25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Александр Филипенко, Юрий Трутнев и Наталья Комарова о нефти, газе и счастье России

Недавно в Ханты-Мансийске премьер-министр РФ Михаил Фрадков провел совещание, посвященное проблемам нефтяной отрасли, с руководителями крупнейших добывающих компаний, губернаторами Югры и Ямала, депутатами Госдумы и Совета Федерации. Речь шла в том числе и о новой редакции закона "О недрах". Об итогах этого совещания и насущных проблемах отрасли накануне в прямом эфире радиостанции "Маяк" рассказал губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко. А о том, как изменятся с принятием нового закона "О недрах" "правила игры" в добывающих отраслях, останутся ли у регионов полномочия по распоряжению участками недр, будут сносить коттеджи вдоль берегов водоемов или нет, когда прекратится хищническая вырубка лесов, и не продаcт ли Россия все и вся из своих природных богатств иностранцам, на эти и многие другие вопросы в прямом радиоэфире рассказал глава Министерства природных ресурсов РФ Юрий Трутнев . Печатную версию радиопередачи мы публикуем ниже.

Вопрос: Александр Васильевич, знаю, что у вас на этой неделе было серьезное совещание с участием премьера Михаила Фрадкова как раз по нефтяным делам. Можете коротко сказать, о чем был разговор и к чему пришли?

Александр Филипенко: Мне думается, Михаил Ефимович пытался здесь, на месте разобраться в состоянии дел, в проблемах, которые есть в отрасли, и найти какие-то предложения, решения по этим проблемам. На мой взгляд, это совещание было достаточно откровенным, конструктивным. Я надеюсь, что для всех участников, а здесь участвовал очень широкий круг людей - премьер-министр, полпред Президента, представители министерств и ведомств и аппарата правительства, и, конечно же, руководители практически всех крупных компаний-недропользователей, а также достаточно широкий круг специалистов. Был полезный разговор.

Вопрос: Разговор шел о льготах, предоставляемых за определенные достижения, скажем, по возобновлению ресурсов, еще по каким-то делам.Так?

Александр Филипенко: Если говорить о главных сегодняшних актуальных проблемах, которые надо было бы решать очень быстро, конечно же, это проблема, связанная с воспроизводством минеральной базы. И в этой связи могу сказать, что ситуация действительно чрезвычайно сложна. И в основном нефтегазодобывающем регионе, в Югре, в этом году, например, мы добудем около 270 миллионов тонн нефти, одновременно прирастим запасов немногим более чем на 50 миллионов. То есть, мы проедаем те запасы, которые были ранее созданы. И, конечно же, надо решать эту проблему.

Решать данную проблему, на мой взгляд, можно различными путями, стимулируя прежде всего недропользователя, инвестора. С одной стороны, это можно сделать нормативно и директивно, обусловив необходимость заниматься этой деятельности. Поскольку государство разрешает пользоваться своими богатствами, предоставляя в пользование недра, значит, наверное, вправе и сформировать какие-то условия, в том числе и в соответствующих объемах, пропорционально заниматься геологоразведкой для того, чтобы восстанавливать эти ресурсы.

С другой стороны, мне думается, более приемлемый вариант, это вариант стимулирующий. Один из таких стимулов, учитывая то, что геологоразведка - это достаточно рисковый промысел,  предоставление права инвестору на шельфовом месторождении разведать его и в дальнейшем разрабатывать, перевести в промышленную разработку. То есть, так называемый принцип сквозной лицензии, о которой шла речь. И, мне думается, это существенно увеличит количество желающих вкладывать свои деньги в геологоразведку.

Вопрос: А у Вас нет существенных замечаний к проекту закона о недрах, который сейчас находится в процессе доработки.

Александр Филипенко: Мы свои замечания все высказали, они находятся у разработчиков и в Думе.

Вторая, на мой взгляд, чисто организационная тема, которая могла бы ускорить процесс процедуры, связана с предоставлением геологических блоков в геологоразведку. Желающие есть, надо просто аукционы организовывать и оперативно, и эффективно. И таким образом мы сможем за счет привлечения средств инвесторов решать эту проблему. Ну, и вместе с тем я все-таки считаю, что государство просто обязано иметь в руках какие-то механизмы, в том числе и финансовые механизмы, которые бы определяли стратегию поиска. И это, наверное, самое главное, определять и влиять таким образом на ситуацию в целом.

Есть и еще одна тема, о которой надо сказать обязательно. Это необходимость создания специальных налоговых режимов для того, чтобы мы огромное количество резервов, которые уже сегодня есть, могли использовать. Например, когда речь идет о так называемой старой нефти, то есть истощающихся месторождениях. И, безусловно, для таких, где, например, содержание воды в общем объеме жидкости превышает 80-90%, а иной раз и 99%. Конечно, нужны иные налоговые режимы. Но терять уже вложенные миллиарды долларов в обустройство этих месторождений, конечно, нельзя. Так же, как и необходимы, на мой взгляд, специальные налоговые режимы для так называемой новой нефти, то есть для того, чтобы стимулировать освоение новых месторождений, особенно в тех новых нефтегазовых провинциях, где сегодня нет никакой инфраструктуры и, конечно же, затраты чрезвычайно велики.

Вопрос:  Юрий Петрович,а Вы можете прокомментировать то, что сказал губернатор Югры?

Юрий Трутнев: Да, конечно. Достаточно приятно, что наши позиции с позициями Александра Васильевича практически полностью совпадает, что, в общем, не удивительно, потому что Александр Васильевич руководит действительно самым богатым в стране с точки зрения нефтедобычи регионом и, соответственно, в курсе дела.

Что касается воспроизводства минерально-сырьевой базы, как раз ровно то, о чем он сейчас говорил, то есть право инвестора на дальнейшую эксплуатацию открытого им за собственный счет месторождения, включено в новую редакцию закона о недрах, который уже находится на рассмотрении правительства и Госдумы. Также мы достаточно серьезно позанимались аукционами. Могу сказать, что в этом году доходы государства от проведения аукционов возросли где-то примерно в 6 раз, в 4 раза в прошлом.

И, наконец, та тема, которая связана с государственным изучением. Я уже говорил, что нами разработаны программы изучения отдельных провинций, в том числе Восточной Сибири, и на них отводится практически в два раза больше средств. Теперь о специальных налоговых режимах. Могу только сказать, что и по истощенным месторождениям, и по новым, и по месторождениям со сложными свойствами нефти предложения по дифференциации НДПИ разработаны, сейчас согласуются МПР, МЭРТом, Минфином и будут внесены в правительство.

Вопрос: Юрий Петрович, одна из идей, которой Вы одушевлены, это сочетание эффективного расходования ресурсов и их возобновления. Какая сейчас картина в этом отношении, справедливы ли упреки, что нефтяные олигархи или лесопромышленники хищнически расходуют наши ресурсы?

Юрий Трутнев: К сожалению, мы сталкиваемся с такими ситуациями. Но дело здесь не только в нерациональном подходе к использованию недр, хотя это сама по себе очень важная отдельная тема. Дело еще и в том, как и государство, и бизнес восполняют минерально-сырьевую базу. К сожалению, после 1990 года, после того, как государство сняло с себя функции полного воспроизводства минерально-сырьевой базы, добывать мы стали больше, а вот разведывать месторождений меньше. Потому постепенно накапливается разрыв между добычей и разведкой новых месторождений. Соответственно, уменьшается фонд будущих поколений.

Мы рассчитывали по основным видам полезным ископаемых, докладывали правительству, что к 2015 году мы можем столкнуться, например, с уменьшением рентабельных запасов нефти. Эта цифра немного изменилась, потому что цена на нефть возросла. Но, тем не менее, успокаиваться рано. Сегодня мы в полтора раза увеличили финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы со стороны государства в 2005 году, такой же шаг планируется в 2006, расписана программа воспроизводства до 2020 года, отдельно созданы программы освоения Восточной Сибири, разведка Северо-Западного региона и так далее.

Вопрос: Значительная часть добычи нефтяных и других ресурсов производится частными компаниями. Но в последнее время наметились признаки увеличения роли государства, в том числе и как добывающего субъекта, и как контролирующей инстанции. Можете прокомментировать это утверждение?

Юрий Трутнев: Само государство создается для того, чтобы давать людям условия работать, зарабатывать на жизнь, содержать свои семьи. Поэтому, мне кажется, что самое главное в отношениях бизнеса и государства, чтобы были разработаны эффективные единые правила и чтобы обе стороны эти правила выполняли. Достаточно часто, к сожалению, мы сталкиваемся с ситуацией, когда частные компании спешат получить прибыль и, соответственно, форсируют темпы разработки нефтяных месторождений, других месторождений полезных ископаемых, тем самым нанося ущерб стране. Уменьшается коэффициент извлечения, и большая часть полезных ископаемых остается в земле.

С другой стороны, государство должно восстановить систему контроля за рациональным использованием недр, разработать и четко довести до бизнеса критерии, по которым этот контроль осуществляется. Такая работа проведена, внесена новая редакция закона о недрах на обсуждение Правительства, Госдумы, и там все эти принципы прописаны достаточно детально.

Вопрос: Вы упомянули закон о недрах. Закон должен был обсуждаться в Госдуме в октябре в первом чтении, Вы его проект отозвали. На этой неделе предполагалось обсуждение поправок к этому закону в правительстве. Тоже отложили. В чем дело?

Юрий Трутнев: На мой взгляд, закон о недрах сегодня, наверное, самый важный для страны закон. Просто потому, что 60% доходов бюджета РФ связано с доходами от эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Мы работаем над ним действительно чуть больше года, что вообще-то для такого закона срок небольшой. В то же время убежден, что закон надо отработать и вычистить максимально, потому что гораздо хуже выпустить его с какими-то ошибками и погрешностями. Отзыв закона связан прежде всего с тем, что за тот период - несколько месяцев, пока шло его обсуждение Госдумой, его согласование с субъектами РФ, появились некоторые новые решения, в частности, новое решение по регламентации допуска на рынок полезных ископаемых иностранных компаний. Мы считаем, что будет правильно, если мы не примем закон, а потом вспомним эту проблему, а своевременно внесем изменения.

Вопрос: Как новый закон о недрах предусматривает предоставление прав на разработку, лицензирование? Кто их дает - центр, регионы?

Юрий Трутнев: Заключается договор между недропользователем и уполномоченным государственным органом. Он заключается на основании проведенного аукциона. Важно другое, что совершенно четко прописаны требования к недропользователю. То есть сегодня, если говорить об этом массиве 13100 лицензий, то вся проблема в том, что по этим 13 тысячам требования к каждому недропользователю разные. Например, в некоторых лицензиях не записано вообще ничего. Мы приглашаем на комиссию недропользователя, открываем лицензию, а там нет ни срока ввода месторождения в эксплуатацию, ни темпов отбора. Соответственно по закону предъявить требования к недропользователю достаточно сложно. Государство, когда выдавало эти права в 1995-1996 году, ничего не спросило.

Новый закон подобные случаи исключает. Отныне по отношению к каждому недропользователю четко прописаны конкретные требования, которые обязаны быть включены в договор. Например, когда он введет месторождение в эксплуатацию. К сожалению, некоторые компании грешат тем, что просто получают от государства права на разработку, пользуются этими правами с точки зрения капитализации компании, с точки зрения роста стоимости акций, но ничего не делают, соответственно, люди не получают рабочие места, государство не получает доходы в бюджет, не получает новые средства в экономику. Проигрывает по всем статьям...

Вопрос: Вы говорили о том, что лицензии будут оформляться в форме договора. Договора между представителем компании и кем? В каких случаях - федеральными органами, в каких - региональными?

Юрий Трутнев: В подавляющем большинстве - федеральные органы исполнительной власти и конкретно агентство Роснедра. В случаях с общераспространенными полезными ископаемыми это территория субъекта.

Сразу оговорюсь, почему мы считаем невозможным пойти на децентрализацию процесса. Прежде всего, большая часть экономики России связана с поступлениями от недропользования. Соответственно, с поступлениями от недропользования связаны доходы бюджета, работа школ, больниц, детских садов. Поэтому разбалансировать систему недропользования невозможно. Это прямая угроза экономической безопасности государства. В то же время совершенно очевидно, что центру бессмысленно вмешиваться в вопросы добычи гравия, песка, глины для строительства дорог. И, наконец, последнее, что очень важно сказать.

Часто говорят о том, что все будет решаться в Москве. Хочу сразу подчеркнуть: не в Москве. У федерального агентства Роснедра существуют территориальные органы во всех субъектах РФ, в которых собственно и решается вопрос о предоставлении прав пользования на то или другое месторождение. Только самые крупные рассматриваются на уровне федерального центра.

Вопрос: Юрий Петрович, у некоторых политологов существует точка зрения, что Вы будете баллотироваться в президенты, поскольку Вы- единственный политический лидер из региона. Второй вопрос: как известно, Лесной кодекс поступил в Госдуму для второго чтения. И, насколько мне известно, ни один абзац не был исправлен, который был внесен рабочей группой и другими нашими известными лесниками и так далее. Так ли это?

Юрий Трутнев: Я не собираюсь баллотироваться на должность президента. У меня есть порученная президентом работа, которую я постараюсь добросовестно выполнять. Что касается второго вопроса, Лесной кодекс действительно очень сложный документ. Но я бы не согласился с тем, что он вносится в Госдуму без каких бы то ни было изменений. Сегодня идет работа между нами, Министерством экономического развития, лесным агентством, мы стараемся отработать каждый абзац. По Лесному кодексу есть вопросы, но это вопросы технологические, они Лесной кодекс улучшают, отношения в лесу, улучшают возможность эффективного использования нашего богатства.

Вопрос: Когда прекратится хищническая вырубка и воровство уникальных лесов Приморского края? Везут ведь наш лес в Китай...

Юрий Трутнев: С 2005 года мы запустили систему космического мониторинга, проводим досъемку аэро и после этого предоставляем материалы в наши территориальные органы и в правоохранительные организации. Эта система начала работать в 2005 году. В 2006 году мы покроем ей полностью территорию активного лесопользования в Российской Федерации. Это очень важные меры, возбуждены уже сотни уголовных дел, тем не менее, нужны еще и достаточно серьезные меры таможенного, пограничного контроля, контроля со стороны Министерства внутренних дел.

Правильно и честно сказать о том, что мы не создали правильных экономических условий. Сегодня в России выгоднее, к сожалению, срубить дерево и вывезти его в круглом виде за границу, чем переработать внутри РФ. У нас самые низкие в мире пошлины на вывоз круглого леса. Предложения изменить подобное положение дел - уже внесены. Я надеюсь, что они будут рассмотрены. Самая главная наша беда, конечно, отсутствие достаточного количества перерабатывающих мощностей внутри самой РФ. Никому не надо объяснять, что перерабатывать лес и продавать мебель, бумагу гораздо выгоднее для страны, останется гораздо больше денег. Можно сейчас, например, запретить экспорт или ввести очень высокие заградительные пошлины, но тогда тысячи людей останутся безработными, которые сегодня занимаются лесоразработкой.

Вопрос: Каковы перспективы использования энергии солнца и ветра?

Юрий Трутнев: Что касается использования энергии солнца и ветра, то вы знаете, что она используется, есть и ветряные двигатели, есть и солнечные аккумуляторы. Но что касается их КПД, их стоимости, окупаемости, пока есть много проблем. И, к сожалению, они пока не в состоянии заменить традиционные двигатели и традиционные источники энергии. Поэтому вернемся к газу. Газа у нас достаточно много, даже разведанных запасов оценочно на 70 лет. Но при этом надо сказать, что у нас еще крупные месторождения, даже не крупные, а уникальные месторождения не введены в эксплуатацию. Например, не введены в эксплуатацию все месторождения Ямала. Поэтому по отношению к газу у нас беспокойства нет. По нефти сложнее, по газу у нас все в порядке с запасами.

Вопрос: Не считаете ли Вы, что когда принимаются законы и находятся на рассмотрении в Госдуме, позволяющие продавать все и вся в России, в том числе иностранцам, это и земельный, лесной, водный кодексы, закон о недрах и другие, не окажемся ли мы в итоге под юрисдикцией иностранных государств?

Юрий Трутнев: Отвечаю на вопрос, не продадим ли все и вся. На самом деле и конфликты, которые, к сожалению, происходят в мире, в том числе связанные с природными ресурсами, во многом связаны и с правом продавать эти ресурсы. Я считаю, что это все-таки не беда, а счастье России, что у нас нефти, газа, леса намного больше, чем надо только нам, что мы можем продавать, за счет этого обеспечивать доходы бюджета, обеспечивать доходы наших граждан. Другой разговор, что это надо делать рачительно и так далее.

Что касается внесенных в Госдуму законов, скажу о законе о недрах, поскольку наше министерство является головным разработчиком данного закона. В отличие от предыдущего законодательства есть целый ряд ограничений, причем ограничений понятных, прозрачных и обоснованных, на участие иностранных компаний, например, в разработке крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых в России. Ранее таких ограничений в законодательстве России не было и сегодня их пока, к сожалению, не существует.

Вопрос: Какова позиция вашего министерства по строительству ветки Восточного нефтепровода вблизи озера Байкал (там порядка 800 метров от Байкала должна пройти труба)? Второй вопрос: когда прояснится судьба Кавыктинского месторождения?

Юрий Трутнев: Начнем с Байкала. Очень, на мой взгляд, сложная и серьезная тема. Могу сказать, что когда "Транснефть" вышла первый раз с предложением приблизить маршрут трубы к Байкалу, то они встретили с нашей стороны достаточно жесткое сопротивление. Закончилось это тем, что нам пришлось снарядить специальную совместную экспедицию и непосредственно на территории Прибайкалья мы изучали ландшафт, изучали опасности и риски, связанные с прокладкой по тому или другому маршруту. Сегодня мы можем сказать, что маршрут вдоль железной дороги, когда железная дорога является естественным препятствием в случае разлива нефти, причем маршрут, не связанный с серьезными уклонами, трещинами и разломами, потому что дальше идут именно они, представляется нам все-таки наиболее продуманным, какие бы опасения это не вызывало в связи с близостью к Байкалу. В то же самое время, понимая ответственность за судьбу 25% пресной воды планеты Земля, мы предъявляем сегодня к "Транснефти" самые жесткие требования с точки зрения защиты Байкала. Там планируется двойная труба при пересечении всех водных преград, в целом толщина стенки увеличена, ставится так называемая умная труба, то есть оборудованная датчиками по всей длине, которая сигнализирует о ее износе, сигнализирует о любых проблемах, ставятся боновые заграждения и так далее.

Кавыктинское месторождение - это одно из крупнейших в России и в мире газовых месторождений в Восточной Сибири, месторождение, которое должно обеспечить газом Иркутскую область и вполне в состоянии подавать газ на экспорт. Сегодня освоение Кавыктинского месторождения передано компании "ТНК-ВР", которая не выполняет условия лицензионного соглашения, и Кавыктинское месторождение пока не осваивает. Там нет согласования по дальнейшей транспортировке газа с "Газпромом", идет коммерческий спор двух крупных акционерных обществ, государство старается содействовать разрешению этого спора с точки зрения того, чтобы Кавыктинское месторождение все-таки разрабатывалось. Но заменить "Газпром" и ТНК мы здесь не можем, мы можем только содействовать решению вопроса между ними.

Вопрос: Недра по Конституции, полезные ископаемые, принадлежат народу и государству. Но у нас отдано все это в частные руки. И эти частные руки такие львиные себе прибыли захватывают, Вы сами знаете, миллиарды долларов уходят за границу. Народ у нас, можно сказать, наполовину у черты бедности и за чертой бедности. Объясните, как это все согласовать с Конституцией?

Юрий Трутнев: Надо сказать, что право народа на богатства России реализуется через какой-то механизм эксплуатации этих богатств. Мы не можем сегодня нефтяное месторождение или угольную шахту, как вы понимаете, раздать каждому по кусочку. Соответственно, есть компания, компания может быть государственной, может быть частной. Налоги платит и та, и другая одинаково. И та, и другая платит зарплату рабочим. Если говорить о системе налогообложения, то сегодня налогов российская компания платит ничуть не меньше, чем зарубежная. У нас примерно равный, а во многом даже и повыше уровень. Например, по старым месторождениям во многих странах существуют льготы, у нас - нет. В то же самое время, я полностью согласен с тональностью вопроса, что хотелось бы, чтобы нефтяные компании из той прибыли, которую они зарабатывают, больше денег оставляли в России, оставляли на разведку, о которой мы только что говорили, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляли на освоение новых провинций, на то, чтобы больше добывать полезных ископаемых и больше приносить дохода и гражданам, и в доход страны.

Вопрос: Есть проблема отношений центра и регионов. И в финансировании проектов, связанных с использованием природных ресурсов, с распределением налогов, с распределением доходов. Какова Ваша позиция в этом вопросе?

Юрий Трутнев: Я выскажусь, скорее, как еще недавний губернатор, чем как сегодняшний министр. Я бы сказал так. С точки зрения административных полномочий, когда нам говорят-давайте вспомним про второй ключ, насоздаем кучу административных барьеров - категорически против! Мне кажется, что чем меньше административных барьеров на пути бизнеса, тем он лучше развивается. А вот с точки зрения распределения доходов, мне кажется, что мы давно перешагнули ту черту, которую бы следовало увидеть, и начали значительно централизовать налоги в федеральном центре. Надо все-таки больше денег оставлять регионам, создавая им условия и возможности для развития.

В продолжение темы добавим, что Накануне.RU в преддверии рассмотрения депутатами нового закона "О недрах" удалось записать интервью с председателем Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию Натальей Комаровой.

Вопрос: Наталья Владимировна, как известно, из 89 субъектов федерации только 5 определились в своем мнении и прислали в Госдуму свои отзывы на законопроект "О недрах". Остальные регионы либо вообще никак ни прореагировали, либо их отзывы пришли в неустановленные сроки, либо не отвечали прочим требованиям. Можно ли говорить о пассивности регионов?

Наталья Комарова: Я могла бы так расценить этот факт. Однако дело в том, что Комитет Госдумы по природным ресурсам и природопользованию получил огромное количество отзывов от субъектов федерации, пусть с нарушениями, то есть несоответствующих требованиям федерального законодательства, но по существу. То есть, отзывы, дающие представление о том, какие проблемы, достоинства и недостатки в законопроекте видят субъекты РФ. И в этом смысле Комитету есть с чем работать, если говорить о том, что думают регионы по этому законопроекту.

Закон - есть закон. А для того, чтобы применилась норма о том, например, что законопроект не может рассматриваться, против него должны были высказаться, как минимум, 30% субъектов федерации. Как видите, этого не произошло.

Вопрос: На какую дату перенесено первое чтение законопроекта?

Наталья Комарова: Точного срока нет. В письме официального представителя Правительства говорилось о том, чтобы первое чтение законопроекта перенести со 2 ноября на вторую половину этого месяца. Однако конкретная дата пока не назначена. Поскольку собственником этого продукта является Правительство, за ним и последнее слово.

Вопрос: Новая редакция закона "О недрах" отменяет конкурсы и предусматривает предоставление права пользования недрами исключительно через аукционы. Предполагается, что с компанией-победителем государство будет заключать договор. Переход на договорные, гражданско-правовые отношения в недропользовании, на Ваш взгляд, оправдан?

Наталья Комарова: Переход к гражданско-правовым отношениям является одним из основных концептуальных положений законопроекта. Аукцион в этом случае представляется более прозрачной процедурой для получения права пользования участком недр. Но законопроект содержит в себе и положения, согласно которым право пользования участками недр можно получить на основании решения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, или того же уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, например, в случае открытия месторождения полезных ископаемых недропользователем, проводившим его геологическое изучание, без аукциона для разведки и добычи.

К негативным последствиям введения гражданско-правовых отношений многие эксперты относят возможность приватизации недр, эти опасения возникли из-за нечеткости вводимой конструкции, а именно абстрактное право пользования без соответствующего объекта. Так как участок недр не может быть объектом оборота, говорит законопроект, а право пользования им - может, но как бы получается в отрыве от участка недр. При этом так и осталось без ответа: а следует ли рассматривать, как вещное или обязательственное право, право пользования недрами? Это ключевой вопрос, за которым следуют все остальные, наслаиваясь, проблемы. Таким образом, полезность введения договорных отношений в недропользовании остается под вопросом. И в этом отношении следует очень серьезно доработать законопроект с тем, чтобы исключить всякие иные толкования, кроме тех, которые определяет его концепция. Законопроект "О недрах" четко декларирует федеральную собственность на недра.

Вопрос: Наталья Владимировна, идею дифференциации НДПИ поддерживаете?

Наталья Комарова: Всецело поддерживаю эту идею. Дифференциация НДПИ должна быть введена, причем по любому из возможных критериев. Вопрос этот настолько острый, что не решать его становится опасным. Пусть даже для начала будет всего один критерий дифференциации, учитывающий, например, стадию разработки месторождения, но далее это решение откладывать нельзя.

Вопрос: Проект предложений о том, каким образом НДПИ будет отвязан от мировой цены нефти, в недрах кабинета министров уже рожден?

Наталья Комарова: Насколько я располагаю информацией, нет. Но работа в этом отношении активизировалась, судя по тому, что проводились ряд встреч, давались поручения и рассматривались некоторые из предложений.

Вопрос: А лично Вы поддерживаете необходимость отвязки НДПИ от стоимости нефти на внешнем рынке?

Наталья Комарова: Все будет зависеть от того, как в комплексе будет рассматриваться эта задача. Отвязка НДПИ, как и его привязка к внешней стоимости нефти, имеет определенные последствия. Они могут быть как положительными, так и негативными. Поэтому решение в этом отношении должно быть комплексно увязанным, налоговое законодательство должно быть увязанным с отраслевым законодательством. В данном случае мы можем говорить и об арифметике, то есть оценивать последствия принятия того или иного решения. Когда мы увидим все то, что в этом отношении будет предложено недровользователям, обществу, государству, тогда сможем оценить, насколько это положительно в перспективе.

Редакция благодарит пресс-службу Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа за предоставленные материалы.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС