24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBsCxe
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/repair/flat/price/, лучшие цены здесь.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/repair/flat/other/novostroyke/, выбирай!
youdo.com


Аналитика все материалы

Анатолий Грахов: Я шел на войну за Родину и шел за Сталина

Назвать этого статного, улыбающегося мужчину с растрепанной седой шевелюрой стариком просто немыслимо. Он непосредственен и раскован, ему чужда зажатость. Потому и фразы его – уверенные и одновременно простые, как и подобает победителю:

- Отец у меня – инвалид гражданской войны, без руки в деревню пришел и нас всех "наклепал". Нас пять человек детей на полатях росли, потому что больше не помещалось, а остальные – кто на полу, кто где. А, когда мне исполнилось 16 лет, я паспорт получил и поехал в Красноярск в ФЗО, где познакомился с Виктором Астафьевым – мы вместе с ним в одном ФЗО учились. А снова встретились только за год до его смерти – через 58 лет. После окончания ФЗО пошел работать стрелочником на товарной станции в Красноярске. Тогда в 42-м году туда стали поступать эшелоны "ленинградские". Я видел, как люди умирали, прямо в поездах умирали от голода, их не успевали спасти. С фронта приходили изуродованные, искореженные вагоны…

А потом начальник станции вызвал меня (фамилия у него – Тростенцов, сейчас улица в Красноярске есть его имени) и сказал: вот, Грахов, если хочешь остаться живым – иди учиться на дежурного по станции. Иначе – в военное училище на офицера учиться. Я ответил, что у меня уже четыре брата на фронте и я тоже должен идти воевать.

В училище меня дважды не брали из-за маленького роста, я даже у начальника училища в кабинете плакал, просился, чтоб взяли… Меня отправили в "сталинские бригады", строить дороги, блиндажи, укрепления… Но людей не хватало – и все-таки взяли оттуда в офицерское училище. А меньше чем через год я уже был на фронте.

Простые подвиги простого русского солдата

- Связисты всегда шли в бой почти самыми первыми. Без связи нет армии – нет ни взвода, нет ни роты – они бездействуют, если связи нет. Был случай – меня вызывает командир батальона и криком орет: Грахов! …! Почему нет связи с третьей ротой?! …!

Так я говорю – "вчера наши танки ходили в наступление и изорвали весь кабель, всю связь нарушили. А вы же мне кабеля не дали…" А кабель на фронте вообще никто не давал…

На мое изумленное: "А где же вы его тогда брали?!", Грахов, усмехнувшись, продолжает:

- А я вот сейчас дорасскажу. На это комбат мне и дает установку: "Если через тридцать минут связи с третьей ротой не будет, где ты сейчас стоишь, я тебя на этом же месте – расстреляю". И что мне делать? А я – мальчишка, младший лейтенант, прихожу к хлопцам своим в окоп и говорю – хлопцы, мол, так и так, вот что командир батальона мне сказал.

Я ими не командовал. Я не мог командовать – там же взрослые мужики, тридцати-сорокалетние, а я - восемнадцатилетний пацан. Если б я им скомандовал, они знаешь, как могли устроить? Тем более на фронте, на передовой… и потом никто никогда никаких концов не найдет. Ну, потому я своим привычным голосом и спросил: "Ну, хлопцы, что будем делать?"

Они говорят: "Товарищ лейтенант, не беспокойтесь, мы сейчас все сделаем". И пошли они, немецкого кабеля набрали (а он качественный, хлорвиниловый), соединили, заизолировали и связь наладили. И пехота "заработала" и командир батальона остался доволен, и я остался жив…

Оглянитесь вокруг себя – с вами рядом еще остались живые ветераны Великой Отечественной. Не упускайте возможность спросить у них о войне, если вы хотите узнать настоящую, а не выдуманную телепродюсерами правду. Ведь даже это комичное и одновременно трагичное, простое русское "пошли они, немецкого кабеля набрали" гораздо точнее отражает всю правду о войне, чем десятки серий всех и всяческих новомодных сериалов вместе взятых, которые расплодились в последнее время по центральным телеканалам. И в этих словах отражен самый настоящий, а не телевизионно-лубочный героизм, в этих простых словах - героизм высшего порядка.

- Самое страшное на войне было – это передний край. И в основном там люди гибли. А в тылу… так он в три наката выкопает себе убежище, а мало покажется – так и четвертый сделает, и в лесу сделает – как надо. Им, может быть, и полагалось так, потому что они управляют войсками, они должны всегда оставаться в живых…

Кто воевал – тот войну никогда не забудет. А сколько погибло героев неизвестных… Вот если бы я не провел связь и не сообщил своему командиру полка, что я нахожусь на другой стороне Западной Двины, что пора вам понтоны приглашать, чтоб нашим войскам переправляться – он бы не знал. Я считаю, что это небольшой подвиг, но некоторые считают, что – подвиг.

- Как же Вы переправились?

- А я увидел копну сена – лето же было. Ну, я и говорю – хлопцы, тащите эту копну сюда на берег. Вяжите ее (мальчишка – а соображал! Я сам удивляюсь – кто и когда мне рассказывал, что сено не тонет, не знаю сейчас, не помню), вяжите крепко. А потом положили его на воду, подцепили катушку, и поплыли в чем есть. С противоположного берега начался обстрел, по нам лупили из разных стволов, только тогда пришло в голову, что уж больно хорошая мишень – копна, но – обошлось. Нас немного снесло, но мы доплыли и сразу дали связь командиру полка. Просто -кажется. Хотя на самом деле…

На самом деле  это был смертельный риск и подвиг был самый настоящий. Настоящий подвиг русского солдата, каких было великое множество. За форсирование Западной Двины младший лейтенант Грахов был награжден орденом Красной Звезды, а вскоре, как в песне Высоцкого, на погоны скатилась вторая звезда, лейтенантская. К слову, для солдат на передовой, равно как и для младших офицеров, орден Красной Звезды был одной из высших, и почетных наград. Этот орден, да еще, пожалуй, медаль "За отвагу" были, если так можно сказать, неким эквивалентом российских георгиевских крестов. Они были эквивалентом солдатской доблести.

А тот лихой комбат, что грозился Анатолия Грахова расстрелять, сложил голову Восточной Пруссии на подступах к Кенигсбергу. Там же, возле города Инстербург, был тяжело ранен гвардии лейтенант Грахов. На этом его личная Великая Отечественная закончилась.

Всякая пропаганда, которая идет оттуда – это блеф

- Анатолий, Андреевич, возможно, я сейчас задам не совсем корректный вопрос. Ваш фронтовой путь закончился под Кенигсбергом.

- Да, возле города Инстербург в Восточной Пруссии.

- В последние время зарубежная пресса прямо-таки расплодилась статьями, оскорбляющиим российских и советских солдат-победителей. Чего стоят одни заголовки: "Непонятно, почему Россия рекламирует свою монополию на победу" ("Die Presse", Австрия), "Варвары" ("Daily Mail", Великобритания), "Преступления партизан: советская легенда и действительность" ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия), "Войска Красной Армии насиловали даже русских женщин, которых они освобождали из лагерей" ("The Daily Telegraph", Великобритания)…

По мере того как я перечислял эти заголовки, Анатолий Андреевич нервно потирал руки, закаменев лицом и напряженно сжав обычно всегда улыбчивые губы. Мне было, если честно, по- настоящему стыдно спрашивать об этих, этих пусть и не моих, но СМИшных гадостях, фронтовика, но я продолжил: "Сам я, Анатолий Андреевич, считаю, что даже если это отчасти правда, то советский солдат имел право на месть за все те страдания, которые принес фашизм нашему народу…"

Тут Грахов не выдержал и прямо-таки взорвался:

- Да неправда все это! Да я в Свердловск после войны и ранения приехал девственником! Я - командир взвода связи третьего стрелкового батальона 67-й гвардейской Витебской Краснознаменной дивизии. Ну?!

Возмущение Анатолия Андреевича в этот момент было понятно как никогда. Это говорил Анатолий Грахов - жизнелюб и оптимист, любимец женщин и душа всякой компании. Это говорил человек, который, по его собственному выражению, "был женат три раза, и все – удачно". Это говорил человек, который до сих пор умеет фотографировать женщин как никто другой – на его фотографиях они "светятся". Это тот человек, который в свои 82 года, подписывая подарочную книгу собственных фотографий моей жене, не удержался, чтоб не созорничать: "…очаровательной, любвеобильной…" И потому верится этому человеку сразу и насовсем, не в пример всей той грязи, что продолжает массово тиражироваться на Западе (и перепечатываться у нас).

Немного успокоившись и отдышавшись (возраст, все-таки дает о себе знать), Грахов продолжил:

- И всякая пропаганда, которая идет оттуда – это блеф. Я был в Берлине, был в Бухенвальде и был страшно удивлен, когда нам - советским ветеранам показали фильм о войне. Так там полностью ничего похожего на правду нет. И нашей заслуги в Победе там нет. Там только заслуга американцев и англичан. А мы не числимся даже победителями. Вот ведь что показывают. Это просто жутко было нам - ветеранам смотреть. И ушли мы из этого зала как оплеванные…

Больно и горько слышать такие слова от фронтовика-ветерана. От человека, воевавшего на передовой, от неоднократно раненого и контуженного русского солдата. Хочется, чтобы те, кто сегодня сочиняют грязные пасквили (и перепечатывают их) о святой Великой Отечественной, просто посмотрели бы в глаза еще живым фронтовикам. Ведь именно там – вся правда о той Войне.

Что же касается Запада – то тем же немцам не грех было бы вспомнить, что после освобождения концлагерей и советское и союзническое командование в принудительном порядке, массово загоняли немецких обывателей в неубранные "фабрики смерти" на "экскурсии". Для наглядности и доходчивости, так сказать. И, поди ж ты – добропорядочные немецкие бюргеры массово хлопались в обморок, горы трупов увидев, газовые камеры и крематории воочию узрев.

И это было совершенно правильно сделано – только так можно было, только ткнув физиономией в смрад и ужас концлагерей, заставить осознать чопорных немцев, до какой степени  ублюдочности они докатились. И многие немцы тогда этот урок запомнили крепко. И потому после этого относились к русскому солдату-победителю с должным уважением.

Запад - нам не помощник

- Есть лозунг, который давно придуман людьми: не суйте свое свиное рыло в наш советский, российский огород. Да о чем тут говорить? Мы же не ездим на выборы и не указываем- как там голосовать. А они запросто приезжают и командуют. Разве бы Сталин им позволил такое? Да никогда в жизни! Я шел на войну за Родину и шел за Сталина – это были мои слова тогда, я и сейчас от них не отказываюсь. И в Коммунистическую партию я вступил на передовой прямо в землянке, в землянке в один "накат". Потому что было сказано: солдат вы должны вести в бой коммунистом.

Грахов терпеть не может, когда при нем начинают ругать советский строй и социалистическую систему. Характером он крут: тогда может по-простому, по-крестьянски и по морде хлопнуть. А аргументов у него множество, и не последние из них - его фотографии, которых за 60 лет работы накопилось несметное множество. Ведь, говоря его словами: "Фотография – это исторический документ, и никуда от этого не денешься и не отопрешься". Но есть и другие факты, о которых нынче предпочитают не вспоминать:

- Когда в тридцать шестом году родилась моя сестра, одиннадцатый ребенок в семье, нам сразу стали посылать ежегодно две тысячи рублей денежного пособия. И на эти две тысячи рублей пособия мы сразу, в первый год купили дом, купили корову, двух овец, и родители повели всех нас в магазин – одевать. А то ведь до этого мы без штанов почти ходили. Вот это я понимаю – забота о повышении рождаемости! А Сталин ведь это понимал очень хорошо. Он во время войны организовал "Трудовые резервы" – надо было готовить кадры на смену ушедшим на фронт. Сталин подписал указ о многодетных семьях – какую пользу он принес, видно даже по нашей семье.

При Сталине была дисциплина. И запомни, дорогой, пока я жив: дисциплина – это залог успеха. Без дисциплины ничего нельзя построить. А если мы туда-сюда шарахаемся, то никуда не придем.

И вроде бы надо что-то добавить к этим простым, но таким точным словам ветерана, что-то там подискутировать, а вот как-то не поворачивается язык. И не только из-за одного уважения к нему, что-то в его словах и убежденности есть такое настоящее, что редко ныне встречается...

И потому обращаюсь еще раз – спрашивайте у ветеранов о той Великой Войне. Они вам расскажут, как все было на самом деле. Спрашивайте, пока есть еще у кого спрашивать.

Наша справка: Грахов Анатолий Андреевич

Родился 27 июня 1923 года в селе Грахово Удмуртской АССР. В 1929 году семья Граховых переехала в Красноярский край. Там он окончил восьмилетку. В 1941 году поступил в ФЗО в Красноярске. В конце 1942 года поступил в военное училище связи. В октябре 43 был направлен на Калининский фронт. Воевал он также и на 1-м Прибалтийском фронте. В феврале 1945-го был тяжело ранен и отправлен в пермский госпиталь ЭГ №1017, затем был переведен в свердловский госпиталь "4003 "Уктус". После выздоровления направлен в действующую армию в Харбин. В 1947 году по состоянию здоровья был демобилизован из Советской Армии. С 1949 года и по сей день работает фотокорреспондентом. 35 лет проработал фотокорреспондентом ТАСС. Имеет множество различных премий на советских, российских и зарубежных фотоконкурсах. Провел более десятка персональных выставок.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС