16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Крупный бизнес готовится к приватизации госфункций или РСПП накануне очередной реорганизации

Последние несколько лет проблема так называемого "равноудаления" олигархов не сходит со страниц российской печати. Власть хочет избавиться от последствий "семибанкирщины" времен Бориса Ельцина, когда несколько крупных капиталистов имели возможность "продавить" любое нужное им правительственное решение.

Внешне ситуация сегодня вроде бы иная. Олигархи на телеэкранах обсуждают социальную ответственность бизнеса и уверяют, что не вмешиваются в политику. На съездах РСПП крупные капиталисты аплодируют президенту, поддерживая на словах все его инициативы. СПС - основная лоббистская сила олигархов - не прошла в Государственную Думу. Однако, что же изменилось на деле? Удалось ли хоть немного перераспределить сверхдоходы олигархов в пользу большинства населения?

Отрицательный ответ на этот вопрос хорошо иллюстрирует ситуация в российском нефтяном комплексе. Несмотря на весьма благоприятную конъюнктуру мирового рынка в течение нескольких лет, власть оказалась пока неспособна повысить налогообложение нефтяных компаний. В результате российский бюджет был лишен значительных сумм. Причем оставшиеся у сырьевых олигархов средства не были вложены и в развитие самой отрасли.

14 января 2004 года президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Евгений Примаков следующим образом охарактеризовал итоги 2003 года: "Увеличение ВВП в 2003 году в России произошло также за счет увеличения объемов добычи сырья. Было добыто 420 млн. тонн нефти. Однако, этот рекордный за весь постсоветский период объем был добыт в основном на месторождениях, открытых и обустроенных в советский период. Без весьма значительных капиталовложений этот источник роста резко ограничен на будущее".

Россия уникальная страна, где рост доходов нефтяных компаний сопровождается деградацией сырьевого комплекса. Увеличение объемов добычи и экспорта нефти не приводит к развитию геологоразведки, бурения и обновлению установленного оборудования. Евгений Примаков справедливо отмечает, что "накопленные финансовые ресурсы в сырьевом секторе в относительно незначительной части вкладываются в другие отрасли экономики. Несмотря на увеличение общего притока капитала в страну, владельцы сырьевых компаний, как правило, предпочитают вывоз прибылей за границу". При этом представители компаний в государственной власти зорко следят за тем, чтобы не были повышены экспортные пошлины на вывоз сырья и импортные пошлины на ввоз иностранной техники.

За счет чего же олигархам удавалось в течение длительного времени блокировать все попытки повысить отдачу от экспорта сырьевых ресурсов? Ответ на этот вопрос дал 23 декабря 2004 года на заседании правления ТПП РФ Владимир Путин, который так охарактеризовал деятельность лоббистов нефтяных компаний в Государственной Думе: "Чуть ли не в зале ходили, раздавали направо-налево".

Российская политическая система сегодня такова, что вне зависимости от названия фракции Государственной Думы отдельные депутаты отстаивают либо экономические интересы своих спонсоров, либо свои собственные экономические интересы, ибо бизнесменов и их представителей среди депутатов очень много.

Еще хуже ситуация в исполнительной власти, где большинство чиновников, принимающих значимые решения, связаны с той или иной олигархической группой. Неужели кто-то всерьез верит, что нынешние российские министры или их заместители живут на свою зарплату? Конечно, нет. Доходы наших чиновников определяются пользой от принимаемых ими решений для отдельных коммерческих структур. Хорошо еще, если российских. Если раньше бизнес просто покупал крупного чиновника, то сейчас олигархи параллельно десантируют во власть своих представителей – хорошо образованных и высокооплачиваемых /естественно, не государством/ специалистов.

Неплохой иллюстрацией сращивания российского чиновничества с олигархатом является и история с соглашениями о разделе продукции /СРП/. О несоответствии законопроекта о СРП российским интересам еще в 90-е годы обоснованно заявляли представители Счетной палаты, группа депутатов Государственной Думы и Союз производителей нефтегазового оборудования. Однако на деле ситуация изменилась только после того, как год назад режим СРП по ряду причин стал неугоден компании ЮКОС. Вот тут-то, словно по мановению волшебной палочки, "мочить" СРП начали все. Интересно, что даже бывшие апологеты закона превратились в ярых его противников.

Евгений Примаков так характеризует сегодняшний период: "К моменту избрания в 2000 году Владимира Владимировича Путина президентом группы олигархов уже не только полностью сформировались, но, использовав известные особенности приватизации в России, реально создали условия для беспрепятственного сказочного обогащения. В этих целях такие группы оказывали серьезное влияние на законотворческие и нормотворческие процессы, расставляли своих людей практически во всех ветвях власти".

Российские союзы и ассоциации до недавнего времени были вне сферы интересов олигархов, которые позволяли некоммерческим структурам оставаться независимыми организациями по причине того, что от них ничего не зависело.

Ситуация изменилась в октябре 2000 года, когда была сделана попытка "равноудалить" олигархов от власти через их объединение в РСПП. Власти тогда полагали, что в РСПП на демократической основе будут формироваться согласованные предложения по стратегическим проблемам экономической политики.

Роберт Коттрелл в The Financial Times от 11.09.2001 так оценивает этот период: "Захват Союза олигархами не прошел без напряженных моментов, и, по меньшей мере, один из олигархов попытался сходу скинуть господина Вольского с поста председателя. Но сегодня олигархи, кажется, решили добиться изменения в соотношении сил. Они захватили господствующее положение в насчитывающем 27 членов бюро, которое руководит советом, и они возглавляют рабочие группы, которые разрабатывают политику Союза. Господин Вольский говорит иронично, но реалистично о переходном периоде в деятельности Союза. Что касается новых магнатов, он заявляет: "Они контролируют половину экономики. Почему нам следует противиться их членству в ассоциациях, подобных нашему Союзу?" Со временем, считает господин Вольский, "люди привыкают друг к другу, и проводить заседания становится легче", даже если, как он заявляет, "им всем инстинктивно кажется, что их слово должно быть решающим". В своем новом обличье "союз красных директоров" сегодня именуют в российской прессе "союзом олигархов".

Объединив олигархов в рамках РСПП, идеологи "гражданского общества" не забыли о среднем и мелком бизнесе. Они формально определили, что интересы среднего бизнеса должна представлять "Деловая Россия", а интересы мелкого бизнеса – ОПОРА. При этом их не очень волновало то обстоятельство, что многие представители среднего и малого бизнеса даже не подозревают о существовании и функциях этих организаций.

И вот в конце января предложено объединить эти три структуры. Мотивы особенно не скрывались – РСПП необходимо избавиться от приставки "профсоюз олигархов". По замыслу авторов, РСПП должна превратиться в демократическую организацию, отражающую интересы всех слоев отечественного бизнеса.

Сегодня система управления в РСПП очень далека от демократии. Крупный частный капитал немедленно поставил под контроль комитеты и рабочие группы РСПП. Комитет по промышленной политике возглавил Владимир Евтушенков, комитет по международной деятельности - Михаил Ходорковский, комитет по налоговой и бюджетной политике – Каха Бендукидзе, рабочую группу по судебной реформе - Михаил Фридман, рабочую группу по реформе энергетики – Рубен Варданян.

Все ключевые решения в РСПП рассматриваются бюро правления в "закрытом" режиме. Подавляющую часть членов бюро составляют представители крупного частного капитала или их последовательные сторонники. В бюро не вошли представители директорского корпуса оборонных предприятий, которые ранее составляли костяк РСПП.

В 2001 году был "обновлен" устав РСПП, согласно которому бюро правления "представляет интересы Российского союза в отношениях с органами государственной власти". Кроме того, бюро правления "от имени Российского союза вносит предложения в органы государственной власти". Именно на бюро решается вопрос о позиции РСПП, с которой он выходит в органы государственной власти, а также определяется персональный состав делегаций.

Бюро делегирует своих представителей во многие правительственные структуры. В частности, представители РСПП включены в состав правительственных комиссий по административной реформе, по жилищной политике, по транспортной политике, по защитным мерам во внешней торговле, по миграционной политике, по научно-инновационной политике, по земельным отношениям и многих других. Всего более 40 таких органов. Казалось бы, что здесь плохого? Но проблема в том, что представители бюро отстаивают исключительно интересы крупного частного капитала, которые далеко не всегда совпадают с интересами государства.

Устав РСПП свидетельствует, что бюро правления "принимает решение о создании средств массовой информации", "утверждает бюджет Российского союза и отчеты о его исполнении", "разрабатывает целевые программы и определяет источники их финансирования", "утверждает бухгалтерский баланс и годовой отчет Российского союза". Согласно уставу именно бюро утверждает структуру аппарата РСПП, создает структуры с правом юридического лица. В частности, для того чтобы учредить совместно с известным фондом "Открытая Россия" Институт внешней и оборонной политики, как это произошло в августе 2003 года, бюро РСПП не должно было никого информировать.

В устав РСПП также внесен пункт, что "члены бюро правления Российского союза без доверенности действуют от имени Российского союза". Но и это еще не все. "Члены бюро правления Российского союза по должности являются вице-президентами Российского союза". Они представляют кандидатуру президента РСПП и решают многие другие вопросы.

Характерно, что президент РСПП Аркадий Вольский уже заявил СМИ, что сначала предложение по объединению трех организаций будет рассмотрено 11 февраля на бюро, а только потом, 19 февраля, на правлении РСПП. Это обычная практика в РСПП, когда на правление выносятся подготовленные бюро решения. Основные дебаты проводятся в "закрытом" режиме на бюро, а правлению предлагается за эти решения проголосовать. Тех, кто не принимает этих правил игры, из правления исключают. Очень непросто будет сформировать в РСПП демократическую структуру управления, учитывая то, что российский бизнес привык кулуарно решать вопросы.

Вызывает большие сомнения, что создаваемая структура будет принимать какие-то решения в интересах малого или среднего бизнеса. Все связи в исполнительной и законодательной власти находятся в руках крупного капитала. Малый бизнес в России не связан с высшими правительственными чиновниками и не финансирует избирательные кампании.

Возникает закономерный вопрос о том, зачем олигархам вообще нужна какая-то консолидирующая структура. Позиции крупного капитала во власти очень сильные, они складывались в течение многих лет и сегодня ничуть не ослабли. Представители олигархата в органах государственной власти по-прежнему старательно "отрабатывают свой хлеб", отслеживая интересы хозяев, а в ряде случаев и деловых партнеров.

По мнению экспертов, пристальное внимание олигархов к союзам и ассоциациям связано исключительно с проводимой административной реформой. Капитал понимает, что многие вопросы неизбежно будут переданы от исполнительной власти на уровень некоммерческих организаций, которым они до недавнего времени внимания не уделяли. Поэтому крупный капитал начинает работу по формированию своего собственного "главного" бизнес-объединения. Оно формально должно отражать интересы всех слоев российского бизнеса, а на деле быть подконтрольным олигархическому политбюро. Крупный бизнес начал наступление на все неподконтрольные ему союзы и ассоциации.

Не случайно, сегодня активно лоббируется проект Федерального закона "О саморегулируемых организациях" /СРО/, который предполагает перерегистрацию действующих российских союзов и ассоциаций. В статье 3 законопроекта сказано, что "Некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией лишь при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом признакам и требованиям в совокупности". В том числе потребуется перерегистрация некоммерческой организации, которая хочет получить /а именно о передаче СРО "избыточных" государственных полномочий говорят авторы административной реформы/ государственные полномочия. Только избранные смогут попасть в государственный реестр, о котором говорится в статье 4 указанного законопроекта. В статье 2 отмечено, что некоммерческая организация для получения статуса СРО должна иметь "механизм обеспечения ответственности ее участников перед потребителями". По сути дела необходима страховка – имущественный ценз для получения права называться СРО. Имущественный ценз, а не что-то иное является основным критерием для присвоения бизнес-сообществу статуса СРО. В статье 3 о критериях отнесения некоммерческой организации к СРО отмечено, что необходимо "объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее участников не менее 10 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности". Получается, что приобрести статус СРО в сфере российского машиностроения или металлургии, а потом и правила свои в отрасли устанавливать, может любая структура, объединившая "10 субъектов предпринимательской деятельности". Главное – деньги. Очевидно, что при таком подходе появятся и выживут только некоммерческие организации, опирающиеся на финансовый и административный ресурс, а олигархи при помощи положений закона устранят всех независимых конкурентов по получению государственных полномочий.

Во всех государствах создание ассоциаций и союзов происходит естественно, без всяких специальных законов, а в России пытаются ввести искусственные ограничения, чтобы передать государственные полномочия тем структурам, которые опираются на финансовый и административный ресурс крупного капитала. Появление подконтрольных крупному капиталу бизнес-сообществ приведет к легальной приватизации олигархами государственных функций. В России этот пагубный процесс, сопровождаемый риторикой о необходимости саморегулирования бизнеса уже пошел. Сейчас всерьез обсуждается вопрос о введении обязательного членства в ряде, мягко говоря, не демократических организаций.

Нельзя этого делать. Крупный бизнес покупает высших чиновников и подконтрольные СРО он создаст без особых проблем. Поэтому в сегодняшней России вместо передачи различным олигархическим новообразованиям государственных функций, надо пойти по пути обычной отмены лишних лицензий и разрешений. Если сделать так, что их вместо министерства будет выдавать СРО, то данный механизм неизбежно будет использован бизнесом для устранения конкурентов.

Российский бизнес формировался в условиях криминала и коррупции, в нашей стране нет по настоящему демократичных бизнес-сообществ, нет никаких традиций самоорганизации бизнеса. Ошибочно считать, что нынешний российский бизнес способен сам себя регулировать как в развитых странах мира, где традиции закладывались в течение многих десятков лет.

Поэтому невозможно создать "главное" российское бизнес-сообщество путем формального объединения трех организаций, не имеющих серьезных традиций. РСПП был создан в 1991 году, но после формирования олигархического бюро он превратился по сути совсем в иную организацию и отсчет времени следует вести с 2000 года. "Деловая Россия" была создана в 2001 году, а ОПОРА в 2002 году.

В объединении этих трех организаций нет ничего плохого, но, по мнению экспертов, за этим последует попытка превратить новую структуру в основную прослойку между бизнесом и государственной властью. Крупному капиталу надо иметь возможность "рулить" некоммерческим сектором, который может получить часть государственных полномочий. Объединение еще не произошло, но уже раздаются голоса о возможности введения обязательного членства в новой организации, возможности выдачи ею "разрешения" союзам и ассоциациям называться СРО и т.д.

Проведенная в 2000 году реконструкция РСПП не привела к "равноудалению" олигархов. Крупный капитал не лишился подконтрольных чиновников, а просто присовокупил к своим теневым рычагам возможность вносить решения от имени РСПП. Теперь на повестке дня новая задача – создание "головной" организации по приватизации государственных полномочий.

Очередная реконструкция РСПП не должна быть направлена на монополизацию права озвучивать решения российского бизнеса в государственной власти. Нельзя забывать, что помимо РСПП, представляющего интересы крупного частного капитала, в нашей стране действуют более демократичные бизнес-сообщества. К ним относятся Российский Союз товаропроизводителей /РСТ/ и Торгово-промышленная палата Российской Федерации /ТПП РФ/.

Российский союз товаропроизводителей в отличие от РСПП объединяет не отдельные компании, а отраслевые союзы и ассоциации. РСТ сформирован по аналогии с Федеральным союзом германской промышленности /BDI/, который объединяет не отдельных руководителей крупных промышленных предприятий, а отраслевые союзы и ассоциации. К сожалению, из-за ряда субъективных причин, в первую очередь кадровых проблем, РСТ не занял достойное место в ряду российских бизнес-сообществ.

ТПП РФ - единственное объединение предпринимателей, действующее на основании отдельного Федерального закона "О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Эта структура возникла не в 90-е годы, как большинство предпринимательских объединений, - ТПП активно функционировала и в советское время. Торговые палаты существуют во всех странах мира – это понятная и повсеместно принятая форма предпринимательских объединений. ТПП РФ обладает наиболее развитой региональной сетью - ни одно российское предпринимательское или политическое объединение не может даже сравниться с такой региональной структурой. ТПП РФ наделена собственностью и имеет источники финансирования, поэтому не зависит от подачек олигархов. Сегодня ТПП РФ в максимальной степени избавлена от влияния олигархата – это единственное место, где олигархи во время заседаний сидят не в президиуме, а в зале. Основу членской базы ТПП РФ составляют не отдельные предприятия, а бизнес-сообщества – союзы и ассоциации.

Роль ТПП РФ хорошо охарактеризовал Владимир Путин в выступлении 19 июня 2002 года: "За последнее десятилетие в России появилось немало бизнес-сообществ, но Торгово-промышленная палата по-прежнему занимает среди них особое место. Я бы сказал - ключевое место. Причиной тому – и уникальный опыт, и многолетняя известность, и тесные, хорошие, наработанные связи с коллегами за рубежом. Российская Торгово-промышленная палата – это организация, с которой считаются и внутри страны, и за ее пределами".

Александр Романихин, президент Союза

производителей нефтегазового оборудования

/Мнение автора может не совпадать с мнением редакции/

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС