25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC9xXU
Прайс на ремонт квартир на http://remont.youdo.com/repair/flat/price/other/price/.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Итоговое сочинение, устная часть ЕГЭ, повышение минимальных баллов… Что еще ждет выпускников в новом учебном году?

Сегодня начинается новый учебный год. Министерство образования уже успело насторожить школьников, в особенности выпускников, кардинальными изменениями, начиная с невинных - с внедрения электронных учебников, заканчивая пугающими - повышением минимальных баллов по обязательным предметам. Ходили слухи и о полной отмене тестовой части А в ЕГЭ, и о разделении экзамена на базовый и профильный, и об учете портфолио с достижениями выпускника при поступлении в вузы, и о частичном возрождении отечественной традиции сдачи экзаменов. В школах очень ждут возврата сочинений и введения единого учебника истории, однако эти поручения в Минобре тихо саботируют. Не стоит забывать и о детях украинских беженцев, которые в сентябре вместе с российскими школьниками и студентами сядут за парты, ведь этот факт тоже накладывает свой отпечаток на учебный процесс. Что ждет выпускников в этом учебном году - читайте в материале Накануне.RU.

Для начала – о приятных для учащихся изменениях. Отныне ЕГЭ можно будет пересдать. Получив неудовлетворительный результат по любому из предметов, экзаменуемый сможет попытать счастье, и сдать его повторно. Раньше пересдавать ЕГЭ можно было только год спустя.

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, академик МАНПО, профессор Сергей Комков считает такой шаг очередной уступкой выпускникам, которая доказывает ущербность самой идеи ЕГЭ.

"Единый государственный экзамен все больше и больше превращается в профанацию итоговой аттестации за курс средней школы. И это было вполне предсказуемо. Еще в самом начале внедрения этого "новшества" многие ведущие эксперты предрекали очень большие сложности. ЕГЭ сразу приобрел очень высокий статус, и это привело к резкому повышению уровня напряженности и нервозности при его сдаче. Более того, это привело к росту суицидальных настроений среди выпускников школы. Что заставило, в конце концов, его организаторов пойти на значительные уступки. Именно такой уступкой является объявленная возможность пересдачи", - сообщил Комков корреспонденту Накануне.RU.

Нередко от Минобразования звучали предложения включить в тесты ЕГЭ устную часть, чтобы ученики, натасканные на тесты, не растеряли способность грамотно излагать свои мысли в речи. Реализовать эту задумку удалось лишь частично. С этого года в ЕГЭ по иностранным языкам по желанию выпускника будет включена устная часть, которую планируется записывать на аудионоситель.

Раздел, содержащий устные ответы на задания, пока будет добровольным, однако претендентам на высокие баллы сдавать его придется. "Максимальный балл (100) можно получить, если выпускник сдает и письменную часть, которая оценивается максимум в 80 баллов, и устную часть, которая оценивается максимум в 20 баллов", — пояснили в Рособрнадзоре.

По мнению Комкова, такое нововведение отнюдь не ново. Как бы ни старались министры отказаться от "пережитков", без устной части экзамен неполноценен.

"Одним из системных недостатков ЕГЭ является сугубо тестовая форма сдачи. Сегодня стало совершенно очевидно, что тестовая форма при итоговой аттестации абсолютно не приемлема. И начались поиски "новых форм", что фактически означает возврат к хорошо зарекомендовавшим себя в прошлом формам сдачи итоговых экзаменов. Конечно же, в первую очередь, это касается возможности устной сдачи экзаменов. Совершенно очевидно, что невозможно сдавать языковый экзамен в тестовой форме. На нем должна звучать живая речь экзаменатора и экзаменуемого. Об этом мы говорили еще 10 лет назад. Но тогда никто не желал слушать мнение экспертов. Сегодня это стало очевидно даже непрошибаемым чиновникам Минобрнауки" , - считает Комков.

Полезным, хоть и не самым приятным для выпускников, решением Минобра можно назвать введение обязательного итогового сочинения (или изложения – для школьников с ограниченными возможностями здоровья). Старшеклассникам предстоит написать работу в декабре, в случае неудовлетворительного результата испытание можно будет повторить весной.

На недавней пресс-конференции министр образования Дмитрий Ливанов и председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталья Солженицына озвучили темы творческой работы: 1. "Недаром помнит вся Россия…" (200-летие юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова"); 2. Вопросы, заданные человечеству войной; 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе; 4. Спор поколений: вместе и врозь; 5. Чем люди живы?

Предполагается, что работа будет оценена одновременно по принципу "зачет-незачет" и по 10-балльной шкале. Затем, по желанию ВУЗов, эти баллы будут суммироваться с результатами ЕГЭ, тем самым увеличивая шансы абитуриентов на поступление.

Сергей Комков видит в этом нововведении курс Правительства на возврат советских традиций образования.

"Роль школьного итогового сочинения трудно переоценить. Оно позволяет увидеть, насколько выпускник научился самостоятельно мыслить и излагать свою позицию. Потому что важнейшей задачей школы, помимо получения знаний, является воспитание социальной и гражданской зрелости. "Натаскивание" на тесты ЕГЭ по русскому языку и литературе привело к тому, что выпускники прекратили в оригинале читать литературные произведения и разучились грамотно излагать свое отношение к этим литературным произведениям. Фактически началось полное оболванивание молодого поколения. Мы рисковали получить нацию идиотов. Поэтому возврат в итоговую аттестацию итогового сочинения может расцениваться как положительный момент, способствующий возврату в российскую школу лучших отечественных традиций", - отмечает профессор.

Но не тут-то было. На пресс-конференции Солженицына заявила, что "никто не думает возвращать сочинения в прежней форме". "Перед нами стоит сложная задача – с одной стороны мы настаиваем на литературоцентричности, то есть должна быть очень серьезная опора на произведения, которые входят в школьную программу, с другой стороны – это не должно быть литературоведением, каким оно было до сих пор", - рассказала Солженицына. Она пояснила, что теперь школьники должны будут показывать в сочинениях не только знание текста и общих фраз, но и высказывать свои собственные мысли, рассказывать о своем жизненном опыте.

О другой неожиданности заявил сам Ливанов - по его словам, не будет единого учебника истории, на разработке которого настаивал Путин. "Единого учебника истории, скорее всего, не будет, мы разрабатываем единый стандарт, на базе которого и будут писаться новые учебники по истории", - сказал Ливанов.

"Решение Министерства образования и науки отказаться от идеи единого учебника по истории России является срывом президентского поручения", - заявил Накануне.RU депутат Госдумы от Челябинской области, член генсовета "Единой России" Владимир Бурматов.

"Заявление Ливанова (министра образования и науки) я считаю, по меньшей мере, странным, поскольку никаких внятных разъяснений этого решения не последовало. Не объяснился министр и по поводу того, по какой причине сорваны сроки подготовки единого учебника истории, кто является виновным в этом, и как целое ведомство не сумело справиться с президентским поручением", - заявил депутат.

По его словам, неспособность целого ведомства разработать учебник, важность которого неоднократно подчеркивалась на самом высоком уровне, свидетельствует о недееспособности и полной беспомощности чиновников профильного министерства. В итоге от бездействия Минобразования пострадают и школьники, и учебный процесс в целом, подчеркивает депутат, так как создание единого учебника по отечественной истории должно было стать первым шагом на пути к синхронизации школьных курсов по нескольким дисциплинам.

"Министерство образования заявлением министра фактически расписалось в своей полной беспомощности", -  прокомментировал депутат.

Самые неприятное для выпускников решение - о повышении планки минимальных баллов по обязательным предметам - пока не принято. По предварительным данным, планка будет поднята по предметам, необходимым для поступления на инженерно-технические специальности, то есть по математике. 

Напомним, что в этом году требуемые для получения аттестата результаты ЕГЭ были занижены до 36 баллов по русскому языку и 24 – по математике. По нехитрым расчетам, эти показатели соответствуют "двойке". Такая мера принесла свои результаты: Рособрнадзор с гордостью объявил, что количество окончивших школу "со справкой" сократилось на 11 тыс. выпускников по сравнению с прошлым годом.

"С определением минимальных баллов ЕГЭ на сегодня происходит полная чехарда. Рособрнадзор ориентируется на фактический уровень знаний выпускников, а не на программные требования. Понять это можно: тем самым руководство этой службы пытается избежать опасных социальных последствий. А, так как уровень знаний российских выпускников вследствие бесконечных "реформ" катастрофически из года в год падает, то и уровень минимальных баллов ЕГЭ приходится постоянно снижать. Это может привести к тому, что скоро бывшая школьная "двойка" станет нормой для всех. Об этом руководству Рособрнадзора неоднократно говорили все эксперты. Поэтому они вынужденно идут на повышение планки минимальных баллов. Но, исходя из общих тенденций развития современной российской школы, сделать это не удастся. Иначе они получат тот самый социальный коллапс, которого больше всего боятся", - подчеркивает Комков.

Кардинальными изменениями в новом учебном году можно по праву назвать решения о разделении ЕГЭ на базовый и профильный и о сокращении части А в тестах. 

Так, в соответствии с концепцией развития математического образования в РФ, ЕГЭ по математике в новом учебном году "раздваивается" на базовый и профильный уровни. Для получения аттестата об окончании школы достаточно будет сдать предмет на базовом уровне, доказав владение "математикой для жизни".

"Однако успешная сдача базового уровня не даст возможности для поступления в вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний", — сообщили в Рособрнадзоре. Для этого абитуриентам предстоит сдать профильный ЕГЭ по математике, по уровню сложности аналогичный ЕГЭ 2014 г.

В ведомстве добавили, что базовый уровень будет вводиться по решению регионов, которые сами определят, проводить ли им ЕГЭ по математике на двух уровнях или ограничиться профильным экзаменом.

Несмотря на введение итогового сочинения, эссе по русскому языку (часть С ЕГЭ) сохранится. Чего не скажешь про часть А. В этом году из экзамена по русскому языку будет исключена часть с выбором вариантов ответа. В ведомстве подчеркнули, что уровень сложности ЕГЭ по русскому языку после этого не снизится. Существенно сократится число заданий с выбором ответа и в ЕГЭ по другим предметам.

Из нейтральных перемен в сфере образования можно выделить, во-первых, право выпускников прошлых лет сдавать ЕГЭ досрочно, и, во-вторых, право сдавать отдельные предметы по завершении их изучения. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10 класса.

К неутомимой модернизации ЕГЭ в Министерстве образования добавляется отчаянная погоня за инновациями. Так, с 1 января 2015 г. пройдут экспертизу электронные учебники. По словам представителей ведомства, электронная форма добавляет новые свойства уже существующим и зарекомендовавшим себя учебникам.

Такая, казалось бы, невинная новация может существенно подорвать основы и без того зыбкой системы образования, считает Сергей Комков.

"К инновациям в системе образования надо относиться предельно осторожно. Это одна из сфер, в которой меньше всего надо постоянно ломать и перестраивать. Надо помнить о том, что образовательный процесс для одного поколения длится минимум 12-15 лет. И, если вы в течение этих 12-15 лет будете несколько раз менять условия образовательной деятельности, в головах обучаемых будет полный сумбур, полный хаос. Очевидно, что с развитием науки и техники все новые и новые формы и технические средства будут появляться в процессе образования. Но относиться к этому надо предельно осторожно. Нужно активно использовать экспериментальные базы для проверки целесообразности применения новых форм и новых технических средств. А этого сегодня как раз в российской системе образования нет", - сообщает Комков.

Если уж и внедрять такие новинки, то при участии Академии педагогических наук (ныне Российская Академия образования – РАО), которая, к сожалению, лишилась практически всех экспериментальных школ, добавляет профессор. В противном случае, замена учебников может обойтись государству очень дорого.

Гражданская война на Украине тоже накладывает отпечаток на систему образования России. В этом году в российские вузы поступили 62,2 тыс. украинских беженцев. Поскольку на Украине ЕГЭ не практикуют, образовательные учреждения утвердили особые условия зачисления для украинских беженцев. В основном абитуриентам требовалось пройти собеседование на определение "общего уровня знаний". Однако главная трудность интеграции украинских студентов, по мнению Комкова, заключается вовсе не в объеме знаний.

"Я уже неоднократно говорил о том, что процесс адаптации украинских выпускников средних школ и недоучившихся на Украине студентов будет весьма не простым. И, в первую очередь, в связи с тем, что последние 20 лет в системе украинского образования господствовала американская модель, сутью которой является подготовка квалифицированного потребителя. Этим же путем с подачи все тех же американских советников пытался пустить нас и бывший министр образования и науки РФ г-н Фурсенко. Но в России он встретил достаточно резкий отпор со стороны экспертных и общественных структур. Тогда как украинская система образования полностью "легла" под американские стандарты и методики. Это было сделано преднамеренно, для того, чтобы воспитать на Украине новую генерацию молодежи, неспособной к созданию самостоятельного интеллектуального продукта и полностью зависимой от Запада. Именно это во многом и привело к событиям ноября 2013 – февраля 2014 гг. Поэтому в рамках российской системы образования будет весьма не просто перестроить идеологическую модель", - поясняет профессор.

Комков предлагает создать для украинских учащихся сеть школ и вузов, в которых можно будет легче осуществить процесс их переориентации и адаптации.

А вот студентов крымских образовательных учреждений придется переучивать заново, чтобы осуществить цель Дмитрия Ливанова: за пять-шесть лет привести систему образования Крыма к общероссийскому уровню.

"Господин Ливанов слишком переоценивает возможности своего ведомства. Перевод с достаточно запущенной украинской системы на пока еще тоже достаточно не совершенную российскую систему может занять от пяти до 10 лет. Надо менять не только техническое оснащение. Надо будет менять все учебные программы. Тех, кто уже находится на старших курсах, фактически придется переучивать заново. И, самое главное, придется менять психологию преподавательского состава. Российским преподавателям высшей школы предстоит освоить азы общения с украинскими студентами, а украинским преподавателям высшей школы, перешедшим на работу в нашу систему, придется во многом переучиваться самим. И в особенности, конечно же, это коснется предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, юриспруденции, социальных наук, философии", - заключил Комков.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС