25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Ухабистая дорога интеграции шести стран

Все люди на территории шести стран СНГ должны жить одинаково хорошо. Таможня не будет препятствовать обороту товаров – сформируется единое экономическое пространство, да и охранять внешние границы России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана страны станут совместно. Таковы задачи, поставленные Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), проблемы и перспективы которого накануне обсуждались на пересечении Европы и Азии – в Екатеринбурге. Здесь прошел XII Российский экономический форум, темой которого стало "Развитие экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС". В форуме приняли участие видные политики, бизнесмены, промышленники, экономисты, приехавшие из стран СНГ и российских регионов.

Большинство обеими руками "за" экономическую интеграцию, руководствуясь принципом, что чем больше союзников, тем сильнее государство. На фоне конфликтов с Эстонией, напряженных отношений с Грузией и Украиной, ЕврАзЭС предстает в новом свете.

"Был период, когда мы привыкали к самостоятельности, а сейчас понимаем, что без союзов не обойтись", - говорит заместитель министра Белоруссии по экономике Андрей Тур. "Интеграция имеет такой эффект, когда один плюс один дает не два, а больше", - также подчеркнул вице-премьер Правительства РФ Сергей Нарышкин. Он добавил, что в перспективе количество стран-участниц ЕврАзЭС может расшириться за счет Туркмении: "В этом заинтересован и Туркменистан, и все шесть стран-участниц".

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Однако об оборотной стороне медали, которая есть всегда, участники форума не говорили. Не секрет, что после введения упрощенного въезда из Таджикистана в Россию увеличился наркотрафик, открытие границ привело и к притоку мигрантов. С другой стороны, как заявил генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, несмотря на то, что сообщество "не дружит против кого-то", оно намерено защищать свой рынок, и собирается регулировать таможенную систему на внешней границе.

Выяснилось, в усилении экономических связей заинтересованы все страны-участницы ЕврАзЭС, но процессу мешает множество факторов. "Разная скорость экономических реформ и структурных преобразований тормозят развитие интеграции, но в условиях рыночной экономики выгоду получают все без исключения страны, входящие в сообщество, нездоровой зависимости и спекуляции не будет", - отметил Сергей Нарышкин.

"По-настоящему экономическая интеграция возможна при выравнивании уровня жизни в разных государствах, это сложно, поскольку разница достаточно большая", - добавил Григорий Рапота.

Для достижения этой далекой цели, по словам Рапоты, и нужно взаимовыгодное сотрудничество. Он привел пример, что развитие энергообъектов в билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Киргизии и Таджикистане дает импульс развитию ключевых элементов экономики этих государств. А для России выгода заключается в том, что эти энергообъекты позволят переправить к нам киловатт/часы. И таких примеров много, однако в проекте все выглядит гладко, в реальности - совсем иначе. Дело в том, что создание единого энергетического пространства также является серьезным препятствием для интеграции. И все, опять же, упирается в отличие уровня развития стран, в данном случае, энергетического. Кто-то из участников пошутил по этому поводу: "соединять несуществующие элементы бывает сложно".

Еще одним фактором, мешающим полноценному существованию ЕврАзЭС, признано то, что, несмотря на стремление сотрудничать, страны не удерживаются от "торговых войн". В качестве примера говорилось о "сахарной" войне России и Белоруссии, вызванной разногласиями в вопросах, касающихся условий поставок белорусского сахара в Россию. Применение государствами ЕврАзЭС антидемпинговых мер привело к тому, что доля стран ЕврАзЭС в совокупном товарообороте России снизилась почти на 2%. В общем-то, это немного, но, учитывая, что товарооборот должен нарастать, а не снижаться, данный факт говорит сам за себя.

Кроме того, интеграции мешает низкая конкурентоспособность товаров стран ЕврАзЭС, в том числе и России. И на внешнем рынке эти товары не нужны, и на внутреннем, по сути, тоже. Если речь идет не о нефти, газе, меди и алюминии, страны предпочитают закупать продукты в дальнем зарубежье.

Фото: Накануне.ruРазвитие экономического сотрудничества невозможно и без согласованной транспортной политики, чего на сегодняшний день не наблюдается. Так, для казахстанских экспортеров тарифы для транспортировки нефти по российским трубопроводам в 2,5 раза выше, чем для российских. Железнодорожный тариф на транспорт экибастузского угля на территории России в 1,5 раза выше по сравнению с внутренними перевозками российского. А в Казахстане разница между внутренним железнодорожным тарифом и транзитным через Кыргызстан составляет от 300 до 700%.

Для автомобилистов, совершающих международные грузовые перевозки, большой проблемой являются местные нетарифные барьеры, то есть плата за пользование транспортной инфраструктурой, экологические сборы, а также отсутствие единых требований к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам фур.

В связи с этим, как подчеркнул замминистра транспорта РФ Александр Мишарин, предусматривается сохранение и укрепление общего рынка услуг железнодорожного транспорта, обеспечение национального режима автотранспортным предприятиям, в сфере международных автомобильных перевозок планируется отмена любых квот и тарифов.

"Главной целью должно стать обеспечение свободного перемещения граждан, транспортных средств и услуг", - отметил Мишарин. Он сообщил, что к 2015 году объемы перевозок грузов вырастут почти в два раза. Замминистра добавил: "Вместе с тем недостаточно используется транспортный потенциал, привлечение российские коммуникации только 5% грузов евроазиатского транзита может дополнительно приносить около $1 млрд".

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Определенный пробел существует и в таможенной сфере. Страны до сих пор не согласовали таможенные тарифы и, соответственно, не создали таможенный союз, отсутствие которого также является препятствием для интеграции. Однако в этом вопросе дело сдвинулось с мертвой точки. Как заявил зампредседателя правительства РФ Сергей Нарышкин, пакет документов по созданию таможенного союза между Казахстаном, Белоруссией и Россией может быть представлен главам государств уже к июлю. При этом Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан пока остаются "за бортом". Впрочем, в дальнейшем планируется, что эти страны к таможенному союзу все равно присоединяться.

Однако есть одна сфера, в которой положение дел у всех стран-участниц ЕврАзЭС примерно одинаково. Но, к сожалению, одинаково плохо. Речь идет об отсутствии новых современных технологий. Директор департамента инновационных проектов исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации "Большой Урал" Владимир Басков сообщил, что

доля российских предприятий, освоивших новые технологии, не превышает 20%. Россия находится на 69 месте по готовности к инновациям, мы идем после Перу и Кении(!). Положение в других странах ЕврАзЭСа не лучше. Для того, чтобы еще более безнадежно не отстать от развитых стран, на новые технологии нужно выделять, как минимум, 3% от ВВП, но и это будет в 11 раз меньше, чем выделяет, например, США.

"Необходимо создание интегрированной программы возрождения научно-изыскательского сектора, иначе мы так и будет продавать ноу-хау конкурентам", - считает директор института народохозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер. Его подержали и другие участники форума, сойдясь во мнении, что создание совместных научных структур и исследовательских центров, действующих на принципах самоокупаемости, проведение маркетинга рынков научно-технической продукции в государствах-членах ЕвраАзЭСа могло бы поправить положение.



Между тем, ученые взаимодействуют как в рамках ЕврАзЭС, так и за его рамками, но им все равно необходима государственная поддержка. "Несмотря на все политические события, научные связи между Россией и Украиной остаются. Нужны лишь новые проекты. Научно-исследовательская часть сошла на нет", - заявил замдиректора по научным вопросам института металлургии Уральского отделения РАН Евгений Селиванов. По его словам, в Свердловской области вполне официально существует 90 отраслевых институтов, но практически все институты занимаются проектными работами, которые на порядок дороже научно-исследовательских. Как считает замдиректора по научным вопросам института металлургии Уральского отделения РАН, положение могут поправить технопарки. Создание одного из них станет первоначальным этапом в строительстве масштабного проекта – Большой Евразийский университет. Также во время первого этапа, который планируется завершить до 2015 года, будет образовано новое юридическое лицо. Предполагается, учредителем БЕУ станет Минобрнауки РФ.

Во время второго этапа, который продлиться восемь-десять лет, будет создана особая экономическая зона. На третьем этапе создатели университета намерены применять технологический Форсайт (прогнозирование).

Генеральный директор АНО "Большой Евразийский комплекс" Александр Соломатин признался, что "проект сложный, но государство приняло решение о создании сети таких университетов. Поэтому мы либо участвуем, либо остаемся в стороне". Таким образом, процесс создания БЕУ затянется на 20-30 лет, а это лишь один из проектов, осуществляемых в рамках ЕврАзЭС.

Очевидно, что процесс интеграции ЕврАзЭС не завершится в ближайшие несколько лет, хотя, стоит отметить, само Евразийское экономическое сообщество вовсе не претендует на то, чтобы стать противовесом Евросоюзу.  "Может быть, даже и не нужно, чтобы ЕврАзЭС стало единым государством, важно, чтобы сообщество функционировало в тесной интеграции", – отметил Сергей Нарышкин. Однако учитывая, что мы несколько лет не можем наладить тесное сотрудничество с одной только Белоруссией, что уж говорить об еще четырех странах... 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС