29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

На стыке двух десятилетий: вопросов больше чем ответов

Итак, не претендуя ни в коей мере на полноту картины уходящего года, попробуем подвести некоторые итоги.

Начнем, как водится, с нехорошего.

В марте грохнуло в московском метро, вернув россиянам чувство шока и неуверенности от возможных терактов, несколько притупившееся, казалось бы за последнее время. Тогда в утренний "час пик" на станциях "Лубянка" и "Парк Культуры" с интервалом в 40 минут прогремели взрывы, в результате которых 40 человек погибли и почти 150 человек пострадали. Оба взрыва осуществили террористки-смертницы.

Теракты на этом не прекратились. И уже 31 марта два взрыва сотрясли Кизляр, унеся жизни 12 человек и ранив 37. А в сентябре террорист-смертник привел в действие "адскую машину" на владикавказском рынке. И снова 19 погибших, десятки раненых. А ведь еще было нападение на парламент Чечни, демонстративная вылазка боевиков и бой с ними в родовом селении Кадырова, теракт на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии, практически ежедневные вылазки террористов и бандитов в Дагестане.

Результат, несмотря на активные и подчас даже эффективные действия силовиков, неутешительный: в 2010 году 70% россиян боятся стать жертвой теракта (максимальный показатель с 2002 года).

Затем, почти сразу же, без перерыва, под Катынью грохнулся самолет польского президента вместе с большой частью высшего руководства страны. Почему грохнулся – до конца не ясно, но расследование причин катастрофы со всей определенностью указывает на то, что в этом виновата прежде всего польская сторона – уж очень Качинский рвался заклеймить позором покаяния российские власти, несмотря на туман и прочие неблагоприяные условия. Как итог – катастрофа, траур в Польше (что естественно) и траур у нас (что неестественно, особенно если учесть, что траур в России был объявлен аккурат в день Космонавтики), а затем – неоднократные и странные состоявшиеся покаяния российской госвласти, за расстрел немцами в 1941 году пленных (неясно какого количества) польских офицеров.

Вообще, с Ту-154 за год случилось еще два серьезных инцидента, но по чудесному (другого слова не подберешь) стечению обстояиельств, оба этих случая завершились счастливо – в первом случае отказавший самолет удалось посадить на заброшенную полосу в тайге, во втором – с выключенными двигателями вернуть на полосу, и, хотя самолет разломился на части и погибло два человека, топливо в практически полных баках не вспыхнуло (в таком случае погибли бы все). Удивительно! С польским президентом ТУ-154 разбился, а в двух других случаях - побился, но люди выжили! Чудны дела твои, Господи...

Конечно, прошедший год был чрезвычайно богат на погодные катаклизмы, и все, что с ними связано.
Рекордная жара привела к рекордным же пожарам, к которым, как оказалось, ни власти на местах, ни МЧС, ни другие ответственные оказались просто не готовы. Неожиданно выяснилось, что Лесной кодекс оказался чрезвычайно вреден для лесохозяйства страны, а практически уничтоженная за последние два десятилетия лесная пожарная охрана, отсутствие пожарных водоемов, захламленность просек, и прочее и прочее, успешно загубленное из того, что некогда эффективно внедрялось "тупым совком", привели к тому, что буквально за считанные часы полностью выгорали населенные пункты.
Всего было зарегистрировано 30 тыс. лесных и торфяных пожаров в 19 субъектах РФ на площади почти 1 млн.га. Пожары унесли жизни 62 человек. Без крова остались 3612 семей.
Естественно, засуха (при развале советской системы мелиорации) привела к мощнейшему удару по сельпрому – во всех аспектах. И опять выяснилось неожиданное – оказывается, к засухам неплохо бы иметь систему мелиорации, оказывается, у нас – зона рискованного земледелия, оказывается, бесхознвые торфяники имеют свойство гореть, а захламленные просеки не останавливают огненный пал. Итог - урожай зерновых сократился на треть.

Правительство было вынуждено запретить экспорт зерна. Однако каких-либо "громких" дел и отставок не последовало, списали все на плохой лесной кодекс (интересно, кто его разрабатывал и принимал?), отсутствие пожарного инвентаря (интересно, куда оно делось вместе с лесничими и пожарными?), рынды, в частности...
И практически незамеченным центральными СМИ остался тот простой факт, что рядом, в соседней Белоруссии, где Лукашенко частично сохранил и даже воссоздал советскую систему лесной пожароохраны не горело вообще ничего! Погода такая же, торфяники такие же, – а Смоленские леса горели, а Белорусские – через границу – нет!

Москва в результате погрузилась в беспросветную мглу удушающего смога. Дома на противоположной части улиц из-за смога проявлялись лишь эскизно, видимость на дорогах в отдельные дни и часы составляла не более 100 метров. Ряд московских аэропортов по целым дням не принимал и не отправлял рейсы. Те, кто пребывал на улицах столицы в это время, независимо от их желания, пополняли армию курильщиков, поскольку вдыхание московского воздуха медики приравняли к выкуриванию нескольких пачек сигарет в день. Смертность в Москве возросла в несколько раз. Цены на кондиционеры, вентиляторы и очистители воздуха резко взлетели, но и по заоблачным ценам купить эти приборы было весьма проблематично: они фактически исчезли из продажи.

Задымление Москвы имело в определенном смысле и политические последствия: в отставку был отправлен столичный градоначальник Юрий Лужков. Медведев лично уволил Лужкова как утратившего доверие. Причина же, конечно, не столько в смоге и отсутствии Лужкова в столице как раз в это время.
Еще до смога телеканалами был подготовлен мощный медийный залп по "Старику Батурину", каковой залп и грохнул своевременно и централизованно по команде "огонь!"
Ну, а после того, как Лужков даже после этого не захотел "уйти по-хорошему", его уволили "по-плохому", поставив жирную точку в его политической карьере.

На должность столичного градоначальника был назначен Сергей Собянин. Ему вряд ли можно позавидовать, учитывая то, в каком состоянии он принял городское хозяйство. Дефицит бюджета составляет 100 млрд рублей, а долги города – 250 млрд рублей. Новый мэр быстро наметил приоритеты деятельности московского правительства. В первую очередь он сосредоточил внимание на наполнении доходной части городского бюджета (и он был пересмотрен), выполнении социальных обязательств, объявил борьбу с пробками на дорогах, долгостроем.
Он предпринял шаги по восстановлению нарушенных при прежнем московском руководстве отношений и хозяйственных связей с Московской областью.
Вместе с тем некоторые намерения новой администрации, и в частности, попытки затолкать автомобилистов на коммерческие паркинги, например, в центре, в гостинице "Ритц Карлтон", с наскока решить "ларечно-палаточную" проблему, готовность рассмотреть вопрос о разгрузке перенаселенности мегаполиса за счет выдворения пенсионеров в специальные городки на территории ЦФО, вызвали негативную реакцию населения и критику в СМИ. Однако на своем первом прямом эфире Собянин заявил, что ничего подобного не будет.
Что на самом деле будет и как – сказать сложно, ясно лишь, что Собянин в наступающем году будет вынужден предпринять ряд решительных действий (каких – это вопрос), исходя не только даже из-за действительно сложного и проблемного наследства, которое ему досталось, но хотя бы просто потому, что следующий год – предвыборный, а Москва сама по себе играет ключевую роль в формировании политического вектора настроений и в стране и в обществе.

Что же качается векторов этих настроений, то он со всей отчетливостью все больше принимает принципиально разноправленный характер. С одной стороны, верховная власть все больше и больше начинает склоняться к либерально-демократической риторике - это и программный доклад, сделанный в начале года ИНСОРом, многие из положений которого начинают в реалиях выполняться на практике, и благодушное отношение к маргинальным оппозиционерам из либерального стана, постепенно приучивших к всенепременным протестным (непонятно, правда, против чего) сборищам-митингам, и несколько раз озвученный курс на пресловутую десталинизацию (это при том что И.В. Сталин умер 57 лет назад), и множество прочих, знаковых подобных вещей. С другой стороны, сами настроения народным масс (в частности, даже молодого поколения) все отчетливей указывают на то, что тотальное и всеобщее отрицание заслуг СССР, правопреемницей которого является РФ, не вызывают сочувствия у многих и многих наших сограждан.

И наглядность этих разновекторных тенденций у власти и общества было продемонстрировано в Москве на Манежной.
Несколько тысяч человек вышли на Манежную площадь выразить свое несогласие с действиями правоохранительных органов по расследованию убийства футбольного болельщика Егора Свиридова выходцами с Кавказа. Именно неправомерные действия следователя (что впоследствии было признано официально) привели к тому, что совершенное убийство стало восприниматься как циничное попрание Закона и Правопорядка.
И именно с требованиями Закона для всех и соблюдения Правопорядка в равной мере для всех вышли люди на Манежную, в отличие от групп провокаторов, демонстративно кидающих "зиги" перед телекамерами. Как бы то ни было, благодаря действиям милиции, и в первую очередь главы ГУВД Москвы Владимира Колокольцева, выступившего перед фанатами и не отдавшего команду на применение спецсредств (а закон позволяет их применять в подобной ситуации), удалось избежать жертв и не допустить осложнения ситуации.

Так для властей и всего общества прозвучал громкий звонок. Проведенные акции выявили ряд существенных проблем российского общества – отсутствие сколько-нибудь спланированной и внятной молодежной политики, прорехи в школьном и вузовском образовании, в отсутствии у властей четкого и внятного понимания, что с этим все делать.
Будут ли сделаны после этого должные выводы – неизвестно, но они должны быть сделаны.

Наша милиция, рожденная февралем 1917 года и созданная советской властью, доживает последние месяцы. Вместо нее сейчас будет полиция.

Произойдет ли качественное обновление этой структуры – сказать сложно. "Общественное обсуждение" законопроекта о полиции – само по себе, а действительность – сама по себе. События в Кущевской и Гусь-Хрустальном, факты сращивания милиции с криминалом, наличия "оборотней" в погонах, продажи должностей и т.п. – дают повод сомневаться, что в ближайшее время мы вдруг обретем неподкупную, объективную, полицию. Откуда вдруг возьмутся, откуда вылупятся честные, неподкупные полицейские, понять сложно. Впрочем, к самому переименованию это относится веьма опосредованно. В конце-концов, и к новому названию постепенно привыкнем – а куда деваться. Но вот какое новое качество полиция приобретет в итоге – большой вопрос.
Много еще чего было. Были проваленные в США шпионы-нелегалы. Была скандально-показушная эпопея с Химкинским лесом (хотя на том же Дальнем Востоке черные лесорубы тотально истребляют тайгу и вывозят "кругляк в Китай). Был тотальный провал нашей сборной на Олимпиаде в Ванкувере и был выигрыш нашей заявки на мундиаль-2018…

Наконец, было подведение итогов прошедшего года, сделанное последовательно Путиным и Медведевым. Что характерно, у Медведева и Путина оказались разные итоги.

По ходу интервью Медведева выяснилось, что у него с коллегой по тандему мнения по важным для страны вопросам совпадают далеко не всегда. Что и было продемонстрировано в прямом эфире на всю страну.

И это несмотря на то, что в обоих случаях вопросы готовились заранее (хотя риск импровизации в программе Путина по понятным причинам был выше). Тем не менее, иногда главе правительства даже задавались острые вопросы, что выгодно отличало "Разговор" 2010 года от всех предыдущих. В случае же с президентом актуальные вопросы были, однако по-настоящему острых ему так и не задали.
Начал свое интервью президент не с такой болезненной темы, как Путин (тому сразу же пришлось отвечать на вопрос про Манежную площадь) - Медведев решил сначала перечислить главные события 2010 года. По его мнению, они таковы: выход из глобального экономического кризиса, сдвиг в решении проблем детей, природные пожары, подготовка к подписанию с США договора об СНВ и 65-летие Победы.

Немало эфирного времени отняло у президента перечисление успехов и неудач модернизации, которую он по ходу дела попросил не сравнивать с горбачевской перестройкой. Отказываться от своей идеи модернизировать российское общество, как выяснилось, Медведев не намерен - по его словам, все хоть и медленно, но идет по плану (лампочки выпускаются).
На вопрос про политическую систему президент повторил то, о чем говорил месяц назад в своем блоге. Однако куда более интересным (и даже провокационным) получился ответ президента на, казалось бы, невинный вопрос ведущих о том, кого помимо Путина и Медведева можно считать перспективными российскими политиками. Дежурно упомянув руководителей думских фракций, президент неожиданно причислил к перспективным оппозиционеров Михаила Касьянова, Бориса Немцова, Эдуарда Лимонова и Гарри Каспарова. "Это тоже публичные политики. К ним по-разному относятся. У них у каждого своя электоральная база", - сказал Медведев.
Этим высказыванием президент возразил Путину, который всего неделю назад в прямом эфире назвал Немцова "и других" алчущими денег и власти подельниками Бориса Березовского, у которых одна цель - распродать всю Россию.

Кардинально разошелся Медведев с Путиным и в пресловутом "вопросе о МБХ". На Путинско-Жегловское: "вор должен сидеть в тюрьме", Медведев заявил, что "ни одно должностное лицо, состоящее на государственной службе", не имеет права высказывать свою позицию по этому (или по какому-то другому) делу до момента вынесения приговора.

А самым, пожалуй, забавным в интервью Медведева был вопрос, который он сам задал своим интервьюерам. Президент поинтересовался у Константина Эрнста, Владимира Кулистикова и Олега Добродеева, правда ли, что говорят люди про цензуру на телевидении - дескать, телеканалы "фильтруют информацию и не дают правды"? Перефразируя: На риторический вопрос "Правда ли что вы не даете Правды?" - "Неправда!", - хором заявили очевидную неправду все трое.
Все трое заявили, что никакой цензуры, Дмитрий Анатольевич, на ТВ нет - все ограничено лишь законом и нормами морали. Кулистиков поспешил заявить о том, что он "всегда был свободен, когда работал в СМИ". Эрнста понесло еще дальше, и он поставил российское телевидение на одну доску с телевидением крупнейших демократических стран (как будто они являются образцом свободы слова).
Чем, похоже, успокоили и настроили на еще более благодушный лад Дмитрия Анатольевича.

******
И в этом смысле явные разночтения в оценке итогов прошедшего года не у каких-то там посторонних экспертов, но внутри самого властного правящего тандема оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов.
Особенно в преддверии наступающего 2011 года, который будет предвыборным.
Будем посмотреть.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС