29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Снизим налоги - получим науку?

Активность нашего правительства в последнее время вроде как направлена на возрождение захилевшей науки в РФ. Чего только не предпринимается: и налоговые послабления вводили: расходы на НИОКР вычитаются из базы по налогу на прибыль с коэффициентом 1,5, и 10% федерального бюджета на поддержку выделили, но результаты пока неосязаемы, к сожалению. Кто виноват больше - инертный бизнес, вкладывающий в науку в два раза меньше государства, или само государство, ведущее неправильную политику? Причины подобного положения дел в материале Накануне.RU.

Антиналоговая инициатива

Еще года два назад Владимир Путин озаботился состоянием российской науки, которая, понятное дело, до сих пор не вышла из застойного состояния постсоветского периода. На фоне заявления подобной озабоченности  впоследствии был принят ряд мер по поддержке данной отрасли. И уже к началу текущего года из государственного бюджета было выделено порядка 1,1 триллиона рублей на фундаментальную и прикладную науку, высшее образование, высокотехнологичную медицину и профильные федеральные программы - авиации, космоса, "Росатома". Кроме выделения таких весомых субсидий решается вопрос и о принятии иных мер поддержки. Таких, например, как поиск механизмов стимулирования частного бизнеса на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). К примеру, с 1 января 2009 года действует норма налогообложения, при которой расходы на НИОКР вычитаются из базы по налогу на прибыль с коэффициентом 1,5. А уже на днях на совещании у Владимира Путина обсуждаются основные направления налоговой политики на 2011-2013 гг.

По инициативе Минфина  задача на ближайшие три года — стимулировать инновационную отрасль РФ к развитию. Для этого министерство предлагает по-новому рассчитывать амортизацию, увеличить возможности по сокращению налогооблагаемой прибыли за счет расходов на НИОКР, а также ввести пониженные страховые взносы в 14% (вместо 34%) для экспортеров программного обеспечения и других инновационных компаний.

Однако за год действия подобной нормы налогообложения пока неизвестно, насколько эта льгота используется. По сообщению статс-секретаря, замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, ничего неизвестно пока в связи с тем, что налоговая отчетность еще не сдана, а данные появятся летом, но по точечным опросам Минфин видит, что она не очень используется.

(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru Все толкуем и толкуем…

Возможно, подобная налоговая инициатива не пользуется популярностью среди бизнеса именно в связи с ее непроработанностью и неутвержденностью на данный момент времени. К тому же, Минэкономразвития предлагает все же несколько другие меры применения указанного налогового стимула. Например, предлагает введение специального налогового режима для исследовательских компаний при вузах, который бы обнулял ставки всех налогов, за исключением налога на доходы физических лиц и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, настаивает на освобождении от налогообложения операций с ценными бумагами сроком владения свыше пяти лет, причем предлагается начать с некотируемых бумаг. По мнению Министерства экономического развития, это станет стимулом для венчурного финансирования.

Ну а здесь просто элементарно, что данные меры, действительно, будут наиболее эффективными, так как содержат в своей сущности гораздо более осязаемый материальный стимул к инвестированию инновационной отрасли. Однако, Минфин не во всем разделяет вышеизложенные предложения Минэкономразвития. Например, Сергей Шаталов, статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ на предварительном совещании по налоговой политике сообщил журналистам, что не видит необходимости ни в специальном налоговом режиме для вузовских предприятий, ни в освобождении от налогообложения операций с ценными бумагами.

Кроме всего прочего, разногласия по поводу данной налоговой инициативы существуют еще и между Минфином и Минздравсоцразвития. Последние не согласны с инициативой снижения выплат бизнеса по медицинскому страхованию с 3,1% до 5,1%, делая акцент на том, что сфера мед.страхования в РФ недофинансирована в нужной степени.  Кто бы сомневался…огромная страна, с богатейшими ресурсами, а огромный процент населения социально не обеспечен в должной степени. Зато науку поднимаем!

Предпринимателям не интересно

Вспомнились в связи с контекстом излагаемого материала слова французского философа и литератора эпохи Просвещения, известного своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти, который говорил: "В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда". Если вдуматься в эту мысль, то можно понять причину того, почему "предпринимателям не интересно".

Как уже было отмечено выше, Правительство РФ выделило в текущем году порядка 10% федерального бюджета на науку, инновационные проекты и профильные федеральные программы. То есть понятно, что суммы нехилые. Плюс ко всему, есть новые приятные налоговые инициативы в виде разнообразных поблажек. Но почему же за целый год с момента принятия новой нормы налогооблажения не произошло существенного рывка инновационной отрасли? Почему бизнес не заинтересовался в должной степени данными возможностями и не воспользовался ими? Однако, странно. Получается, что правительство выделяет огромные деньги, правительство применяет разнообразные льготные нормативы, и прочие завлекаловки (и не впервые за историю современно России, стоит понимать). А толку? Расходы на НИОКР в нашей стране оцениваются в 1,03% ВВП (2008 год) против 2,3% в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (2007 год) и 1,42% ВВП в Китае (2007 год).

Неликвидность данных норм прокомментировал Накануне.RU Константин Селянин, руководитель ИФК "ЯВА-Управление Финансами": "Происходит типичная для России ситуация, когда в начале появляется некая инициатива, очень правильная (поблажки, например, связанные с модернизацией, инновацией и т.д), затем рождается закон, который уже несколько эту идею нивелирует, а затем появляются различные нормати вные подзаконные акты, которые усложняют использование этих льгот. И таких примеров можно приводить сколько угодно. Так как для того, чтобы сделать какой-либо налоговый вычет, приходится, как правило, собирать какую-то огромную кучу документов, причем зачастую эти ведомственные инструкции начинают противоречить закону, иначе его истолковывать, либо же противоречить друг другу. И также часто бывает так, что сама льгота становится настолько обременительной с точки зрения ее исполнения, что многие свой путь не проходят до конца, либо расходы на то, чтобы добиться вычета налога, превосходят саму сумму этой льготы. В связи с этим, хотелось бы пожелать, чтобы законы имели прямое и однозначное действие, чтобы ни налоговый инспектор, ни другие, не смогли здесь что-либо усложнить или переиначить.

Кроме того, последнее время в государстве доминирует некая "презумпция виновности", то есть любая инициатива должна быть доказана в обязательном порядке. И зачастую доказываются какие-то очевидные вещи. Или, допустим, чтобы доказать НИОКР, нужно привести массу документов, подтверждающих, что это именно научные исследования. Соответственно, коренная проблема заключается в том, что нашему государству стоит отойти от такой подозрительности, тотального контроля за всем".

Подобную позицию высказал Накануне.RU и Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК: "Бизнес не использует подобные льготы потому, что это ему попросту не нужно. У нас, когда придумывают все эти налоговые льготы, не понимают, на мой взгляд, самого главного, что проблема инновационного развития совершенно в другом: нет спроса на инновации. Есть инновации, новые техники, технологии, которые не являются аргументом в конкурентной борьбе. Таким образом, вопрос обычно формулируется так у предпринимателей: зачем мне что-то новое внедрять, если нет конкуренции? А вот почему нет конкуренции- это уже следующий вопрос. Далее собеседник сообщил, что если посмотреть статистику антимонопольной службы по нарушениям закона о защите конкуренции, то выяснится, что порядка 60% дел были возбуждены в отношении органов власти как муниципального, так и федерального уровней. "Вот кто у нас нарушает законодательство. Страшно говорить такие вещи, но это, извините, статистика, факты", - сказал он.

Между тем, по мнению Игоря Николаева, выход есть, если работать над уровнем конкуренции. "Подобным образом можно возродить спрос на инновации. А все эти эти налоговые льготы абсолютно недейственны. Поэтому то, что сейчас обсуждается, будет бездейственным, как и было все до того. И вообще, удивительное дело: собираются вводить новые льготы, не ответив на вопрос, почему старые-то льготы бездействуют?", - поделился он своим мнением.Напрашивается что отсутствие интереса к данным новым нормам у бизнеса обосновывается следующими причинами: 1. Отсутствие эффективных государственных механизмов (регулятивных и нормативных) в указанной сфере деятельности. 2. Огромное число нарушений закона о защите конкуренции со стороны властей, в частности. 3. Чрезмерная подозрительность властей к инновационным инициативам, а также статичность и допотопность "бумажно-волокитного" периода для бизнеса.

Напрашиваются определенные выводы,  что отсутствие интереса к данным новым нормам у бизнеса обосновывается следующими причинами: 1. Отсутствие эффективных государственных механизмов (регулятивных и нормативных) в указанной сфере деятельности. 2. Огромное число нарушений закона о защите конкуренции со стороны властей, в частности. 3. Чрезмерная подозрительность властей к инновационным инициативам, а также статичность и допотопность "бумажно-волокитного" периода для бизнеса.

Александр Каширин, председатель правления Некоммерческого партнерства "Национальное содружество бизнес-ангелов" в свою очередь пояснил Накануне.RU, что подобные нормы (льготы) предназначены для крупного бизнеса , который а) имеет прибыль и б) потребность в собственных НИОКР. "Делать собственные НИОКР заставляет конкуренция. Так как у наших РЖД, Газром и др. нет конкуренции, то и НИОКР не нужен. Думаю высокотехнологичные компании типа "Сухой", IBS и других (их не много), которые работают на мировом рынке в конкурентной среде, используют эту льготу. Однако в процентном отношении это незначительно", - сказал собеседник.

Александр Каширин добавил следующее: "Эта льгота не годится для малого высотехнологичного бизнеса, у которого НИОКР производится из привлеченных средств (гранты, инвестиции). Когда они станут крупными, тогда им понадобится эта льгота, поэтому ее не следует отменять, но, несомненно, нужно создать условия для конкуренции".

Вот примерно такая картина экспертных мнений обрисовывается. Что в итоге? В итоге – повсеместное пожелание "господам-главнокомандующим" проработать данную налоговую инициативу в более тщательном порядке + создать эффективные механизмы в этой сфере, которые позволят добиться ощутимых для страны результатов. И тогда, возможно, счастье в виде научной пандемии в Российской Федерации будет иметь место.                                                                                   

              
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС