24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Ява-Трофи": королевский спорт на Урале

Один лишний килограмм или о том, как стечение обстоятельств определило исход парусной регаты

Представляете, какой-то там лишний килограмм, и исход Чемпионата Европы по матчевым гонкам "Ява-Трофи-2005", проходивший накануне на акватории Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге, был бы совсем другой...

По регламенту кодекса Международной Парусной Федерации (ISAF) максимальный вес экипажа не должен превышать 350 кг. Этот "максимальный вес" берётся вот откуда: все предметы одежды и снаряжения участника соревнования располагаются на вешалке, потом погружаются в воду на одну минуту или даже больше, если это нужно для полной их пропитки. Потом ещё минуту стекает вода с  тщательно намоченных вещей. Интересно, что, например, спасательные жилеты входят в число предметов, подлежащих взвешиванию, а одежда, которую носят  ниже колен, не входит.

Так вот, все четыре человека команды российского шкипера Андрея Арбузова, вместе со спасжилетами и без одежды ниже колен, весят 349 кг- какая критическая масса! А, если бы они плотно пообедали? И не было бы у России третьего места на Чемпионате Европы! (Хотя о результатах регаты немного попозднее).

Также на результаты парусной регаты "Ява-Трофи-2005" повлияли новые приключения итальянцев в России, на этот раз ещё более невероятные: команда шкипера Маттио Симонселли (который, кстати, является одним из лидеров рейтинга ISAF) к поездке в нашу страну отнеслась не очень серьёзно – и в результате, вместо парусной регаты оказались в накопителе аэропорта Кольцово. 

"Итальянцы приехали без визы и были удалены с соревнований. Жаль, потому что экипаж очень сильный и имеет высокий рейтинг... Но у нас нормальная страна и пусть в следующий раз, когда соберутся приехать в Россию, думают!" – заявил вице-президент федерации парусного спорта Свердловской области Юрий Крюченков.

Ещё один фактор - команду португальского яхтсмена Тьяго Рокетта, которая изначально была в списке участников, заменила команда из Финляндии под руководством известного шкипера Джона Эрикссона, занимающего 57 место в мировом рейтинге. (Хотя участие финского экипажа явилось не самым судьбоносным обстоятельством – забегая вперёд, скажем, что эта команда заняла всего лишь десятое место).

Президент ISAF: не спешите, штаны порвёте!  Или о том, как уральская регата получала высший статус.

Соревнования "Ява-Трофи" уже стали уникальным явлением в мировом яхтинге. И дело здесь не только в том, что проводятся они в "сухопутном" центре евразийского континента. Кстати, в этом году право на проведение европейского первенства организаторы уральского матч-рейса отвоевали у Испании, Италии, Швейцарии и Франции. В прошлом году на Среднем Урале успешно прошел первый в России Чемпионат Мира по парусному спорту.

Трудно поверить, но первая регата, проводимая 14 лет назад, представляла собой обычный товарищеский матч - встреча друзей на воде (правда, среди которых был сильный яхтсмен, мастер спорта – Юрий Крюченков). Эти соревнования не значились ни в одном спортивном календаре, даже Свердловской области. Кроме того, в 1991 году был такой трудный период в жизни России, что о финансировании крупных соревнованиях не могло быть и речи - то есть, этот проект был придуман энтузиастами и ими же профинансирован. Как говорится, с миру по нитке.

"Эти соревнования тогда ещё не назывались "Ява - Трофи", они именовались "Первенство кукурузных полей", грубо говоря,  или "Регата Верх-Исетской водокачки". После второго соревнования, в котором  из иностранных экипажей  участвовали немцы, мы обратились к Валерию Язеву. Он сказал, что будет помогать, если изменится уровень регаты. Вот, все вместе и изменяли, - рассказал Накануне.RU один из организаторов регаты заслуженный работник культуры РФ, профессор российско-американского гуманитарного университета Михаил Азёрный, – После того, как мы были дважды на конгрессе ISAF, нас пригласили на Ассамблею Международной Парусной Федерации, проходящую раз в четыре года – там собирается парусная богема, мэтры, а мы только в качестве наблюдателей. И, тем не менее, наблюдателей было много и только мы, россияне, - Белоглазов, Раченков, Язев и я - были приглашены на приём в Букингемский дворец.

Там к нам подошла принцесса Анна (мы в Букингемском дворце оказались даже раньше, чем наши президенты). И она стала задавать разные вопросы: кто вы, что вы, откуда вы, где родились, где крестились, как долго шли ко второму грэйду? Потом спросила: " За чем приехали?" Ну, мы, не долго думая, ответили: "За первым!"

А в то время только пять стран проводили соревнования первого грейда. Принцесса усмехнулась (не могла же она сказать: куда вы прёте со своим рылом в калашный ряд?!)  А рядом стоит командор Королевского яхтенного клуба, фигура очень влиятельная в международном парусном спорте, рядом  стоит Пол Хэндерсон – президент Международной Федерации парусного спорта,  и слушают наш разговор. Мы уехали со вторым грейдом – нам этого было – вот так! И первый грейд был сказан больше для улыбки, чем для заявки".

После этого "наглые русские" снова были приглашены на участие в конгрессе в Брайтоне, где побеседовали с Полом Хэндерсом. Президент ISAF сказал российской делегации: "Не спешите, штаны порвёте - так тяжело шагать. Русским вечно хочется быть первыми! Обживитесь – второй грейд – это очень высокий разряд (а это действительно так). Первого грейда ждут по 10-15 лет, а вы со 2 раза провели второй грейд и рвётесь уже в первый. Ну, в общем-то, я не возражаю, но голосую-то не я".

Но, слава богу, штаны никто не порвал (кстати, ещё Суворов сказал: "Смелость города берёт!") и уже в 1997 году матч-рейс "Ява-Трофи" получил высший статус – первый грейд ISAF. Так уральская регата шагнула из неизвестности в VIP-клуб большого яхтинга.

"Ява-Трофи-2005" – сильнейшие из сильнейших

Соревнования "Ява-Трофи", согласно Гоночной инструкции, включают в себя двойной раунд-робин, когда все шкиперы встречаются друг с другом дважды. Затем в полуфиналах проходят серии гонок до двух побед одного из шкиперов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: РАУНД-РОБИН 1

 

 

 1 

 2 

 3 

 4 

 5 

 6 

 7 

 8 

 9 

10

11

результат

количество гонок

результат  %

место

1

Col

 

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

8

10

80%

2

2

Neugodnikov

1

 

1

1

0

1

1

1

1

0

1

8

10

80%

1

3

Willim

0

0

 

1

0

1

1

1

0

0

1

5

10

50%

7

4

Deruelle

1

0

0

 

0

0

1

1

0

0

1

4

10

40%

8

5

Arbuzov

0

1

1

1

 

0

1

1

1

1

1

8

10

80%

3

6

Wibroe

0

0

0

1

1

 

1

1

1

1

1

7

10

70%

4

7

Kemmling

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

1

1

10

10%

10

8

Eriksson

0

0

0

0

0

0

1

 

1

1

0

3

10

30%

9

9

Cherry

0

0

1

1

0

0

1

0

 

1

1

5

10

50%

5

10

Musikhin

0

1

1

1

0

0

1

0

0

 

1

5

10

50%

6

11

Svendsen

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

 

1

10

10%

11

ВТОРОЙ ЭТАП: РАУНД-РОБИН 2

 

 

 1 

 2 

 3 

 4 

 5 

 6 

результат

количество гонок

результат  %

место

1

Neugodnikov

 

0

0

0

0

1

1

5

20%

5

2

Col

1

 

1

0

1

1

4

5

80%

2

3

Arbuzov

1

0

 

0

1

1

3

5

60%

3

4

Wibroe

1

1

1

 

1

1

5

5

100%

1

5

Cherry

1

0

0

0

 

1

2

5

40%

4

6

Musikhin

0

0

0

0

0

 

0

5

0%

6


И, наконец, гранд-финал – серии гонок до трех побед одного из шкиперов и малый финал – до двух побед одного из шкиперов.  

Выиграл Чемпионат Европы "Ява-Трофи-2005" (к большому расстройству местных болельщиков) экипаж 28-летнего француза, уроженца Лиона Себастьяна Коля. Эти моряки в одной команде только полгода, их общий вес почти 342 кг.

"Считаю, что мне чисто повезло. Конечно, очень рад, что победил. Если будем каждый раз занимать первые места, то обещаю, что будем приезжать очень часто, - сказал победитель Себастиян Коль, - Очень хорошо знаю Евгения Неугодникова, не первый раз соревнуемся с ним. Это так неожиданно, что он не попал во второй полуфинал. Я хочу сказать лично для него: у него большой шанс выиграть.

Я принимал участие во многих регатах, здесь, на Урале,  уровень организации выше многих из них. На этом пруду ветровые условия очень сложные, поэтому интересней. Очень хорошо продумана дистанция – гонки прошли хорошо. Много мероприятий на берегу: здесь получаются не обычные гонки, а настоящий праздник! – всё это мне нравится".

В финале за звание лидера матчевых гонок боролись и датчане по руководством 20-летнего Питера Виброу. По данным ISAF на 13 июля этого года, в рейтинге именитых яхтсменов этот молодой шкипер занимает 35 место. Слаженный экипаж Дании участвует в регатах уже три года, несмотря на юный возраст и других участников - 19, 20 и 25 лет. (Вес этого "молодняка" соответствующий – всего 315 кг.)

Третье место, повторюсь, выиграл 39-летний москвич Андрей Арбузов (31 место в мировом рейтинге и второе – в отечественном), который в прошлом дважды побеждал в "Ява-Трофи". Кстати, экипаж москвича, самый "солидный" на этих соревнованиях – его матросам  32, 42 и 47 лет.

Соперником россиян, который чуть было не попал в тройку лидеров, стал перспективный 20-летний гонщик из Великобритании Ник Черри (в мировом рейтинге он занимает 53 место).

Не оправдались надежды на победу у одного из самых перспективных яхтсменов -  23-х летнего свердловчанина Евгения Неугодникова - он занял пятое место. За несколько дней до соревнований директор "Ява-Трофи" Андрей Язев сообщил, что очень надеется на победу этого спортсмена.

"Неугодников всё-таки не победил в наших соревнованиях. Но это говорит лишь о том, что опыт берёт верх над молодым задором (я говорю про Арбузова). Ничего, Женя -парень молодой, это очков ему не убавило в мировом рейтинге, а добавило", - сказал в интервью Накануне. RU главный организатор соревнований.

Кстати, в прошлом месяце в мировом рейтинге Евгений Неугодников опережал Андрея Арбузова на 19 позиций – уральский спортсмен занимает 12 место (москвич, повторимся, только 31), в рейтинге российских яхтсменов шкипер из Екатеринбурга – первый, в то время, как морской волк из столицы – второй.

21-летний рулевой Серегей Мусихин (мировой рейтинг – 92 место, среди российских шкиперов – пятое) на Чемпионате Европы оказался шестым. Кстати, этот спортсмен также является жителем Свердловской области. Как отмечает бессменный эмпайр чемпионата Лоренц Вальх, неудача российских яхтсменов для многих стала неприятной неожиданностью. "Команды Неугодникова, Арбузова и Мусихина очень хорошо стартовали, честно говоря, я ожидал в финале увидеть больше русских спортсменов, - сказал он, - Тем не менее, хочу сказать, что у всех этих ребят в будущем есть все шансы выиграть Чемпионат Европы и даже Мира".

7 – е  место занял экипаж немецкого шкипера Андреаса Виллима (обладателя нескольких национальных и международных званий и титулов в олимпийских классах яхт); Димитри Деруэль из Франции занял 8- е место; другой немецкий яхтсмен, Карстен Кеммлинг, занял 9 – е  место.

Но, как заявляют организаторы, даже последние места в этом соревновании – почётные. Ведь для участия в чемпионате Европы были отобраны сильнейшие шкиперы со всего континента. Блистал мировыми именами и судейский корпус чемпионата: председателем гоночного комитета был россиянин Вадим Прибылов, главный судья - Лоренц Вальх. В состав иностранных ампайров чемпионата также вошли Дэвид Лисс (Великобритания), Пьеро Очетто (Италия), Сорен Краузе (Дания), Аджей Балрам (Индия), Невилл Витти (Австралия).

"Какая боль! Какая боль! Аргентина – Ямайка 5:0!"

Ни для кого не секрет, парусные регаты - это не только королевский, элитный вид спорта (даже король Испании и принц Монако участвуют в Олимпийских регатах, не говоря о Великобритании - там членам королевского семейства простят неумение играть в гольф, но только не неумение управлять яхтой!). Это ещё и спорт для умных, своеобразные "шахматы на воде": нужно успевать следить не только за силой и направлением ветра, но еще и за дистанцией, за соперником, за креном лодки, в общем, очень все это трудно. По подсчетам ученых, спортсмен олимпийского уровня в этом виде спорта ежеминутно отслеживает и оценивает порядка 120 факторов! От того, насколько точно и правильно он их оценивает и насколько правильные делает выводы, и зависит его победа или поражение.

"В парусном спорте  необходимы знания аэродинамики, навигации – это же сложная технология. Тут нет людей с незаконченным средним образованием, что в футболе, например, сплошь и рядом. Тут гоняются академики:  Крюченков – это академик (доктор  технических наук), Василий Коротких – кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, мастер спорта, 4-х кратный чемпион СССР. Лоренс Вальх, главный амбаер – доктор права. Понимаете, какие люди здесь?! То есть, на воде работает очень интеллектуальная публика, - рассказывает Накануне. RU один из организаторов парусной регаты "Ява-Трофи" Михаил Азёрный, -  И для того, чтобы принимать  и любить её, нужен очень интеллектуальный болельщик. Я ещё очень люблю футбол – это игра века, и не одного века. Но если на футбол ходят любоваться, то здесь ходят ещё и думать, реализовывать свои знания."

Благодаря тому, что матчевые соревнования проходят на Урале не в первый раз, зрители разбираются в гонках не хуже, чем в футболе, например. По словам организаторов, сегодня свердловская публика соображает в парусном спорте лучше, чем любая другая российская публика.  Сравнивает парусную регату с футболом и другой любитель этих двух культовых видов спорта.

"Если парус сравнивать с футболом, например – это разные виды спорта,  но здесь эмоций не меньше – особенно, когда они находятся в стартовом городке, когда выбирают позицию – здесь эмоции просто перехлёстывают. Поэтому  те, кто разбираются  в тонкостях парусного спорта, они, действительно, испытывают наслаждение.

Если вы смотрели – не всегда  яхтсмены идут рядом – выбирают другой гаус и кажется безумием идти этой траекторией – но это иногда приводит к победе.

Здесь выставляют схему – три буя – и кто быстрее обогнёт", - поделился впечатлениями с Накануне. RU заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, заслуженный тренер России по гребле, мастер спорта по гребле Василий Коротких.

PS: Теперь можно сказать с полной уверенностью: за 14 лет существования международная парусная регата "Ява-Трофи" стала "раскрученным" брендом, вобравшим в себя достижения российского парусного спорта.  Благодаря чему Урал, несмотря на свою славу горного, а не водного края, по праву становится одним из заметных центров яхтенного спорта.  

Как уверенно заявляет заслуженный тренер России Василий Коротких, "для России вообще любые соревнования парусного спорта, которые имеют 1 грейд – это большая честь. Проведение  этих соревнований доказывает, что наш авторитет в парусном спорте сделал очень большой скачок – с нами начали считаться, нам стали доверять проведение состязаний такого уровня. У нас есть специалисты, которые могут организовывать, которые создают материальную часть для проведения этих соревнований".  

Кстати, о материальной части - бюджет проведения соревнований составил  около $240 тыс. Призовой фонд традиционно составляет 50$ тыс. (хотя по регламенту ISAF должны платить лишь $21 тыс.). Французской команде в конце соревнований вручили золоченую яхту на гребне хрустальной волны - главный приз Чемпионата Европы.

Для Урала проведение парусной регаты "Ява-Трофи" – это не только престиж. Это ещё и новые рабочие места, инвестиции в местное производство. Так, в гонках участвуют яхты нового класса "Рикошет-747", изготовленные на Уральском авиаремонтном заводе. По словам Андрея Язева, одна такая лодка (обмерный вес которой около 1150 кг) стоит около $ 25 тыс. Суда принимают специальная техническая комиссия и комиссары ISAF, международные ампайры, судьи. Контроль очень жесткий, но, несмотря на это, международные эксперты признают наши яхты одними из лучших в мире. Наряду с Санкт-Петербургом и Ростовом Екатеринбург становится центром яхтенного судостроения в России.

Да и помимо перечисленных плюсов, парусная регата просто создаёт новых кумиров. После окончания соревнований, уже когда я уходила, увидела кучу поклонниц, разрывающих яхтсменов на части – каждой хотелось сфотографироваться с современным Грэем. Кстати, видно, что девушки к матчу готовились не меньше спортсменов – маникюр, праздничный макияж и красивые платья, может быть специально купленные к Чемпионату Европы…


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС