25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В бывшем СССР

Теракт в метро Минска – попытка начать "бархатную революцию" в Белоруссии?

Вчера, 11 апреля в Минске произошел первый теракт за весь постсоветский период. Мощный взрыв в метро на узловой станции, находящейся при этом в непосредственной близости от комплекса зданий, в которых находятся правительственные органы, включая президентский дворец, потряс страну своей дерзостью, жестокостью и неожиданностью. Более полутора сотен человек получили ранения, более десятка убито. КГБ Белоруссии работает, переживая случившееся, батька Лукашенко зол и собран,  эксперты строят многочисленные предположения о том, кто смог организовать и реализовать это ужасающее действие. О причинах теракта, о том, кому это выгодно и каких последствий следует ожидать в ближайшем будущем рассказал Накануне.RU главный редактор журнала "Национальная оборона" директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Вопрос: Кто может стоять за организацией столь жестокого и дерзкого происшествия? 

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RUИгорь Коротченко: На мой взгляд, надо искать, прежде всего, того, кому выгодно. А выгодно тем, кто намерен сместить Лукашенко, поскольку взрыв в Минске – это, во многом, рубежное событие в общественном мнении республики, потому что подобных вещей там не происходило.

Белоруссия всегда казалась оазисом безопасности на постсоветском пространстве и до вчерашнего дня это была действительно одна из самых безопасных стран постсоветского пространства, где спецслужбы достаточно эффективно пресекали любые формы даже не террористической, а любой преступной активности.

Я напомню, что Белоруссия – это единственная страна, где была решена проблема организованных преступных группировок, их там нет как таковых – ни воров в законе, ни организованных преступных группировок, ни рэкета, словом, всех тех миазмов, которые присутствуют во всех остальных странах, включая Россию. Поэтому, данный теракт, он выгоден как механизм запуска масштабной общественно-политической дестабилизации в Белоруссии, учитывая, что страна в настоящее время испытывает серьезные трудности с вопросами поддержания курса национальной валюты, с резким скачком цен, с ожидаемыми, в общем-то, шагами, которые будут негативно восприняты очень многими белорусами. Данный теракт, по мысли организаторов, будет катализатором тех процессов, которые, очевидно, должны в конечном итоге, по замыслу тех, кто за этим стоит, привести к устранению Лукашенко с политической арены, либо достижения градуса социальной напряженности в республике того состояния, когда против нее могут быть введены более масштабные экономические, а возможно, и военные санкции. 

Вопрос: Таким образом, это событие может стать первым в череде процессов, которые могут привести к очередной бархатной революции?

Игорь Коротченко: Да, да, абсолютно точно! Потому что ситуация показала, что попытка использовать оппозицию для смены власти провалилась, Лукашенко достаточно жестко и эффективно разрулил ситуацию, которая была после президентских выборов. Фактически мы имели в Минске вооруженный мятеж с целью захвата власти, эта попытка была подавлена. Сейчас реализуется следующий сценарий: это попытаться дестабилизировать ситуацию не только в Минске, но и во всей республике, посеять в белорусах чувство незащищенности, страха, подорвать их веру в лидера государства, как политика способного обеспечить безопасность в стране и, мне кажется , что именно в данном контексте следует рассматривать минский теракт.  

Вопрос: Сложно представить, что белорусская оппозиция самостоятельно могла совершить такой теракт. Стоит ли искать "руку Запада", которая всплывает в различных конспирологических теориях, либо идет все-таки некий внутренний процесс? 

Игорь Коротченко: Естественно, что КГБ Белоруссии достаточно плотно занимается оппозицией и делает это в достаточной степени эффективно, поскольку система спецслужб страны ориентирована на комплексное противодействие угрозам, в том числе, угрозам внутренней безопасности. Пока с уверенностью говорить, как это было организовано, не представляется возможным, нужно ждать результаты следствия.

Но, на мой взгляд, все - таки стоит искать иностранный след. Возможно, расследование покажет более детальные вещи, но зарубежную руку однозначно следует искать, потому что практика показывает, что когда вопрос встает о таких серьезных вещах как свержение неугодных режимов, все средства хороши. Поэтому, без иностранного вмешательства, по крайней мере, в манипулирование собственно тем, как проходил этот теракт, трудно избавиться от именно такого ощущения. Подчеркиваю еще пока что ощущения. Однозначно, что надо смотреть за тем, как будет интерпретироваться в мировом общественном мнении минский теракт.

Мы уже можем говорить, что отрабатывается теория в соответствии с которой взрыв был выгоден, прежде всего, самому Лукашенко, что конечно же бред. Я думаю, что процесс демонизации Лукашенко будет нарастать, возможно, будут проведены активные информационные вбросы заранее сфабрикованных материалов, документов, для того чтобы политическую и, самое главное, конкретную ответственность за этот теракт попытаться повесить на белорусские власти и на Лукашенко, на его режим. Я думаю, что в течение ближайших дней совершенно четко увидим эту тенденцию, что будет свидетельствовать о том, что в принципе все это спецоперация, которая проводится с целью либо сменить Лукашенко, либо провести масштабную дестабилизацию ситуации в Белоруссии.  

Вопрос: А можно ли продолжить логику. А если цель не только устранение неугодного Лукашенко, если посмотреть с точки зрения геополитики – может ли это воспринимать как геополитическое давление на Россию, как это было, хоть и не очень успешно, с Украиной?  

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: belta.by

Игорь Коротченко: Ну, на Украине-то, в принципе, получилось, если говорить о приходе к власти Ющенко. Там все получилось хорошо, другое дело, что он крайне неэффективно руководил государством, фактически обанкротился, а ситуация сейчас качнулась в другую сторону. Я могу сказать, что любые попытки силового смещения Лукашенко и приведения к власти прозападных сил в этой стране следует рассматривать как прямую угрозу национальной безопасности России. Потому что Белоруссия – наш естественный стратегический союзник. И при всех разногласиях, которые у нас были с Лукашенко последние годы, надо отметить, что он был в военно-стратегическом плане, я подчеркиваю – в военно-стратегическом плане, надежным союзником Российской Федерации, это необходимо признать. И сохранение Лукашенко у власти, стабилизация его режима, во многом основанного на режиме личной власти, при внешнем соблюдении демократических процедур важны для России.

Мы можем говорить, что этот человек, его наличие в Минске стратегически выгодно для России. Естественно, если мы это понимаем с точки зрения геополитических интересов самой России, а не той части российской компрадорской элиты, которая недовольна Лукашенко и хотела бы его сменить для того, чтобы, во-первых, обеспечить легкий процесс разграбления и приватизации белорусской экономики, наиболее лакомых ее кусков. Это первое. И второе, надо понимать, что Лукашенко выступает для некоторой части политических элит, российских, прежде всего либеральных, сильнейшим раздражителем с точки зрения того, что значительная часть населения страны может сравнивать уровень жизни в Белоруссии и в России. В Белоруссии наведен элементарный порядок на дорогах, ухожены земли сельхозугодий, там есть порядок, нет грязи на улицах, там деревни чистые, аккуратные, в них живут люди. Такой социальный контраст в определенной степени раздражает либеральные российские элиты, которые относятся к тем, что готовы в угоду рыночным или псевдорыночным ценностям, которые совершенно не учитывают тот рост общественного недовольства в России, который имеет сегодня место в связи с дикой диспропорцией в уровне жизни олигархической элиты и огромного количества граждан страны, которые едва сводят концы с концами.

Несколько иное мнение высказывает руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, предполагая, что в Белоруссии появилась некая террористическая организация, которая смогла остаться незамеченной для органов госбезопасности Белоруссии.
билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU "Как я считаю, спецслужбы, в частности, государственная безопасность, видимо успокоились, у них не было никаких терактов, и, видимо, именно по этой причине, меры безопасности в белорусском метро не ответствовали тем мерам безопасности, которые имеются, например, в московском метро. Я считаю, самая главная проблема – вина спецслужб. После атак в московском метро, атак "Аум Синрике" и ряда других, выводов никаких сделано не было. Спецслужбы недоглядели, не последили. Я не знаю, кто бы это мог быть, такой информации пока нет. 
 

Во всяком случае, я не думаю, что это кто-нибудь из противников "батьки" Лукашенко пытается, таким вот образом, вернуть себе власть. Кто это я пока еще не могу сказать. Но, не сомневаюсь, во всяком случае, что это не те, кто воевали против Лукашенко на этих выборах. В конце концов вывод вот какой: это крайне кощунственно, взрыв в метро, в вагоне, как я понимаю. Видимо, эти террористы сели на одну из веток, а в Минском метро всего две ветки – северная и южная. Вполне возможно, что был часовой механизм, и когда это механизм подошел на остановку "Октябрьская", видимо, это было просчитано. Судя по всему, вполне возможно, что это был взрыв не смертника. Я считаю, что это террористическая организация, которая появилась в Белоруссии, хотя и неизвестно пока, каковы ее цели", – заявил Накануне.RU Анатолий Цыганок.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Известный политолог, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин напротив, отбрасывает мысль, о том, что в Белоруссии может действовать некая террористическая организация.
 

"Считаю, что это действие внутренних сил в стране. Я не вижу там возможностей для развития исламского экстремизма, его там нет, и взяться ему неоткуда. Сказки про происки зарубежных спецслужб тоже мне представляются сомнительными, мягко говоря. Предположение о действиях политической оппозиции представляются мне еще более абсурдной. Я не могу себе представить, что их оппозиция может что-нибудь взорвать, ни по своим политическим, ни по организационным ресурсам, " – выразил свое мнение Накануне.RU Александр Храмчихин.
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС