17 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBcenN
YouDo: http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/, лучшие цены тут.
Ремонт длинной, узкой кухни на http://remont.youdo.com/repair/kitchen/khrushevka/.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Год в полете: Эйяфьятлайокудль, Катынь, Ижма и другие авиасобытия

2010-ый год заканчивается так, как и прошел - под знаком аномалий. "Ледяной дождь" обесточил "Домодедово", задержались сотни рейсов, а граждане сидели в полной темноте и очередном транспортном коллапсе. Так что этот год запомнится не только на хорошими и забавными событиями, но и на досадными неприятностями, и, увы, авиакатастрофами. Вспомнить хотя бы так и не выученное россиянами слово Эйяфьятлайокудль или трагедию под Катынью, в которой погибло все высшее руководство Польши. Иногда печаль смешивалась со слезами счастья, как, например, в случае с Ту-154, который сел в тайге на совершенно не приспособленную для такого типа самолетов полосу. Пилоты, безусловно, герои (за что, кстати, и получили соответствующие государственные награды), но это же и повод задуматься – не держится ли вся наша авиация на героизме отважных летчиков? А еще были снежные коллапсы и европейские забастовки, крушения без жертв, так и не ставшая реальностью "Росавиа" и многое-многое другое. Обо всем этом – в финальном годовом авиаобзоре Накануне.RU.

В начале 2010-го года заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов сделал прогноз, согласно которому за год авиаперевозки в стране должны вырасти на 14-15%. Тогда же он отметил, что, возможно, удастся добиться и роста к докризисному 2008 году – "это будет очень неплохой результат для отрасли". На 2011-ый год прогноз менее оптимистичный. В декабре глава Росавиации Александр Нерадько сообщил журналистам, что в 2011 году ожидается рост авиационных переводок на 10-12%, и это будет чуть ли не в два раза выше, чем мировые показатели. Что же до реальных итогов года уходящего, то тут Нерадько вообще может смело порадовать начальство – рост в 2010-ом может составить аж 30% (к 2009). Кстати, из тенденций, которые отметил глава Росавиации, главной, пожалуй, является дальнейший процесс объединения частных перевозчиков.

Основания для передела рынка есть. Во-первых, не все уцелели после кризиса, во-вторых, хоть и медленно, но меняется структура перевозок внутри страны, возвращаются региональные рейсы, а это значит, что и потребность в новых, в первую очередь, региональных перевозчиках растет. В-третьих, потерпела крушение идея о создании российского мегаперевозчика "Росавиа", в-четвертых, дела с авиастроением никуда не сдвинулись, а это значит, что мы продолжим закупать иностранную подержанную технику.

домодедово авария самолет ту-154|Фото:rian.ruЕсли говорить об авиационных происшествиях, то год также выдался не из спокойных. На сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) за 2010 год числится 22 авиационных происшествия (включая происшествия с отечественными самолетами за границей), в 2009-м их было 24. Правда, в прошлом году большинство составляли вертолеты, теперь же происшествий с самолетами столько же. Безусловно, самым громким делом уходящего года станет расследование катастрофы борта №101, на котором в Катынь летел польский президент Лех Качиньский и остальное руководство страны. Ту-154 разбился 10 апреля этого года при заходе на посадку в Смоленске.

Невезучая "Тушка"

20 ноября 2010 г. техническая комиссия МАК расследование закончила и передала польской стороне для изучения и выдачи комментариев и замечаний. У поляков было 60 дней для подготовки, но всем сроком они не воспользовались, и передали документы российской стороне 17 декабря. Казалось бы, финал, можно публиковать результаты для широкой общественности. Но нет, не все так просто. Польская сторона предоставила комментарии на польском языке с переводом на русский, в то время как стандарты ИКАО требуют, чтобы данные документы были на английском или русском языках. Теперь МАК будет вынужден вычитывать и выверять все 148 страниц замечаний вместе с нотариусами, а это снова время.

Крушение самолета с президентом Польши Лехом Качиньским|Фото: www.vesti.ruТерпению и выдержки специалистов МАК можно только позавидовать, учитывая и сам факт того, что на территории нашей страны разбился самолет с высшей властью иностранного государства, и то давление, которое в ходе расследования оказывалось на специалистов со стороны Польши. Чего стоит хотя бы заявление брата-близнеца Леха Качиньского – Ярослава о том, что российская сторона, якобы, подменила тело его брата. И это спустя более полугода после похорон!

Официальные власти Польши сочли предоставленный Россией доклад о расследовании неприемлемым. В частности, об этом сказал премьер-министр Польши Дональд Туск. Тем не менее, некоторые эксперты полагают, что полякам не понравились вовсе не ошибки при расследовании, а тот факт, что вина за катастрофу полностью возлагается на пилотов президентского самолета.

Ту-154 вообще можно смело назвать "невезунчиком года". И это при том, что с каждым инцидентом авиационные власти непременно заявляли о проверках всех самолетов этого типа. А началось все с аварийной посадки Ту-154М в аэропорту иранского города Мешхед. Самолет принадлежал авиакомпании "Когалымавиа", эксплуатантом выступал иранский перевозчик "TABAN AIR".Тогда обошлось без жертв, хотя четыре пассажиры все-таки были госпитализированы. Иран, после серии авиакатастроф с участием Ту-154, вводит запрет на эксплуатацию этих самолетов.

А вот России до такого запрета еще очень далеко. Поскольку заменять "рабочую лошадку" нечем.

История Ту-154, аварийно севшего в таежном поселке Ижма, что в республике Коми, может сравниться разве что с фильмом "Экипаж", где герои отважно сажают аварийный борт. Причем участники событий стали известными медиаперсонами, а сам самолет уже предлагают назвать "Ижмой", благо лететь он еще будет. Да и фильм уже обещали снять – он будет называться "Рейс 516".

Борт авиакомпании "АЛРОСА" 7 сентября совершал рейс из аэропорта "Полярный" (Якутия) в столичный "Домодедово". На борту находился 81 человек, в том числе беременная женщина и трое детей. В 7:55 по Москве он был вынужден совершить аварийную посадку. На высоте 10,6 тыс. м у самолета отказала радиосвязь, навигационное оборудование и системы электропитания. Поэтому экипажу пришлось снизиться и идти уже не по приборам, а исключительно визуально. После снижения до 3 тыс. м в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке в связи с тем, что перестали работать электронасосы перекачки топлива. Пилоты решили произвести вынужденную посадку в аэропорту Ижмы, который имеет взлетно-посадочную полосу, не приспособленную для эксплуатации тяжелых воздушных судов типа Ту-154. Заход на посадку осуществлялся на повышенной скорости из-за того, что из-за отказа электроприводов не удалось выпустить закрылки и предкрылки.

Самолет приземлился с третьей попытки. По словам пилотов, внезапно отключилась система навигации. После приземления и пробега по взлетной полосе самолет выкатился за ее пределы на 200 м. Причиной возникновения аварийной ситуации при вынужденной посадке стали технические неполадки бортовых аккумуляторов. Впрочем, окончательные результаты станут известны только по завершению работы МАК.

владимир путин|Фото: premier.gov.ruА вот пилотов поздравить можно уже сейчас. Потому что 16 ноября 2010 г. звание Героя России было присвоено Андрею Ламанову и Евгению Новоселову – пилотам "алросовской" "тушки". Члены экипажа также получили госнаграды за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях. А вот про кого забыли, так это про Сергея Сотникова, начальника вертолетной площадки "Ижма", когда-то бывшей небольшим аэродромом. Долгое время Сотников, несмотря на отсутствие какой-либо поддержки со стороны властей, самостоятельно поддерживал аэродром в рабочем состоянии. После того, как про несправедливость узнали блогеры, начался сбор средств на подарок для настоящего народного героя. Совсем недавно Сергея Сотникова пригласили на передачу "Прямая линия с Владимиром Путиным", где ведущие и рассказали премьеру о подвиге жителя Коми. "Сергей Михайлович, хочу выразить восхищение тем, как вы относились к своему долгу. Вот я хочу спросить, вы зачем поддерживали взлетно-посадочную полосу в порядке, из каких соображений? О возрождении малой авиации?", - спросил его Владимир Путин. "Я надеялся...", - ответил Сергей Сотников. И задал вопрос о возрождении региональной авиации и малых аэродромов. "Хочу сказать, что вы были правы. У нас существует программа возрождения малой авиации. У нас есть программа по развитию малой авиации. Снижены до ноля ввозные таможенные пошлины на самолеты вместимостью до 50 посадочных мест", - сказал Путин, добавив, что это происходит не в ущерб отечественному производителю. Кроме того, премьер заявил, что правительство России приняло решение взять на федеральный уровень небольшие аэропорты на Севере для развития местных линий. Субъекты, в свою очередь, должны взять на себя субсидирование авиакомпаний. При этом, по словам премьер-министра, если потребуется, то федеральный центр окажет регионам помощь с субсидированием. "На первом этапе речь идет о 50 аэродромах малой авиации", - сообщил премьер.

Эйяфьятлайокудль и другие неприятности

Кстати, во время той же "Прямой линии" российский премьер-министр пообещал ввести льготную систему для Калининграда – по аналогии с той, что  уже два года действует в Сибири и на Дальнем Востоке. Государство выделят субсидии некоторым категориям граждан, которые могут в летний период летать в европейскую часть страны. В случае с Калининградом Путин пообещал пойти дальше и, в случае успеха проекта, сделать скидки круглогодичным и для всех граждан, а не только для тех, кто моложе 23 и старше 60 лет.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Тем не менее, как уже говорилось выше, у государства в этом году в авиационной сфере гораздо больше промахов, чем успехов. Это касается так и не созданной "Росавиа", и подписания соглашений о закупке просто невероятных количеств "Боингов" и "Эрбасов" (правда, не факт что до реальных закупок вообще дойдет), и стояния в мертвой точке с производством собственных самолетов, и даже на земле – в аэропортах – государство разобраться не может. И это на фоне нашумевшей "исповеди" пилотов "Аэрофлота" в "Московском комсомольце", которые заявили: в российской гражданской авиации все держится исключительно на энтузиазме пилотов, который, впрочем, скоро закончится, и самолеты начнут падать. Прибавить к этому начавшийся передел рынка (госкомпании, которые планировалось передать "Росавиа", перейдут "Аэрофлоту", бывший "Атлант-Союз", возможно, купит "Ютэйр" и т.д.), и с большой вероятностью можно говорить о том, что не один десяток сотрудников авиакомпаний могут остаться без работы. А ведь в планах у государства еще и приглашать иностранных пилотов-гастарбайтеров!

На этом фоне развитие региональных и бюджетных перевозчиков, причем довольно успешное, должно стать настоящим бальзамом на душу пассажиров. Впервые с советского времени открылось под Новый год регулярное сообщение между Екатеринбургом, Тюменью, Магнитогорском и другими небольшими городами – из "Кольцово" начала летать по этим направлениям авиакомпания "Dexter". Курганский аэропорт, правда, также успешно объявив об открытии новых рейсов в Москву, почти тут же был вынужден своих пассажиров расстроить – авиакомпании "Ижавиа" полеты показались нерентабельными. Что касается "лоукостеров", то они, несмотря на постоянные придирки Росавиации и других авиационных ведомств, успешно развивались и составили достойную конкуренцию традиционным перевозчикам – "Авианова" и "Скайэкспресс" открыли целый ряд новых направлений в этом году.

Облако пепла после извержения вулкана в Исландии|Фото: APНо не только в России проблемы. Недели не проходило без новостей из Европы, где задержки попеременно происходили либо из-за природных катаклизмов вроде снегопадов, либо из-за забастовок авиадиспетчеров и экипажей. И ведь мы еще не говорили о гневе великого Эйяфьятлайокудля, который "порадовал" нас огнями святого Эльма и принес многомиллиардные убытки перевозчикам. Название исландского вулкана смело можно назвать словом года, его извержение стало одним из самых популярных запросов как в Яндексе, так и в "Гугле". По данным международных авиаорганизаций, ежедневный ущерб от извержения вулкана для авиакомпаний составлял более $200 млн. Впрочем, пришедший в Европу в декабре циклон "Моника", по прогнозам специалистов, может даже переплюнуть вулкан – из-за непогоды аэропорты Старого света закрываются каждый день.

Также нам запомнились и другие события этого года:

- Аварийная посадка Ту-154 в "Домодедово" авиакомпании "Дагестанские авиалинии" (погибли 2 человека)

- Катастрофа Ту-204 в "Домодедово" авиакомпании "Авиастар-Ту"

- Окончание расследования катастрофы Су-27 командира "Русских витязей" Игоря Ткаченко и продолжение расследования катастрофы "Боинга-737" под Пермью

- "Встреча" легендарного "кандагарского" Ил-76 и командира захваченного в плен экипажа Владимира Шарпатова. Выход фильма "Кандагар"

- Катастрофа Ан-24 в красноярской Игарке авиакомпании "КАТЭКАВИА" (погибли 11 человек)

- Ремонт Ленинградского шоссе в Москве, ведущего в аэропорт "Шереметьево"

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru Вот таким был этот год - в чем-то печальным, в чем-то – забавным, иногда шокирующим, иногда – вызывающим восхищение. Хочется поздравить с Новым годом и пассажиров, и экипажи, и всех сотрудников наземных служб, да и в целом всех, кто имеет отношение к авиации. Пусть будет поменьше задержек, подешевле авиатопливо и билеты, побольше новых направлений в расписании, а количество взлетов пусть всегда ровняется количеству посадок!


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС