29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBr54K
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/room/17-18/, подробности здесь.
Ремонт под ключ: http://remont.youdo.com/repair/room/child/ здесь.
Объявление: http://remont.youdo.com/repair/room/child/other/podrostok/, подробности...
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Стандарт и знаки невнимания

15 февраля на сайте Минобрнауки РФ должен появиться очередной вариант проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Первый вариант документа, размещенный в Сети в ноябре прошлого года, уже нашел отклик у широкой аудитории: около 23 тыс. человек подписались под письмом первым лицам государства, в котором они выразили возмущение переводом в статус "по выбору" главных дисциплин образовательной программы. Представители института-разработчика проекта уже пообещали исправить ряд формулировок, на несовершенство которых им указали представители преподавательского сообщества. Но последние недоумевают: как добиться "широкой общественной поддержки" стандартов, без которой, как обещал глава Минобрнауки, невозможно их внедрение? Дело в том, многие критикуют саму суть концепции стандарта. Но, главное, отмечают эксперты, в концепции слишком много неопределенного.

15 февраля на сайте Министерства образования и науки (Минобрнауки) РФ должен появиться очередной вариант федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы.

Соответствующее заявление сделал вчера в рамках круглого стола, посвященного обсуждению этого ФГОС, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Первый вариант стандарта для старшей школы был размещен на сайте Минобрнауки, а также на специальном сайте, посвященном федеральным образовательным стандартам, в середине ноября прошлого года. А в конце января этого года в сети появилось письмо – обращение к первым лицам государства, в котором его выразили свое удивление и озабоченность рядом положений стандарта. Подписавшиеся попросили Президента, Вице-премьера РФ, председателя Госдумы и главу Минобрнауки РФ "наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин", а также "созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования". Дело в том, что в первом варианте проекта ФГОС среднего (полного) общего образования, который и сейчас можно прочитать на вышеупомянутых сайтах, обязательными в учебном плане для старшеклассников названы изначально только три предмета: несуществующий пока - "Россия в мире", физкультура и "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), а также "выполнение обучающимися индивидуального проекта".

Что такое индивидуальный проект, выяснить из документа непросто: в стандарте говорится лишь о том, на что этот проект "должен быть направлен" и о требованиях к результатам его выполнения. Например, ребенок "по результатам его выполнения" должен показать "способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами".

Русский язык и математика отнесены в разряд предметов "по выбору". Правда, далее оговаривается, что в итоге учебный план должен в обязательном порядке содержать семь выборных предметов – вопрос в том, какие именно из них ученик посчитает для себя важными.

Имеющийся в Сети проект ФГОС предполагает следующие правила выбора.

Предметы "выборной" категории поделены на шесть областей:
русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);
математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

"Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более семи учебных предметов)", - говорится в документе.

"Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС", - говорят о том, как можно трактовать вышеприведенную формулировку, авторы открытого письма.

Они подчеркивают, что нельзя переносить в категории "на выбор" базовые школьные предметы.

"Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:
объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука;
объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности
", - говорится в обращении.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Как сообщил Накануне.RU главный редактор газеты "Литература" ("Первое сентября"), учитель Центра образования № 57 Москвы Сергей Волков, который и составил текст "протестного" письма, под обращением уже подписалось более 23 тыс. человек и оно было надлежащим образом передано первым лицам государства.

Отметим, что, согласно информации, размещенной на специальном сайте, посвященном этому открытому письму, под ним подписались не только учителя, видные представители науки и искусства, но и менеджеры различного вида, программисты, инженеры, финансисты, пенсионеры, юристы и так далее.

Через несколько дней после публикации обращения в Сети Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минобрнауки вынести на суд общественности предлагаемые ведомством новые образовательные стандарты. Поручение он сделал на заседании президиума Правительства РФ 2 февраля 2011 г.

"Вообще спешить с такими фундаментальными изменениями нельзя, нужно подготовиться, как следует, и на ясном глазу принимать такие решения", - сказал тогда Премьер.

В конце прошлой недели главный разработчик ФГОСа для старшеклассников Алексей Кондаков и Сергей Волков встретились в рамках круглого стола. В ходе обсуждения Александр Кондаков признал, что документ нуждается в корректировке.

"Когда разработчик пишет, ему всё понятно, а когда потом текст читают… Грубо говоря, сейчас мы переводим язык законодателя на русский язык — чтобы было понятно всем", - приводит его слова газета "Московский комсомолец", которая выступила организатором круглого стола.

Александр Кондаков согласился тогда с тем, что нужно убрать запятую между русским и литературой, которая разделяет их в общедоступном проекте стандарта. Наличие этой запятой сейчас означает, что русский и литература считаются в стандарте самостоятельными предметами. Соответственно, если ребенок выбирает русский и литературу сразу, то есть два предмета в первой области, то в остальных пяти он сможет выбрать только по одному предмету – чтобы в итоге их было семь. То есть существует риск, что он не сможет одновременно изучать и русский с литературой и, например, алгебру с геометрией (которые тоже стоят через запятую), поскольку при таком раскладе он выбрал уже по два курса из двух областей. Как заметил Сергей Волков, эта запятая, по сути, и породила большую часть вопросов педагогического и научного сообщества.

|Фото: Накануне.ru"Да, запятую надо убрать. Спасибо! Но в новом варианте стандарта, который мы скоро вывесим, будет единая образовательная область — филология: русский язык и литература, родной язык, иностранный язык (правда, они будут разведены на две предметные области, но образовательная область будет одна). А в 10-м и 11-м классах мы вообще хотим русский язык и литературу объединить в один предмет — тем более что и преподает их один человек", - сказал Александр Кондаков.

Правда, как опять же уточнил разработчик ФГОС в ходе обсуждения, выбрать по два предмета из двух предметных областей все-таки возможно и при сегодняшнем варианте текста: для этого существует область "курсы по выбору" (последняя в перечне), куда фактически можно вписать нужный курс из более "предметных" областей.

Он добавил также, что будет издан дополнительный документ, в котором будет уточнен порядок изменения профиля обучения.

"Мы допускаем возможность изменения профиля обучения в первом полугодии 10-го класса. А в исключительных случаях, при решении педсовета, и в дальнейшем", - отметил Александр Кондаков.

В заключение обсуждения он сказал, что будет просить еще "хотя бы месяц" на доработку текста ФГОС.

Как сообщила Накануне.RU заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Любовь Феденко, для обязательного изучения "в соответствии с сегодняшним подходом к ЕГЭ, в соответствии со здравым смыслом, российскими традициями", в новом варианте закреплена филология или "русская словесность", включающая русский язык и литературу.

"Этот предмет обязателен к изучению. Обязателен предмет "математика и информатика". Они обязательны для каждого выпускника старшей ступени", - подчеркнула она.

По ее словам, разработчики ФГОС попросили Минобрнауки продлить процесс обсуждения стандарта в течение еще двух-трех месяцев.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ранее заявил, что "никакого одобрения этих стандартов не будет, до тех пор, пока они не получат достаточно широкую общественную поддержку".

Впрочем, Сергей Волков в беседе с Накануне.RU предположил, что выработать вариант стандарта, который получил бы эту широкую общественную поддержку будет крайне проблематично.

"У тех, кто протестует против стандарта, нет какой-то единой консолидированной позиции, чтобы была выраженная в каком-то документе другая система взглядов. Все критикуют стандарт с разных точек зрения. Как их учесть в реальности – я не знаю. Потому что часть возражений направлена против самой концепции", - сказал он.

По словам Сергея Волкова, тот факт, что в стандарте будет фигурировать предмет "русская словесность", но никто из учителей пока не может понять, каким образом можно будет организовать его преподавание.

"Объединение русского языка и литературы, но об этом в профессиональное сообщество слышит впервые и никто сейчас из профессионалов, преподающих русский язык и литературу, просто не готов даже понять, что это может быть, а в стандарте уже это будет записано", - говорит он.

То есть, фактически, исчезновение той самой запятой между русским и литературой, которое содержало в себе риск, что школьник может пройти мимо одного из этих предметов, и объединение русского и литературы в рамках обязательной "русской словесности" - тоже не выход.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Кроме того, подчеркивает Сергей Волков, неясными остаются вопросы финансирования выполнения этого стандарта. В частности, в проекте говорится, что школы должны быть оборудованы бассейнами, автогородками и прочими необходимыми для модернизированной школы вещами. Но, по его словам, на вопросы, касающиеся гарантий финансирования для выполнения этих обязательств, удается пока получать только размытые ответы.

В числе примеров таких размытых ответов можно привести слова самого министра образования и науки, произнесенные им на пресс-конференции:

"Пока нет никакой ясности, какие предметы будут основными, а какие дополнительными, и сейчас просто нельзя сказать, какой предмет мы оплачиваем, а какой не оплачиваем. Сейчас любой ответ вызовет дополнительные вопросы, и кто-то обязательно скажет, что вот это мы оплачиваем из бюджета, то, значит, что-то оплачиваться не будет. Я хочу сказать, то, что говорил уже неоднократно, бюджетная поддержка системы образования в школах ни в коем случае не будет уменьшена, а, напротив, будет увеличиваться. Моя точка зрения заключается в том, что здесь не должно быть застывших схем", - сказал тогда журналистам министр.

По информации Сергея Волкова, количество часов, которые сейчас оплачиваются из бюджета, по сути, совпадает с тем количеством часов, которое указано в проекте стандарта. Но вот количество предметов в нем меньше, чем то количество предметов, которое дается в настоящее время во многих регионах, где бесплатно для детей преподается (в зависимости от конкретного региона) до 18 курсов.

Сергей Волков подчеркнул, что он и его коллеги не против самого принципа выбора предметов – они против того, чтобы возможности этого выбора были сужены.

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС