27 Октября 2020
форумfeedback
search

"Девальвация рубля — это круто"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
Услуги строителей: http://remont.youdo.com/building/dismantling/garazhi/, выбирай!
Объявление: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, подробнее >>
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/country/geo/shchelkovo/, рекомендуем!


Аналитика все материалы


Экономика В России

Бюджет России рассыпается на стадии базовых макроэкономических прогнозов

Владислав Жуковский: Либеральное проклятие экономики и бюджета - "подножка" Путину

Бюджет на 2014г. является откровенной фикцией и маниловщиной - он рассыпается еще на стадии базовых макроэкономических предпосылок и прогнозов, положенных в его основу. Представленный на суд Госдумы и общественности бюджет является плодом больного воображения правительственных чиновников – все заложенные в нём макроэкономические ориентиры, как будто, взяты с потолка. Они не имеют вообще никакого отношения к действительности – ни прогнозы по темпу роста экономики, ни масштабы инфляции, ни курс рубля, ни, что самое главное, среднегодовые цены на нефть. Все эти показатели изначально являются глубоко ошибочными и недостижимыми. Уже как минимум по этой причине можно смело говорить о том, что бюджет на 2014г. (не говоря уже о плановом периоде 2015-2016гг.) является абстрактной фикцией и будет сорван уже в первые месяцы 2014г. Он рассыпется в самое ближайшее время.

Неизлечимый оптимизм в отношении "экономики трубы"

Во-первых, совершенно оторванными от реальности видятся все базовые предпосылки по динамике ВВП - ни о каком росте отечественной дезинтегрированной, деиндустриализированной и оффшоризованной "экономики трубы" на 3% в следующем году не может быть и речи. Это откровенная глупость: только за последний календарный год темпы роста ВВП рухнули в 3 раза – с 3,9% в январе-сентябре 2012г. до 1,3% по итогам аналогичного периода 2013г. Хуже того, во втором и третьем квартале текущего года годовой прирост экономики составил менее 1,2% - это худший показатель с кризисного 2009г. В 2014г. в лучшем случае можно говорить о едва заметном росте в пределах статистической погрешности - 1-1,5%. Более вероятна стагнация на нулевых отметках даже с учетом манипуляций с индексом цен и занижения дефлятора ВВП. Более того, не стоит исключать и сценарий падения ВВП в пределах 1-1,5%. Российская экономика вошла в депрессивное состояние даже при рекордно высоких среднегодовых ценах на энергоносители – порядка 107,7 долларов за баррель смеси Urals по итогам января-сентября текущего года. 

Паразитическая ресурсно-сырьевая модель "роста без развития", подразумевавшая хищническое и бездумное проедание нефтедолларов, иностранных кредитов, а также инфраструктурного, производственного и научно-технического потенциала советской эпохи, обернулась ее дефолтом – российской экономике больше не помогают даже стабильно растущие цены на углеводороды. И в 2014г. даже при среднегодовой цене на нефть в 110 долларов за баррель (а в бюджете заложен прогноз и вовсе в 97 долларов) российская экономика сползёт в состояние кризисного спада.

Напомним, что в России падение темпов роста ВВП наблюдается на протяжении 7 кварталов подряд, что является прекрасным критерием, демонстрирующем рецессию в отечественной трёхсекторной экономике низких переделов.

В такой ситуации становится в принципе непонятно, с какой стати российская экономика должна воспрять из пепла и начать расти в 2,5 более высокими темпами, чем сегодня?! Это откровенный вымысел учеников Гайдара и Чубайса, которые и возглавляют командные высоты в финансово-экономическом блоке Правительства России – Алексей Улюкаев (верный друг и соратник Егора Гайдара еще по работе в журнале "Коммунист" и в Правительстве 1990-1993гг.) в МЭР, Эльвира Набиуллина (аспирантка "реформатора" Евгения Ясина и ученица лоббиста втягивания России в ВТО Германа Грефа) в Центральном банке, Антон Силуанов (ученик Алексея Кудрина, проработавший с ним все "тучные нулевые" и насаждавший России "кудриномику") - в Минфине и т.д.

К слову сказать, в прогноз на 2013г. так же закладывались неадекватные параметры по росту экономики – порядка 3,5%. Как и предупреждали независимые эксперты и свободные от догм "Вашингтонского консенсуса" учёные, фактические темпы роста оказались в 2,5-3 раза ниже взятых с потолка оценок Правительства. В результате чего буквально по швам стали трещать и без того дефицитные региональные бюджеты - собираемость налогов упала на 15-20% по большинству субъектов федераций.

Искусственное завышение прогноза по темпам роста экономики нацелено на то, чтобы искусственно завысить ожидаемый размер ненефтегазовых доходов федерального бюджета, которые не связаны с ценовой конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей. По факту же, когда окажется, что реальные темпы роста экономики оказались ниже заложенных в бюджет прогнозов, а цены на нефть, наоборот, превысят правительственные оценки, то Минфин получит возможность изъять весь дополнительный нефтегазовый доход из экономики и направить его на пополнение "нефтегазовой кубышки" (т.е. Резервного фонда и ФНБ). И при этом с чувством выполненного долга Минфин сможет во всеуслышание заявить, что так как темпы роста ВВП оказались ниже прогнозов, то и доходов оказалось меньше, а, следовательно, денег на исполнение бюджета нет, необходимо урезать уже запланированные расходы, затягивать перевод средств и влезать в долги для покрытия возникающих кассовых разрывов.

Статистические извращения с инфляцией

Во-вторых, не имеют ничего общего с действительностью и прогнозы правительственных чиновников по инфляции - запланированный правительством рост потребительских цен на 5% в 2014г. и на 4,5% в 2015-2016гг. является банальной попыткой выдать желаемое за действительное и сократить бюджетные расходы за счет занижения масштабов индексации социальных выплат. Это в чистом виде попытка упростить и облегчить реализацию политики по приватизации бюджетной сферы, коммерциализации социальных услуг, монетизации льгот и т.д. Правительство наступает на грабли 1990-х гг. – чиновники не устают напоминать, что основной целью их деятельности в области налогово-бюджетной политики является минимизация социальных расходов государства, которые, по мнению учеников Гайдара и прочих "рыночных фундаменталистов", являются лишней обузой для государства и чуть ли не нецелевым использованием средств. 

Ставя во главу угла секвестрование бюджета, Правительство пытается свалить с себя ответственность перед гражданами по повышению заработных плат для работников бюджетной сферы, а также по финансированию науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, ЖКХ и прочих направлений социальной политики. А так как масштабы индексации государственных выплат увязываются с темпами роста цен в экономике, то искусственное занижение инфляции позволяет существенно сэкономить на индексации всех этих затрат. Это лишний раз подтверждает торжество принципов социального дарвинизма и бюджетного фетишизма в лучших традициях "шоковой терапии" и "катастройки" 1990-х годов – насколько можно судить, граждане России, согласно Конституции являющиеся источником власти, воспринимается правящими властями как головная боль и дармоеды. Они не видят в финансировании науки, образования и медицины источник развития научно-технического потенциала и человеческого капитала, без которых немыслимы ни структурно-технологическая модернизация, ни инновации, ни отраслевая диверсификация промышленности, ни структурно-целевой неоиндустриальный манёвр.

Напомним, что в 2011г. темпы роста потребительских цен составили порядка 6,1%, в 2012г. – 6,6%, а по итогам первых девяти месяцев 2013г. индекс потребительских цен вырос на 6,9%. И это притом, что в бюджете на 2013г. в Правительстве каким-то образом заложили прогноз по росту цен на 5,5%. По факту сегодня имеет рост цен на 6,9%. Однако в Правительстве такие "мелочи", судя по всему, никого не смущают – там продолжают целенаправленно урезать бюджетное финансирование не только в реальном выражении (т.е. с учётом инфляции), но и в номинальном выражении, чего не было в России со времён разгула "гайдаровщины", "ельцинщины" и дефолта 1998г.

Совершенно очевидно, что никакого роста цен на 5% в 2014г. не будет – по официальный рост цен составит не менее 6-6,5%, тогда как реальный рост цен для подавляющей части населения России превысит отметку в 10%. Да, возможно Росстат чтобы не портить настроение руководству страны "нарисует" инфляцию в 5%. Однако от этого никому, кроме самих правительственных чиновников, легче жить не станет – карманы россиян продолжат пустеть, а их и без того скромные доходы продолжат перекочёвывать на счета естественных монополий, перекупщиков и торгашей. Однако Минфин сохраняет предельный цинизм – даже несмотря на существенное занижение прогноза по инфляции, ученики Кудрина пролоббировали заморозку заработных плат для бюджетников и военнослужащих. Правда сделали это с небольшими изъятиями – осенью 2013г. Правительство решило не обделять правящую бюрократию и повысило оклады и вознаграждения сотрудников Администрации президента, аппарата Правительства, а также федеральных министерств и ведомств (прежде всего, в силовом блоке: МВД, ФСБ, ФСО, прокуратура, Следственный комитет и т.д.) в 2,5-3 раза.

Напомним, что даже без учета политкорректной оценки инфляции в ближайшие 3 года Минфин планирует сократить расходы на национальную экономику, сельское хозяйство, науку, образование, культуру, ЖКХ и инфраструктуру на 10-25%, а с учетом роста цен урезание превысит 30-40%. Это откровенно антимодернизационный и антисоциальный бюджет в лучших традициях гайдаровской шоковой терапии и макроэкономической стабилизации - урезаются все расходы, кроме так называемых "защищенных" статей. Если в 90-е гг. к ним относились исключительно расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга (т.е. Правительство выступало гарантом сверхдоходов международных спекулянтов и доморощенных олигархов), то сегодня они дополнены пресловутыми "майскими указами" президента. Получается, что Минфин в рамках политкорректного термина "бюджетный маневр" финансирует предвыборные обещания президента ценой урезания расходов по тем направлениям, про которые Путин забыл упомянуть.

Заниженные цены на нефть – символ "бюджетного фетишизма"

В-третьих, в бюджет по прогнозу заложены искусственно заниженные цены на энергоносители – порядка 93 долларов за баррель смеси Urals в 2014г. и 95 долларов в 2015-2016гг. И это притом, что по итогам первых девяти месяцев 2013г. средняя цена на российскую экспортную нефтяную смесь превысила отметку в 107,7 долларов. А годом ранее превышала планку в 110 долларов. Это прямое следствие закрепления на законодательном уровне пресловутого "бюджетного правила", которое позволяет Минфину занижать расходную ведомость бюджета и продолжать политику искусственного бюджетного недофинансирования экономики, промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, ЖКХ, инфраструктуры, инноваций, НИОКР и социальной сферы. А весь дополнительный нефтегазовый доход в размере сотен миллиардов рублей (в отдельные годы речь шла о триллионах рублей), полученный в результате того, что фактические цены на энергоносители превысили заниженные прогнозные оценки Правительства, изымать из бюджета, направлять в Резервный фонд и ФНБ и вывозить за рубеж на поддержку экономик стратегических конкурентов.

Занижение цены на нефть на 1 долл. автоматически означает сокращение величины бюджетных поступлений на 75-80 млрд руб., из которых 65 млрд приходятся на нефтегазовые доходы (НДПИ, экспортная пошлина, акцизы и т.д.), а 10-15 млрд – на ненефтегазовые доходы в силу мультипликативного эффекта (НДФЛ, налог на прибыль организаций и т.д.). Получается, что, если в бюджете на 2014г. заложена цена на нефтяную смесь Urals в размере 93 долларов, а по факту она останется на уровне текущего года и составит хотя бы 108 долларов, то окажется, что Правительство искусственно занизит доходную ведомость практически на 1 трлн руб. И на эту же величину занизить фактический уровень государственного финансирования приоритетных направлений социально-экономической политики.

Да, безусловно более высокая цена на нефть приведёт к укреплению курса рубля и, как следствие, к снижению бюджетных доходов – укрепление рубля на 50 копеек становится чистым вычетом из бюджета в размере 120-140 млрд руб. Поэтому фактически прирост доходов составит порядка 800-850 млрд руб. Однако нужно понимать, что ничто не мешает Центральному банку сдержать укрепление курса рубля за счёт наращивания эмиссии национальной валюты и приобретения иностранной валюты на валютном рынке. Во-первых, это позволит нарастить размер международных резервов, за которые борется Минфин. Во-вторых, это позволит увеличить размер нефтегазовых поступлений в бюджетную систему от экспорта углеводородов. В-третьих, это повысит конкурентоспособность отечественной продукции, сделает импортные товары менее доступными, даст пускай и слабый, но всё же импульс импортозамещению и оживит депрессивную промышленность. В-четвёртых, это позволит преодолеть негативные тенденции во внешней торговле – в январе-сентябре 2013г. импорт растёт на 3,1, а экспорт сокращается на 1,9%. В-пятых, это позволит стабилизировать ситуацию с платёжным балансом, которая вызывает всё больше опасений – профицит счёта текущих операций упал с 25 млрд долларов в первом квартале 2013г. до 3,4 млрд во втором и 1,1 млрд по итогам третьего. Всего по итогам первых девяти месяцев 2013г. положительное сальдо сжалось до 29,5 млрд долларов, что в два разу хуже значений аналогичного периода прошлого года (61,5 млрд долларов).

Курсовые манипуляции ценой упадка экономики

К слову сказать, это и есть четвёртый просчёт в прогнозах Правительства – искусственно завышенный курс российского рубля, который практически наверняка не удастся удержать в заданном диапазоне. А, если и удастся, то ценой валютных интервенций со стороны Центрального банка РФ, пустой траты международных резервов, создания дефицита денег на межбанковском рынке и в целом в экономике, роста процентных ставок и удорожания кредитных ресурсов и, как следствие, упадка реального сектора экономики и деградации наукоёмких производств. Искусственно завышая курс рубля и процентные ставки в экономике, Правительство и ЦБ РФ наступают на грабли 1998г. и 2008г. – стремясь завлечь в Россию международных финансовых спекулянтов и гарантировать фиксированный доход международным ростовщикам, чиновники уничтожают остатки отечественной несырьевой экономики и закрепляют за Россией статус сырьевой колонии, финансового резервуара, рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций и, в лучшем случае, "отвёрточного производства" по сборке импортных комплектующих, позволяющего иностранным промышленным гигантам уклоняться от уплаты импортных пошлин и зарабатывать сверхприбыли.

Так, в разработанном Правительством проекте бюджета на 2014г. заложен курс рубля к доллару в размере 33,4 руб. в 2014г., 34,3 руб. – в 2015г. и 34,9 руб. в 2016г. Эти прогнозы видятся избыточно оптимистичными: только за период с весны 2013г. по август российский рубль обесценился на 11% к американскому доллару – с 30 до 33,4 руб. за доллар. Да, в настоящий момент на фоне дорожающей нефти и нестабильности вокруг потолка госдолга в США рубль укрепился до 31,8 руб. за доллар. Однако уже сейчас очевидно, что к концу года он должен вернуться в диапазон 32,7-33 руб. В противном случае произойдёт разрушение не только платёжного баланса (профицит текущего счёта и без того самый низкий со времён дефолта 1998г.), но и окончательный упадок отечественной экономики и масштабный кризис в промышленности. Тогда Правительство будет вынуждено девальвировать рубль уже не на 1,5-2 рубля, а на все 4-5 рублей, что вызовет всплеск недовольства населения, социальный протест и неспособность многих компаний и банков обслуживать свои внешние займы. Отметим, что корпоративный внешний долг России вырос с 492,5 млрд долларов в январе 2012г. до 639,5 млрд в начале октября 2013г., а суммарный внешний долг достиг 719,6 млрд, что на 30% превышает и размер международных резервов (517 млрд долларов) и максимальные отметки внешних займов осенью кризисного 2008г. (порядка 530 млрд).

Однако вернёмся к ценам на нефть. Стоит сказать, что в бюджете на 2013г. также были заложены искусственно заниженные прогнозы по цене на нефть – бюджет верстали из цены в 97 долларов за баррель. По факту цены оказались на 10 долларов выше. Однако промышленность растёт на едва заметные 0,1%, в обрабатывающих производствах спад на 0,3%. Минфин же стоит на своей позиции "кудриномики" - чиновники наотрез отказываются распаковывать "кубышку" и направлять деньги на финансирование инфраструктуры и наукоёмких производств, пугая общественность мифологическими угрозами раскручивания маховика инфляции (на практике такие угрозы оказываются не более чем страшилками), а также тем, что эти деньги всё равно будут разворованы и вывезены в оффшоры. Возникает резонный вопрос – а зачем вообще нужен такой Минфин и такие силовые ведомства, которые не в силах (а точнее сказать не хотят) обеспечить контроль за расходованием средств налогоплательщиков?

Спасём Уолл-Стрит - займём в США свои же деньги для пополнения "нефтегазовой кубышки"

Такого рода "промахи" в оценке цен на энергоносители наблюдаются на протяжении всех "тучных нулевых" - ученики Гайдара в Минфине (прежде всего, в лице трижды лучшего по мнению британских банкиров министра финансов Алексея Кудрина) целенаправленно занижают прогноз по нефти, что позволяет им хронически недофинансировать промышленность, инновации, человеческий капитал и инфраструктуру и при этом складировать деньги в нефтегазовую кубышку. А искусственно созданный ими же самими дефицит покрывать за счет заимствований как внутри России, так и за рубежом, привлекая для этого свои же собственные средства, предварительно изъятые из российской экономики в Резервный фонд и ФНБ и размещенные на корреспондентских счетах в американских и европейских банках.

Ежегодно от подобного рода финансовых новаций только бюджетная система России теряет порядка 300-400 млрд руб. Так, в 2013г. на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга Правительство потратит порядка 380 млрд руб., тогда как от размещения средств Резервного Фонда и ФНБ получит не более 40-50 млрд руб. В 2012г. на обслуживание заимствований было потрачено порядка 320-330 млрд руб., тогда как доходы от вложений средств резервных фондов за рубежом не превысили 40 млрд руб. В целом же, ежегодно экономика России теряет 1-1,2 порядка трлн руб. на ножницах процента, т.е. десятую часть всего бюджета. А, если верить официальным данным платёжного баланса ЦБ РФ, суммарные чистые инвестиционные убытки всех хозяйствующих субъектов составляют порядка 52-53 млрд долларов ежегодно (т.е. 1,6-1,7 трлн руб. или 2,8% ВВП). 

Дальше больше - Минфин удивляет всех своим по-сколковски инновационным подходом к бюджетной политике. На протяжении последних 3 лет Минфин умудряется наращивать заимствования не только для финансирования им же созданных бюджетных дефицитов, но и с целью пополнения резервных фондов. Минфин увеличил за последние годы внутренний и внешний госдолг на 3 трлн руб., из которых 2 трлн вернули кредиторам в США и ЕС, направив в Резервный фонд. А 1 трлн бросили на финансирование бюджетных дефицитов. Неудивительно, что расходы на обслуживание госдолга подскочили в 3 раза за последние 3 года - с 145 до 420 млрд руб.

Стоит сказать, что накопление "гробовой заначки" ценой наращивания долговых заимствований и удержания на пайке экономики, инфраструктуры, науки и социальной сферы продолжится и в ближайшие три года. Согласно заложенным в бюджет на 2014г. и плановый период до 2015-2016гг. данным, размер Резервного фонда России вырастет с 2,8 трлн руб. в 2014г. до 3,27 трлн руб. в 2016г. Тогда как Фонд национального благосостояния распухнет с 2,85 до 2,93 трлн руб. При этом с целью финансирования дефицита бюджета при распухающих "резервных фондах" допускаются существенные заимствования. Внутренние займы в 2014г. могут составить до 808,7 млрд руб., в 2015г. - до 1,147 трлн руб., а в 2016г. превысят 1,24 трлн руб. Ежегодные заимствования на внешнем рынке установлены на уровне примерно 7 млрд долларов. Планируется, что госдолг увеличится с 12% ВВП в 2013 году до 14,3% ВВП в 2016 году – с 8,1 до 12,4 трлн руб.

Минфин продолжает выстраивать пирамиду долгов на ровном месте, залезая в карман рядовым гражданам, промышленникам и аграриям. И если в 1995-1998гг. в бюджете действительно не было денег (собираемость налогов упала до 33%), олигархи вывозили активы за рубеж (вывезли свыше 500 млрд долларов), экспортная валютная выручка не поступала в страну, то сегодня государство захлёбывается от притока нефтедолларов и не знает на какие ещё коррупциогенные "олимпийские стройки", чемпионаты мира и саммиты АТЭС потратить 7,2 трлн руб., лежащих без делах у Минфина либо в американских и европейских банках (Резервный фонд и ФНБ раздулись до 5,7 трлн руб.), либо на депозитах в российских банках (порядка 870 млрд руб.), либо числятся как нераспределённый остаток.

Наряду с расходами на силовой блок и на перевооружение армии это единственная растущая статья бюджетных расходов. Это бюджет финансовых спекулянтов и силовиков - в их пользу перераспределяется все большая часть национального дохода. Мы имеем дело с возвратом в лихие 1990-е - именно в 1997г., за год до дефолта и обвала пирамиды долгов в августе 1998г., Минфин под руководством команды Чубайса также объявил о пятипроцентном секвестре. Тогда всё закончилось разрушением пирамиды долгов и объявлением дефолта.

Судя по всему, нынешнее либеральное Правительство хочет наступить на те же грабли и ведет страну в социально-экономическую катастрофу. И, к огромному сожалению, пока что им это удаётся. Принятый в первом чтении в Госдуме бюджет уже сегодня является нереализуемой фантастикой – все ключевые макроэкономические показатели сфальсифицированы и искажены с целью как минимизации государственных расходов на поддержку экономики и социальной сферы, так и с целью сохранения возможности изъятия якобы "незапланированных" нефтегазовых доходов в нефтегазовую кубышку и направления этих средств на модернизацию экономик США, ЕС и других экономически развитых стран.

Либеральное проклятие экономики и бюджета - "подножка" Путину

Согласно законопроекту, доходы бюджета на 2014г. запланированы в сумме более 13,57 трлн руб. - это 18,5% от ВВП, на 2015г. - 14,56 трлн (18,3% ВВП), а на 2016г. - 15,9 трлн - также 18,3% ВВП. Расходы бюджета в 2014 г. планируются в сумме 13,96 трлн руб. (порядка 19% ВВП), в 2015г. — 15,36 трлн (19,3% к ВВП), а в 2016г. - 16,39 трлн руб., что эквивалентно 18,9% ВВП. Весьма показательно, что дефицит бюджета страны в 2014г. запланирован на уровне 0,5% ВВП, в 2015г. - 1%, в 2016г. - 0,6%. Как было показано выше, в силу изначальной ошибочности базовых макроэкономических прогнозов и предпосылок крайне велика вероятность того, что все указанные в бюджете оценки окажутся недостижимой "маниловщиной", а реальный размер бюджетных поступлений и государственных расходов окажется гораздо ниже оценок Минфина.

Такой же откровенной утопией и проявлением попытки массового гипноза являются заверения чиновников о том, что якобы в предложенном бюджете Россия начинает слезать с нефтяной иглы. При том что даже сторонники доктрины "рыночного фундаментализма" и "Вашингтонского консенсуса" вынуждены признать, что никакой модернизации экономики не происходит, страна сидит сырьевой игле (как, впрочем, и на игле внешних займов, а также на игле импортных поставок), а зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. В Минфине обещают, удельный вес нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета снизится с 8,9% ВВП в 2014г. до 7,9% ВВП в 2016г. Тогда как доля других, т.е. ненефтегазовых доходов увеличится с 9,6% ВВП в 2014г. до 10,4% в 2016г. Однако очевидно, что, во-первых, основную долю доходов федерального бюджета в 2014-2016гг. по-прежнему будут составлять доходы от уплаты таможенных пошлин, НДС и НДПИ. А во-вторых, снижение ненефтегазового дефицита бюджета будет происходить не за счёт отраслевой диверсификации промышленности и подъёма наукоёмких производства, а за счёт сокращения масштабов финансирования экономики, науки, ЖКХ, инфраструктуры и социальной сферы из федерального центра при одновременной переброске бремени социальных расходов и финансирования "майских указов" президента Путина на и без того дефицитные региональные бюджеты.

add_circle ОБСУДИТЬ (6)


Читать все комментарии (6)


Добавить комментарий:

Бюджет России рассыпается на стадии базовых макроэкономических прогнозов

Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. подробнее...

Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС




Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды