пост тюменского губернатора Владимира Якушева, Петр Латышев отдельно и достаточно подробно остановился на вопросе о

Фото:
Фото: Накануне.ru
программе "Сотрудничество", которая стала разрешением политических и экономических противоречий между губернаторским триумвиратом трех регионов - Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.Большинство наблюдателей расценили это высказывание как недвусмысленное пожелание полпреда - не бередить былых ран и работать дружно. От себя добавим - на единую цель, коей в том числе должна стать реализация проекта "Урал промышленный-Урал Полярный".

Итак, положительные сдвиги вполне осязаемы. 

Но у любого большого дела, если оно и вправду серьезное и денежное, по нынешним временам в обязательном порядке  должны быть желающие поучаствовать. До сих пор эти силы себя четко не обозначали. Но благодушию или, вернее, равнодушию приходит  конец. Начинается этап, который в мире бизнеса обозначается как борьба за выгодного клиента, выгодный заказ, подряд etc. Первые признаки уже просочились на поверхность.
В некоторых уральских СМИ и интернете который месяц гуляла масса информаций, так или иначе бьющая по репутации высокопоставленных чиновников и бизнесменов Ямала. Почему именно Ямала? Ответ очевиден. Именно на Ямале уже ведется строительство части того дорожного полотна (Полуночная-Обская), что обозначено в проекте "Урал промышленный-Урал Полярный". Кто на кого и зачем сливал нелицеприятные данные, перемежаемые откровенными слухами, не столь важно. Важнее другое.
Подковерная борьба за будущие подряды в проекте началась именно в среде людей более всего информированных о перспективности мегапроекта, то есть имеющих к Ямалу самое непосредственное отношение.
Ничего похожего пока не проявилось в Югре, но ведь все только разворачивается.

Если коротко, то до сих пор все стрелы были направлены на заместителя губернатора г-на Демченко, известного в узких кругах своей близостью к бывшему вице-губернатору Иосифу Левинзону, который, в свою очередь, имеет прямое отношение к так называемому независимому производителю газа НОВАТЭКу. Теперь пролилось в ответ нечто черненькое на мундиры других замов губернатора Фуата Сейфитдинова и Александра Кима через "клеймение позором" главного ямальского единоросса и главу "Ямалтрансстрой" одновременно г-на Нака (см. АиФ-Урал №49, "Строительство "Уральского БАМа" будут начинать с уголовных дел). Не надо долго думать, чтобы понять - идет серьезная борьба между двумя весьма погруженными в ямальские процессы команд, за которыми стоят очень серьезные силы. Если с одной стороны - это уже обозначенный нами НОВАТЭК (который, заметим все настойчивей пытается заинтересовать "Газпром" в постройке вовсе не железных дорог,  а газопроводов конденсатных), то с другой - уже имеющийся подрядчик "Газпрома". Потому как "Ямалтрансстрой" ведет работы по строительству железнодорожного полотна  именно на деньги "Газпрома". Не надо быть высокого ума, чтобы догадаться - одним из серьезнейших инвесторов проекта "Урал промышленный-Урал Полярный" будет именно газовый монополист. И не только по причине заинтересованности, но и по политическим мотивам, и по мотивам, которые давно обозначены фразой: "Газпром"-это наше все".

А, значит, дабы получить доступ к освоению будущих смет, надо потоптать сегодняшнего партнера будущего подрядчика. Но беда в том, что, топоча конкурента, охотники до подрядов наносят урон прежде всего не ему, а самой идее. Конечно, хороший скандал нынче лучший пиар. Но, как показала практика последних лет, только не в случае с государственными проектами и интересами.
А то, что главным распорядителем мегапроекта намерено быть именно государство, косвенно подтвердил на совещании и сам полпред Петр Латышев. По крайней мере, уже прозвучала мысль о необходимости создания некой госструктуры в виде управляющей компании, которая и станет головным звеном проекта. При этом никто не собирается отказываться от частных инвестиций, естественно. И в этом смысле можно говорить о некоем государственно-частном партнерстве. Но думать, что лелеемую государственными людьми идею, отдадут на откуп одному или нескольким представителям частного бизнеса, было бы глупо, учитывая все тенденции в российской экономике последнего времени.

Именно поэтому борьба за свое светлое будущее в мегапроекте Урала началась уже сегодня и будет вестись с использованием всех средств влияния - газетно-телевизионный пиар, лоббистские возможности в кулуарах министерств и ведомств, в комитетах Госдумы, среди партийных бонзов "Единой России" и так далее. Это ,кстати, совершенно обязательно придется учитывать и аппарату уральского полпреда, и другим задействованным в реализации проекта на начальной стадии структурам. Можно в принципе начать с малого - с информационной масштабной поддержки проекта. Пока этого не наблюдается, хотя интерес к нему журналисты проявляют.

И, если попробовать резюмировать, то придется вновь и вообще-то с затаенным оптимизмом констатировать: проект "Урал промышленный-Урал Полярный" из идеи превращается в многообещающее, интересное для инвесторов, бизнеса и уже немного общества дело, сулящее развитие производства, освоение крайнего Севера страны и будущие дивиденды экономике всей России. Большому кораблю, как известно, нужно большое плавание  и не напороться бы на мелкие рифы на старте...     

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС