25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

Россия, Китай и Иран должны объединиться в группу настоящих друзей Сирии

Накануне американский Белый дом дал понять, что хочет перенаправить сирийский конфликт в русло "йеменского сценария", то есть заставить Башара Асада по примеру бывшего президента Йемена Салеха уйти самостоятельно под гарантию личной безопасности. Официальный представитель Белого дома Джей Карни сообщил, что консультации об этом ведутся с российским правительством. Традиционно вслед за сменой риторики США изменилась риторика и российских либеральных СМИ, позиция российского руководства по сирийскому вопросу стала осуждаться как манкирование истинными интересами страны в угоду симпатиям якобы "обреченному" режиму Башара Асада. Корреспондент Накануне.RU попытался выяснить, в чем истинные интересы российской стороны, так ли обречен режим Башара Асада в Сирии, и действительно ли из ситуации в Сирии имеется только один выход. Две противоположные точки зрения представили известный журналист, военный корреспондент "Известий" Орхан Джемаль и президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов.

Режим Башара Асада обречен, и это только вопрос времени – когда и по какому сценарию он падет, уверен военный корреспондент Орхан Джемаль. По его мнению, развитие событий в Сирии в меньшей степени зависят от действий Запада, и эти события подчиняются общей тенденции - вырождению идеи арабского социализма и усталости режимов, основанных на ней в 60-е годы.

Вопрос: Так ли обречен режим Башара Асада?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Орхан Джемаль: Конец неизбежен, мне кажется. Вопрос состоит лишь в сроках.

Вопрос: По какому сценарию, как полагаете, он будет сворачиваться?

Орхан Джемаль: Развиваться ситуация может по любому сценарию. Но, скорее всего, крайние формы, такие как ливийский сценарий, будут исключены благодаря позиции России.

Вопрос: Вы считаете, что российская поддержка удержит США или НАТО в целом от интервенции на территории Сирии?

Орхан Джемаль: Да, она помешает интервенции.

Вопрос: Но как этот механизм будет работать? Американцы уже заявили, что в случае, если Совет безопасности заблокирует военные инициативы Запада, членам Совбеза ООН, видимо, придется действовать по отдельности, без санкции ООН.

Орхан Джемаль: Ну, а после этого заявления министр обороны США Леон Панетта, в свою очередь, заявил, что американские вооруженные силы будут действовать только после получения санкции ООН. 

Вопрос: Если Запад не будет вмешиваться, кажется, что исход противостояния для повстанцев предрешен. Семь сотен вооруженных человек, удерживающих несколько кварталов в Хомсе, для сирийской армии вряд ли являются непреодолимой преградой.

Орхан Джемаль: Если бы это было так, если бы все дело было бы в семи сотнях повстанцев, конфликта давным-давно бы не было. Речь идет не о повстанцах, а о значительной части населения Сирии, которое на дух не переваривает Асада.

Вопрос: Поэтому и сирийская армия ведет себя так осторожно, не переводя конфликт в горячую фазу, не штурмуя Хомс?

Орхан Джемаль: Во-первых, армия по-разному вела себя в разные периоды. Во-вторых, на Асада постоянно оказывается давление, ему предлагаются различного рода компромиссные варианты, и, в принципе, он сам не торопится эскалировать ситуацию. Зачем два квартала в Хомсе еще держатся? Отнюдь не от гуманизма армии Сирии: есть приказ, по-видимому, не лютовать, не зверствовать. 

Вопрос: Все-таки "ливийский сценарий" или "йеменский"?

Орхан Джемаль: Скорее всего, будет реализован "йеменский сценарий", правда не совсем понятно, когда он будет реализован.

Вопрос: Каковы последствия ухода Башара Асада? Принято считать, что в стране воцарится хаос.

Орхан Джемаль: Конечно, любая смена власти, которая происходит насильственным путем, под давлением, приводит к какому-то хаосу. В Египте все происходило неизмеримо более мягко, но и там хаоса избежать не удалось. В Ливии тем более сейчас хаос, в Тунисе не очень много порядка. Конечно, будет хаос и в Сирии, и люди, эксперты, которые заявляют, что хаос будет - просто говорят, глядя на белое: "О! Это белое!". Это очевидность.

Вопрос: Насколько, по-Вашему, позитивны те изменения, которые несет в себе эта "арабская весна"?

Орхан Джемаль: Везде, где реализованы сценарии смены власти под давлением общественных протестов, как это было в Египте и Тунисе, или под давлением вооруженных повстанцев, как в Ливии, был один общий момент. Все эти страны были в какой-то степени "социалистическими". Эти страны в свое время "переболели" арабским социализмом. Сирия - баасисткая страна (Баас - общеарабская политическая партия основана в 1947 году, в 1954 году под идеей панарабского движения и лозунгом "Единство, Свобода, Социализм" объединилась с Арабской социалистической партией, в 60-х пришла к власти в Сирии и Ираке, - прим. Накануне.RU), Египет формировался как баасисткая страна, в Ливии была Джамахирия, Тунис, где больше говорилось о социализме, чем делалось, тем не менее, считался до какой-то степени социалистической страной. Эти процессы формировались в 50-х, 60-х, 70-х. Безусловно, тогда это было позитивное явление, потому что эти страны нуждались в определенной модернизации, и социализм предлагал им схему модернизации. Сейчас этот позитив полностью себя изжил. Эти страны превратились в полицейские режимы, и падают они не по экономическим причинам, население там отнюдь не голодное, просто форма правления не соответствует развитию современного мира: поступательное движение вперед прекращено, элита озабочена пролонгацией личной власти. Бесконечно это продолжаться не могло, разумеется, внешние игроки пользовались внутренними процессами, подыгрывали антивластным силам внутри этих стран, но никакого заговора ЦРУ и Йельского университета, которые это все сами устроили с помощью нанятых и обученных марионеток, конечно, нет. Были внутренние проблемы, которыми воспользовались внешние силы.

Вопрос: Может, имело место взаимное использование друг друга?

Орхан Джемаль: Я видел этих людей своими глазами, у меня не создалось впечатления, что это марионетки.

Вопрос: Кстати, как очевидец, можете сказать, каков психотип современного арабского революционера, чего он добивается, или некорректно так обобщать, и в каждой стране это выглядит по-разному?

Орхан Джемаль: Конечно, это абсолютно разные люди. Есть те, кто руководствуются религиозными категориями, есть буржуа, которых не устраивает существующий порядок, есть интеллигенция, которая "по-русски" мечтает жить на Западе, есть молодежь, готовая вписаться в любую бучу. Это все разные психотипы, и они точно также представлены и на другой стороне конфликта. Происходит раскол общества, противниками режима оказываются не 700 человек, не тысяча человек, не 10 тысяч человек, а определенные проценты: десять процентов, пятьдесят, семьдесят. Когда речь идет о таком количестве, говорить о психотипах странно, это разные люди, с разными убеждениями, которых объединяет только желание, чтобы Асад, Каддафи, Мубарак ушли.

Вопрос: Получается, с самого начала в программах протестующих нет позитива, нет понимания, что они хотят построить, есть только понимание, что хотят разрушить?

Орхан Джемаль: Каждый хочет построить свое.

Вопрос: Вам позиция России по Сирии кажется логичной?

Орхан Джемаль: Разумеется, позиция России по Сирии мне представляется очень логичной. Во-первых, Россия сама по себе является страной, где у элиты задача пролонгировать свой мандат на власть стоит не на самом последнем месте, и тут есть некое сходство задач с Сирией. Кроме того, в Сирии есть определенные экономические интересы, в Сирии есть база морская, она не бог весть какая, но, тем не менее, это некая точка влияния и опоры в Средиземном море. Из этого понятно, что позиция России абсолютно оправданна.

Вопрос: Получается, Россия еще долго не сдаст Башара Асада?

Орхан Джемаль: Россия может его вообще не сдать. Зачем она должна его сдавать? Россия может продолжать упорно говорить в Совбезе "нет", мотивируя тем, что после того, как мы пошли навстречу мировому сообществу в Ливии, вон что случилось. Проблема не в том, чтобы не сдавать Башара Асада. В Ливии благодаря участию России ООН "разблокировало небо" для НАТО, лишив Каддафи преимущества над повстанцами, но помощь можно оказать и без бомбардировок: поставки оружия, инструкторов - это можно делать и без России - рано или поздно режим падет, и, кстати, не потому что кто-то там оружие поставлял, просто система прогнила, режим сам себя изжил.

Вопрос: Непонятно, как может бизнесмен поддерживать силы, которые завтра могут случайно взорвать его бизнес, устроив, скажем, теракт возле его заправки или парковки.

Орхан Джемаль: Совершенно верно, бизнесмен, который может потерять заправку, эти силы поддерживать не будет, но их поддержит тот бизнесмен, который не может развернуть сеть заправок, потому что на это он должен получить определенные лицензии от государства, а получить их практически нереально, в том числе, и по причинам коррупционного характера.

Вопрос: Но после гражданской войны может сложиться такая ситуация, что будет уже не до развития бизнеса –настолько измученно войной население. Как в Ливии, например.

Орхан Джемаль: А почему вы решили, что в Ливии население измученно войной?

Вопрос: Судя по публикациям в СМИ, сложилось такое представление, в том числе и после прочтения Ваших репортажей.

Орхан Джемаль: Если Вы возьмете современного послевоенного ливийца и спросите, когда было лучше, сейчас или при Каддафи, он скажет, что сейчас, конечно, не все хорошо, но при Каддафи было хуже.

Режим Асада отнюдь не обречен, но спасти режим Асада может только совместная работа России, Китая и Ирана, уверен президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. Россия должна уйти от сдержанной политики по сирийскому вопросу и выступить инициатором создания противовеса неофициальной коалиции противников Башара Асада — "Группы друзей сирийского народа", созданной "заказчиками" свержения Сирийской арабской республики. Сам же Башар Асад должен проявить достаточно политической воли, чтобы подчинить свое окружение, в том числе и консерваторов, доставшихся ему "в наследство от отца", и продолжить реформы.

Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали позицию России по сирийскому вопросу?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Леонид Ивашов: Я бы назвал позицию России умеренной и сдержанной. Да, Россия пока не позволяет принять резолюцию ООН, чтобы начать агрессию и запустить процесс уничтожение очередного государства. Это правильно. Но Россия как постоянный член Совета Безопасности, как ответственное за мировую безопасность государство должно не только занимать оборонительную позицию, но и наступать.

Вопрос: Что Вы имеете в виду?

Леонид Ивашов: Сегодня налицо вмешательство со стороны того же Катара, со стороны некоторых других государств, открытое вооруженное вмешательство в дела Сирийской арабской республики. Россия должна на Совете Безопасности ставить вопрос об осуждении этих государств и их действий, должна наступать, требовать более обстоятельного разбирательства проблем Сирии, особенно связанных с террористическими актами, с гибелью людей. Запад создал "Союз друзей Сирии", почему Китаю, России, Ирану не создать свой подобный союз, чтобы более жестко защищать интересы своих друзей и свои интересы и, главное, не допускать уничтожения государств? Глава МИДа Сергей Лавров правильно сказал, что в последнее время стало уже политической стратегией, когда зацепляются за некий факт, который впоследствии не подтверждается, уничтожают государство, а потом не замечают, что была совершена агрессия. Тому пример Югославия и Ливия.

Вопрос: Согласны ли Вы с тем, что режим Башара Асада обречен?

Леонид Ивашов: Башар Асад обречен в том смысле, что против него, против маленького государства, работают мощные силы, во главе них стоит самая мощная держава мира, задействованы спецслужбы всего НАТО и Израиля. Эти силы действуют открыто и нагло, через послов, через наемников, конечно, такого напора он не выдержит. Но если вместе с Сирией будут действовать Россия, Китай, Иран, ряд других государств, режим может устоять. Но главное тут – учитывать мнение сирийского народа, большинство поддерживает Асада, не желая судьбы ливийцев или иракцев.

Вопрос: Чем объяснить, что 700 вооруженных человек в Хомсе стали серьезной проблемой для сирийской армии?

Леонид Ивашов: Речь не о семи сотнях человек, не о том, больше их или меньше, речь о том, что это ядро, которое может действовать вне внутренних законов Сирии, вне международных правовых норм. Они просто бандитствуют на этой территории, но поскольку за ними стоит мощная информационная среда Запада, политика Запада, они априори жертвы и всегда правы, что бы они ни совершили, также за ними стоит неофашизм, ударным отрядом которого они являются. Их семьи застрахованы на случай,если с ними что-то случится, они получают правовую защиту в случае ареста. Помните, был эпизод, когда задержали 16 боевиков, которые оказались французами, они назвали себя инструкторами, но было ясно, что это настоящие боевики, незаконно присутствовавшие на территории Сирии? Тут же включился президент Саркози, правозащитники, их спокойно вывели из страны, не предав суду, было оказано мощное давление, угрожали ударами. Странно, что после этого случая Россия молчала, хотя можно было раскрутить эту историю, но нет, говорят, выборы во Франции, мол, не стоит влиять на выборный процесс. Что ж с того, что выборы! Везде выборы.

Вопрос: Есть ли, по-Вашему, смысл России пойти на уступку по сирийскому вопросу и загодя начать работать на то, чтобы не потерять свои позиции в регионе? "Арабская весна" пока явно не на пользу российским позициям здесь.

Леонид Ивашов: Так себя вести нельзя, так может вести себя Катар, сегодня у него американцы хозяева, завтра другие. Россия если не великая, то крупная держава, она постоянный член Совбеза ООН, у нее есть круг своих интересов, она, в конце концов, несет свою миссию, как каждая цивилизация, и, понимая все это, вы предлагаете выступать посредником? Между кем и кем? Между бандитами и Башаром Асадом? Западом и Башаром Асадом? Этого нельзя делать! Надо проводить анализ, выявлять конструктивные силы, понимать, из-за чего возник конфликт, может быть, и не было для него почвы, а создан он искусственно. Я уверен, что сам президент Башар Асад хочет этого больше всего.

Когда мы встречались недавно с Башаром Асадом, в самом начале нашего разговора его отвлекли и доложили, что американский посол и посол канадский выступают публично в Хомсе, призывая не идти на контакт с президентом республики, не принимать реформы, только кричать "долой" и так далее. Здесь нам надо быть не посредником, а поддерживать нынешний режим, он никакой не диктаторский, не страшный. Нам нужно играть свою игру, а не выступать в качестве посредников, но, к сожалению, российская властная элита коррумпирована, на большое количество ее представителей на Западе есть компромат, другая, а часто и та же часть этой элиты завязана на крупный западный бизнес, это и вынуждает Россию вести такую сдержанную политику.

Вопрос: Какое впечатление на Вас произвел президент, при каких обстоятельствах встречались?

Леонид Ивашов: Я встречался со всем руководством Сирийской арабской республики, рассказал им и самому президенту о том, что, на наш взгляд, происходит в Сирии. По нашему мнению, цель очевидна: создать огромную дугу хаоса от Марокко до Пакистана, доложил, что это новая стратегия демократического Белого дома, отличная от стратегии консерваторов. Они взяли себе в союзники исламистов, боевиков и ворошат все страны, завтра эти исламисты все равно придут к американцам за кредитами, поэтому за океаном легко сохранят над ними контроль.

Я не раз встречался с Башаром Асадом. Это грамотный, глубоко понимающий ситуацию и желающий реформ руководитель государства, но, к сожалению, есть вокруг консервативные силы, которые остались ему в наследство от отца. Один из сирийских высокопоставленных генералов как-то сказал: "Мы поклялись на могиле отца нынешнего президента усыновить его сына и заботится о нам, как о своем сыне". Естественно, эти силы не желают реформ, изменений. Другому своему высокопоставленному собеседнику, одному из руководителей сирийских спецслужб, я как-то сказал: "Вы сформировались в период действия чрезвычайного положения, сегодня президент отменил чрезвычайное положение, вам надо изменяться, трансформироваться, брать другие, более гибкие, современные методы, которые поддерживает население". Разговор был непростой. Башар Асад, в свою очередь, жаждет этих изменений, он предложил гораздо больше, чем на начальном этапе требовала оппозиция. Они требовали изменить восьмую статью Конституции и свободу СМИ, президент предложил больше: новую Конституцию, закон о политических партиях, свободу СМИ, массу других законопроектов предложил к обсуждению. Но это как раз испугало тех, кто заказал уничтожение сирийского государства.

Вопрос: Как Вам показалось в ходе ваших встреч, готово ли будет окружение Башара Асада к "йеменскому сценарию" или, напротив, будет стоять до конца?

Леонид Ивашов: Нельзя сравнивать Йемен и Сирию. Сирия - была процветающим светским государством. Например, я знаю по своему роду деятельности, по работе в Московском государственном лингвистическом университете, что у сирийцев блестящая система образования. На базе университета они презентовали ее у нас в России. Мы тогда еще договаривались с ними о взаимодействии, кроме того, Сирия - это высокий уровень культуры, мирное сосуществование разных конфессий, и понятно, что такое государство категорически не вписывается в новую стратагему США.

Вопрос: Не может же быть, что все так идеально, но при этом вот уже несколько месяцев часть крупного города занята вооруженными людьми, требующими свержения режима, устраиваются теракты.

Леонид Ивашов: Знаете, мне кажется, президенту Асаду немножко не хватает воли подчинить свое окружение. Может быть, я и ошибаюсь.

Вопрос: Именно это качество мешает ему контролировать ситуацию?

Леонид Ивашов: Нет, он ее вполне контролирует, но он не может же контролировать то, какие решения принимаются в Вашингтоне.

Вопрос: Еще раз насчет окружения президента Асада, готовы ли они, по-Вашему, к "ливийскому сценарию"?

Леонид Ивашов: Его окружение разное, есть мудрые, талантливые люди, как министр иностранных дел. Есть разные люди там.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС