"Урал промышленный – Урал полярный": истина рождается в спорах
Как известно, формат "круглого стола" предполагает дискуссии. В этом смысле круглый стол, прошедший накануне в институте экономики УрО РАН, был ярким примером. Дискуссии действительно были. Во-первых, потому что такой проект как "Урал промышленный – Урал полярный" мало кого может оставить равнодушным. Когда в стране впервые со времен Советского Союза начинает реализовываться столь крупный проект, он, естественно, привлекает внимание не только ученых, но и бизнеса, общественности. Вновь появился шанс для множества отраслей науки принять участие в разработке и реализации еще одного уголка нашей огромной страны.
Во-вторых, на круглый стол "Транспортный коридор "Урал промышленный – Урал полярный", пожалуй, впервые собрались представители такого количества отраслей науки: здесь были и геологи, и экологи, и технологи, и металлурги, и экономисты, и энергетики. А это, в свою очередь, и дало повод для множества споров, ведь каждый стоит на своем, но вместе с тем, ученые призывали друг друга не забывать о том, что в спорах рождается истина. |
Многие коллеги уже успели написать о том, что на круглом столе не было представителей власти, под которой подразумевались исключительно уральский полпред Президента РФ Петр Латышев или его заместитель Виктор Басаргин. Но ведущий круглого стола – директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин сам заявил о том, что представители УрФО не смогли присутствовать из-за командировок. В пресс-релизе же, разосланном в СМИ организаторами встречи, ни одного слова не было сказано о предполагаемом присутствии кого-то из аппарата полпредства. Так что разговоры об игнорировании ученого собрания полномочного представителя Президента РФ в УрФО кажутся надуманными.
А вот кого уж действительно можно упрекнуть в непунктуальности, так это власти Свердловской области. На круглый стол приглашали председателя правительства области Алексея Воробьева, министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимира Молчанова. Кстати, как раз к ним возникли вопросы у представителей делегации Ханты-Мансийского автономного округа, которую возглавлял заместитель губернатора Евгений Остапенко. Немного забегая вперед, следует рассказать о претензиях региона-соседа. Дело в том, что конкурс на финансовое обоснование транспортного коридора "Урала промышленного – Урала полярного" выиграл тюменский научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры (ОАО "НТПИТИ"), деньги же на проектные работы поступают из бюджета программы "Сотрудничество". Напомним, "Сотрудничество" – совместная программа трех регионов: ХМАО, ЯНАО и юга Тюменской области. Соответственно, финансируют его только эти три субъекта. А транспортный коридор проходит также по территории трех субъектов: ХМАО, ЯНАО и Свердловской области, никак не затрагивая Тюменскую область. Кстати, та же Тюменская область будет меньше всего вовлечена в проект, так как сырье с Полярного и Приполярного Урала планируется поставлять, прежде всего, для металлургических предприятий Свердловской и Челябинской областей.
Получается, что Свердловская область, по чьей территории пройдет железнодорожная ветка "Полуночное-Обская", пока и не думает финансировать проектные работы. Вместо нее вкладывает свои средства Тюменская область. |
Ну а теперь, собственно, о решениях круглого стола. Кстати, как было заявлено,материалы встречи будут опубликованы в специализированном журнале "Экономика региона", а также лягут на стол полпреда, будут озвучены на президиуме Российской академии наук, поступят в правительства областей, республик, автономных округов УрФО. Позднее было предложено организовать встречу с управляющей компанией "Урала промышленного – Урала полярного", совет директоров которой назначен на 12 марта, а также с самим Петром Латышевым.
Все обсуждение можно для простоты восприятия свести к трем основным направлениям. Первое: ученые озабочены сроками, поставленными для выполнения проекта. Главная проблема, по их мнению, в том, что строительство собственно дороги можно осуществить в гораздо более короткие сроки, чем доведение разведанных (и неразведанных пока) месторождений до начала промышленной добычи. И тогда может встать вопрос загруженности дороги.
Однако, по мнению некоторых экспертов, присутствовавших на заседании, на строительство дороги уйдет не менее пяти лет, а то и больше, за это время и нужно проводить разведку и осваивать месторождения. |
Геологи ратуют за первый вариант – он будет расположен ближе к местам добычи полезных ископаемых, да и строить его легче. |
В процессе дискуссии оказалось, что проблема может быть решена так, что, как говорится, и волки будут сыты, и овцы целы. Например, Евгений Остапенко предложил самим ученым вспомнить об экологических видах транспорта (как рассказал представитель "Ленгипротранса" – компании, которая занимается проектировкой ж/д пути, пока предполагается использование тепловозной тяги), например, струнного транспорта Юницкого. Ученые согласились: никто не мешает им предложить альтернативные варианты, тем более что на финансирование проекта грех жаловаться. Как сказал один из представителей института экономики, "нужно активней шевелить серым веществом".
Ну, и третье направление, которое плавно вытекает из двух предыдущих, - сами запасы полезных ископаемых. Тут проблема заключается в том, что основные исследования проводились геологами еще в 70-80 годах прошлого века. С развалом СССР практически иссякло всякое финансирование не только этих исследований, но и, к сожалению, всей науки. То есть практически на 20 лет активной разведки не проводилось. Теперь восстановить прежние мощности гораздо сложнее, тем более что промышленность требует довольно быстрых сроков начала добычи твердых полезных ископаемых.
От этого, в конечном счете, будет зависеть и инвестиционная привлекательность проекта, ведь "Урал промышленный – Урал полярный" задумывался как частно-госудаственное сотрудничество. |
Еще одна проблема – на Полярном Урале в той или иной степени обнаружена практически вся таблица Менделеева. Вот только по классификации геологов почти все запасы относятся к категории P3, а рентабельные для разработки запасы обычно относятся к категориям С.
Для справки: По международным стандартам, запасы выделяются из ресурсов, это та часть "измеренных" (measured) и "исчисленных" (indicated) ресурсов, которая по результатам ТЭО является рентабельной для разработки. Таким образом, запасы (категории proven и probable) – это тот металл, извлечение которого в данных условиях, с учетом параметров отработки и вложенных средств, будет рентабельным.
Традиционно считается, что российские категории B, C1, C2 – запасы, а P1, P2, P3 – ресурсы, но С1 и С2 необязательно относятся к запасам на Западе, а прогнозные Р2 и Р3 не считаются ресурсами в западном понимании.
Напомним, самими перспективными направлениями добычи являются железные руды. Есть тут и месторождения угля, по которым возможна рентабельная разработка. Они, кстати, являются более качественными, чем импортные – экибастузские, которые сейчас используются, в частности, в Свердловской области. Между прочим, на круглом столе прозвучало еще одно рационализаторское предложение из разряда "и вам, и нам".
Совсем недавно на уровне руководства страны прозвучала идея о том, что процент энергетических ресурсов, получаемых за счет угля, необходимо снова повышать. С другой стороны, необходимо сделать такое производство как можно более экологичным, дешевым, в общем, внедрить инновации, что тоже является стратегическим направлением в госполитике. |
Естественно, строительство станций сейчас возможно только за счет государственного финансирования. Но и покупатель энергии найдется, а затем, когда на Приполярном и Полярном Урале начнется промышленная добыча уже с участием частного капитала, возможно и инвестирование в энергетические проекты. В общем, комплексное развитие региона, к которому и призывают ученые. |
Дискуссия ученых хоть и была сложной, но зато породила много интересных и конструктивных предложений. Осталось только направить их непосредственным реализаторам проекта. Тогда и можно будет говорить о продуктивном сотрудничестве науки, государства и бизнеса в рамках проекта "Урал промышленный – Урал полярный".