25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Артур Чилингаров: С пониманием у нас все в порядке. Вот до исполнения никак руки не доходят

Накануне Конгресс США в который, очередной уже раз, заявил о своих о планах по освоению Арктики и добыче нефти на Арктическом шельфе. А до этого еще в ноябре Сенат поставил вопрос о пересмотре действовавшего десятилетия запрета на разработку нефтяных месторождений в Арктическом национальном заповеднике дикой природы на Аляске. Это событие практически не было отражено в российских СМИ. Между тем начало активного хозяйственного освоения американцами Арктики имеет непосредственное отношение к России.

Так уж получилось, что тема эта возникла не вчера и не позавчера.

В XXI веке основным источником углеводородного сырья как для России, так и для мирового рынка может стать российский арктический шельф. По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, в российском шельфе, площадь которого оставляет 6,2 млн кв. км, или 21% всего шельфа Мирового океана, интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн. кв. км, львиная доля которых приходится на арктические моря.

В свою очередь, по прогнозам Минприроды РФ, там сосредоточены запасы 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн кубометров газа. Это примерно 20-25% общего количества мировых ресурсов углеводородов. На сегодня на арктическом шельфе России уже выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений, по меньшей мере, в 10 из них перспективность недр уже доказана.

На протяжении уже достаточно длительного времени с завидной регулярностью в американских СМИ резкой критике подвергается экономическая политика РФ в отношении арктических регионов. Отмечается полная неэффективность используемых Москвой методов поддержки этих районов. По сути, американские СМИ фактически пропихивают тезис о том, что Россия не может эффективно использовать свою арктическую территорию. Формируется мнение, что только расширение иностранного экономического, гуманитарного, а в перспективе – и политического присутствия в российской Арктике может спасти регион от социально-экономической деградации. Фактически в первом приближении к российской Арктике сформулирована концепция гуманитарной интервенции. В этой связи в ближайшее время вполне возможно ожидать существенной активизации в российских арктических регионах американских или контролируемых США гуманитарных организаций. Со всеми вытекающими в таких случаях неизбежными последствиями.

Фото:
Фото: Накануне.ru

Явное преобладание негативных тезисов и сюжетов по этому поводу неизбежно наталкивает на мысль, что арктическая тема если пока и не стала предметом жесткого экономического и политического торга между США и Россией, то рано или поздно неминуемо будет включена в повестку "спорных вопросов" в двусторонних отношениях. В этой связи очевидно, что наличие такого количества озвучиваемых на различных площадках претензий к России говорит о желании США активизировать свою политику в регионе.

Недавно в Интернете появились аналитическая записка и приложение к ней, рассказывающие о намерениях США начать активную экспансию в Арктический регион и при необходимости вытеснить оттуда "потенциальных партнеров". На Аляске будут строиться объекты американской системы ПРО, американские нефтяные компании хотят разрабатывать арктический шельф, США обещают помочь России гуманитарной помощью для того, чтобы исправить социальное положение "бедных" народов севера и защитить мир от огромной озонной дыры, совпадающей по границам арктической территории, пока находящейся под юрисдикцией России.

* * *

В связи с этим мы попросили ответить на возникшие у нас вопросы Артура Чилингарова, заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Фото:
Фото: Накануне.ru

Артур Николаевич в интервью корреспонденту Накануне.RU заявил следующее:

- Прежде всего, хочу сказать, что интерес США к Арктике вполне понятен и обоснован. Этот интерес существовал всегда, и я хотел бы предостеречь вас от каких-либо сенсаций.

В период холодной войны и наша страна, и США активно осваивали Арктику, поскольку этот регион имел стратегический характер. И его стратегическое значение не изменилось и сегодня.

Пересмотр сенатом США запрета на разработку нефтяных месторождений в национальном заповеднике на Аляске обсуждался, как я помню, в течение всего периода президентства Джорджа Буша. И то, что в сегодняшних условиях исключительно высоких цен на углеводороды США озаботились своей энергетической безопасностью, нет ничего удивительного – эта страна всегда четко понимала свои интересы и последовательно их отстаивала.

Собственно, это должны делать и мы – четко понимать и последовательно отстаивать свои интересы. И я не согласен с тем, что у России нет внятной политики в Арктическом регионе.

Еще в марте 2000 года Правительство РФ утвердило "Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера", в которой Арктический регион рассматривался как самостоятельный объект государственной политики. Рассмотренные в 2001 году "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике" представляли собой целостную систему принципов и направлений деятельности государства на длительную перспективу.

Эти два документа содержат достаточно полное изложение как основных проблем, стоящих перед нами в Арктике, так и основные принципы их решения.

Хотел бы также отметить очень прямой и важный разговор, который состоялся в Салехарде в апреле 2004 года на собрании представителей северных территорий России. Наш Президент там очень точно обозначил современные проблемы наших северных территорий.

Так что с пониманием у нас все в порядке. Вот до исполнения никак руки не доходят. Но это наша беда не только в Арктике. И, в связи с поднятой вами темой, хочу сказать, что все страны арктического региона, естественно, имеют свои политические и экономические интересы в Арктике. Наша задача – активно сотрудничать с арктическими странами, твердо, я бы даже сказал, жестко отстаивая при этом свои национальные цели и интересы. Вполне понимаю озабоченность, которая сквозит в ваших вопросах. Но если мы сумеем активизировать деятельность в этом направлении, которое обозначил Президент Владимир Путин, многие ваши вполне справедливые опасения будут сняты.

Вопрос: В США вызревает концепция, согласно которой американские компании должны присутствовать в российской арктической зоне и не допустить прихода туда европейских и азиатских конкурентов. В условиях отсутствия у РФ внятной стратегии освоения Арктики, Россия может потерять суверенитет на арктических территориях. Как вы считаете, реальна ли такая перспектива в ближайшем будущем?

Артур Чилингаров: Я не вижу серьезной угрозы потери Россией суверенитета на арктических территориях. Конечно, это не отменяет напряженной работы по обустройству и освоению Арктики по обеспечению наших интересов, по развитию, кстати, законодательной базы деятельности в Арктике.

Вопрос: США, похоже, окончательно покончили со старой "экологической" доктриной защиты дикой природы Арктики, предусматривавшей консервацию арктических нефтегазовых месторождений. Следующим шагом, по мнению экспертов, станет дальнейшая разведка и начало добычи на континентальном арктическом шельфе. Как это отразится на природе Арктики в экологическом плане?

Артур Чилингаров: Мы "обречены" осваивать Арктику. У нас, где 90% национального богатства сосредоточено на Крайнем Севере, нет иного пути. Это же касается и всех других арктических государств, в том числе, и США. В настоящее время существует хорошо развитая система мониторинга загрязнения в Арктике. В частности, эта работа ведется под эгидой Арктического Совета, где Россия сейчас председательствует. Я не думаю, что эта система внезапно исчезнет только из-за того, что США начнет разработку арктического шельфа.

Вопрос: В США формируется концепция более жесткого присутствия американских компаний в российской Арктике. По сути, речь идет о создании механизма внешнего контроля над хозяйственной деятельностью России в Арктике. Не приведет ли это к фактической потери суверенитета России над этими территориями?

Артур Чилингаров: Концепция более жесткого присутствия американских корпораций в российской Арктике означает лишь, что американские корпорации будут активнее участвовать в разработке ресурсов, в научных исследованиях и прочей деятельности на условиях, предлагаемых Российской Федерацией. Ни о какой потере суверенитета – ни формального, ни фактического – не может быть и речи.

Вопрос: Недавнее появление и публичная презентация крупного доклада по вопросам развития Арктики, подготовленного российскими специалистами, связанными с Минприроды, свидетельствует о том, что в России не только заметили проблему, но и начинают думать над новыми механизмами ее разрешения. Какими могут быть эти механизмы?

Артур Чилингаров: По-видимому, вы имеете в виду доклад "Проблемы устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации". Этот доклад подготовлен президентом Академии наук Республики Саха (Якутия) В.В.Филипповым и М.А.Жуковым, директором Центра МЭРТ. Вряд ли можно назвать этих уважаемых людей "специалистами, связанными с Минприроды". К этому докладу я отношусь двояко. С одной стороны, работа проделана большая, с другой – там есть неточности и откровенные ошибки.

В любом случае, надо активизировать работу, в том числе, и по научно-исследовательской линии, направленную на разработку новых механизмов хозяйственного освоения арктических территорий.

Вопрос: С этой точки зрения всплеск "рыбной войны" между Россией и Норвегией является первым, но далеко не последним эпизодом борьбы за ресурсы в Арктическом регионе. Можно ли говорить о том, что Россию как бы проверяли на прочность?

Артур Чилингаров: Всплеск "рыбной войны", о котором Вы говорите, является результатом неразрешенных до сих пор территориальных проблем России и Норвегии вокруг Шпицбергена. Эти проблемы имеют свои корни в 30-х годах прошлого века, и, собственно, являются предметом деятельности МИДа. Что касается "проверки на прочность", - в мировой политике проверяют "на прочность" всех и всегда, поскольку национальные интересы стран в большинстве случаев не всегда совпадают.

"Да, ложки-то вроде нашлись, но осадок – остался…"

То, что "на прочность" в мировой политике проверяют всех и всегда – сказано, действительно, верно. С этим – не поспоришь. И не будем придираться к тому, что территориальные проблемы Шпицбергена возникли не в 30-х годах прошлого века – возникли они как минимум десятилетием раньше. В свое время, пользуясь разрухой, вызванной революцией и гражданской войной в России, Норвегия получила в собственность острова Надежды, Медвежий и архипелаг Шпицберген. Правда, в соответствии с Парижским договором от 1920 года на этом архипелаге России было предоставлено право осуществлять экономическую деятельность. Но, как это часто бывает в мировой политике, страны-"подписанты" через некоторое время начинают помнить лишь те документы, которые им выгодны, а на те соглашения, которые им мешают чувствовать себя вольготно, накладывается табу под грифом политической амнезии… Вот и Норвегия сегодня настаивает на пересмотре того документа с тем, чтобы максимально урезать деятельность российских организаций на Шпицбергене и вокруг него, включая рыбопромысловые и нефтегазоразведочные работы.

Да ладно бы только Норвегия… Хотя, она в этом плане как раз таки является "застрельщиком", примеру которого готовы последовать и другие алчущие шельфовых арктических богатств. Ведь, вместе с совершенствованием технологий добычи нефти и газа на шельфах растут геополитические аппетиты не только Норвегии, но и других государств: Финляндии, Японии... Германия и Япония, например, заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану принципов Конвенции по морскому праву, в том числе на разработку природных ресурсов Арктики, а Норвегия на практике пытается распространить свое экономическое и политическое влияние на принадлежащий России архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Непомерные аппетиты Дяди Сэма

Но больше всех зарится на "бесхозный" (по их твердому убеждению) жирный кусок российского арктического-шельфового пирога, разумеется, "главный демократизатор" сегодняшнего мира – США.

И ключевым вопросом дня становится тема территориальных притязаний на арктический континентальный шельф: действия России в этом направлении вызывают однозначное неодобрение в Вашингтоне. Более того, курс России, направленный на юридическое закрепление за собой территорий арктического

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.lukoil.ru

шельфа, рассматривается как угроза национальным интересам США. Как отметил профессор Юридической школы Университета Вирджинии Дж.Нортон, "США исключены из обсуждения заявления России по границам ее континентального шельфа в Арктике – вопроса, который напрямую затрагивает интересы США". Параллельно, военно-политическое руководство США начинает настаивать на необходимости предъявления собственных претензий Вашингтона на территорию арктического континентального шельфа. В частности, в нынешней администрации главным аргументом в пользу активизации участия США в международных арктических институтах и договорах называют именно открытие новых возможностей для выдвижения территориальный претензий на шельф.

А любые претензии выдвигаются только по праву сильного

На территории Аляски расположены военно-воздушные базы около Анкориджа и Фэрбенкса, по одной армейской и морской базе, 54 других военных объекта. Характерно, что именно территория Аляски задействована в первом этапе развертывания американской системы противоракетной обороны. На базе в Форт-Грили будут располагаться ракетно-пусковые комплексы, призванные выполнить роль первого "щита" в системе ПРО.

А теперь давайте просто прикинем: от кого на Аляске, собственно, США намерены "щитом" отгораживаться? От Японии? Бред получается – нет у них ракет с ядерными боеголовками, и не предвидится. От "ужасно недемократичной" Северной Кореи? Так их сегодняшние ракеты долетят, в лучшем случае, до ближайшей рыбачьей шхуны, но вот потопят ли ее – еще большой вопрос… Да даже если б и долетели – все равно от них, как и от ракет китайских загораживаясь, ПРО резоннее базировать все-таки на Западном побережье США, или на подводных лодках, но - никак не на Аляске.

Таким образом, в новой стратегии военно-политического руководства США одно из центральных мест будет занимать признание растущего значения региона русской Арктики. Это в целом соответствует сложившейся практике действий США в ключевых регионах мира, когда для обеспечения своих экономических интересов первоначально обеспечивается расширенное военное присутствие, на базе которого формируется механизм силового реагирования на возникающие кризисы. А большинство возникающих в последнее время кризисов с непосредственным участием США во многих случаях по странному стечению обстоятельств совпадает с "попутным" захватом энергоресурсов. Так кому же, если не России, в предстоящем, и уже очевидно планируемом "кризисе" США готовятся руки выкручивать?

А "дойдут ли руки" у нас?

Перед Россией сегодня остро стоит задача освоения северных территорий, огромных пространств в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Но за богатства, которые хранит российский арктический шельф, придется побороться, поскольку на высоком официальном уровне (сенат США – куда уж по сегодняшним меркам выше!) ставится под сомнение вопрос о правомочности владения Россией огромными арктическими территориями. Не можешь разрабатывать экономически привлекательные регионы - обязательно найдется более энергичный хозяин.

И как тут не повторить мудрые, но такие печальные слова Артура Чилингарова: "С пониманием у нас все в порядке. Вот до исполнения никак руки не доходят…"

Надо, чтоб дошли. А то - как бы поздно не оказалось…

Справка: Чилингаров Артур Николаевич. Заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Родился 25 сентября 1939 года в г.Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. адмирала Макарова по специальности океанолог.

Возглавлял ряд научных экспедиций в Арктику и Антарктиду и дрейфующих станций "Северный полюс". С 1986 года - заместитель Председателя государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1990 году избран президентом Ассоциации советских полярников (ныне - Ассоциация полярников).

Автор ряда научных работ по проблемам освоения Арктики и Антарктики, член-корреспондент Российской Академии естественных наук. Пользуется широкой международной известностью как полярный исследователь и видный деятель экологического движения, активный участник заключения договора об Антарктике.

Член Британского Королевского географического общества, основанного в 1905 году в США международного Клуба исследователей и других известных международных организаций.

За успешное проведение в 1985 году спасательной экспедиции по выводу из ледового плена научно-исследовательского судна "Михаил Сомов" А.Н.Чилингарову присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден правительственными наградами.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ненецкого автономного округа трех созывов. Каждый созыв по итогам парламентских выборов избирался заместителем Председателя Государственной Думы.

В декабре 2003 года был избран депутатом ГД РФ четвертого созыва.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС