25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Политическая геометрия главного уральского экономического проекта

Уральская законодательная власть укрепилась по горизонтали, чтобы эффективно действовать по вертикали. Если оставить в покое политическую геометрию, и изъясняться человеческим языком, это значит, что 2 декабря руководители законодательных собраний регионов, входящих в УрФО, подписали в Екатеринбурге соглашение о сотрудничестве. Сделано это было с простой и внятной целью - объединить усилия уральских парламентариев в отстаивании региональных интересов на федеральном уровне.

Как заявил на расширенном заседании окружного совета законодателей, предшествовавшем подписанию соглашения, уральский полпред Петр Латышев, до сих пор подавляющее большинство региональных законодательных инициатив, выносимых на уровень Госдумы и Правительства РФ, не реализуются. "Региональные парламенты имеют право законодательной инициативы, однако анализ ситуации показал, что большинство этих инициатив не находят поддержки и положительного разрешения. Этому можно противопоставить объединение усилий, ведь когда шесть регионов, тем более таких значимых как уральские, выходят с инициативой, она приобретает уже совсем иной вес".

Насчет того, в чем причина невнимания федеральных органов власти к инициативам регионов, мнения разделились. "То ли мы некачественно готовим законопроекты, что вряд ли, поскольку квалифицированные специалисты имеются во всех регионах. То ли просто не можем защитить их, особенно в правительстве, что, скорее всего, так и есть", - выразил мнение председатель Челябинской областной думы Владимир Мякуш. Данные на которые ссылался заместитель уральского полпреда Сергей Вахруков, напротив показывают, что региональные инициативы зачастую "зарубаются" в Москве именно по причине не соответствующего качества. Точнее, из-за того, что регионам не хватает информации, чтобы в законопроектах собственного изготовления дать картину российского масштаба по заявленной проблеме. Часто это связано с недоступностью, засекреченностью необходимой информации. "Это не вина регионов, это их беда", - резюмировал Сергей Вахруков.

Тем не менее, с тем, что соглашение, укрепляющие позиции уральских региональных парламентов необходимо, что их голос должен гораздо активнее, чем сейчас, звучать на российском уровне, согласились и присутствовавшие на расширенном заседании депутаты Госдумы, и члены Совета Федерации от УрФО. Как заявил председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Валерий Язев в настоящее время на федеральном уровне разрабатывается масса законопроектов, нуждающихся в участии региональных парламентариев и часто касающихся прежде всего уральских регионов. В частности, закон "О недрах", поправки в закон "О связи", поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения нефтяной отрасли и т.п. Между тем, по его словам, законодатели субъектов УрФО  недостаточно активны – за последние два года они практически не выходили с инициативами на федеральный уровень, тогда как по другим российским территориям наблюдается гораздо более высокая законодательная активность.

Вообще-то Совет законодателей УрФО уже и так существует 4 года. Однако до сих пор он занимался темами более локального уровня - соответствия муниципального и регионального законодательства, решались вопросы тактических задач по реализации 131 и 122 закона. По мнению помощника полномочного представителя президента РФ в УрФО Бориса Кириллова, сегодня, кроме этих задач, появляется возможность массированного присутствия на федеральном уровне и в первую очередь участия в работе Государственной думы: "Как говорил Маяковский, "единица – ноль". А если в партию или в коллектив сгрудились массы, эффективность решения вопросов повышается на порядок. Речь идет именно об этом. Законодательные собрания объединились для того, чтобы выработать единый подход к работе на федеральном уровне и пролоббировать, в хорошем смысле, наиболее острые и злободневные проблемы, которые актуальны для всех наших регионов. Это, в том числе, и национальные проекты, в части регионального и федерального финансирования, и "Урал Промышленный – Урал Полярный" и целый ряд других проблем, которые требуют своего решения. Соглашение поднимает вопросы взаимодействия на качественно новый уровень".

Именно обсуждению "лоббирования в хорошем смысле" крупнейшего и наиболее значимого для УрФО проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" была посвящена едва ли не львиная доля пятничного расширенного совещания. Оно понятно, ведь даже согласно предварительным расчетам можно утверждать, что запуск проекта позволит получать промышленным регионам Урала дефицитное сырье в разы дешевле, чем сегодня. "Урал Промышленный – Урал Полярный" даст возможность нарастить валовый национальный продукт на 38% к 2010 году и обеспечит значительный рост уровня жизни населения уральского округа. Наконец, это один из немногих высоко прибыльных долгосрочных проектов Урала, не связанных напрямую с нефтью и газом.

Выявило совещание и еще одну любопытную деталь – мощную политическую активизацию вокруг этого мегапроекта. Депутат Валерий Язев публично проявил большое желание лично поучаствовать в его реализации. В ходе заседания он дал понять, что готов обеспечить исчерпывающую поддержку проекта на уровне Госдумы, предложив провести парламентские слушания, дабы обеспечить законодательную поддержку, и сделал ряд конкретных предложений по его реализации, с оговоркой, что принимать главные решения будет, конечно, полпред и федеральная власть. 

"Идея была поддержана и, я думаю, что в решении совещания будет обращение к Государственной думе провести такие парламентские слушания. Мне, как бы, особого обращения не надо. Мы решение комитета проведем, срок согласуем с полпредством. Здесь главное действующее лицо - это полпред и его аппарат,  когда они будут готовы, мы проведем такие парламентские слушания в Государственной думе", - сообщил по окончании заседания председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев . Полного понимания, какие конкретно законопроекты необходимы в помощь реализации "Урала Промышленного – Урала Полярного" нет, для этого, по его словам, и будут проведены парламентские слушания.

Кроме того, Язев предложил создать, в рамках проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный", государственное акционерное общество, через которое будут реализованы основные задачи проекта – геологоразведка, строительство железной дороги и т.п. А затем по лизинговым схемам передавать активы недропользователям, РЖД и т.д. А те, в свою очередь, лизинговыми платежами возместят кредитные ресурсы, которые будут затрачены на реализацию проекта.

Полпред никак не прореагировал на последнее предложение. Схема, по которой будет воплощаться проект, пока не ясна. Как не ясна до конца и дальнейшая роль, которую видит для себя в этом проекте активизировавшийся Валерий Афонасьевич. Вопрос в том, что думает на этот счет Петр Латышев. Начавшаяся вокруг "Урала Промышленного – Урала Полярного" активность объяснима – причастные к нему политики и бизнесмены увидели массу прямых и косвенных признаков того, что он не останется не материализованной идеей, что он будет воплощен. А значит, он невольно становится площадкой для игр, интриг, борьбы интересов, иначе не бывает. И итоги этого соперничества могут быть самыми неожиданными. Одним словом, большие проекты будоражат большие интересы и могут иметь большие последствия.    

В самом деле, стоит констатировать, что благодаря уже предпринятым усилиям и стечению ряда обстоятельств сейчас сложилась весьма благоприятная ситуация для того, чтобы из идеи превратить его в реальность. Поддержка, понимание и готовность частично финансировать проект среди регионов УрФО была изначально. Назначение на должность вице-премьера, курирующего национальные проекты, экс-главы президентской администрации Медведева, с которым у Петра Латышева сложилось хорошие рабочие отношения, дает "Уралу Промышленному – Уралу Полярному" дополнительные очки. Как и новая должность Сергея Собянина, тесно работавшего в уральским полпредом во все времена (на посту первого зама полпреда и губернатора Тюменской области). 

Конечно, уральский мегапроект в силу понятной территориальной ограниченности вряд ли можно назвать нацпроектом, однако статусу инвестиционного проекта он вполне соответствует (и об этом депутатами Госдумы говорилось на совещании), а значит может с большой долей вероятности рассчитывать на поддержку на уровне правительства, и получить дополнительное федеральное финансирование. О поддержке Госдумой уже было сказано выше. Наконец, не стоит забывать о том, что на челябинском совещании 16 мая, когда в присутствии президента Путина был презентован проект, он получил одобрение и поддержку первого лица государства, был взят под его личный контроль. И, как сообщил полпред, 25 ноября он встречался с Владимиром Путиным, разговор, в частности, шел и об "Урале Промышленном – Урале Полярном". Владимир Путин, по словам Латышева, очень интересовался ходом его реализации и уже предметно разбирается в деталях мегапроекта.        

Не удивительно в этом смысле, что "скелет" проекта уже вовсю начал "обрастать мясом". 29 ноября состоялось заседание президиума Российской академии наук (РАН), на котором было принято решение о научном сопровождении мегапроекта "Урал Промышленный – Урал Полярный". Принято решение, что в будущем году на восточный склон Уральского хребта будет направлена экспедиция РАН для проведения геологоразведки. Кроме того, к июню будущего года должно быть составлено технико-экономическое обоснование строительства железной дороги Обская-Полуночное. Известны и первые параметры финансирования – в 2006 году в развитие "Урала Промышленного – Урала Полярного" будет вложен 1 млрд 775 млн рублей: 641 млн выделит федеральный бюджет, 367 млн предоставят регионы, 767 млн будут получены от будущих пользователей этих недр. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС