25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Налоги снизим, а бензиновые цены лишь застабилизируем?

Правительство России в лице министерства промышленности и энергетики уверены, что знают, как вызвать в свой адрес всенародную любовь – снизить цены на бензин. Вообще-то, это действительно беспроигрышный ход. Одним из способов добиться поставленной цели чиновники видят снижение налога на добычу полезных ископаемых. Естественно, не для всех. Гарантий, что после этого цены на бензин снизятся, пока нет. Но можно быть уверенными – нефтяники скажут огромное спасибо авторам новой идеи.

По мнению чиновников, налог на добычу полезных ископаемых стоит отменить (вернее, установить нулевую ставку) для новых месторождений. То есть, при открытии нового месторождения пять лет этот налог платиться не будет. Кроме того, пониженная ставка будет применяться и для месторождений, на которых нефть уже заканчивается.

Естественно, не обошли вниманием и таможенные пошлины. Раз они все равно не помогают снизить цены на внутреннем рынке, то не убрать ли их вообще? При этом, похоже, не учитывается, что львиная доля многомиллиардного Стабилизационного фонда страны получена именно от нефтяного экспорта. К тому же снижение пошлин позволит увеличить экспорт, а значит, для внутреннего рынка товара останется меньше. С каких пор уменьшение предложения при неизменном спросе вело к снижению цен? Обычно в такой ситуации цены растут, причем растут достаточно сильно.

А между тем прогнозы чиновников радужны. По их мнению, топливо даже при сегодняшних условиях будет дорожать не более чем на 1% в месяц, да и то только до октября, пока не закончится навигация. Раньше, правда, считалось, что повышение цен на топливо в летний период вызвано отнюдь не судоходством, а сельским хозяйством. А конкретно – посевной и уборочной кампаниями, которые "кушают" топливо сотнями тонн.

Но попытаемся рассмотреть в деталях, что же на сей раз придумали в правительстве. Начнем с нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас она рассчитывается на основе среднего уровня цен нефти сорта Urals на средиземноморском и роттердамском рынках, среднемесячного официального курса доллара США к рублю  и коэффициента Кц. В июне 2005 года, например, размер НДПИ составил 1919 рублей на тонну нефти. Если посчитать всю добычу, то цифра получается вполне внушительная. Естественно, "молодые" и "старые" месторождения  - это не вся нефтяная отрасль России, но все же значительная ее часть. Так что бюджет однозначно потеряет миллионы, если не миллиарды. А что взамен? Скажите, какой предприниматель, сократив расходы, начнет сокращать доходы? А ведь именно этого от него ждут авторы предложений.

Представим себя на месте предпринимателя. Берем обычную зарплату и предположим, что вам предложили первые пять лет на новом месте работы не платить подоходный налог. Теперь вопрос: пойдете ли вы в бухгалтерию с просьбой снизить вам зарплату на "сэкономленные" 13%? Ответ, по-моему, очевиден.

Вообще-то, вопрос "кому это выгодно" можно даже не задавать – настолько очевиден ответ. Выгодно это в первую очередь нефтяникам. Выгодно это и тем политикам, которые (или которых) поддерживают представителей нефтедобывающей отрасли.

Естественно, мнения по поводу нового проекта разделились. И если кто-то новой инициативе правительства не рад, то для других это стало настоящим подарком. Нефтяники, как и следовало ожидать, обрадовались. По их мнению, налогов у них слишком много и пора бы их уже и снизить.
"На самом деле, на сегодняшний день налоговое бремя на нефтяные компании достигло предела, - заявили Накануне.RU в пресс-службе ОАО "Лукойл", - Несмотря на мировые цены на нефть и на их ускоренный рост, за счет различных налогов, в том числе и НДПИ, российские нефтяники, и в частности компания "Лукойл" получают минимум прибыли. Более того, что касается конкретно НДПИ, то он на сегодняшний день напрямую связан с мировыми ценами на нефть. Растут цены – растет НДПИ. Это ведет к тому, что достаточно быстро растет цена на нефть и внутри страны. Соответственно, дорожает бензин и прочие нефтепродукты. Естественно, что любое изменение ставок и расчета НДПИ, если оно будет отвечать интересам нефтяных компаний, то это, безусловно, найдет понимание и позитивное отношение со стороны компаний".

Цифра в пять лет нефтяников радует, но, как и следовало ожидать, хотят они побольше. Логично. Если вам дают льготы на определенный срок, хочется срок получить максимально большой.
"Хорошо, что хотя бы пять лет, потому что чем дальше нефтяники уходят в труднодоступные регионы, такие как Крайний Север, Арктический шельф и им подобные, тем больше капитальные затраты на разведку, а впоследствии – разработку месторождений, - утверждают представители "Лукойла", - На самом деле, обычно разведка и начало разработки даже среднего месторождения занимает зачастую больше времени. Но хорошо, что дают хотя бы пять лет. А вообще – это очень индивидуально, бывают и такие месторождения, которые можно запустить достаточно быстро, а есть, у которых очень много времени уйдет на строительство дорог, подведение электроэнергии, создание трубопроводов и прочую инфраструктуру".

А вот на снижение цен на бензин, похоже, пока что надеются лишь чиновники. Нефтяники, во всяком случае, пока обещают в случае реализации всех предложенных идей разве что их стабилизировать, - читай не повышать резко и сильно.
"У нас есть некий рецепт, который недавно озвучил президент компании Вагит Аликперов: мы, как и эксперты Минэкономразвития, считаем, что для стабилизации цен на бензин внутри России, надо отменить экспортную пошлину на мазут, - объяснили Накануне.RU в "Лукойле", - В таком случае мы смогли бы взять на себя стабилизацию цен на нефтепродукты в России. Дело в том, что рынок Западной Европы обеспечен бензинами полностью, причем бензинами хорошего, европейского качества. А что им нужно от нас? Им нужны "темные" нефтепродукты, то есть мазут и дизельное топливо. Соответственно, если пошлину на их экспорт отменить или резко снизить, то мы смогли бы стабилизировать цены на бензин на внутреннем рынке. Но речь идет только о стабилизации. Для снижения цен надо понизить тарифы на железнодорожный транспорт, которые уже повысились с начала года на 20%, надо снизить или фиксировать цены на электроэнергию. В общем, много условий, поэтому вопрос о снижении цен на бензин пока не стоит обсуждать. Стабилизация – дело другое".

Позиция нефтяников понятна и логична. Но, как выяснилось, "за" введение дифференцированной ставки высказываются и "нефтяные" чиновники "на местах".
"Мы изначально говорили о необходимости подобной дифференциации, - заявил Накануне.RU заместитель департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, начальник управления по развитию базы полезных ископаемых Александр Бруй,Но нельзя все месторождения подводить под одну гребенку – есть месторождения, которые физически сложно разрабатывать – они могут находиться в труднодоступных местах, может быть сложная геологическая ситуация. В общем, надо дифференцировать налоговые ставки еще и по этим позициям".

По словам Александра Бруя, пять лет – вполне обоснованная цифра. "Все зависит от конкретного месторождения и конкретной компании, которая его разрабатывает, - рассказал он, – В принципе, легкое для разработки месторождение крупная компания может вывести на полную мощность за три года. Но вообще, по технологической документации, первые 3-5 лет все месторождения работают в опытном либо пробно-промышленном режимах".

При этом оценить влияние потенциального нововведения на цены на топливо на внутреннем рынке Александр Бруй отказался.
не экономист, а геолог, - сказал он, – Так что сказать что-либо по поводу влияния на цены не могу. Просто не знаю".

Аналитики же не уверены в оправданности предложений Министерства промышленности и энергетики. По их мнению, также более логично будет поддерживать месторождения не "по возрасту", а по сложности нефтедобычи.
"На наш взгляд, введение дифференцированных ставок по НДПИ, направленных на расширение налогооблагаемой базы за счет стимулирования роста добычи нефти, может увеличить поступления в бюджет в среднесрочной перспективе, - считает макроэкономист инвестиционного холдинга "Финам" Ольга Беленькая, - Однако предложенный вариант нулевой процентной ставки по новым месторождениям, на наш взгляд, может привести к поощрению "выкачивания" нефтяным компаниями наиболее доступных пластов нефти в короткие сроки, с последующим истощением месторождения. Вместо этого мы считаем более логичным стимулирование более глубокой разработки истощенных и труднодоступных месторождений и запасов, с более высокими затратами на добычу.  В то же время необходим тщательный расчет ставок дифференцированного налога с тем, чтобы не произошло резкого краткосрочного уменьшения налоговых отчислений в случае одновременного снижения мировых цен на нефть".

В то же время аналитики сомневаются, что предложенные меры могут привести к реальному снижению цен на топливо в России.
"Рост цен на нефтепродукты обусловлен двумя факторами, - объясняет Накануне.RU аналитик нефтегазового сектора инвестиционного холдинга "Финам" Станислав Фоменко, - Во-первых, цены на нефтепродукты растут в связи с ростом цен на нефть. Да, снижение НДПИ будет снижать себестоимость производства, и теоретически цены продажи также могут снизиться благодаря действию конкурентных сил. Но, учитывая, что конкуренция на рынке нефтепродуктов далека от совершенной, рассчитывать на это в полной мере не стоит. Для этого необходимо решить ряд вопросов антимонопольного характера. Во-вторых, рост цен на нефтепродукты обусловлен периодической индексацией ставок акцизов на нефтепродукты и тарифов естественных монополий. Таким образом, другим основным  фактором роста цен на нефтепродукты выступает инфляция. Вероятно, отчасти вопрос значительного роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке можно решить через решение общих проблем инфляционного характера".

Автолюбители при этом выступают против нововведений
"По-моему, это явное проявление лобби нефтяников в нашем правительстве, - считает Владислав, профессиональный водитель с 13-летним стажем,Я за рулем уже 13 лет и за это время как-то не замечал заметных снижений цен на бензин. В общем, нефтяники, после повышения цен на нефть на мировом рынке почувствовали вкус легких денег и решили срубить побольше. Не верю я, что они снизят цены, если им снизят налоги. Оно им надо? Ведь покупают у них товар по сегодняшним ценам, а на рынке снижение цен может произойти, только если покупать перестанут. В итоге они просто будут класть себе в карманы на пару миллиардов больше".

Понятно, что после "Юкоса" ни одна нефтяная компания не будет слишком нагло манипулировать с налогообложением, но когда правительство не то, что приоткрывает лазейку, а просто распахивает ворота – грех этим не воспользоваться. А уж в чем нельзя обвинить наши нефтяные корпорации – это в неспособности воспользоваться предоставленной возможностью увеличить свои доходы.

Что мы будем иметь в итоге? Обещанного снижения цен, скорее всего, не будет. В этом сходятся и аналитики и работники отрасли. Цены на бензин максимум некоторое время не будут расти. Бюджет при этом потеряет достаточно большую часть поступлений и, возможно, правительству придется-таки залезть в стабфонд, который, кстати, тоже перестанет пополняться. Но есть и хорошие новости. В конце концов, ни одно месторождение не безразмерно, и со временем нефтяным компаниям приходится искать и осваивать новые места добычи "черного золота". После введения налоговых льгот, скорее всего, этот процесс пойдет более активно, что, естественно, положительно скажется на развитии отрасли. Единственное, что вызывает опасения – это сроки, за которые нефтяники выкачают всю нефть из недр Земли. По самым пессимистичным прогнозам это может произойти уже через 40 лет. Чем активнее развивается нетедобывающая отрасль, тем меньше этот срок. А к переходу на альтернативные источники энергии в мире, не говоря уже о России пока явно не готовы...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС