О русских жертвах "ичкерийского холокоста" замолвите слово...
Наши постоянные читатели, наверное, уже отметили появление на сайте нового баннера - ЮФО.RU. Спешим объявить, что это наш новый партнер. Портал работает в самом "горячем" федеральном округе - Южном. Естественно, что коллеги пишут, информируют и следят за событиями, в основном, на юге России. Но в том и особенность нынешнего состояния российского общества, что мы все больше становимся гражданами одной страны с территориальными особенностями, нежели оторванно существующими субъектами. И, надо честно признать, что это во многом результат действий президента и его команды в течение пяти последних лет. Мы все больше, на наш взгляд, начинаем понимать общность проблем, общность ментальности, общность государственную. А отсюда и интерес к тому, что происходит за пределами своего околотка, села, города. В конце концов мы все сограждане. Исходя из этих вообщем-то очевидных истин, кои еще совсем недавно были поставлены практикой российского бытия под сомнение, а ныне все больше становятся понятными и не требующими доказательств, мы и положили начало нашему сотрудничеству с коллегами из ЮФО.RU. Сегодня мы публикуем первый материал в рамках этого проекта, который будет развиваться со временем. Статья посвящена теме, которую практически не задевают в центральных СМИ - о русских жителях Ичкерии, оказавшихся беженцами в собственной стране.
Президент Путин не может оставить без внимания недавнее обращение к нему представителей изгнанного из Чечни русского населения. Уважающее себя государство должно дать понять всем, что этнические чистки в демократической стране как способ решения политических проблем невозможны и никогда не будут повторены...
До "ичкерийской революции" 1991 г. русская община мятежной республики составляла 23, 1 % от общего количества жителей Чечено-Ингушской АССР. Согласно данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., численность русских на территории Чечено-Ингушетии равнялась 293, 8 тыс. человек, при этом доля русских в этническом составе столицы автономии - Грозном - составляла в 1989 г. 50, 3 %. Сегодня же, по данным датского Совета по беженцам, чеченцы составляют 96 % населения республики. Русских в столице Чечни насчитывается около 500 человек, а в Наурском и Шелковском районах примерно по 7 - 8 тыс.человек. По различным экспертным оценкам, удельный вес русских в Чечне снизился до 2 %, то есть более чем в десять раз. Большая этническая община со своей историей и этнокультурными особенностями фактически прекратила свое существование.
"Русский вопрос" не встал в повестку дня на многочисленных переговорах Москвы с чеченскими сепаратистами в первой половине 1990-х гг., во время подписания Хасавюртовских соглашений в 1996 году, подготовки референдума по Конституции Чечни в 2003 году и многочисленных проектах по "замирению" мятежной республики. Проблема русских вынужденных переселенцев из Чечни не была замечена европейскими правозащитниками, выступавшими против российской "имперской политики". Позицию же их российских коллег в интервью "Известиям" прекрасно сформулировала руководитель Форума переселенческих организаций Лидия Графова: "…Мы искренне считали, что должны отдавать предпочтение беженцам-чеченцам перед русскими. Потому, что мы чувствовали историческую вину за депортацию. Большинство правозащитников до сих пор придерживаются этого мнения ".
Проблема "исторической вины" русских требует особого разговора. Главной причиной многолетнего конфликта чеченских общин и Российского государства была несовместимость традиционных институтов чеченцев c государственно-правовой системой России /возможно, c государственной системой вообще/. И в этом противостоянии жестокость чеченцы проявляли никак не меньше, чем генерал Ермолов. В 1911 году ряд депутатов Государственной думы сделали запрос о ситуации на территории Терской области /куда в тот момент входила Чечня/. В письме приводятся факты, от которых стынет в жилах кровь. Терский казак Егор Гусаков был распят в лесу представителями "свободолюбивых горцев", 85-летний Иона Стрельцов и его 14-летний внук зверски убиты, у станицы Калиновской заживо сожжен десятилетний мальчик- казак. Для одного перечисления девиантных поступков "жертв имперской власти" хватило бы отдельной брошюры. Авторы запроса завершали свое обращение следующими словами: "Кроме вышеописанных происшествий в этой дополнительной записке не помещены сведения о кражах скота, лошадей, имущества, чинимых чеченцами, а также порубках заповедного леса, хищнически истребляемого чеченцами". Спору нет, российская администрация на Кавказе боролась с "хищничеством" далеко не в белых перчатках. Однако исторически неоспоримо, что эта же администрация осуществляла на Кавказе модернизацию, что подразумевало развитие европейской системы образования, освобождение от рабства и работорговли, нормальное здравоохранение.
Если же говорить о вине русских за депортацию, то подобный тезис и вовсе не выдерживает критики. Первая депортация на чеченской земле была обращена как раз против носителей "имперского начала" - русских казаков Терской области. В октябре 1920 года более 40 тысяч казаков были с помощью пробольшевистски настроенных чеченцев депортированы со своей родной земли /казаки на Тереке появились еще в XVI веке/. В своем приказе член Совета Кавказского фронта, видный деятель большевистской партии Григорий /Серго/ Орджоникидзе пишет:"Станицу Калиновскую сжечь, станицу Ермоловскую, Закан-Юртовскую, Самашкинскую, Михайловскую отдать беднейшему безземельному населению, и в первую очередь преданным советской власти нагорным чеченцам: для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север…" Как видим, первая депортация на Северо-Восточном Кавказе прошла более чем за 20 лет до cталинского выселения чеченцев и ингушей. Коллективизация и Великая Отечественная война привели к демографической катастрофе терского казачества и фактически уничтожили исторически уникальное казачье сообщество на Кавказе.
Начиная с 1930-х гг. основой русского населения Чечни стали уже не терские казаки, а советские специалисты народного хозяйства. Активное русское освоение Чечни происходило после депортации чеченцев в феврале 1944 г. Бесспорно, депортация чеченцев была серьезным испытанием в русско-чеченских взаимоотношениях. Однако "исправление ошибки" 1944 г. сделало русское население Чечни заложником политики Кремля. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил восстановить автономию чеченцев и ингушей и разрешить их возвращение на прежнее место жительства. В состав Чечено-Ингушетии были переданы Наурский и Шелковской районы, входившие до того в состав Ставропольского края.
Возвращение депортированных планировалось как постепенное, однако процесс репатриации почти сразу же стал бесконтрольным. В результате у большинства репатриантов возникли серьезные проблемы с трудоустройством на новом месте, а также с обеспечением жильем. Начались межэтнические столкновения, которые достигли своего пика в августе 1958 г. Убийство русского рабочего чеченцем вылилось в многотысячную траурную демонстрацию представителей русской общины. В ходе массовых акций были выдвинуты требования выселения чеченцев из Грозного, переименования Чечено-Ингушетии в Грозненскую область, установления квот для проживания чеченцев в этой области /не более 10 % от общей численности населения/. Участники акции совершили нападение на республиканский комитет КПСС и в течение двух дней блокировали грозненский вокзал. Выступления представителей русской общины были жестко подавлены и расценены как проявления "великодержавного шовинизма" и "контрреволюционности". В ходе судебных разбирательств был осужден 91 участник акции. Официальная власть ни на уровне ЦК, ни на уровне республиканского комитета КПСС не попыталась сделать объективный анализ сложившейся ситуации.
После 1958 г. обозначилась тенденция сокращения русского населения Чечено-Ингушетии. Если по данным Всесоюзной переписи 1959 г. на территории автономии проживало 348, 3 тыс. русских /49 % населения/, то в 1989 г., то есть накануне разворачивания полномасштабного чеченского кризиса, их доля составляла 23, 1 % /293, 8 тыс. человек/.С началом же чеченского "государственного эксперимента" положение русских стало напоминать положение евреев в гитлеровском рейхе. Идеология "осажденного лагеря" требовала от сепаратистской элиты Чечни поиска внутреннего врага. На эту роль были выбраны русские, рассматриваемые в качестве "пятой колонны" России, а также представители других этнических меньшинств. С конца 1991 года в Чечне начал реализовываться лозунг "чеченской революции" - "Русские в Рязань, ингуши в Назрань, армяне в Ереван!". Власти Ичкерии целенаправленно оставляли безнаказанными преступления, направленные против нечеченцев.
О том, как осуществлялась национальная политика в дудаевской Чечне, красноречиво свидетельствует обращение жителей станицы Ассиновская Сунженского района президенту Ельцину, подготовленное в мае 1994 г. "В течение двух последних лет с приходом чеченской полиции на территорию ст. Ассиновской царит полнейший разбой, грабеж, нет общественного порядка, полный произвол, безвластие, бесконтрольность… Два года тому назад русское население казачьей станицы было 7 тысяч 200 человек, а в настоящее время русского населения осталось 2 тысячи 400 человек. За эти два года кто имел возможность покинул родные места кто куда, а оставшаяся часть населения не имеет материальной возможности выехать, и над оставшимся населением продолжаются разбои, грабежи, есть случаи изнасилования… Просим обратить внимание на то, что в течение нескольких лет на территорию станицы Ассиновской очень много привезено бичей /бомжей- С.М./ с России /в основном это люди русской национальности/. Их можно встретить во многих семьях. В каких условиях они живут, известно всем. В данное время эти люди-рабы лишены всего в жизни".
В результате политики террора по отношению к представителям "нетитульного населения" Чечню только в 1992-1994 гг. покинуло 147 тыс. чел. При этом более 80 % покинувших Чечню – русские, 5,4 % - армяне, около 3 %- украинцы, 1, 6%- татары, 1,2 %- осетины, порядка 1%-ногайцы. Общее количество русских, вынужденных покинуть чеченское квазигосударство, составило 220 тыс. чел. Число убитых /без учета жертв военных действий/ составило 21 тысячу человек. Представители нечеченского населения республики лишились более 100 тысяч квартир и домов. Но почему же сама русская община Чечни, в отличие от 1958 года, оказалась столь пассивна в отстаивании своих гражданских и человеческих прав? Дело в том, что русское население /и не только в Чечне/ оказалось, к сожалению, не способно к самостоятельной защите своей чести и достоинства без государственной поддержки. Отсутствие структур гражданского общества и привычки к низовой самоорганизации, патерналистские настроения сделали невозможным эффективный русский ответ на ичкерийский вызов.
Тем не менее, эти причины не должны служить оправданием для бездействия власти и молчания правозащитников. Геноцид по отношению к русским в Чечне должен получить политическую оценку. Без этого все разговоры о восстановлении политического порядка и российского права в Чечне являются фикцией. Если официальная российская власть оценивает события сентября-ноября 1991 года как разрыв легитимности, то было бы логично пригласить бывшее русское население Чечни принять участие в референдуме по Конституции республики. Какой аргумент традиционно использует Евросоюз для отказа в признании Абхазии? Европейцы справедливо говорят о 250 тысячах грузин, изгнанных с абхазской территории, их неучастии в абхазских выборах, из чего следует нелегитимность Республики Абхазия. Так может быть, пришло наконец время вспомнить о 220 тысячах изгнанных из Чечни русских!
Сегодня о массовом возвращении русских в республику речи быть не может. После того, что они пережили, такой проект даже при стопроцентных гарантиях федерального центра нереален. Однако уважающее себя государство может и должно выплатить компенсации жертвам ичкерийской революции. Не для того, чтобы продемонстрировать какую-то особую "русскость", а для того, чтобы показать всем /и русским, и представителям нацменьшинств/, что этнические чистки в демократической стране как способ решения политических проблем невозможны и никогда не будут повторены.
Сергей Маркедонов, зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук.
Источник - ЮФО.RU