24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC1DKc
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/country/geo/sochi/, лучшие цены по ссылке.
Круглосуточное устранение засоров на http://remont.youdo.com/plumbers/eliminating-blockages/other/kruglosutochno/.
Мастер на час: http://remont.youdo.com/carpentry/layingboards/plywood/ по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы

Законодательный триумвират: У нас нет конфронтаций

В Ханты-Мансийске накануне состоялось очередное заседание Совета трёх дум, на котором председательствовали спикеры законодательных собраний трех субъектов УрФО: Сергей Корепанов от Тюменской области, Сергей Харючи от Ямала и Василий Сондыков от Югры. После утверждения повестки дня народные избранники внесли поправки в состав Совета. Депутат Югорской думы Василий Юрченко заменил в Совете Александра Титова, в связи с тем, что тот назначен главным федеральным инспектором по ХМАО. Подобные замены были произведены и в составе делегаций Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме этого, депутаты обсудили реализацию программы "Сотрудничество", подвели итоги работы за прошедший год. Как прошло заседание Совета? Довольны ли спикеры проделанной работой и друг другом? Возникают ли трения и по каким вопросам у депутатов северных субъектов УрФО? Об этом и не только в интервью Накануне.RU рассказали председатель тюменской областной думы Сергей Корепанов и спикер Госдумы Ямала Сергей Харючи.

Вопрос: Совет трёх дум проходит уже одиннадцатый год. Скажите, пожалуйста, какие можно подвести итоги? Что удалось решить за это время на законодательном уровне? Насколько ваш регион нуждается в проведении подобных встреч?

Сергей Корепанов: Отвечая на этот вопрос, хотел бы

Фото:
Фото: Накануне.ru
акцентировать внимание на времени появления Совета трёх дум. Это был1994 год – период, который отмечался очень сложными взаимоотношениями между субъектами, входящими в состав Тюменской области (югом области, Ямалом и Югрой). Естественно, нужно было создавать какие-то консультационные органы, которые бы умели утрясать спорные вопросы и искали компромисс. Таким образом, были созданы и Совет трёх губернаторов, и Совет трёх дум. Я полагаю, что этот период был важен в работе региона, поскольку именно на этих Советах согласовывались уставы всех трёх субъектов. Это очень важно, потому что уставы – это миниконституции для субъектов РФ, самые важные законы для нас. И то, что эти вопросы сумели согласовать на Совете трёх дум, это очень важно. На этом же Совете согласовывался порядок формирования органов власти. Он тоже вызывал много дебатов. Но все спорные вопросы сумели снять.

Кстати, до существования программы "Сотрудничество" у нас были общеобластные программы. Их было на различных этапах порядка 12-14. И всегда перед тем, как эти документы утвердить, они тоже согласовывались на Совете трёх дум, также как на Совете трёх губернаторов.

Если говорить о законодательных инициативах и деятельности, то достаточно сказать, что только на последнем заседании Совета мы обсудили общую позицию по двум проектам законов – это о недрах и о льготах для северян, выезжающих в другие регионы РФ. Что касается выезда северян на юг Тюменской области, эту проблему мы решили за счёт наших региональных бюджетов, а проблему выезда в другие регионы России надо решать на федеральном уровне. Вы обратили внимание на то, что  накануне на пресс-конференции президента ему такой вопрос задали? И он тоже считает, что это несправедливо, когда человек всю жизнь проработал на севере, а пенсию получает, как будто он всю жизнь прожил на юге, переехав в другой регион.

Ежегодно на Совете мы рассматриваем вопросы, связанные с финансированием и планом работы нашей парламентской газеты "Тюменские известия". Это единственное, в своём роде, субъектное парламентское издание, благодаря которому создаётся единое информационное пространство и на территории нашей области. Насколько я знаю, руководство УрФО  тоже знакомится с положением дел в Уральском федеральном округе при прочтении нашей парламентской газеты, поскольку она освещает социально-экономической развитие трёх субъектов федерации, а не только парламентскую деятельность.

Также обсуждаются вопросы, связанные с изданием сборника "Парламентские диалоги". Уже стало традицией (мы будем третий том выпускать) публиковать материалы, с которыми наши депутаты выступали в различных СМИ. Я имею в виду проблемные материалы аналитического характера, которые позволяют, с одной стороны, анализировать позицию народных избранников, с другой стороны, создают хорошие предпосылки и для того, чтобы у депутатов осталось на память что-то, и это помогает систематизировать работу думы.

Вообще за прошедшие годы на заседании Совета трёх дум рассмотрено (вместе с этим заседанием) порядка 60 вопросов. Я считаю, отвечая на ваш вопрос, этот орган нужен, он имеет хорошие перспективы. Тем более, что у нас впереди и легализация программы национальных проектов, легализации программы сотрудничества, легализация программы "Урал – промышленный -Урал Полярный". И всё это потребует координации действий. Более того,  для того, чтобы была возможность проводить Советы трёх дум, не выезжая непосредственно на места, а, находясь в своём зале заседаний, у нас есть идея создать мегаконференцзал. Благодаря этому, можно будет и вести разговор, и выступать, и голосовать, и принимать решение.

Подытоживая, скажу, что создание Совета трёх дум не было ошибкой, орган оправдал себя и имеет хорошие перспективы для последующей работы.

Сергей Харючи: Все эти годы, со времени начала создания

Фото:
Фото: Накануне.ru
Совета, посредством договорных отношений мы развиваем сотрудничество не только в правовой сфере, но и решаем вопросы экономического, социального, культурного характера.

Хочу отметить, что наши территории связывает многолетняя история, общее экономическое пространство. В этой общей работе мы руководствуется тем, чтобы наши  действия были  согласованы уже на этапе подготовки проектов нормативных правовых актов, принимаемых отдельно каждой думой.

Это касается  формирования и принятия (в основном социальных) программ и проектов, имеющих общерегиональный и межрегиональный статус. Не маловажным является позиция наших субъектов в отношениях с федеральными органами законодательной власти. В частности, по  взаимной передачей полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

В числе основных итогов деятельности Совета я бы выделил подписание 15 сентября 1998 года соглашения органов законодательной власти о порядке разработки согласованных проектов законодательных актов, регулирующих общие интересы. Этот документ стал базовым для правового решения упомянутых мною ранее задач.

В ряду главных достижений я бы выделил наиболее важную и сложную задачу -  достижение компромисса в отстаивании статуса самостоятельности автономных округов. И только наши совместные последовательные действия позволили достичь оптимального результата. Был заключен договор между органами государственной власти трех субъектов. Он способствует совместному созданию условий   гарантированного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, сохранению  уровня социальной защиты и количества гарантируемых населению государственных услуг.

Вопрос: Каковы  итоги последнего заседания Совета трех дум?

Фото:
Фото: Накануне.ru
Сергей Корепанов: Ну, во-первых, я бы хотел сказать, что на последнем заседании Совета у нас было рассмотрено девять вопросов. Были заслушаны доклады трёх председателей дум об итогах работы в прошлом году, заслушаны координаторы из каждого субъекта по исполнению областной целевой программы "Сотрудничество", два закона, о которых я говорил (о недрах и льготах для северян). Обсуждали создание программы технического комплекса, который бы обслуживал мегаконференцзал. Надо сказать, что по всем вопросам мы нашли общий язык, по каждому из вопросов принят протокол согласия (это у нас такая форма итогового документа). То есть, у меня, да и у моих коллег, думаю, есть полное удовлетворение тем, как прошло наше последнее заседание Совета трёх дум. Мы сделали кой-какие наброски на будущее.

Фото:
Фото: Накануне.ru
Сергей Харючи: В перерывах между заседаниями Совета дума каждого субъекта работает над решениями, принятыми Советом ранее. Есть общие вопросы, есть рекомендации одной из сторон по проработке того или иного вопроса. На последнем заседании, прошедшем в Ханты-Мансийске, мы подвели итоги этой работы, проинформировали стороны о ходе решения ряда вопросов. Наметили план работы Совета на этот год, подвели итоги исполнения в 2005 году областной целевой программы "Сотрудничество". Достаточно продуктивно поработали.

Вопрос: Как проходит участие законодательных органов трех регионов в реализации программы "Сотрудничество" и "проекта Урал промышленный - Урал Полярный"?

Фото:
Фото: Накануне.ru

Сергей Корепанов: Депутаты принимают участие не только в реализации, но и в формировании этой программы. У каждого из депутатов есть серьёзный наказ от своих избирателей, и мы, как правило, эти предложения направляем или в Совет трёх губернаторов, или координаторам программы каждого из субъектов. Так, в качестве примера могу сказать: в программу сотрудничества включены три моих серьёзных наказа – строительство дороги Надым – Новый Уренгой, строительство дороги Надым – граница ЯНАО, строительство дороги Салехард-Надым. Это многие миллионы рублей.

Безусловно, при формировании бюджета на каждый год депутаты рассматривают финансирование программы "Сотрудничество" как в разрезе субъектов (имею в виду наших трёх субъектов), так и  в разрезе непосредственно строящихся объектов. Речь идёт о тех суммах, которые будут выделяться на эти цели. И эти вопросы депутаты обсуждают, принимая бюджет. Поэтому, финансирование программы "Сотрудничество" является составной частью бюджета Тюменской области. И здесь депутаты принимают непосредственное участие.

Как в рабочем порядке, так и в связи с проведением комиссий заседаний думы, правительство информирует депутатов о ходе реализации этой программы. Программа реализуется всего-навсего год, но мы уже не единожды обращались к этому вопросу в рамках областной думы. Последний раз мы обсуждали эту тему и на Совете трёх дум тоже. В перспективе, я полагаю, к контролю за эффективным использованием этих средств нужно будет подключать и Счётную палату (раз здесь солидные деньги осваиваются).

Ну, и к этой программе, безусловно, на Совете трёх дум мы и дальше будем возвращаться: подводить итоги, намечать планы на будущее, будем смотреть как реализуются те или иные задачи. То есть, это живая работа, и депутаты всегда держат руку на пульсе.

Что касается проекта " Урал промышленный - Урал Полярный ",

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.kapitel.org
то следует отметить, что в будущем году мы запланировали вопрос координации по реализации программы деятельности органами власти трёх субъектов.  Однако сейчас сложно о чём-то говорить. Вы знаете, этот год такой своеобразный. Пока будут изучаться запасы, пока будет сделано заключение. Но, тем не менее, ни депутаты, ни органы исполнительной власти не хотят оставаться в стороне. Я считаю, что ближе к концу года, когда будут просматриваться какие-то определённые очертания этой программы, мы, очевидно, вернёмся к этому вопросу и обсудим вопросы координации, по крайней мере, на нашем уровне трёх субъектов. Но я считаю, что этот вопрос выйдет за рамки Тюменской области и, скорее всего, УрФО возьмёт на себя эти вопросы - и речь пойдёт о координации органов власти всех субъектов, входящих в Уральский округ. Потому что в этом заинтересованы все.

Фото:
Фото: Накануне.ru
Сергей Харючи: Напомню, эта областная программа разработана в рамках договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Дума каждого субъекта утверждает программы и планы социально-экономического развития своей территории, контролирует их исполнение.  И, как я уже отмечал выше, эти программы должны учитывать стратегические направления развития всего региона. Это первое.

Следующая задача – принятие бюджета на очередной финансовый год. Ведь средства на реализацию как местных, так и общеобластных программ утверждаются в бюджете субъекта. Мы всегда стараемся очень взвешенно подходить к каждой цифре при принятии бюджета. Повторюсь, программа "Сотрудничество" разработана в целях защиты интересов наших граждан. И здесь на депутатах законодательных органов лежит очень большая ответственность. 

Не стоит забывать, что депутат – избранник населения, представитель своих избирателей. Поэтому кому, как не депутату, должно быть известно о чаяниях и интересах населения территории.  Следуя наказам своих избирателей, мы можем рекомендовать Совету губернаторов трёх субъектов внести те или иные коррективы в программу.

Вопрос: На последнем заседании одним из важных вопросов повестки дня была программа по обеспечению охраны Обь-Иртышского бассейна и рационального использования его природных ресурсов. Как сегодня решается эта экологическая проблема? 

Сергей Корепанов: В своё время была разработана программа, связанная с экологическим оздоровлением этого региона. Причём, в неё завязывались все субъекты, находящиеся на территории Обь-Иртышского бассейна и предусматривалось финансирование как из федерального бюджета, так и бюджетов региональных областей, округов и т.д. Но потом перестройка всё вышибла из колеи, и эта программа была предана забвению. Я считаю, что к этому вопросу надо вернуться (это  предложение, кстати, Сергея Харючи), мы пока написали один пункт – провести научно-практическую конференцию в октябре в Салехарде именно по этому вопросу. Я предполагаю, что эта конференция послужит толчком для того, чтобы снова заняться этим делом.

Нельзя сказать, что мы этим вопросом вообще не занимаемся, даже в программе "Сотрудничество" есть финансирование таких объектов, как Абалакский рыбораводный завод, строительство рыборазводного цеха в ХМАО и т.д. То есть мы работой занимаемся, но должно быть больше системы. А реализация программы как раз и  позволит белее системно строить работу в этом плане.

Сергей Харючи: Да, этот вопрос был инициирован нашей думой еще в прошлом году. Тогда Совет направил обращение в правительство Российской Федерации, в органы власти субъектов, на территории которых расположен Обь-Иртышский бассейн и общественные объединения с предложением разработать межрегиональную программу его охраны и рационального использования природных ресурсов.

За это время проделана большая работа. В адрес Совета поступило много положительных откликов с поддержкой инициативы и конкретными предложениями.  Подходы предлагаются разные, но позиция одна – такая программа сегодня крайне необходима. И именно в рамках бассейнового соглашения. Совершенно бесполезно, например, очищать стоки на отдельно взятой территории. Природу не обманешь. Толькой совместный единый подход поможет справиться с этой задачей.

Совет принял решение провести в Салехарде в октябре текущего года научно-практическую конференцию по данной тематике. В ней примут участие представители заинтересованных субъектов,  федеральных органов власти, ученые Российской Академии наук. По итогам конференции будет подготовлен проект федеральной программы  по охране Обь-Иртышского бассейна. Привлечение власти, науки, всех заинтересованных сторон позволит взглянуть на проблему комплексно, учесть все нюансы.

Вопрос: Есть ли в совместной работе трёх дум какие-то разногласия на законодательном уровне? Всегда ли в ходе обсуждения сложных вопросов  удается  прийти к компромиссному решению?  

Сергей Корепанов: Ну, во-первых, орган для того и создан, чтобы устранять разные точки зрения в подходе к тому или иному вопросу. Скажу, что у нас никогда не доходило дело до скандала, мы как священный синод покуда не придём к общему мнению – не расходимся. Я считаю, что это хорошо. И вообще, хочу обратить внимание, что мы нашли очень хорошую форму взаимодействия, как механизм реализации – программа "Сотрудничество".  Такой больше ни у кого нет. И акцентировать внимание нужно не столько на разногласиях и разных  позициях, сколько на такой форме работы, которая позволяет в таком сложном субъекте всегда найти компромисс, общее решение и в общем-то это способствует оздоровлению общеполитической обстановки, и решению социально-экономических задач. В этом велика роль как Совета трёх губернаторов, так и, безусловно, Совета трёх дум.

Сергей Харючи: Мы всегда стараемся решить спорные вопросы цивилизованным путем, находим компромиссные, взаимовыгодные решения. У нас сложились очень теплые, я бы сказал, дружеские отношения между парламентами и, в частности, нами, спикерами. Главное - есть общее понимание: за нами наши жители, их надежды и судьбы.

Вопрос: Как ваш парламент будет принимать участие в реализации национальных проектов?

Сергей Корепанов: Разумеется, депутаты и округов, и области принимают непосредственное участие в реализации нацпроектов уже тем, что создают законодательную базу. Я буду говорить о

Фото:
Фото: Накануне.ru
проектах в сфере образования, потому что я вхожу в совет при губернаторе, который как раз курирует эти вопросы. Я по всем четырём вопросам останавливаться не буду, однако у нас по всем вопросам форма работы общая: создаём законодательную базу.

Допустим, у нас принят областной закон "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области", "О социальной поддержке некоторых категорий граждан Тюменской области", "О молодёжной политике в Тюменской области", принят ряд нормативно-правовых актов губернаторов, которые нацелены на решение этой же программы.

В целевой программе, которая тоже принимается с участием депутатов, предусмотрена реализация мероприятий в сфере образования, направленная на решение продуманного  обеспечения кадрами на рынке труда именно в нашей области. И это тоже можно рассматривать как составную часть программы, связанной с образованием и подготовкой кадров.

В целях реализации приоритетных национальных проектов создано четыре совета, которые возглавляет губернатор. В каждый из советов входят представители депутатского корпуса. В частности, я вхожу в совет по образованию.

Кроме того, принимая бюджет, мы в нём учитываем все эти нацпроекты и соответственно то, чтобы они финансировались в динамичном  характере, чтобы учитывались все цели, поставленные в этих проектах. Так, областной бюджет на образование в 2006 году определен в размере 6, 5 млрд руб. Это на 9,6% больше, чем в 2005 году.

В порядке контроля деятельности депутатов областной думы неоднократно рассматривались вопросы, касающиеся проблем молодёжи, в том числе и образования. Тут и Счётная палата проверяла расходования средств, и обсуждались вопросы о молодёжной политике в Тюменской области,  подводились итоги преобразований, проведенных в отраслях социальной сферы. Ну, разумеется, участие депутатов в работе с программой заключается и в том, что на заседаниях думы мы все эти четыре программы и обсуждаем и утверждаем.

Сергей Харючи: Надо сказать, что думой Ямало-Ненецкого автономного округа, начиная с 1994 года,  постоянно проводится целенаправленная работа по улучшению жизни ямальцев. Всегда в числе приоритетных задач были такие, которые характеризуют

Фото:
Фото: Накануне.ru
социальную направленность окружного парламента: обеспечение доступности и качества услуг здравоохранения и образования. Реализация целевых программ в течение последних десяти лет уже позволила достичь определенных результатов. 

Государственной думой автономного округа проделана  немалая работа в части обновления законодательной базы, способствующей  реализации национальных проектов на территории автономного округа.

Мы прорабатываем конкретные планы по созданию условий для успешной реализации четырех приоритетных национальных проектов, выдвинутых Президентом России. Первые шаги в этом направлении нами сделаны. Образована постоянная депутатская комиссия государственной думы Ямала по реализации приоритетных национальных проектов (я её возглавляю), утверждены положение о ней и состав комиссии, план мероприятий. Комиссия призвана обеспечивать взаимодействие и консолидацию усилий органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с   реализацией приоритетных национальных проектов. В плане  работы  депутатской комиссии –  проведение депутатских слушаний, разработка соответствующих предложений в нормативные правовые акты автономного округа и другие мероприятия.

В ноябре мы провели депутатский час на тему "О реализации приоритетных национальных проектов в автономном округе".  Была заслушана информация заместителей губернатора региона, директоров профильных департаментов о планах реализации национальных проектов на территории округа. Принят ряд нормативных правовых актов.

Вопрос : Как сегодня сформирована тюменская  дума третьего созыва? (в том числе, каков численный состав  парламента и структура?) И как происходит взаимодействие с депутатами от ХМАО и ЯНАО? Происходят ли трения при обсуждении вопросов, например, программы "Сотрудничество"? 

Сергей Корепанов: У нас сегодня в составе депутатского корпуса 25 депутатов: 4 представляют Ямал, 10 – ХМАО и 11 – юг Тюменской области. В составе думы четыре комиссии – по бюджету, налогам и финансам; по социальной политике; по региональной политике и по государственному строительству, местному самоуправлению.

У нас создана пока одна фракция. В неё входят из 25 депутатов 18 человек – это "единороссы". Состав депутатского корпуса у нас очень сильный. Из 25 человек 16 являются кандидатами и докторами наук, в том числе, входят два ведущих ректора ВУЗов нашей области – Тюменского нефтегазового университета Тюменского государственного университета. 

Если говорить о контактах между тремя думами, я бы хотел сказать, что на каждом из заседаний дум в округах, присутствуют представители области, а на каждом заседании областной думы - представители парламента округов. Это позволяет быть всегда в курсе событий, информировать депутатов того или иного субъёкта в обсуждаемых вопросах. Ну, и приводить работу к общему знаменателю.

Разумеется, довольно эффективной работой взаимодействия и контакта, как я уже сказал, является Совет трёх дум. Мы поддерживаем законодательные инициативы друг друга. Допустим, в прошлом году нашей думой было поддержано пять законодательных инициатив ЯНАО, которые направлялись ими в думу РФ. Происходят ли трения? Ну, я не назвал бы это трениями. Бывают разные позиции по распределению средств (по той же программе "Сотрудничество"), но это вполне понятно. Потому что, когда речь идёт о  распределении средств, то, как правило, точки зрения отличаются. Тем не менее, мы всегда находим общий язык.

Бывают разные точки зрения и по другим вопросам. Допустим, на прошлом заседании, принимая итоговый документ, мы со своей стороны предложили в протоколе отметить положительный опыт сотрудничества органов власти трёх субъектов федерации по координации деятельности, связанной с реализацией программы "Сотрудничество". Но наши коллеги из ХМАО и ЯНАО посчитали, что рановато об этом говорить, мы не стали об этом спорить, сняли своё предложение.

В то же время, они, в частности ханты-мансийская делегация, предложили включить такой пункт, что впредь будет распределение средств посубъектно (имеется в виду на юге Тюменской области, ХМАО и Ямале) - то есть пропорционально средствам, внесённым этими субъектами в областной бюджет. Я выступал и  сказал, что это не совсем правильно будет, потому что те  дороги, которые строятся на юге, они являются федеральными и по ним ездят машины того или иного округа. Больницы, институты работают не только на юге, но и на округа. С доводами согласились наши коллеги и сняли своё предложение. То есть мы всегда по этим вопросам находим общий язык, у нас нет никаких конфронтаций.  

                  Тюмень - Салехард


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС