Если Интернет-друг оказался вдруг...
Со странной проблемой столкнулись российские "продвинутые" рекламодатели, которые работают с интернет-ресурсами: эффективность рекламы на определенных тематических Интернет-сайтах или форумах равна нулю, хотя порталы имеют хорошие рейтинги, целевая аудитория самая подходящая, да и баннеры просматривает достаточное количество народу. По всем законам рекламы отклик должен быть, а его нет, будто баннер и не размещали вовсе. Парадокс? Отнюдь. Дело в том, что опыт скрытой рекламы в Интернете перенял Рунет.
Не верьте глазам своим: высокие рейтинги и супер-активность на Интернет-форумах ни что иное, как искусная имитация! |
Все очень просто. Определенные люди за определенную плату беседуют друг с другом, создавая иллюзию популярности портала. Далее по плану – рекламодатель видит, что ресурс раскручен и стремится поместить туда свою рекламу. Однако на деле оказывается, что читают ее не живые люди, а виртуальные персонажи. Причем, определить, какой форум "настоящий", а какой кишит работниками определенной компании, порой, возможно лишь путем собственных проб и ошибок.
Представитель одной из московских фирм, специализирующейся на продаже автомобилей, рассказал Накануне.RU, как попался на подобную Интернет-удочку: "Рекламируясь на сайте www.e-xecutive.ru мы удивились, почему нет отклика? А оказалось, что некому откликаться, там просто нет реальных людей! Это откровенный обман и мошенничество, то есть рекламодатели платят за охват определенной аудитории, а вместо аудитории они лишь рекламируются перед ботами".
В этом случае обманывают рекламодателя. Существует другой, более распространенный вариант, когда дурят потребителя, успешно вписывая систему "сетевого маркетинга" в Интернет. Всемирная паутина пестрит рекламными сообщениями, которые теряются в общей массе, поэтому скрытая реклама в форумах является одним из самых эффективных методов. Интернет-персонажи, за которыми якобы скрываются реальные люди, ненавязчиво обсуждают достоинства того или иного товара, затем к обсуждению подключаются реальные люди, тем самым создавая дополнительную рекламу.
"Наши методы основаны на знании психологии принятия решений, человеческой психологии и НЛП. Мы знаем, как думает потребитель, поэтому можем влиять на него и убеждать его, - признаются представители ООО "Партизан Медиа", специализирующиеся на скрытой рекламе в форумах, – Известно, что к информации передаваемой из уст в уста человек более лоялен, нежели к прямым воздействия рекламных сообщений из вне. Поэтому, реализовывая партизанские кампании, мы заставляем потребителей не только говорить о вашем продукте, а делаем их добровольными распространителями рекламного сообщения". И эти люди сами не подозревают, что рекламируют чужой продукт.
Форумы, которые станут мишенью для виртуальных персонажей, выбираются исходя из специфики деятельности заказчика и его отрасли, а также исходя из географической привязанности деятельности клиента. К примеру, производители косметики используют форумы модных женских журналов, женские коммьюнити в ЖЖ и так далее.
В исполнителях киберобмана недостатка нет. Множество людей создают он-лайновые дневники, сидят в чатах и форумах, но при этом выкладывают деньги из своего кошелька за трафик или время, проведенное в сети. Работа виртуальным персонажем кажется раем для кибермана. Получается как в анекдоте: за это еще и деньги платят? Плюс гибкий график, не нужно сидеть в офисе так далее. В общем, непыльная работенка.
Естественно, занять должность виртуального персонажа не так уж легко. Как и в солидных конторах, требуется опыт "работы" – чем он больше, тем выше оплата труда. Например, на сайте http://www.hiddenmarketing.ru, где ведется набор виртуальных персонажей, приветствуется активное участие на каком-либо форуме. Чем выше там авторитет, тем, соответственно, и больше денег. Так, за одно сообщение "новичок" может получить $1, завсегдатай портала - $5. Подчеркнем, это за одно сообщение на тему, в которой человек разбирается, другие, в общем-то, и не предлагаются. На оплату труда влияет и качество оставленного сообщения, то есть человек, умеющий хорошо излагать свои мысли, может рассчитывать на более солидный заработок. |
На сегодняшний день по данным ООО "Партизан Медиа", набором "персонала" для скрытой рекламы на форумах в России занимается не меньше 50-и агентств. Причем, они не скрывают род своих занятий, а, наоборот, трубят об этом на всех углах.
Как рассказал Накануне.RU эксперт по правовым вопросам в сфере Интернет, руководитель "Адвокатского бюро №7", председатель третейского суда Александр Глушенков, деятельность подобных компаний не нарушает ни "Закон о рекламе", ни какой-либо другой закон. "В форумах любой человек может говорить все, что ему хочется, если это не является распространением сведений, противоречащих действительности, порочащих честь и достоинство, разжигающих национальную вражду и тому подобное. Например, кто-то в форуме пишет: "Все машины – отстой, я предпочитаю "Жигули"!" Это реклама, или нет? Под критерии закона о рекламе никак не подпадает, но мы видим, что это реклама. Тем не менее, эти вещи никак законодательно не регулируются, соответственно, их нельзя рассматривать как нарушение", - уверен Александр Глушенков.
Однако, по его словам, Интернет-сообщество саморегулируемо. На многих форумах есть четкие правила, что запрещена реклама каких-либо товаров и услуг. Если кто-то начинает продвигать товар, и это можно расценивать как скрытую рекламу не с точки зрения закона, а с точки зрения модератора, такие посты удаляются. Как подтверждение - наш сайт Накануне.RU постоянно подвергается атакам незваных рекламоразместителей и форумы "чистить" приходится буквально ежедневно. Но даже под "модераторский" закон попадают не все сообщения. Вряд ли кто-то может запретить написать виртуальному персонажу: "Я вот размышляю, купить или нет снаряжение такой-то фирмы?" Вряд ли кто-то может запретить и другим виртуальным персонажам написать в ответ о достоинствах данного снаряжения. Где собственное мнение, где купленные слова – определить практически невозможно.
На первый взгляд кажется, что проблемы-то никакой и не существует: ну, прочитал человек обсуждение виртуальных персонажей, предположим, узнал о каком-либо товаре, например, даже купил его - и что? Однако компании не скрывают, что применяют метод нейро-лингвистического программирования, а это, как ни крути, мунипулятивный метод. Возникает полная дезориентация. Когда любое сообщение подвергается сомнению, теряются все точки опоры. Это для тех, кто знает о скрытой рекламе в Интернете. Те же, кто не знает, становятся ее жертвами. Если человек, попытавшийся познакомиться по Интернету, готов к тому, что молодая девушка может оказаться пенсионером, то, спросив о том, стоит ли ему покупать тот или иной товар, скорее всего, никак не ожидает, что ответят ему виртуальные персонажи, купленные фирмой-производителем.
Скрытая реклама на форумах появилась в конце 1990-х, сейчас идет ее бурный рост. Однако чем ее становится больше, тем более изощренные и закомуфлированные формы приходится придумывать. Представители ООО "Партизан Медиа" рассказали Накануне.RU, что "о данном виде коммуникации осведомлены не только потенциальные заказчики, но и множество потребителей. В конечном итоге результативность акций падает, сообщения удаляются модераторами или "секутся" завсегдатаями форумов, блогов". |
Закон от скрытой Интернет-рекламы не защитит, модераторы форумов - тоже не всегда. Защитит только протест против того, чтобы превратиться в потребителя, незаметно выращенного несколькими компаниями-произодителями. Хотя, конечно, шарахаться от всех обитателей форумов, подозревая в них виртуальных персонажей, купленных фирмами, не стоит. Как говорится, "доверяй, но проверяй".
Руководитель направления Интернет-технологий Уральской Академии Информационных Технологий Всеволод Щенников считает, что рекламы в Интернете меньше не станет. Например, в США 20% от всего рекламного рынка – в Интернете. В России доля "виртуальной" рекламы не превышает 2%, тогда как всего лишь два года она составляла менее 0,5%. "Реклама в Рунете очень молодая, она будет процветать, я в этом просто уверен", - подчеркивает Всеволод Щенников. Если количество рекламы в Интернете растет, то, несмотря на виртуальных персонажей, которые, конечно же, есть далеко не на всех ресурсах, она эффективна и спорить с этим нет никакого смысла. Точных критериев, по которым можно было бы точно сказать: этот сайт популярен, а у этого рейтинг накручен, не существует. Остается смотреть на содержание сайта - есть ли там что-то такое, что реально может привлекать такое количество народу. То есть реальный ответ на реальную рекламу в интернете все-таки стоит искать на содержательных сайтах, попросту - там, где есть, что почитать. Рейтинг - рейтингом, но здравый смысл лучше любого счетчика.