19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Александр Сидоров: У инвеступолномоченных общая задача с АСИ и "Сколково"

Накануне стало известно о том, что тюменские власти согласились отдать крупный инвестпроект по строительству энергомощностей Челябинской области. Уральское полпредство выступило в не совсем привычной для себя роли, став своего рода арбитром в ситуации инвестиционной конкуренции. О новых экономических направлениях деятельности полпредств, почему у инвеступолномоченных Президента общая задача с АСИ и "Сколково", а также о том, почему из строек "Урала промышленного – Урала Полярного" вычеркиваются федеральные бюджетные строчки и какие меры предпринимаются в ответ на коммунальные аварии в городах УрФО, в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал заместитель уральского полпреда Александр Сидоров.

Вопрос: Накануне решался вопрос о переносе площадки по строительству двух энергоблоков с Тюменской ТЭЦ-1 на Челябинскую ГРЭС. Проектом занимается финская компания "Фортум". Чем все закончилось? Можно ли говорить, что это прецедентная ситуация для УрФО?

Александр Сидоров: Я бы не сказал, что это прецедент. Это нормальный процесс формирования инвестиций и их направления туда, где они востребованы. Действительно, первоначально финская компания "Фортум", которая очень широко представлена на российском рынке, отрабатывала инвестпроект по строительству двух парогенерирующих установок общей мощностью 450 МВт на Тюменской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Они предполагались под те объемы энергопотребления, которые, как ожидалось, будут в Тюменской области. Но экономическая ситуация поменялась, ввод предполагаемых мощностей в целом по области уменьшился, и потребность в таком объеме электроэнергии отпала. Если они будут введены в Тюменской области, то к 2015 году в регионе будет переизбыток электроэнергии в 3,5 ГВт. Тогда запас электроэнергии составит 36%, а по всем нормативам должно быть 18-32%. А это уже вопросы, связанные с возвратом денежных средств, вложенных в проект, это может повлиять, в свою очередь, на расценки на электроэнергию. Исходя из этой ситуации, рассматривалась возможность либо уменьшения мощностей, либо переноса в более востребованное место. Так совпало, что губернатор Челябинской области обратился в адрес полномочного представителя Президента рассмотреть вопрос о вводе дополнительных мощностей в Челябинской области, потому что там возникает дефицит, который обусловлен тем, что оборудование для выработки электроэнергии сегодня устарело и ожидается его вывод из строя. Это сразу резко ухудшит ситуацию.

евгений куйвашев|Фото: Накануне.RU

Вопрос "инвестиционной конкуренции" между регионами потребовал вмешательства полпреда Евгения Куйвашева 

Вопрос: Но можно было бы построить блоки в Тюменской области и перенаправить потоки в Челябинскую область?

Александр Сидоров: Да, такой вариант рассматривался, но у нас нет достаточных мощностей по передаче. В таком случае нужно строить дополнительно линии передач и осуществлять перекачку электроэнергии. Все эти возможности мы рассмотрели, чтобы всесторонне изучить вопрос. И корпорация "Фортум", и органы власти Челябинской области, Тюменской областей предметно все изучили, и я попросил их приехать на совещание, на котором позиции всех сторон были выслушаны. Мы склонились к тому, что более эффективно в целом для УрФО и правильно рассматривать ввод мощностей на Челябинской ГРЭС.

Надо отдать должное властям Тюменской области, позиции губернатора. Это очень серьезные инвестиции, 13 млрд (руб., – прим. Накануне.RU) предполагаемых поступлений, в бюджет области – около 1 млрд руб. уже после того, как были бы введены блоки. То есть, для них это серьезные потери, но, тем не менее, они перешагнули через "местячковый" патриотизм Тюменской области и фактически дали добро на то, чтобы помочь соседям, Челябинской области. То есть, власти Тюменской области подошли по-государственному к этому вопросу.

Вопрос: Можно говорить, что это уже готовое решение?

Александр Сидоров: Мы высказали позиции, и позиции сторон совпали. Дальше предстоит еще работа с министерством энергетики, правительством РФ. Нужно внести изменения в распоряжения правительства. Учитывая предполагаемые потери для Тюменской области, мы порекомендовали компании "Фортум" заключить соглашение по дополнительным инвестициям, которые компания могла бы вложить в развитие региона. Руководство компании любезно согласилось с этим предложением.

Вопрос: И на что могут быть направлены эти инвестиции? 

Александр Сидоров: Сейчас они будут совместно с властями Тюменской области этот вопрос прорабатывать. Инвестиции могут быть направлены в сферу ЖКХ, сферу теплоэнергетики, именно по теплу они готовы рассмотреть проекты. Ведь эта компания также имеет и тепловые сети, она давно работает на нашем рынке и имеет серьезную историю.

Вопрос: Тюменцы отдали один из инвестпроектов челябинцам, но унывать не спешат и думают о другом масштабном проекте – создания особой экономической зоны в Тобольске, которая бы занималась нефтепереработкой, нефтехимией. Как Вы оцениваете эти перспективы?  

Александр Сидоров: Как самые реальные. Вы знаете, завод "Полимер" строится в Тобольске, и, конечно, все это надо создавать. Я сторонник именно переработки. Сегодня много существует разных точек зрения, которые сводятся к двум. Мы добываем природные ресурсы, нефть и газ, и некоторые говорят, что на границе РФ мы должны строить нефтепереработку, нефтехимпереработку и готовую продукцию отдавать за границу. Другие говорят, что нужно строить в местах добычи, а потом уже готовую продукцию развозить по стране. На мой взгляд, и та, и другая точка зрения оправдана. Наверное, лучше строить вместе. Не будем же мы возить, к примеру, с Калининградской или Ленинградской области в Иркутск ГСМ. Нужно смотреть, может, ближе из Тюменской области возить? Размещение мощностей должно диктоваться экономической целесообразностью. Когда шла "перестройка" и когда мы переходили на новый строй, была программа строительства нефтеперерабатывающих предприятий по всей территории Тюменской области.

Вопрос: Но ей тогда не суждено было осуществиться…

Александр Сидоров: Да, даже были выбраны площадки, по которым уже  была проведена некоторая работа, какая-то инфраструктура создавалась. Наука очень хорошо тогда поработала, но потом пошла "перестройка", пошли моменты политического характера, и все это понемногу ушло. Мы продолжаем нефть, газ отправлять на заводы, которые раньше были построены, не приблизив их к переработке. Я думаю, что пришло время и к этому вопросу очень серьезно вернуться, исходя из новых условий и новых технологий. То есть, я думаю, что все это имеет перспективу, Тюменская область в этом направлении активно работает.  

Вопрос: Но есть мнение, что новых площадок для ОЭЗ в России уже не будет создаваться, по крайней мере, возможности предоставления налоговых преференций на новых площадках серьезно ограничены.

Александр Сидоров: Конечно, любые преференции – это выпадающие доходы в бюджете. Но, самое главное, мы должны смотреть не на год вперед, а хотя бы на пять лет. А как эта льгота будет работать? Если мы даем льготу по налогу на имущество, которое будет создаваться на территории того или иного субъекта Федерации, и оно через два-три года будет давать больший эффект, то на это надо идти. Понятно, что это не должно делаться не в ущерб социальным программам. Льготы должны носить именно стимулирующий характер, тогда они дадут свой эффект. Возвращаясь к Тюменской области, хочу сказать, что власти региона очень мудро поступили. Они помогли соседям, не испортили отношения, и люди с ними готовы продолжать работать и инвестировать.

Вопрос: Можно ли говорить о каких-то новых направлениях в деятельности полпредств в части вопросов инвестиций? И этот пример с Тюменской и Челябинской областями можно к ним отнести?  

Александр Сидоров: Это обсуждение, в первую очередь, показало, что субъекты УрФО готовы к инвестиционной деятельности. Мы анализируем деятельность каждого региона, его условия. Если есть нормальный инвестиционный климат, понимание, связанное с отводом земельных участков, с быстрым рассмотрением вопроса, с преференциями по льготам, то туда и придут. А весь этот комплекс выстраивается исходя из тех потребностей, которые есть. Если брать Ямал, Ханты-Мансийский округ, то надо привлекать деньги, в том числе, в нефтехимпереработку, если брать Свердловскую, Челябинскую области, то это старопромышленные районы, и привлечение инновационных технологий для них, обновление оборудования – это серьезнейшая задача. Тут есть и вопрос, связанный с подготовкой кадров. У нас 90% выпускников школ поступают в вузы. А где среднее звено? Слесаря 6-го разряда найти очень и очень сложно, а, например, космическую ракету мы не сделаем без высококлассных специалистов. Говоря об инвестициях, мы должны понимать, какими руками это будет производиться. Это вопрос глубокого содержания.

Вопрос: Недавно Евгений Куйвашев завершил серию поездок по регионам УрФО, и вопросы привлечения инвестиций там были ключевыми. Какие-то новые поручения дал по итогам?  

Александр Сидоров: Конечно, я могу сказать, что помимо совещаний были проведены и приемы по личным вопросам, касающиеся инвестиций, касающиеся тех предприятий и предпринимателей, которые имеют ресурс – интеллектуальный, финансовый – для внедрения инноваций. Они готовы прийти, но определенные барьеры мешают им это сделать. Деятельность инвестиционного уполномоченного как раз направлена на то, чтобы решать такие вопросы, чтобы выявлять такие потенциальные предприятия. Например, в Челябинске научное сообщество предлагает совершенно новое покрытие для энергосберегающих ламп. Им немножко нужно помочь, и деятельность можно будет расширить на федеральный округ и далее, потому что эффект превышает действующие нормативы по энергосбережению. Или взять развитие предприятий, которые связаны с переработкой продукции. Есть также много технологий, связанных с теплом. Уральские ученые предлагают совершено по-иному, более эффективно использовать то тепло, которое расходуется на выработку электроэнергии, и вторичное тепло. Есть много желающих поработать в этом направлении.

Нужно находить этих людей, лелеять и носить на руках, создавать им условия. Это тоже одна из основных задач для инвестиционного управляющего. Я считаю, что на сегодня самое существенное, что произошло, в деньгах не измерить. Изменилось мировоззрение и понимание того, что процесс инвестиций и инноваций в РФ необратим.

Александр Сидоров Андрей Андриянов заместители полпреда|Фото: Накануне.RU

Новые заместители полпреда - Александр Сидоров и Андрей Андриянов - перед совещанием в Челябинске 

Вопрос: Как Вы считаете, деятельность инвестиционных уполномоченных или "инвестиционных офицеров", как их иногда называют, должна пересекаться с деятельностью АСИ или "Сколково"?

Александр Сидоров: Я бы термин "пересекаться" не употребил – мы должны работать совместно. В конечном итоге, наша главная задача – это инновации в производстве. Вы же знаете наши предприятия, насколько устарело оборудование, так какая разница, кто будет этим вопросом заниматься – АСИ, "Сколково" или инвестиционный уполномоченный? Это весь комплекс единой программы по модернизации нашей экономики.  

Вопрос: Хотелось бы задать вопрос о проекте "Урал промышленный – Урал Полярный". 1 ноября стало известно, что снижена стоимость мостового перехода через Обь, проект будет осуществляться без участия федерального бюджета. Корпорация предлагает не строить автомобильный ярус и подходы для автомобильного транспорта, а построить лишь ярус для железнодорожного транспорта. Исключив автомобильный переход, корпорация снизит стоимость строительства моста до 28 млрд руб. Поясните, с чем это связано? 

Александр Сидоров: Действительно, мы пошли на то, чтобы снизить стоимость проекта, при том, существенно. Исходя из этого, проект стал более привлекательным для потенциальных инвесторов. Мы их сегодня ищем – как в виде банков, которые расположены в РФ, так и виде зарубежных организаций. Сказать, что совсем не будут присутствовать бюджетные деньги, я не могу. Большая часть денег будет кредитных, но государство продекларировало дать гарантии, которые, все-таки, закладываются в бюджет. Под возможность предоставления гарантий мы и проект тоже пытались подвести. Кроме того, участвуют в этом органы власти субъектов Федерации, в частности, ЯНАО уже вкладывает свои деньги в развитие инфраструктуры. Это тоже государственные деньги. Учредителями корпорации является ряд регионов УрФО, они внесли в уставный капитал свои средства, которые уже работают. "Урал промышленный – Урал Полярный" требует громадной проектно-сметной документации, и мы уменьшили со 184 млрд руб. до 134 млрд руб. стоимость проекта, но это потребовало очень тщательной проработки. Наша задача состоит в том, чтобы государственные деньги, которые вкладываются, работали эффективно и на перспективу, они должны приносить отдачу для регионов, ведь это деньги людей, которые их доверили.

Вопрос: А такое урезание строчек бюджета проекта коснется и других строек?

Александр Сидоров: Анализ идет постоянно. Я думаю, что в ближайшее время в этом направлении будет проведена работа по "Полярному кварцу". Есть задача те предприятия, которые в одном направлении работают, объединить в рамках корпорации, этим самым мы минимизируем затраты.  

Вопрос: И как по "Полярному кварцу" вопрос будет решаться?  

Александр Сидоров: Уже фактически есть решение о том, что будет создаваться подразделение в Ханты-Мансийском округе, которое будет заниматься этим направлением предметно. Думаю, в ближайшее время соответствующая организационная структура для решения необходимых задач будет создана.

Вопрос: Какую оценку можете дать подготовке к зиме, коммунальной аварийности в УрФО? Очередная коммунальная авария произошла на днях в центре Екатеринбурга, неподалеку от места, где находится полпредство.

Александр Сидоров: По тем отчетам, которые мы получили от органов власти субъектов Федерации, картинка, казалось бы, радужная. Паспорта все получили, 100%-ную готовность объявили, котельные включили, все работает.

Вопрос: А на деле?

Александр Сидоров: А на деле аварии, которые сегодня происходят, в частности, упомянутые Вами аварии в Екатеринбурге, Ишиме, Тюмени, Кургане, позволяют сделать вывод, что не все благополучно. Степень надежности вызывает сомнения. Всегда в переходный период есть аварии, но то, что коммунальщики недобросовестно отработали, думаю, тоже имеет место. Есть соответствующее поручение полномочного представителя: мы в ближайшее время проведем очень тщательный анализ, и с органами госвласти состоится серьезный разговор. Задача сегодня состоит в том, чтобы аварийные бригады обеспечить достаточным количеством техники, специалистов. Совсем избежать аварий мы не можем, но наша задача – их минимизировать и оперативно исправлять ситуацию.

прорыв трубы водопровода Радищева-Добролюбова|Фото:Накануне.RU

Авария на ул. Радищева в Екатеринбурге, 31 октября 

Вопрос: А к Вам поступают сигналы, что где-то до сих пор не включено тепло или в каких-то населенных пунктах недостаточно тепло? Например, постоянные жалобы идут из челябинского Аргаяша. В Артемовском Свердловской области наблюдалась сложная ситуация. Проблемы были по военным городкам.

Александр Сидоров: По домам есть, но это единичные случаи. Я не могу сказать, что это характерно для федерального округа в целом, что есть тенденция отрицательного характера. Что касается военных городков, то такие вопросы были и эта проблема характерна для Уральского округа. Неподключение тепла происходит там по другой причине – нет расчета за тепло и т.д. Это ведь живой организм, и меры принимаются. Но не могу сказать, что такие проблемы носят массовый характер.   


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС