19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC5riR
Аренда машин в Екатеринбурге - http://perevozki.youdo.com/ekaterinburg/arendaavto/
youdo.com


Аналитика все материалы

Алкоголь, паленка и госмонополия - замкнутый круг?

Волна отравлений, прокатившаяся по России, заставила задуматься о ситуации на алкогольном рынке. С начала года рынок трясет практически без остановок – сначала заводы останавливали зимой, после Нового года, затем был перекрыт импорт вин из Грузии и Молдавии, а под конец в правительстве России придумали ЕГАИС, не придумав, однако, как ввести эту новую систему без потерь. А в итоге люди перешли на "паленку" и откровенно ядовитые жидкости. Что происходит с рынком алкоголя сегодня, и как преодолеть кризис? Может ли государство заполнить нишу дешевого алкоголя, и сколько должна стоить "дешевая" водка? На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU ответили независимый эксперт алкогольного рынка, руководитель одного из заводов Александр Сиваков и заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский.

Александр Сиваков: Введение государственной монополии приведет лишь к росту коррупции

Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали ситуацию на рынке алкоголя сегодня?

Александр Сиваков: Это однозначно стагнация. Кризис проходил в нескольких плоскостях. Первая плоскость – это кризис потребительского рынка. Вот он, собственно говоря, в какой-то степени сейчас преодолевается – постепенно исчезают перебои, но этот кризис исчезает лишь отчасти. На самом деле исчезла полностью дешевая водка, исчезло дешевое вино – даже бурда Фото: Накануне.ruподорожала до 90 руб. Фактически опустошен рынок общедоступной алкогольной продукции. В итоге кризиса государство обратило внимание на то, что на алкогольном рынке есть какие-то проблемы. Другое дело, что сейчас идет все же не решение проблем, а политические игры. Этот рынок стал ареной политических баталий. Вторая плоскость кризиса, которая была – это плоскость бизнеса. Здесь кризис отчасти продолжается. В том, что продукция частично подорожала, виноват и этот кризис – компании понесли убытки в результате раздрая при введении ЕГАИС, и теперь им надо как-то компенсировать эти убытки. Но если потребительский рынок и бизнес-сообщество хоть как-то восстанавливаются, то вот плоскость госрегулирования осталась в кризисном состоянии. Фактически, это остаток от командно-административной системы. В этой системе фактически ничего не изменилось. Нет единого контролирующего органа, нет государственной долгосрочной программы по развитию отрасли, а это – два важнейших принципа. И это говорит о том, что кризисы предстоят и в будущем, а государство пока еще ничего не сделало, и даже преодоление кризисов в бизнесе и на потребительском рынке прошло без участия государства.

Вопрос: Можно отметить три волны кризиса – после нового года, затем – весной, когда был запрещен импорт вина из Грузии и из Молдавии, и летом - при введении ЕГАИС. Однако волна отравлений началась лишь пару недель назад. С чем связан этот разрыв?

Александр Сиваков: Это тоже прогнозировалось. Это – бомба замедленного действия, которая была заложена в 102 закон.

Был неверный посыл. Неверность заключалась в том, что если с рынка убрать нелегальный алкоголь, то все почему-то должны начать пить легальный. Но это не реально по одной простой причине: очень большая разница в ценах. Водка нелегальная, но заводского качества стоила 35-50 руб. Водка легальная – 65 и дороже. А суррогаты стоят вообще 20-25 руб., в три-четыре раза дороже водки. Люди пьют их не потому что не любят Хеннеси или Бордо, а потому что у них денег есть только на покупку  такой продукции.

Вопрос: Возможно ли вообще наладить производство водки, которая бы, будучи качественной, могла бы конкурировать по цене с суррогатами?

Александр Сиваков: Да. И государство должно это взять на себя.

У государства есть мощнейшая структура производства – "Росспиртпром". Они вполне бы могли часть водки производить по низкой цене. Сейчас разговоры о том, что у нас относительно низкие цены – это ерунда. Вино у нас вообще самое дорогое в мире. Американцы и европейцы покупают водку по цене от $10. Но давайте учитывать уровень жизни и доходов населения. И тогда получается, что водка у нас должна стоить не дороже $1,5. У нас этого, как прекрасно знаете, нигде нет! Про вино лучше вообще не говорить – весь мир пьет вина по цене в районе $5. Если перевести на наши реалии, то у нас оно должно стоить 12-15 руб. Нет политики государства. Если оно заботится о здоровье, то должны быть какие-то единые программы.

Фото: Накануне.ruВ советское время пили вино, оно и было дешевле. У нас уровень населения очень сильно упал. И не надо говорить, что в случае выпуска дешевой водки все перекинутся на нее – и сейчас есть водка по 65 руб., а есть по 130 руб. И у каждой – свой покупатель.

Вопрос: Могла бы помочь государственная монополия на производство алкоголя?

Александр Сиваков:

Я не вижу государства, которому можно было бы вручить эту госмонополию. Нет такой силы. Рынок просто рухнет. Кроме того, это только повысило бы коррупционную составляющую алкогольного бизнеса. Когда говорят о советской госмонополии, то забывают: нельзя вырывать ту госмонополию из общей монополии на все. Это совсем другое дело. А когда пытаются вытащить один осколок из мозаики, то проблема не решается.

И, по моему мнению, Владимир Путин отклонил проект закона о госмонополии на спирт в первую очередь из-за того, что он понимал: Минсельхоз, который за нее борется, в первую очередь борется за коррупцию.

Вопрос: Могло бы помочь в борьбе с алкоголизмом и массовыми отравлениями восстановление каких-то прежних социальных институтов типа ЛТП и им подобных?

Александр Сиваков: Это нужно сделать. У нас сейчас социально безответственное государство. И оно проводит социально безответственную политику. Сейчас вот, перед выборами, что-то начало делаться, нацпроекты появились. Но ведь все надо делать вовремя – раньше ничего не делалось.

Вопрос: Что же необходимо государству сделать в первую очередь, чтобы преодолеть сегодняшние кризисы?

Александр Сиваков: Смотря, какую задачу ставить.

Сегодня государство своей политикой толкает людей к самогоноварению. Хорошо это или плохо? Если самогон для себя и качественный – то ничего особо страшного. А вот если на продажу, как в советское время, то еще неизвестно, что будут добавлять для крепости, чтобы продать побольше. Было, и карбид добавляли, и другое. Нельзя думать о решении проблемы только с одной стороны.

Сергей Лисовский: Государство должно мотивировать население на употребление качественных продуктов

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию на алкогольном рынке, которая сегодня сложилась в России?

Сергей Лисовский: На самом деле это не кризис, а продолжение вялотекущего разрушения структурного и цивилизованного рынка алкоголя в России, которое началось после уничтожения монополии государства на этот продукт. Мы идем к тому же, что и раньше. На сегодняшний день, по сути, качество алкоголя никто не контролирует. Понятно, что

отсутствие дешевой водки тоже сказывается в том, что люди пьют всякую гадость. Но есть и огромное количество нелегального спирта, которым люди тоже начинают травиться. Был тезис: никто алкоголем не травится, все травятся шампунями, омывателями стекол и так далее. Это не правда, алкоголем тоже травятся.

Если взять ту же Северную Осетию – ее мощности спиртовые составляют около 40 млн декалитров в год. Официально северная Осетия производит 1,8 млн. Россия потребляет около 75 млн. То есть, на самом деле, у той же Осетии есть незадействованные возможности производить около половины употребляемого алкоголя. Кризис – он не начинался в этом году. Он был, есть, и, видимо, будет.

Вопрос: Последние события – остановка заводов зимой, перекрытие импорта из Грузии и Молдавии, введение ЕГАИС – как они сказались на рынке?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Сергей Лисовский: Дело в том, что алкоголь, по сути, это не рынок. Алкоголь – это наркотик. То зло, с которым согласилось общество. Его производить очень легко, и по себестоимости продукт копеечный. Это, по сути, официальное употребление наркотиков в обществе в, я бы сказал, допустимых пределах. Говорить о рынке не стоит. Рынок – это когда идет производство, постоянно что-то улучшается.

А что такое завод по производству водки? Это, по сути, кухня, где из двух ведер сливают в одно. Вот и все. Рынка не существует. Есть система доставки до максимального количества торговых мест дешевого продукта, на который налагается большой налог.

Рынком это назвать нельзя, и говорить о влиянии сложно.

Вопрос: Возможно ли как-то заменить употребление населением суррогатов каким-то алкоголем, который был бы более-менее качественным, но сравним по цене?

Сергей Лисовский: Заменить ничего ничем нельзя. Можно только сформировать мотивацию потребителя употреблять качественный алкоголь. Государство может сделать только это – контролировать реализацию некачественного, убирать его из реализации и мотивировать приобретение качественного. Вот задачи, которые должно решать государство.

Вопрос: Какие есть способы у государства для решения этих задач?

Сергей Лисовский: Есть два решения: Первое – убрать некачественный алкоголь с полок магазинов, а это, к сожалению, можно сделать только введением монополии, что в России сейчас не получится. И проблема не в том, что эта мера не популярна – популярность вещь относительная – это не 100% эффективная мера.

При нашей системе и слабой организованности мы просто не сможем быстро создать сеть, которая обеспечит этим продуктом все население, тех, кто в этом нуждается. Доводы, мол, это потребует много денег – это от лукавого. Доходы от реализации перекроют в течение года все расходы. Вопрос есть только организационный.

Это первое. И нет других методов. В другой, более цивилизованной стране, они есть. А второе – это производство дешевой водки. При этом госмонополия не означала бы, что только государство производит водку. Если хочешь – производи. Но она должна быть не дешевле, чем дешевая государственная. И, естественно, государство должно объявить минимальную цену на алкоголь Например,

на сегодняшний день средний налог на бутылку – 38 руб. с учетом НДС, акцизов и т.п. Себестоимость бутылки водки – 7-8 руб. – в эти деньги входит сама водка, бутылка, пробка и упаковка. В сумме получается 46 руб. плюс один-два руб. накинуть на реализацию. Получается, минимальная бутылка должна стоить около 48 руб. Государство может пойти на субсидирование, акциз брать чуть меньше и установить цену в 40 руб. Тогда уже никто не сможет производить некачественную водку из ворованного неучтенного спирта, потому что выставив ее в продажу по той же цене – а ниже, напомним, будет нельзя, он не получит покупателя – люди будут прекрасно понимать, что в обоих случаях деньги одни и те же, и смысл брать сомнительный продукт, когда рядом продается по той же цене качественный, будут брать качественный. Если будут продавать дешевле – это сразу будет как надпись на этикетке "нелегально".

Вопрос: А у государства есть вообще возможность перекрыть все каналы поставки нелегального алкоголя?

Сергей Лисовский: Любую проблему надо рассматривать не с точки зрения теории, а с точки зрения реальной жизни. У нас как раз пытаются реалии подбить под теорию.

В теории государство способно перекрыть каналы, но в реальной жизни мы видим, что государство неспособно на такое и по чисто субъективным причинам – зачастую те, кто должен эти процессы контролировать, сами занимаются реализацией водки или имеет долю с таких поставок.

Соответственно, и поручения будут либо не выполняться, либо выполняться формально. Поэтому у нас есть только один путь для решения проблему – ввести реализацию водки только в государственных магазинах. Это не убьет нелегальный оборот, но резко его сократит – продавать будет сложнее, потому что придется создавать собственную сеть распространения.

Вопрос: Возвращаясь к вопросу чрезмерного потребления алкоголя в обществе: можно ли бороться и с этим? Может быть, стоило бы подключить к этому какие-то общественные институты, ввести, скажем так, "культуру употребления"?

Сергей Лисовский: Я в общественные институты, особенно у нас, в России, очень мало верю. У нас нет реальных общественных организаций – они все ангажированы либо какими-то экономическими, либо политическими структурами. А когда за общественным движением стоят другие цели, то говорить о каких-то общественно значимых целях и решениях сложно. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС