24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBuTrM
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/ по этой ссылке.
Строительство металлических гаражей: http://remont.youdo.com/building/outbuilding/garazhi/metallicheskie/.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Транснефть": Кроме как из России, Украине импортировать нефть неоткуда

Накануне на нефтяном терминале Сангачал в Азербайджане торжественно запустили в эксплуатацию нефтепровод Баку-Джейхан. Нефтепровод еще не вышел, конечно, на проектную мощность, но уже имеет название - имени Гейдара Алиева. Это первый нефтепровод на пространстве бывшего Союза, который не будет подконтролен России. Это, если сказать прямо, нефть в обход России, идущая в Европу. Нефть из Каспия. Иран к проекту не присоединился.

Краткая справка. Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1076 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн. тонн нефти в год. Строительные работы начались в апреле 2003 года. В целом для заполнения трубопровода потребуется 10 млн. баррелей нефти. Отправка первого танкера с азербайджанской нефтью из турецкого порта Джейхан ожидается в четвертом квартале 2005 года. Участниками проекта являются: BP (30,1%), ГНКАР (25,00%), Unocal (8,90%), Statoil (8,71%), ТРАО (6,53%), ENI (5,00%), Itochu (3,40%), ConocoPhillips (2,50%), INPEX (2,50%), Total (5,00%) и Ameranda Hess (2,36%). Строительство БТД обошлось в $3,2 млрд. долларов.   

Символические задвижки на пуске крутили президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Турции Ахмед Неджет Сезер, председатель правления компании ВР лорд Джон Браун и на пару (вентиля почему-то не хватило или, может, так и задумано было) президент Грузии Михаил Саакашвили с министром энергетики США Самюэлем Бодманом. Речи говорили все присутствовавшие. Саакашвили и те, кто по рождению сей язык знают,- на английском, присутствовавшие президент Казахстана Назарбаев и  министр украинской энергетики Плачков - на русском. Алиев на родном. Говорили долго и пафосно - про независимость, про значимость проекта, про светлое совместное нефтяное будущее. Где-то в районе будущего отчего-то обвисли из размещенных партнерских флагов два - США и Англии. А, когда  глава ВР перешел к будущему в виде нефтеналивных танкеров флаг его отечества взял да и упал. Вслед за символом бывшей "владычицы морей" спланировал и турецкий стяг. Наверное, было просто жарко. Но факт остается фактом - американский стяг все-таки висел, а символы бывших наших родственников по государству неприятности миновали.

Что все эти символично-торжественные детали значат - покажет будущее. Что это для России значит - ближайшее будущее. А вот для Украины, которая очень живо трубопроводом интересуется, еще более ближайшее.  

В минувший четверг, 19 мая, в Киеве состоялась встреча глав российских нефтяных компаний и президента Украины Виктора Ющенко, на которой обсуждались пути выхода Украины из нефтяного кризиса. Накануне этой встречи, за административное регулирование рынка правительству и его главе Юлии Тимошенко, которая и вела переговоры с российским нефтяниками, был объявлен выговор. И буквально за несколько часов до встречи с российскими нефтяниками Президент Украины подписывает указ, в соответствии с которым Минэкономики поручено отменить приказ о введении предельных цен на нефтепродукты, которым и был вызван кризис. Таким образом, ответственность за него Ющенко полностью возложил на правительство Тимошенко. Но ведь планы премьер-министра, если вы помните, на самом деле были куда "дальновиднее", нежели административное регулирование цен на нефтепродукты. Тимошенко на весь экономический мир объявила, что Украина ищет "альтернативу закупкам российской нефти". По ее словам, российская нефть на Украину поставляется по ценам выше мировых, тогда как 80% нефти, перерабатываемой на НПЗ страны, поставляется из России, и это свидетельствует о фактической монополизации рынка. Тимошенко заявила, в частности, что кабинет министров рассматривает возможность закупки нефти по цене $318 за тонну на международных рынках, в том числе в Казахстане. Ситуация, надо понимать, напрямую затрагивает интересы российских нефтедобывающих компаний, и мы попытались в ней разобраться. На вопросы Накануне.RU  "реальны ли планы Украины?" ответил вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Сергей Викторович Григорьев.

Вопрос: Сергей Викторович, на Ваш взгляд, реальны ли планы Украины по закупкам нефти в Казахстане с точки зрения возможностей по ее транспортировке?

Сергей Григорьев: Судите сами. Казахстан поставляет свою нефть в Европу через Россию - в прошлом году, например, его транзит составил 18,6 млн тонн. Прокачать нефти больше - у нас нет технических возможностей. Дать Казахстану большие объемы для транспорта, значит ущемить интересы  наших отечественных нефтяников.

Понятно, Украина может договориться с Казахстаном о поставках нефти, если предложит ему, лучшие по сравнению с другими потребителями условия. Тогда Казахстан, возможно, и будет поставлять на Украину то, что сегодня он поставляет на рынки других стран. Но это, я повторюсь, в рамках тех объемов, которые проходят по нашим нефтепроводам.

Вопрос: Каковы возможности Украины по использованию трубопроводов для импорта нефти? Из каких стран, помимо России, с каких месторождений?

Сергей Григорьев: Кроме как из России, Украине по большому счету импортировать нефть неоткуда. Из Европы? За исключением Норвегии, там нет добывающих стран, но и ее углеводородные ресурсы, как известно, достаточно скромны. Можно закупать нефть на Ближнем Востоке, а транспортировать только морем, через Дарданеллы и Босфор. Однако мы все хорошо знаем: режим прохода танкеров через проливы усложняется с каждым годом, и этот маршрут практически бесперспективен.

Вопрос: Имеет ли Украина собственные оборудованные порты, позволяющие обеспечивать потребности страны в нефти морским путем? Где порты расположены?

Сергей Григорьев: У Украины два нефтяных порта – Южный и Одесса. Но трубопроводы работают в обратном (с точки зрения импорта нефти) направлении – из глубины страны к побережью, т. е. на экспорт. Мощность прокачки, если говорить об Одессе, –  порядка 9 млн тонн в год.

Вопрос: В случае прекращения поставок российской нефти, смогут ли существующие украинские трубопроводы работать в реверсном режиме - от портов в глубь страны?

Сергей Григорьев: Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что я нигде не слышал о планах прекращения поставок российской нефти в Украину, даже о гипотетическом развитии подобных событий. Уверен, что такое нормальному человеку, тем более ответственным политикам и в России, и в Украине в голову придти не может.

Что касается реверса. Я уже сказал, что нефтепроводы Украины работают по направлению к морю. Для перекачки сырья с побережья вглубь страны спроектирован и построен только один трубопровод Одесса - Броды. Этот проект в свое время был осуществлен без должной экономической проработки и по существу являлся выражением воли определенных политических сил. Поэтому в заданном режиме он не работал ни дня. Труба по сей день оставалась бы сухой, если бы ряд российских компаний не инициировали ее работу в реверсном направлении – к морю. На сегодняшний день, и, как я полагаю, в ближайшей перспективе тоже, нефти для трубопровода в направлении Брод нет.

Вопрос: Может ли Украина в настоящее время принимать каспийскую нефть? Если нет, есть ли в планах Украины строительство необходимых для этого новых трубопроводов?

Сергей Григорьев: Как мне представляется, максимум, что возможно, – это закупать нефть, транспортируемую по системе КТК - Каспийского трубопроводного консорциума. Возможно, но маловероятно. Вопрос все тот же: как доставить? К тому же заметим, что  это не совсем каспийская нефть.

Каспийскую нефть Украина может покупать у Азербайджана, однако, насколько мне известно, у него нет  лишней нефти. А если и продадут, как доставить?

О планах строительства новых украинских трубопроводов вопрос не ко мне.

Вопрос: Сможет ли Украина, закупая нефть на мировом рынке, реально сэкономить? Или, с учетом транспортных расходов , сырье обойдется в ту же цену или дороже, чем российское?

Сергей Григорьев: Думаю, что нет. Самая "дешевая", если можно так выразиться, - это нефть, поставляемая по трубам. Россия – единственная, находящаяся рядом с Украиной  добывающая страна. И вся нефтетранспортная инфраструктура в свое время была построена именно с таким учетом. Российская нефть для Украины и есть самая дешевая.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать в целом заявление г-жи Тимошенко о намерении Украины найти альтернативу российской нефти? Реально ли найти такую альтернативу?

Сергей Григорьев: На вопрос "реально ли", я уже ответил. А поиски альтернативы - это суверенное право каждого государства.

Вопрос: Потребуется ли строительство новых трубопроводов для реализации планов г-жи Тимошенко по закупке нероссийской нефти? В какие направления? Если да, то во сколько обойдется строительство новых трубопроводов?

Сергей Григорьев: Я не могу ответить на эти вопросы. Это проблема правительства Украины.

Вопрос: В случае, если Украина действительно найдет альтернативу российской нефти, каковы будут убытки ОАО "АК "Транснефть"? И будут ли убытки вообще?

Сергей Григорьев: Какие могут быть убытки у "Транснефти"? "Транснефть" – компания транспортная, мы не продаем нефть. Мы поставляем сырье в Европу транзитом через Украину. Если даже предположить, что Украина откажется от российской нефти, транзит все равно останется.

                         Москва  - Екатеринбург 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС