29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Долог ли путь из "столицы деревень" в экономический оазис?

Язык все труднее поворачивается, чтобы привычно назвать Тюмень "столицей деревень". Возможно, это пока заметно еще не всем тюменцам, но уже бросается в глаза приезжему. Тюменский регион резко пошел в гору. И дело здесь не в пресловутых "нефтегазодолларах" или, по крайней мере, далеко не только в них. Дело в системном подходе, который сейчас пытаются распространить в области на все отрасли экономики и жизни - от образования и сельского хозяйства до нефтедобычи и тяжелой промышленности. Хорошие дороги и ухоженные улицы - лишь один из первых шагов к созданию промышленно развитого города-миллионера, центра инвестиционно и социально привлекательного региона. Этих шагов, судя по всему, будет еще немало. Как Объединенные Арабские Эмираты, еще имея в земле несметные нефтяные богатства отказались от опоры на них, как на локомотив экономики, так тюменские власти сегодня, быть может даже попирая иные законы урбанистики и не обращая внимания на слишком медлительный маховик экономики, стараются создать на некогда исключительно сельскохозяйственном юге успешную, самодостаточную и не слишком зависимую от мировой коньюнктуры на сырье экономическую систему. Далеко не все проблемы решены, но движение вперед очевидно. Мыслями о том, как в отдельно взятом российском регионе создать социально-экономический оазис, накануне с руководителями тюменских СМИ делился губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Мы приводим наиболее любопытные фргменты из экономической части этой беседы.

Вопрос: Почти год назад на встрече с Президентом России Вы выдвинули идею создания территориально-производственных комплексов, в частности,  Западно-Сибирского. Какую роль Вы отводите в данном комплексе Тюменской области?

Сергей Собянин: Тюмень пережила много этапов своего развития, начиная с того, когда она была центром вселенной с точки зрения освоения недр и богатств Западной Сибири. Здесь были сконцентрированы все властные и производственные структуры,  производственные базы и т.д. Потом наступил период развала нефтегазового сектора, и Тюмень резко выключилась из процесса, потеряв управленческие рычаги. Еще один мощный удар был нанесен, когда область разделилась на три самостоятельных субъекта. Очень  серьезное испытание. Но, тем не менее, сумев сохранить научно-производственный комплекс, постепенно Тюмень нашла свою нишу. И сегодня это один из крупнейших  в России научно-производственных комплексов, в котором заняты более семи тысяч высококлассных специалистов. Сохранилась и получила значительное развитие социальная сфера. Не только за счет бюджетных средств, а за счет конкурентоспособности на рынке услуг и т.д. Подписано соглашение с округами. На базе  рассыпавшихся производственных структур начали создаваться новые. Тюмень заново обретает реально работающее место в экономике России и экономике Западной Сибири.

Сегодня мы стоим перед выбором определения будущей стратегии развития  Тюмени с учетом всего ее управленческого, производственного потенциала. Что будет с Тюменью дальше, куда она пойдет, какое место будет занимать в жизни России в ближайшие годы и десятилетия. Такая стратегия реально вырабатывается, мы над ней активно работаем. Роль Тюмени как одного из центральных звеньев нефтегазового комплекса страны должна сохраняться.  Помимо этого мы видим Тюмень как зону отдыха, хорошее место  для проживания пенсионеров.  Тюмень – это и сельскохозяйственная зона, район, богатый лесом, другими общераспространенными ресурсами. Тюмень должна сохраниться  как центр  именно нефтяного сервиса, оказания услуг нефтегазовым компаниям. Здесь есть для этого все: и наука, и машиностроение, и образование, и т.д. Тюмень может в этой сфере добросовестно конкурировать и оказывать высококачественные услуги развитию нефтегазового комплекса Западной Сибири, быть базовой площадкой для развития других регионов России - Восточной Сибири, Дальнего Востока, и т.д. Поэтому я считаю, что Тюмень  в территориальном комплексе под названием Западная Сибирь еще скажет свое веское слово.

Вопрос: В настоящее время Тюменская область ведет большую работу по привлечению зарубежных и отечественных инвесторов в регион. Какие проекты Вы считаете наиболее перспективными и почему?

Сергей Собянин: Для нас приоритет -  любой инвестор, который приносит в регион деньги. Нам нет разницы, скажем, между крупной торговой фирмой, металлургическим комбинатом, нефтеперерабатывающим заводом или мебельным производством. Занимаемся параллельно всеми направлениями, и где появляется  возможность привлечь инвестора, мы раскрываем перед ним  дверь, говорим: "Заходите, пожалуйста!" И начинаем работать в этом направлении.

Но есть, конечно, позиции, которые нельзя сдавать: нефтяной, газовый сектор, наука и образование в этом секторе. Поэтому мы наиболее интенсивно и продуманно пытаемся выстроить эту стратегию. С учетом того, что нефтяной сервис сегодня выходит из-под эгиды нефтяных и газовых компаний, становится более мобильным, то, естественно,  нужно обязательно учитывать эту ситуацию. Она является, как мне кажется, переломной. Надо пытаться создать максимальные условия, чтобы сервисные структуры здесь закреплялись.

Возьмем, к примеру, компанию "Шлюмберже", с которой мы активно сотрудничаем. Сегодня "Шлюмберже",  получив большой объем земельных ресурсов - около 140 га под научно-производственный и образовательный центр,  строит свои сборочные цеха завода, базы и т.д. Но компания могла бы ничего этого не строить и не создавать в Тюменской области, а прийти со своими инвестициями, например, в Екатеринбург. То есть возможность для Тюмени работы с этим инвестором была бы потеряна навсегда. Но, построив базу у нас, "Шлюмберже" уже отсюда не уйдет. Нужно видеть возможности, которые открываются на рынке, и серьезно работать с инвесторами, чтобы они не прошли мимо, как быстро уходящий поезд. Должны быть расставлены приоритеты, но при этом надо работать во всех направлениях и оказывать поддержку всем инвестиционным проектам.

Вопрос:  Совсем недавно было подписано соглашение о сотрудничестве с "Макдоналдс". Большое внимание к нашему региону также  проявляют такие крупнейшие торговые корпорации, как "Ашан", "Метро", "Седьмой континент". Чего ожидать тюменцам от прихода крупных компаний в Тюмень? Появятся ли в связи с этим новые рабочие места, будут ли заключаться договоры о поставке местной продукции: например, если это "Макдоналдс", то мяса, или это просто сетевые варианты?

Сергей Собянин: Мы должны понимать, что рано или поздно торговля систематизируется, и чем крупнее город, тем больше у него торговый потенциал - доходы жителей и возможности покупать товар, тем быстрее это произойдет. Именно поэтому Тюмень вслед за городами-миллионниками стоит в первом ряду. Здесь играет свою роль ряд факторов, связанных с покупательной способностью населения. Мы всегда стоим перед выбором: стоит ли оказывать  содействие сетевым компаниям, это ведь, как правило,   иностранные компании?  Или,  может, стоит им  поставить заслон? Сказать - вы нам не нужны, мы будем работать со своими доморощенными компаниями, которые нам ближе к сердцу. Они наши и с точки зрения налогоплательщиков, и с точки зрения развития капитала, инвестиций и т.д. Но, к сожалению,  мы не раз обжигались на таких ограниченных подходах. Проекты, связанные с крупными межрегиональными или межнациональными корпорациями, очень быстро продвигаются,  они эффективны, полезны и для региона, и это очень серьезные налогоплательщики. То же относится и к созданию рабочих мест, и к развитию производств. Когда же мы пытаемся вариться в собственном соку, эффективность бюджетной поддержки, к сожалению, на порядок ниже. Такие компании, как Метро, например, являются мелкооптовым звеном, которого практически у нас нет. Как раз то, что нужно для Тюмени и для районов Севера.

Что это означает? Означает, что товары со всего мира везут бессистемно, маленькими партиями, втридорога. Если бы наши торговые сети работали только с нашим сырьем и с нашими предприятиями, это была бы одна задача. Они на самом деле на 95% работают с импортом. Какая тогда разница, кто привезет импортный товар? Пусть уж привезут его по максимально дешевой цене. Это раз. У крупных корпораций такая возможность есть, потому что  у них огромный товарооборот. И  маркетинговая политика совершенно другая, и  логистика тоже. Это все равно как  сравнивать Боинг-747 и Ан-2, например. Эти плюсы надо учитывать. И второй важный момент. Цена на рынке рано или поздно будет снижаться, они заставят ее снижать. Это значит, потребитель получит более качественную и более дешевую продукцию. И третье. Крупные сетевые компании больше настроены на продукцию регионального производителя – сельхозпроизводителя и товаропроизводителя. На что практически не способны наши структуры. Ничего не имею против, пусть они встраиваются в торговые сети, промышленные сети. Мы не отдаем предпочтение, просто поддерживаем тех и других. Мы ни от кого не закрываем ни город, ни регион.

Считаю, что крупные партнеры ведут за собой и малый бизнес, и совершенно другую ценовую политику. Регион приобретает более цивилизованный вид. Или мы зайдем с вами на рынок, где торгуют турецкими шмотками в антисанитарных условиях, или идем в крупный магазин. Это вещи абсолютно разные. И по психологии, по цене и по качеству. По всему.

Вопрос: А как Вы оцениваете наши предприятия с точки зрения профессионализма собственника, самих менеджеров?

Сергей Собянин: Я  не считаю, что они плохие менеджеры. Просто их бизнес локальный и менее конкурентный по многим позициям. Малый и средний бизнес во всем мире таков. Он занимает локальные ниши. А есть крупные межрегиональные, международные проекты, которые под силу только крупным корпорациям. Торговые сети, которые идут в наш регион,  как раз работают на международных рынках, и сопоставлять их с малым и средним бизнесом нельзя. У каждого своя отдельная, локализованная ниша, и наши предприятия, работающие в этом секторе, достойно работают. С точки зрения менеджмента и конкуренции они неплохо развиваются, потому, что прошли хорошую школу рынка за последние годы и сумели выжить. Выжили не в простых условиях. Им не нужно ничьей оценки, их главная оценка - они есть, они получают доходы, они развиваются.

Второй вопрос, что есть часть предприятий, которые, скажем, достигнув каких-то объемов, не хотят дальше рисковать,  наращивать производство. У них нет амбициозных целей, они просто замыкаются на каком-то определенном уровне. Говорят, это хорошо для моей семьи, для меня,  прибыль нормальная, я почти миллионер, можно спокойно отдыхать, больше в жизни мне ничего не надо. И деньги в рисковые предприятия я пускать не буду. Большая часть средних предприятий такова, это же касается относительно крупных предприятий. Нет динамики, они достигают какого-то уровня и останавливаются. Дальше  нужны знания международной политики, крупные связи, другое мышление и т.д. Этого не всегда нам достает. Не хватает оборотных средств. Все взаимоувязано.

Это касается не только нашего среднего бизнеса, но и  международного. Многочисленные делегации бизнесменов, которые приезжают к нам из разных стран, такие же по психологии, как и наши. Они тоже сомневаются во всем, мол, у вас здесь что-то с налогами не то, мы боимся, какие-то барьеры у вас и т.д. Они годами ездят и думают, ездят и думают, и больше  ничего при этом не делают. Но есть быстроразвивающиеся предприятия, динамичные. Это  естественно. Так, наверное, во всех странах бывает.

При этом хочу отметить, что в нашей области много предприятий, у руля которых стоят высокообразованные люди с хорошими амбициями. Думаю, что многие тюменские предприятия в дальнейшем еще себя покажут.

Вопрос: Что делается для развития и модернизации лесопромышленного комплекса Тюменской области, в прошлом году много говорили о строительстве нового целлюлозно-бумажного комбината?

Сергей Собянин: В целом по лесу мы  интенсивно прорабатываем вопросы стратегии развития лесной отрасли, которая сориентирована не только на будущий ЦБК. Лесной комплекс мы будем развивать в любом случае. Но изменяются подходы к его развитию. Несколько лет назад мы считали примерно так. Есть лесосека 3 млн. куб.м., надо лес вырубить и дело с концом. Но сейчас мы смотрим совсем по-другому. Когда начинаешь раскладывать, сколько собственно, какого регионального продукта производят те, кто вырубает миллион и кто делает мебель, то получается, что на самом деле те, кто этот миллион рубит, регионального продукта вырабатывают единицу. А несколько предприятий, которые делают мебель, вырабатывают 100 единиц.  Поэтому нет никакого смысла в вырубке, а есть –  в его переработке.

Мы сейчас выстраиваем стратегию, когда зададим предприятиям переработки вопрос, а, сколько вам нужно этой древесины? Пожалуйста, вот лесосека, вот аренда леса на 50 лет под ваше производство и под вашу инвестиционную программу. Такая программа дорабатывается с учетом мер господдержки, строительства лесовозных дорог и т.д. В ближайшее время мы завершаем ее разработку, и мы выйдем к нашим предприятиям с конкретными предложениями, и будем дальше двигаться. Развитие лесной отрасли – один из наших главных приоритетов. Зеленое богатство, которое у нас в области есть, должно использоваться в полной мере.

Вопрос: В России пока слабые связи в экономике между промышленностью и системой образования, промышленной наукой. В Тюмени есть такие прорывы. Хотелось бы знать, какова роль правительства Тюменской области в становлении инновационных проектов, как это отражается на экономике?

Сергей Собянин: Существует реальный рынок этих услуг - "Тюменьгипрогаз", "СургутНИПИнефть", "СибНац",  практически  все производят в той или иной мере  инновационную продукцию в виде проектов, новых подходов к освоению месторождений, в области геологоразведки, добычи и т.д. Эти научные проекты и открытия иногда изменяют экономику нефтяной отрасли в целом по России. Это решения, которые приносят для федерального бюджета  сотни миллиардов рублей.  В Тюмени этот сектор чрезвычайно развит.

Не развит сектор, который связан с другим бизнесом – машиностроением, медициной, жилищно-коммунальным сектором и т.д. Там связка "наука-производство" практически отсутствует. Много лет пытаемся ее связать каким-то образом – научными грантами, совместными организационными мероприятиями, но такого цельного системного подхода создать не удалось. Сегодня с выходом закона о создании технопарков такой вариант появился. Само правительство, само законодательство нам подсказывает, что если не федерального уровня, то регионального уровня технопарк с полной государственной поддержкой мы будем создавать.

Это как раз будет та связка, которая обеспечит  инновации, развитие, разработку и внедрение их в производство. В чистом виде, я думаю, технопарк создавать в Тюмени не нужно, потому что наш город - наукоград сам по себе. Здесь есть и университеты, и производственные институты, и машиностроительные предприятия, и  вся  инфраструктура, которую  не надо создавать в чистом поле.  Нужно объединить усилия через управленческий центр, через государственную поддержку, через систему кредитования.

Вопрос: Руководство Тюменской области не раз критиковало промышленные предприятия региона за недостаточную модернизацию производства. Однако, она подразумевает большие капиталовложения, возникают налоговые препятствия и т.п. Принимает ли руководство области какие-то шаги, разрабатывает ли какие-то программы в помощь промышленникам?

Сергей Собянин: У нас есть традиционные системы поддержки: нефтяным предприятиям, которые заказывают продукцию наших заводов, мы финансируем 2/3 ставки банковского кредита. Это является существенной поддержкой  десяткам предприятий, участвующим в программе. Кроме  этого оказываем содействие в выставочной деятельности, в обмене информации, "сводим" крупных заказчиков предприятий и инвесторов…  Достаточно большая, может, не громкая, но тщательная и кропотливая работа ведется. Но, тем не менее, прорыва у наших машиностроителей не происходит.

Много разных причин. Уровень тюменского машиностроения резко вырос, но нельзя сказать, к сожалению, что основные фонды обновлены. Поэтому мы, понимая, что для наших предприятий эта задача не по силам, пытаемся привлечь внешних инвесторов из-за рубежа, для создания совместных предприятий. Предприятия, которые имеют мировые брэнды, свою научную базу, инвестиционный потенциал, оборотные ресурсы, чтобы они помогли нашим предприятиям освоиться. Либо наши предприятия принимали участие в их бизнесе. Это непринципиально, главное, чтобы они работали и развивались на нашей территории.

Помимо этого сейчас выходят на нас предприятия совершенно неожиданной направленности. Например, металлургическое производство, основанное на переработке вторчермета. У нас в области сотни тысяч тонн такого металла, сегодня все это везется на Урал, перерабатывается там, а потом снова ввозится к нам. Непонятный такой процесс. Частично эту проблему мы уже решили.

Еще ряд производств возникает. Пивоваренный завод. Вышел серьезный инвестор, которому  ничего не надо было, кроме земли и минимальных льгот. Все строится, все растет, думаю, все будет реализовано. И еще проекты, которые быстрее реализуются с помощью серьезных инвесторов российского и мирового уровня.  К сожалению, нашим заводам, при всем моем уважении  к ним, тяжело пробиваться на эти рынки. Потому что в рамках регионального рынка это сделать очень сложно.

Возьмем, к примеру, элементарный молочный завод. Казалось бы, чего проще - есть завод, есть коровы, есть рынок,  на который можно принести переработанную сметану. Какие проблемы? А не получается. Если нет у тебя межрегиональных рынков сбыта, ты не можешь конкурировать в этом виде продукции. Рано или поздно тебя поставят на колени, задавят ценой  и  ничего кроме убытков для тебя и крестьян,  которые приносят молоко, не будет.

Во Франции всего 2 предприятия, занятых переработкой молока. Не тысячи, а два системных кооператора. Кооперативов много, которые подвозят молоко, но системных кооператоров  всего два. А в Тюменской области - полтора десятка, немного меньше стало в последнее время. Мы сконцентрировали усилия практически на двух предприятиях. Затянув к себе другие, которые имеют рынки сбыта в Самаре и в Иркутске,  в Омске и в Новосибирске, мы сразу изменили ситуацию - у наших производителей молочной продукции не стало  проблем со сбытом.  Нет проблем с производителями молока, нет проблем с реализацией, с торговой сетью. Производи молоко, привози, тебе дадут нормальную цену и никакой головной боли.

У нас практически каждый год объем реализации молока увеличивается на 17-20%  и качество улучшается. Работает системный оператор, мы имеем локализованные рынки, которые сдавливают нас со всех сторон. То же самое происходит с нашими серьезными, крупными предприятиями, аккумуляторный завод, завод медицинского оборудования. Несмотря на то, что они имеют большие рынки сбыта. Им  мало российских рынков сбыта, им нужно иметь международную кооперацию, их душат системно международные корпорации, которые занимаются производством аккумуляторов, медоборудования. Я считаю, что им пора кооперироваться с кем-то на международном уровне. Чтобы выжить, российского рынка им недостаточно. Таковы реалии, с которыми надо считаться.

Вопрос: Стремительное развитие экономики региона невозможно без такого же стремительного развития малого и среднего бизнеса, особенно инновационного характера, который работает в кооперации с промышленностью. Насколько защищен малый и средний бизнес в Тюменской области от административного произвола, от корпоративного давления? Насколько областные власти поддерживают малый и средний бизнес?

Сергей Собянин: Поддерживаю на 100%. Малый бизнес - такая тонкая материя! У каждого свои проблемы и своя специализация. Мы оказываем  поддержку. Создаем инкубаторы, которые работают со всеми предприятиями малого  бизнеса, в основном производственного сектора, которые помогают разобраться в экономике, подсказать, научить и т.д. Есть система грантовой поддержки, выплаты процентных ставок. Динамика по малому бизнесу очень хорошая, одна из лучших в России. Но такого ощущения, что там все благополучно, нет.

Когда встречаешься с бизнесменами, главная проблема, которую продолжают называть - это административное давление -  различного рода инспекции. Как было их десятки, так и осталось. Выделение земельных участков, получение кредитов, многочисленных инспекций - все это создает  не очень благоприятную атмосферу для развития малого бизнеса.

Что мы делаем в этом направлении? Получив Указ Президента о том, что мы имеем право координировать деятельность федеральных органов власти, всех, за исключением суда, прокуратуры и федеральной службы безопасности, мы сразу же создали координационный совет по преодолению административных барьеров. Совет возглавил  вице-губернатор, который на системном уровне начинает заниматься разборками  завалов и выяснением отношений с теми, кто пытается "открутить голову" этому бизнесу - применяет не правовые меры воздействия или рвение чересчур, что приносит отрицательный результат. Такая длительная работа во многом зависит и от самого бизнеса, от его активной позиции. Если предприниматель не будет писать заявление, никому не расскажет о проблеме, то дело с мертвой точки не сдвинется.  "Пришел инспектор пожарный и мне голову отворачивает, но я боюсь вам говорить, потому что завтра мне еще хуже будет". Но, если ты не скажешь, тебя все равно додушат рано или поздно. Поэтому выбора нет, надо приходить и говорить.  А наша обязанность с этим разбираться, чтобы такие вещи не повторялись.

Проблема №1 для среднего и малого бизнеса - получение земельных участков. Сейчас  выстраивается новая система их выдачи. Если сейчас бизнесмену нужно годами ходить, чтобы получить разрешение на строительство, то с 1 октября мы выйдем на систему аукционной продажи участков. Выставляется земля, которая должна быть освобождена от обязательств перед третьими лицами и согласована со всеми соответствующими службами под целевое назначение: под строительство  заправки, автосервиса, торгового комплекса, и продаваться тем, кто заплатит дороже. Можно сказать, что малым предприятиям еще тяжелее будет, но таков рынок.

Дано также  поручение о создании  фонда поддержки предпринимательства, в который войдут правительство, банки, инвесторы.  Такие фонды созданы во всех странах за исключением России, но, может, на региональном уровне воспроизведем такую структуру для кредитования небольших проектов.

Вопрос: Какую оценку Вы можете дать программе "Сотрудничество", в которой участвуют три региона - Тюменская область, Югра и Ямал? Что получается, что не совсем получается? Какова перспектива этой программы и каков будет ее конечный результат?

Сергей Собянин : Для всех сложносоставных субъектов, каждого автономного округа и области своя схема. Большинство автономных округов  и областей идет по административному  пути объединения, часть из них  остается в своем нынешнем состоянии. Средняя позиция представлена Тюменской областью, ее договором с автономными округами, который не предполагает жесткого административного объединения. Но в то же время и  не предполагает, чтобы мы разбежались по углам и каждый занимался бы своим делом.

Наоборот, мы создали систему, при которой совместно развиваем инфраструктуру  региона. Для Тюменской области - это принципиально важно. Потому что без развития инфраструктуры она просто не сможет существовать.

Казалось бы, подумаешь, построить дорогу Тюмень-Надым-Салехард. Но это тысячи километров  по топям, болотам. И больше ничего, кроме этой дороги, соединяющей южные районы и северные. На ней нанизан весь ТЭК. Стоимость такой реконструкции десятки миллиардов. Ни один субъект сам по себе ее не будет делать, потому что там есть сотни километров на стыке границ и субъектов, которые для  внутрирегионального пользования не нужны никому. Так происходило с дорогой Когалым-Ноябрьск. Эта ветка была заброшена. Югорчанам не особенно надо было ехать на Север, а ямальцы не могли зайти потому, что другая территория. То же самое происходило на границе с Тюменской областью, в районе Демьянки, там самые плохие дороги. Хотя в центрах у нас хорошо развита инфраструктура.

То же можно сказать об авиационных перевозках. За последние 10-15 лет рейсы на Тюмень сократились в разы. Подумаешь, сократились здесь - увеличились там. Но все это вместе приводит к разрыву связей и развалу инфраструктуры, которая должна быть общей в регионе. Она может быть локализована, но это будет в десять раз дороже и менее качественно. Такие задачи обоюдовыгодны каждому из нас. Я имею в виду субъекты,  которые подписали договор о сотрудничестве. Я уже не говорю о других специальных программах в области сельского хозяйства, экологии и т.д. Не надо забывать, что мы на одной реке живем и пользуемся одним биоресурсом. Поэтому надо  вместе садиться за стол и договариваться, вместе разрабатывать проект. Поэтому мы вместе разрабатываем и реализуем проект  строительства  крупнейших в России рыборазводов – в Ханты-Мансийске и Абалаке. Мы занимаемся поддержкой авиационного транспорта. В Тюмени, в одном из немногих городов России, в последние годы стабильный рост перевозок. И в этом году хороший прирост объема перевозок.

"Сотрудничество" - это  поддержка железнодорожного и водного транспорта. Мы покупаем уже второй пассажирский состав, очень хорошего качества для перевозки тюменцев по всей России. Серьезные программы реализуются в  здравоохранении: оказание услуг в области кардиологии, онкологии, туберкулеза и т.д. Совместная программа действует в образовании:  поддержка университетов, профессиональной подготовки и т.д. То есть,  комплекс о котором мы уже не раз говорили и то, что мы  в конечном итоге решили,  начинает работать. Сегодня работа идет практически по всем направлениям. Прежний  объем несколько месяцев назад мы увеличили  еще на три миллиарда. И сегодня мы понимаем, что эти объемы мы перевыполним еще на 2-3 миллиарда. И уже есть мысли еще дополнить эту программу, так как она действительно реально востребована.

Есть, конечно, проблемы. Какие-то административные неувязки. Самая главная проблема, что мы начали с  нуля. Последние протоколы подписали в феврале, а это же капитальное строительство, проектирование зданий, проведение конкурсов. Но, запустив "машину", мы получили такие результаты уже буквально через несколько месяцев. Это говорит о том, что она востребована, жива, не надуманна. Думаю, что дальше будет проще и быстрее все это реализоваться, еще эффективней.

Вопрос: Недавно Вы сказали о том, что в будущем видите Тюмень городом-миллионером. Это просто мечта или намечен путь, по которому к этой мечте можно придти? Как это все корреспондируется с деятельностью городской администрации?                  

Сергей Собянин: Есть и желание, и понимание того, чтобы город был самодостаточным населенным пунктом, опорой для региона. Чтобы любые проекты в нем самоокупались, реализовались и он был инвестиционно-привлекательным, город должен приближаться к населению примерно равному  миллиону. Это не нами придумано - это фактически так. Любые инвестиционные проекты вначале идут в города-миллионники. Сначала десятимиллионный город Москву, потом пяти –  Санкт-Петербург, потом Екатеринбург – полтора, потом Челябинск – миллион, потом Тюмень, где полмиллиона жителей. Так, к сожалению, происходит.       Все страны развивались именно таким образом. Опора была сделана на крупные промышленные города и взращивание в них колоссального производственного и людского потенциала.

У Тюмени есть все для того, чтобы расти и развиваться. Для этого она должна быть привлекательной в социальном плане, в производственном, привлекательной  с точки зрения экологии, образования, здравоохранения, транспортных коммуникаций, глобальных проектов и т.д. В принципе, у нас все это есть. Нет никаких оснований для пессимизма. Надо работать над тем, чтобы город стал одним из лучших в России. Я надеюсь, что он таким и будет. Естественно, он становится привлекательным не только для инвесторов, но и для людей, которые хотят здесь жить и работать.

           Редакция благодарит пресс-службу губернатора Тюменской области за помощь в подготовке материала


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС