25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBhQLo
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/furniture/repair/kitchen/replacementfacade/, посмотреть.
Объявление: http://remont.youdo.com/carpentry/tree/tag/vagonka/, лучшие цены тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Как россияне резолюцию Совбеза ООН поправляли

Российские дипломаты накануне внесли свои поправки в резолюцию Совбез ООН по отношению к иранской ядерной программе. Фактически, и с этим соглашаются ведущие эксперты, при принятии этих поправок санкции сведутся к чисто символическим. В чем выгода такой позиции для России, и что в ответ может дать нам Иран? Согласятся ли с ними остальные члены СБ ООН, и почему США могут отказаться от жесткой позиции по Ирану? На эти и другие вопросы в эксклюзивных интервью Накануне.RU ответили генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Евгений Сатановский: Ядерная программа Ирана - это не экономика, а ось власти

Вопрос: Евгений Янович, в чем суть поправок к резолюции Совета безопасности ООН по Ирану, которые предложила Россия?

Фото: Накануне.ruЕвгений Сатановский: Наверное, не стоит даже трогать техническую часть. Комментировать должны МИДовцы. Но по сути эти поправки, мягко говоря, обтекают жесткие формулировки. Они дают возможность Ирану выйти из кризиса. Они дают России возможность продолжать работу над теми объектами, над которыми уже работаем, например – АЭС в Бушере. Проблема заключена в том, что

у России, и, кстати говоря, у Китая, в сравнении с США, и с Европой, отличается точка зрения по тому, какие вообще санкции могут быть применены к Ирану. По вполне понятным причинам. Мы фактически непосредственно граничим с Ираном, мы от Ирана отделены совершенно прозрачными границами по обе стороны Каспия и последствия жестких санкций Россия ощутит на себе в первую очередь.

Европейцы и американцы либо вообще их не увидят, если иранское руководство не решить прибегнуть к давно пропагандируемому "асимметричному" ответу, либо увидят в степени весьма малой. Россия гораздо более реалистично смотрит на ситуацию, понимая тем более, что можно вводить санкции любой жесткости. Можно вводить полное запрещение на поставки нефти из Ирана, чего не хочет Европа, или вводить полное запрещение экспорта в Иран бензина, чего не хотят уже США. Дело в Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU том, что дизельное топливо, бензин Иран за счет собственной промышленности производит в незначительном количестве, и, казалось бы, эти санкции были бы действенными, но они не нужны США, потому что возникают противоречия у Соединенных Штатов с Индией. И давайте вспомним, никакие санкции не остановили Мао Цзе Дуна, не остановили ни индийское, ни пакистанское правительства по пути к завладению ядерными технологиями и, в конечном счете – к созданию ядерного оружия. Иран относится к точно такой же категории государств. Государств с жестко заданной идеологемой. Ядерная программа Ирана – это не экономика, это не тактические шаги, призванные улучшить условия соглашений с Западом по тем или иным параметрам. Это – стратегия. Это ось, вокруг которой сейчас осуществляет свою власть и иранский президент, и та группа, которая стоит за ним. И, кстати говоря, осуществляли и его предшественники.

Никакие санкции, даже самые жесткие, не остановят Иран, и Россия это прекрасно понимает. И, понимая все это, мы будем говорить о мягких санкциях, которые будут больше символичными, потому что в конечном счете нам совершенно не нужна ядерная бомба у Ирана, но геополитические интересы России не состоят в том, чтобы кончать жизнь самоубийством, одновременно следуя в каждом политическом акте за Соединенными Штатами.

Если бы это было так, то мы были бы уже и в Ираке, и в Афганистане, чего, к счастью, не происходит.

Вопрос: Насколько высока вероятность принятия российских поправок остальными членами Совбеза ООН?

Евгений Сатановский: Ни в коем случае не готов гадать по кофейной гуще. В конгрессе США сменилась основная партия, сегодня это – демократы.

Ряд ключевых членов бушевской администрации уже готовятся пойти под тот же самый жертвенный нож, под который Бушем пущен бывший министр обороны Рамсфилд. Америка будет менять свою политику, и она не будет менять ее в сторону ужесточения. Она будет менять ее в сторону рационализма. Президент превосходно понимает, что для взаимодействия с конгрессом, взаимодействия с сенатом он не может больше придерживаться той ультраястребиной политики, которой он придерживался.

Если бы она была успешной, он бы ее и продолжил, но она не успешна. В отношении с Ираном неуспешность такой политики видна также, как и в отношении с Ираком. И то дает некоторый шанс на то, что российские поправки будут может быть и не полностью, но учтены. Ибо реализм все же существует и в американской администрации, и тем более в европейских столицах.

Вопрос: Если для принятия хотя бы ключевых положений российских поправок придется пойти на применение права вето, насколько это был бы оправданный шаг со стороны России?

Евгений Сатановский: России вовсе не обязательно идти на право вето, она может просто не участвовать в голосовании. Вы помните, как Китай не участвовал по вопросу войны против Ирака. Он не испортил отношения с Соединенными Штатами, в отличие от Франции и Германии. Он ушел в сторону, пожав плечами: "разбирайтесь сами". И, я думаю, для России есть именно такой выход.

Для того, чтобы применить свое право вето, Россия, вообще-то, должна получить что-то совсем серьезное от Ирана. Ибо политика вытаскивания каштанов из огня голыми руками во имя теоретических интересов или просто ради соперничества с США, хотелось бы надеяться, осталась в далеком советском прошлом. Очень часто в эти годы происходило то, что американцы называют "хвост вертит собакой". В наших ближневосточных коллизиях мы поступали совершенно нелогично, совершенно неразумно. Но, как видно на примере Ливана, мы научились огибать острые углы. Очень трудно представить, что, наконец, Иран должен дать России, чтобы Россия поссорилась с Соединенными Штатами из-за Ирана, применяя вето. Между тем Россия везде делала все возможное, чтобы вывести Иран из тупика.

Российские предложения по топливу были уникально сбалансированы, и Кириенко довел их более чем ясно, и диалоги Владимира Путина с иранскими коллегами на всех уровнях власти были тоже более, чем ясны. А Иран пока не продемонстрировал ничего, что бы могло заставить Россию идти на рост напряженности в отношениях с США.

Вопрос: Может ли Иран стать важным для России партнером как с экономической, так и политической точки зрения?

Евгений Сатановский: Иран уже сегодня немаловажный политический партнер для России. Роль Ирана в стабильности ситуации в Прикаспии при всех конфликтах центральноазиатских, а тем более – в карабашском конфликте оценена Россией. Иран потенциально важный рынок для российских ядерных технологий. Но если Иран не играет по правилам, то произойдет то Фото: CNNже, что в Ираке, где Садам Хусейн последовательно отвергал все попытки вывести его из-под удара в 90 и 91 году, потом – в начале двухтысячных. Именно этим занималось и правительство Горбачева, и правительство Путина, и, в конечном счете, он за это поплатился. Поплатился не только страной, он может поплатиться жизнью. Если Иран будет вести себя также, демонстративно угрожая уничтожить Израиль, демонстративно повторяя одно за другим обещания обрушить на него гнев Аллаха и стереть с карты, вряд ли это кончится чем-то, кроме большой региональной войны. И вряд ли Иран будет партнером кому угодно – России, Индии, Китаю, да и странам Персидского залива.

Вопрос: Накануне правительство Японии заявило о готовности в ближайшее время создать ядерное оружие. Возможно ли использование этого факта Ираном при переговорах как примера двойных стандартов?

Евгений Сатановский: Правительство Японии не угрожает ни одной из стран мира. Правительство Японии в течении десятилетий воздерживалось от перехода определенной черты, исходя из морально-этических соображений, исходя из шока, который она, как единственная страна мира, получившая два ядерных удара по своей территории во Второй мировой войне получила на уровне коллективного сознания. Но правительство Японии может овладеть ядерным оружием в кратчайшие сроки, при этом можно говорить сколько угодно о нераспространении, но ни Япония, ни ЮАР, ни Германия, ни одна из тех стран, которые стоят весьма и весьма близко к созданию ядерного оружия, не воюет с соседями, ни одна из этих стран не использовала оружие массового поражения против соседей. Я должен напомнить, что во время ирано-иракской войны отнюдь не только Ирак использовал химическое оружие. Надо сказать, что

использовать, или хотя бы попытаться Иран может все, что угодно. Но проблема не в технологии, а в сочетании ракетных технологий, политических заявлений. Дело в том, что режим Ирана устами президента обещает уничтожить соседнюю страну, которая не предъявляет к нему никаких претензий, не соперничает с ним ни в одном вопросе и, строго говоря, не граничит с ним ни одним метром. Исходя из общетеоретических рассуждений о правах палестинцев, такого рода аргументы явно превращают Иран в объект самого пристального внимания мирового сообщества. И это – проблема иранского руководства. Это его выбор и стратегия, и это – та стратегия, которая приводит ко всем проблемам.

Япония относится к тому миру, где соседи не нападают друг на друга. Японское оружие, если оно будет создано – это оружие полицейского, а не человека, который готов застрелить соседа. Есть огромная разница в том, в чьих руках револьвер.

Раджаб Сафаров: Ради партнерства с Ираном, Россия может пойти на применение права вето

Вопрос: Раджаб Саттарович, что именно входит в поправки, которые внесла Россия в проект резолюции Совбеза ООН по ядерной программе Ирана?

Фото: www.safarov.ruРаджаб Сафаров: Совершенно очевидно, что новые поправки в резолюцию совета безопасности ООН по Ирану были продиктовано российско-иранскими переговорами в Москве. Главным итогом этих переговоров стала возможность реанимации предложения о создании совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана для иранских нужд на территории России, и как раз заверения Ирана в том, что в этом максимально будет задействована МАГАТЭ. Как вы знаете, европейский вариант, подготовленный евротройкой является достаточно жестким. Россия и раньше не была согласна с европейским проектом, но, тем не менее, допускала принятие этих санкций. Новые российские предложения и поправки касались диапазона ограничений. Один из главных пунктов резолюции – полное эмбарго на ракетные и ядерные технологии, технологии, которые используются в ядерной энергетике и, собственно говоря, в ракетных технологиях.

Россия максимально сузила и ограничила этот список, и это действительно застало врасплох Соединенные Штаты вплоть до того, что их представитель в совете безопасности Джон Болтон сделал тайм-аут для дальнейших консультаций с Вашингтоном. Это существенные поправки, которые сводят на нет принимаемые санкции. Даже если санкции с этими поправками будут приняты, то будут чисто символическими.

Это попытка не ударить лицом в грязь в Совете Безопасности, поскольку ранее эта организация неоднократно определяла конкретные или последние сроки отведенные Ирану, "если Иран не прекратит процесс обогащение урана, то с такого-то числа будут вводиться санкции". Как вы помните, последний подобный вариант был 31-го августа и Совбез уже совершенно загнал себя в угол и совершенно очевидно, что для него другого варианта нет. Раз уж решение принято, что к какому-то конкретному сроку Иран не будет приостанавливать свой процесс по обогащению урана, то автоматически вводятся санкции. Это была тупиковая ситуация. Для того чтобы выйти из сложившегося положения, для того, чтобы это не ударило по имиджу Совета Безопасности, то, я думаю, какие-то санкции все-таки будут приняты, но они будут носить чисто символический характер, тем более, что у России есть четкая позиция в этом вопросе. Россия хотя и допускает принятие санкций, но в то же время предлагает их существенно скорректировать все это. Хочу сказать, что иранское правительство вчера заявило о том, что в стране максимально проделана работа подготовке страны к принятию этих санкций. Это значит, что Иран пугать бессмысленно. Иран готов к этим санкциям, и совершенно очевидно, что должного эффекта и результата эти санкции иметь не будут.

Вопрос: Насколько велика вероятность того, что российские поправки будут приняты или же будут приняты американские поправки, которые тоже были внесены.

Раджаб Сафаров: Я думаю, что у американцев другого выхода просто-напросто нет, поскольку совершенно очевидно, что если Россия будет против,

если поправки России не будут приняты, то совершенно очевидно, что санкции могут просто-напросто не пройти. Россия может воспользоваться своим правом вето. Точно также, к примеру, в недавнее время Соединенные Штаты наложили вето на проекте резолюции осуждающей Израиль.

Американцы любым способом хотят каким-то образом наказать Иран, демонстрируя свою нерушимость, непоколебимость и принципиальность в подходах к иранскому вопросу. Тем более, американцам еще один импульс может дать предстоящий приезд Ольмерта в США, и сегодняшнее заявление о том, что Иран – это действительно угроза международной безопасности. Это придаст дополнительный импульс якобы принципиальной позиции США. В такой ситуации американцам необходимо принятие санкций в любой форме, пусть и в такой мягкой, поэтому я думаю, что с достаточно большой долей вероятности можно ожидать, что американцы примут российские поправки, может быть, с очень незначительной редакцией, и в этом случае допускается принятие санкций в целом, что по большому счету будет устраивать и Россию и всех членов Совета Безопасности.

Вопрос: Как Вы считаете, санкции по отношению к Ирану они нужны американцам сами по себе или же как повод в будущем для своего вторжения? Иран, насколько я знаю, в любом случае не собирается останавливать свою ядерную программу.

Раджаб Сафаров: Санкции имеют несколько назначений. Во-первых, если будет принята резолюция, это публичное признание того, что страна Иран нарушает какие-то международные договоренности и не выполняет свои обязательства. Это публичное признание в какой-то мере может послужить основанием для американцев, чтобы ужесточить свое отношение к Ирану, но это отнюдь не означает, что американцы будут иметь реальную основу для того, чтобы каким-то образом принять односторонние билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU жесткие меры по отношению к Ирану, относительно экономической блокады, не говоря уже о силовом решении вопроса. Поэтому

это выгодно Америке, но не означает того, что у американцев будут развязаны руки для принятия каких-либо решений относительно Ирана. Совершенно очевидно, что Иран не остановит процесс обогащения урана.

Там считают, что это решение о введении санкций абсолютно несправедливое, даже незаконное и я думаю, что у Ирана будут еще ряд возможностей демонстрировать свою ответную реакцию по отношению к этим санкциям. Это может быть ограничение контактов и сокращение сотрудничества с МАГАТЭ и, в то же время, Иран будет предавать полный ход этим технология во всех сферах, и тому подобное. Одним словом, резолюция принимается для того, чтобы каким-то образом отреагировать на строптивость Ирана, на то, чтобы разрешить эту проблему.

Вопрос: Насколько для России выгоден Иран с политической точки зрения, ведь насколько известно, Россия имеет там ряд достаточно крупных проектов?

Раджаб Сафаров: Иран – ключевая страна исламского мира. Иран имеет возможности в решении политических локальных и глобальных вопросов мировой жизни. От Ирана зависит очень многое в регионе, не только в Персидском заливе, но и на Ближнем и Среднем Востоке, не говоря уж о решении таких проблем как ситуация в Ираке, в Афганистане, собственно говоря, в Сирии, в Ливане, в ближневосточной проблеме, и все это политически делает Иран политически суперважным государством. Для России эта страна чрезвычайно важна, поскольку,

имея такую страну в качестве стратегического партнера, шансы России, влияние России на решение очень многих глобальных вопросов современной жизни повысится, не говоря уже о суперэффективности своего присутствия в экономике и на разных сегментах иранской экономической действительности. Поэтому игра стоит свеч, стоит пойти "ва-банк" наперекор Соединенным Штатам и их главным партнерам в Европе, чтобы иметь эту страну в качестве стратегического партнера.

Совершенно очевидно, что на таком высоком уровне Россия может увязывать свои действия, свою позицию по сближению с Ираном с огромным количеством равных вопросов и условностей, и это будет несомненно выигрышная ситуация для России.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС