29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика В России

Эксперты: Институту полпредов поставят новые задачи после выборов

Рабочая группа по перераспределению властных полномочий под председательством вице-премьера Дмитрия Козака должна к концу ноября подготовить для президента окончательный доклад, в котором будут содержаться предложения и по реализации этой инициативы, утверждают СМИ. Козак не сомневается в том, что регионам по силам справиться с большим объемом полномочий. В прессе появляются и откровения информированных, но анонимных чиновников о том, что среди предложений, которые будут содержаться в докладе рабочей группы, немало вариантов модернизации института полпредов. Как считают эксперты, опрошенные Накануне.RU, до окончания выборного цикла реформировать этот институт нецелесообразно для действующей власти, а наиболее радикальный вариант – расформирование, вообще стал бы серьезной ошибкой со стороны Президента. Впрочем, логика в том, чтобы наделить полпредов экономическими функциями есть, и она прослеживается в ряде  последних кадровых решений. 

Говорить о каких бы то ни было реформах до того, как будут озвучены конкретные предложения – не более, чем спекуляция, считает политолог, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.

никонов вячеслав алексеевич президент фонда политика|Фото: Накануне.ru"Насколько мне известно, никаких решений на этот счет не принято и никаких превалирующих мнений нет. Поэтому сейчас все разговоры на этот счет – это простые спекуляции. Вокруг институтов полпредов всегда были какие-то разговоры: изначально говорили, что это временный институт, потом – что он будет реформирован, за этим, как правило, пока ничего не стояло. Я знаю, что в настоящий момент существуют самые разные идеи на этот счет, но они пока не воплощены ни в какие конкретные предложения. До выборов это точно никто трогать не будет", – рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.

В том, что до окончания выборов полпредства никто реформировать не будет, убежден и генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

"В ближайшее время, до марта 2012 года, реформирования института полпредства не предвидится по простой причине – электоральной. Дело в том, что на полпредов Администрация Президента возлагает очень большие надежды в смысле контроля за электоральным процессом в регионах: как за организацией выборов, так и за подсчетом и оглашением результатов. Поэтому в ближайшее время, если и будут какие-то изменения в этом институте, то только в виде кадровой ротации", – рассказал Накануне.RU эксперт.

Политолог считает, что институт полпредов сыграл важную роль и выполнил те задачи, которые были на него возложены. Однако это не значит, что сейчас можно расформировывать полпредства, поскольку полномочные представители являются посредниками между главами субъектов и Президентом, а также выполняют важную кадровую роль.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "Мне кажется, что институт полпредов в значительной степени оправдал свое существование, потому что в начале, как известно, это была структура, которая приводила в соответствие региональное законодательство с федеральным. Затем полпреды стали осуществлять, в том числе, фискальные финансовые функции, а в конце концов, все свелось к политическому контролю, что представляется весьма и весьма важным в преддверии некоторых территориально-административных преобразований в регионах, я имею в виду их укрупнение. (Укрупнение регионов в РФ с 2005 года проводилось за счет включения автономных округов в состав тех краев и областей, в которые они входили. В настоящий момент таких областей осталось две: Архангельская область с НАО и Тюменская область с ХМАО и ЯНАО, – прим. Накануне.RU)", – выразил свое мнение Мухин.

По его мнению, упразднение полпредств сильно осложнит Президенту контроль за регионами и взаимодействие с ними, потому что полномочные представители служат определенными посредниками между Президентом и главами субъектов.

"Мне кажется, что Администрация Президента не заинтересована в упразднении этого института, потому что он служит своеобразным посредником, медиатором между 83 главами регионов и аппаратом Президента. Избавляться от такого медиатора означает взваливать на себя непосильную ношу общения со всем этим губернаторским корпусом, что технически весьма затруднительно. Одно дело – проводить селекторное совещание с 83 людьми, а другое дело – поговорить хорошо с восемью", – пояснил Мухин.

Показательными в этом плане являются и слова, которые говорил первый замглавы АП Владислав Сурков еще в конце сентября при представлении новых полпредов (коих, как мы помним, в последнее время появилось сразу несколько - Николай Винниченко в СЗФО, Олег Говорун в ЦФО, Евгений Куйвашев в УрФО). Он в работе полпреда отмечал такую функцию, как выстраивание отношений с регионами. "Это (отношения с регионами) несущая конструкция политической системы", – особо подчеркивал он.

Считается, что после того, как в 2004 году выборы губернаторов были упразднены, активность полпредов во многом упала, и их стали рассматривать как своеобразных надзирателей за губернаторами. С учетом того, что в последнее время произошел ряд перестановок, стали появляться предположения, что полпреды в будущем уйдут от исполнения лишь этой функции и станут принимать более активное участие в экономическом развитии региона. Тем более, что в первую волну кризиса на них фактически был возложен контроль за уровнем безработицы, выплатой зарплаты на проблемных предприятиях, а сейчас все чаще говорят о наступлении второй волны кризиса. Следует вспомнить и назначение, которое может стать "отправной точкой" для реформирования института полпредств, когда Александра Хлопонина в СКФО одновременно наделили функциями вице-премьера.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU По мнению Мухина, быть надзирателем – это совсем не пустая функция, и в современных условиях достаточно важная работа.

"А что в этом плохого? Кто же у нас отменял надзирание за кадрами? Я Вас умоляю. Я не вижу в этом какого-то негативного смысла. У нас такие губернаторы, что за ними не только надзирание должно быть, но и нужен очень хороший и качественный, я бы даже сказал, пенитенциарный уход. Губернаторы  – такие!", – не без иронии отметил политолог.

Что касается экономических полномочий, то эксперты сомневаются, что полпреды получат какие-то более серьезные полномочия и рычаги в этой сфере.

"Экономические полномочия, кроме фискальных, полпредам никто выдавать не будет по той простой причине, что Администрация Президента не обладает, во всяком случае пока, никакими экономическими полномочиями. Все они сосредоточены в исполнительной вертикали, но с переходом Владимира Путина в президентское кресло все может измениться, поэтому я и обозначил Вам срок март, даже март-май 2012 года. Вполне вероятно, что изменения произойдут", – считает Алексей Мухин.
  
Солидарен в вопросе об экономических полномочиях и Вячеслав Никонов.

"Я не вполне представляю, о чем идет речь, это опять же спекуляция. Что значит "экономические рычаги"? Они же не могут получить, например, право издания нормативных документов по экономическим вопросам, это функция все-таки федерального центра", – отметил Никонов.

Полпредам есть еще над чем поработать, считает депутат Госдумы Сергей Марков. О тех сферах, в которых полпреды могут получить дополнительные полномочия, о том, почему межрегиональные проекты нужны, но медленно реализуются, и о том, что в России мало чиновников рассказал Накануне.RU политолог, директор Института политических исследований, депутат Госдумы Сергей Марков.

Вопрос: Появляется все больше предположений, связанных с тем, что в рамках программы децентрализации власти, о которой уже несколько месяцев говорит президент Медведев, будет видоизменен институт полпредов. Как Вы думаете, какими могут быть эти изменения?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Сергей Марков: Вы знаете, мне кажется, поначалу это был институт, дополняющий институт губернаторов и работающий по тем направлениям, по которым губернаторы не могут работать. Сначала они что реализовывали? Взять федеральный контроль над региональными представительствами федеральных агентств, таких как МВД, ФСБ, Центробанк, Сбербанк, таможенная служба, налоговая. Естественно, губернаторы не могли реализовать эту программу, поскольку это противоречило их интересам. Это стали делать полпреды и делали достаточно успешно. Следующим было поставлено – подбор и расстановка кадров. Они этим занимались, они этим и продолжают заниматься. Теперь, если мы хотим, чтобы они развивались, то им нужно обеспечить новые задачи, с которыми не в состоянии справиться губернаторы.

Вопрос: Какими же могут быть эти задачи?

Сергей Марков: Например, рост самостоятельности местного самоуправления. Им от кого нужна самостоятельность? От губернаторов. Второе направление важное, которое может быть – формирование общественных советов, независимой общественности при местных губернаторах. Почему так хорошо у нас работает российская общественная палата и хуже работают региональные? Модель общероссийской общественной палаты заключается в том, что она является независимой от бюрократии. Ее создает Президент, и он может создавать ее независимо от бюрократии, поскольку бюрократия от Президента далековата. Но губернатор, когда ее создает, он не может создавать ее независимо от бюрократии, потому что губернатор и есть бюрократия. Поэтому региональные общественные палаты, зависимые от губернатора, они оказываются менее эффективными, чем общефедеральная общественная палата, зависящая от Президента. Это может быть вторым направлением: чтобы не губернатор, а полномочный представитель Президента принимал наиболее активное участие в формировании общественных палат регионов и городов. В крупных городах, в областных центрах, всегда есть противостояние мэра и губернатора, двух бюрократических структур. Но чтобы такого противостояния не было в общественных палатах, правильно было бы, чтобы их формированием занимался именно полномочный представитель Президента.

Вопрос: А должен ли полпред взаимодействовать, в таком случае, с бизнесом?

Сергей Марков: У нас бизнес имеет альянс сращивания с бюрократией, и стоящий, в определенном смысле, над бюрократией полномочный представитель мог бы разбивать этот бизнес-бюрократический альянс. Это бы способствовало снижению коррупции и вообще тому, чтобы бизнес зарабатывал деньги, развивая экономику, а не душа конкурентов в бюрократических кабинетах. Еще одна важная задача, которую могли бы реализовывать полномочные представители – это ликвидация "крышевания" бизнеса со стороны правоохранительных структур. Сегодня это одна из острейших болезней, она связана, конечно, с другой болезнью – с развитием криминалитета, поскольку "крышевание" бизнеса правоохранительными структурами рождено было как позитивная альтернатива тому, что было в 90-е годы, когда "крышеванием" бизнеса занимался криминалитет. Теперь необходимо обеспечить, я бы сказал, "гражданское крышевание" бизнеса. Нам надо подумать, как избавиться от этой связки бизнеса и правоохранительных структур, тогда резко бы снизилась коррупционная составляющая, ну и была бы создана более здоровая атмосфера в целом. Вот это те задачи, которые могли бы быть поставлены перед полномочными представителями Президента.

Вопрос: Есть масса предположений относительно того, что полпреды могут получить больше полномочий в экономической среде. Что Вы думаете на этот счет?

губернаторы урфо якушев кобылкин комарова юревич мишарин богомолов|Фото: Накануне.ruСергей Марков: Что касается экономики, то здесь речь может идти только о преодолении барьеров между регионами. Сами губернаторы занимаются экономикой, должны ей заниматься, но что касается преодоления барьеров, то это тоже очень важный вопрос, который им самостоятельно сложно решить. И еще я бы вот что сказал. Поскольку полномочные представители напрямую выходят к Президенту, то они могли бы заниматься еще борьбой с коррупцией, им нужно дать в этом плане более широкие полномочия.

Мы берем очень маленькие формальные налоги с бизнеса, поэтому зарплаты маленькие у чиновников, а главное – у чиновников очень мало бюджета и ресурсов для реализации своих проектов. А чиновникам нужно еще платить какую-то зарплату своим людям, тем, кто в этих проектах участвует, и для этого они должны постоянно просить или вымогать или сочетать эти два действия, чтобы получить эти деньги у бизнеса. Таким образом, у нас получается, что формальные налоги маленькие у бизнеса, а неформальные – очень большие. И вот это налогообложение должно перейти из неформальной в формальную зону. Формальные налоги должны быть увеличены, неформальные уменьшены, а самое главное, чиновники должны получить деньги для своих политических проектов.

Вопрос: Во многих федеральных округах были запущены межрегиональные проекты, на которые выделяются большие деньги, например, "Урал промышленный – Урал Полярный", программа развития Дальнего Востока. Полпред выступает в таких проектах, как правило, в качестве куратора или координатора, но не несет персональной ответственности и реальных рычагов для реализации этих проектов также не имеет. Насколько такие проекты сейчас эффективны и целесообразны? Были бы изменения, если полпред имел более широкое влияние на их реализацию?

урал промышленный-урал полярный карта проект|Фото: Накануне.ru

Сергей Марков: Конечно, они абсолютно целесообразны и эффективны. Именно надрегиональные крупные проекты эффективны и целесообразны, потому что означают очень серьезное экономическое приращение. Но дело не в том, что полпреды не имели каких-то полномочий. Дело в том, что они базировались на, если можно так сказать, идеологии, что роль государства в них должна быть минимальна. При реализации таких проектов эта идеология неэффективна. Возьмем классический пример: развитие дорог. Дороги у нас плохо строят, и предлагают: "давайте мы будем строить частные платные дороги". Это порочная идеология. Не будут у нас строить частные дороги. Более того, построенные государством дороги можно давать в частное управление, но и это нужно делать в условиях жесточайшего контроля. Если учесть, что эта дорога неизбежно будет монополистом, даже если будет объездная дорога, то сочетание монополизма и очень высокого уровня коррупции и бюрократии приводит к тому, что цены будут очень высокими, а доходы будут доставаться частным коррумпированным группам. Таким образом, в реализации этих проектов препятствует эта идеология.

На самом деле, нам нужно повышать роль государства. Суть этих больших региональных проектов, по большому счету, заключается в том, что нужно дать стимул к более быстрому развитию, чем естественное развитие. Его надо ускорить. Это развитие должно быть обгоняющим. Но двигателем обгоняющего развития не может быть частный бизнес, им может быть только государство, которое может использовать стратегические ресурсы, которое может иметь стратегический взгляд, у которого есть воля системно все это организовать. Но когда вы предполагаете цель, которая имманентно предполагает высокую роль государства, с одной стороны, а с другой стороны реализацию, которая предполагает минимальную роль государства, то у вас возникает системное противоречие. Вот это системное противоречие и является главной проблемой для всех этих проектов, а вовсе не недостаточная роль полномочного представителя.

Вопрос: А если предположить, что действующая власть начнет дебюрократизацию и начнет ее с упразднения института полпредов?

Сергей Марков: Это глупо. Такое развитие событий, конечно, возможно, но будет ошибкой. Есть некоторые функции, которые желательно было бы осуществлять из федерального центра. Нам не нужно меньше бюрократов, нам нужно, чтобы бюрократы работали на благо страны, а не на свой карман. У нас бюрократов в пересчете на человека значительно меньше, чем в Европе и США, просто пропорция тех чиновников, которые работают на свой карман, у нас значительно выше, чем во всех этих странах, вот в чем дело. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС