25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBVhNw
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/tile/material/tseni-na-ukladku-klinkernoy-plitki/, ссылка на описание.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Кадровый резерв "в квадрате": проверка на лояльность или "Кольцо Мёбиуса?"

Накануне Президент РФ Дмитрий Медведев и Премьер-министр Владимир Путин одновременно обеспокоились созданием кадрового резерва , Медведев как президент - для государственного аппартата вообще, Путин как лидер "Единой России" и "национальный лидер" - для "Единой России".

Какой документ поступил в регионы раньше - неизвестно, но это не самое главное, так как оба лидера уже не раз сетовали на недостаток кадров и высказывали желание собрать базу данных по кадровому резерву.

В результате в полномочные представительства президента РФ в регионах параллельно поступили два распоряжения готовить списки для баз данных кадрового резерва. В списки, согласно высочайшим указаниям, должны входить потенциальные управленцы всех мастей, плюс необходимый в таких случаях "обслуживающий персонал" – вплоть до журналистов.

Таким образом, ситуация сразу сложилось напряженная. Ибо, получается, что одним и тем же губернаторам необходимо будет формировать два кадровых списка. Ведь то, что сделать их идентичными нельзя, представляется достаточно очевидным — наверху воспримут это как издевательство. Также предельно очевидно, что один список по качеству неизбежно будет отличаться от другого. И вот тут- то, что со стороны кажется смешным и забавным, для господ губернаторов сразу становится мучительным и болезненным. Ибо, как же теперь решить - какой из представленных в высочайшие кабинеты списков должен быть "главнее", "профессиональнее", "лучше"?! Грубо говоря, необходимость составлять два перечня действительно заставляет губернаторов выбирать, - Медведеву или Путину "присягать на верность".

Ведь не секрет, что в нашей нынешней административной системе, где все строится, как признал тот же Дмитрий Медведев, на неких "сигналах", а не на прямых и четких указаниях — это вопрос совсем не праздный. От того, насколько успешно господа губернаторы выпутаются из предложенной им головоломки, вполне возможно, для них самих будет зависеть очень и очень многое.

Ведь сегодня чиновники полагают, что исходя из того, какому списку больше внимания уделит губернатор, впрямую будут делаться выводы о его большей лояльности той или иной фигуре — президенту или премьер-министру (по меткому выражению столичных политологов - премьер-президенту). Таким образом, указание о формировании списков представляет собой этакий тест на преданность одной из верхушек "вертикали". Губернаторам не позавидуешь.

Но это только одна, в общем-то, лежащая на поверхности, очевидная деталь.
Есть и еще не менее любопытные версии "кадровых заказов". Например - "тестовая" ситуация создана намеренно и не только для того, чтобы в очередной раз проверить господ губернаторов на умение правильно выбирать нужный "курс партии", но и в качестве подготовки, или, если хотите – затравки для чего-то еще, того, что вполне возможно, ожидает политическое пространство России уже в недалеком будущем.

Впрочем, об этом чуть ниже. А пока отметим и такой, вполне имеющий возможность быть нюанс, о котором непрерывно говорят политологи с того самого времени, когда господин Медведев был объявлен кандидатом в Президенты. А именно – такой скрытый, но существенный фактор, как реальное распределение сил в существующим ныне властном тандеме и, соответственно, неизбежная вроде в таком случае бы борьба за это самое распределение.

Может статься так, что поступившие распоряжения и есть часть этой самой борьбы? Наверное, может. Хотя, если честно, такое утверждение на мой личный взгляд представляется все-таки сомнительным. Ибо сие означало бы, что предполагаемая борьба за перераспределение сил приобрела ожесточенные формы и уже вылилась в открытое и публичное противостояние. Что само по себе представляется как минимум маловероятным.
Скорее, преследуется некая иная, возможно, не оглашенная пока публично цель – ибо, если списки составляют, то это кому-нибудь и для чего- нибудь в обязательном порядке нужно. Для чего – попробую выдвинуть версию, но пока же еще немного остановлюсь на очевидных несообразностях и вызывающих изумление аспектах этой "двойной директивы".

Еще один интересный аспект случившегося заключается в следующем: Медведев аж из Москвы заметил, что и кадровая "скамейка запасных" в регионах критечески короткая, и "кое-где у нас порой" замещение вакансий происходит как-то не так, по блату, по принципу личной преданности, а то и вообще, страшно сказать, за деньги. Думаю, что кроме нахмуренных бровей Виктора Иванова, это высказывание очень напрягло и губернаторов. Ведь, сами понимаете, любой российский руководитель региона с гневом отвергнет подобное предположение применительно к собственной вотчине, но то, что, проблема все- таки есть (пусть и "не в нашем районе"), наверное, очевидно. Ибо для того, чтобы быть озвученной самим президентом, она должна иметь просто-таки вопиющий масштаб.

И вот теперь этим самым людям, которые грешат кумовством и корыстолюбием при кадровом подборе, поручается формировать кадровый резерв. Воля ваша, но что-то здесь не так. И даже если предположить, что кто-то из руководителей регионов никогда не грешил кадровым подбором по блату, по знакомству, за деньги — вопрос качества предоставленных ими итоговых списков остается открытым. Ведь губернаторы — сегодня уже практически не публичные политики. Практически они – назначенцы свыше, профессионалы по улавливанию новых политических ветров и мастера подковерной борьбы.

Что же касается борьбы подковерной, в ней главы регионов поднаторели (остальные же, кто этого сделать не смогли "иных уж нет, а те далече") и прекрасно знают ее главное правило — никогда не "продвигать" тех, кто хотя бы потенциально способен претендовать на твое место. Окажутся ли в результате такого подхода в списках сколько-нибудь инициативные и профессиональные кандидатуры? Вряд ли. Проще заполнить места на "скамейке запасных" серыми середнячками, самому оставаясь при этом самым ярким и незаменимым среди этого "болота".

Есть, правда, еще одно объяснение такого шага, о вероятности которого не хочется даже и думать, поскольку оно абсолютно коррупционное. Но раз уж сегодня самые высшие лица признают, что "властная вертикаль" заражена сей гадостью снизу доверху, то и мы можем себе представить, что в любом регионе найдутся люди, готовые заплатить за место в "президентской" или "премьерской" сотнях. Если вспомнить, сколько всего у нас регионов, то – сразу вырисовывается неплохой новый сегмент коррупционного рынка.
******
Попытка решения кадровой проблемы сама по себе вовсе неудивительна. Более того - не может не вызывать принципиального одобрения. Не удивительно и то, что именно сейчас появились такие поручения. Ведь всего несколько дней назад Медведев, по сути, признался, что вся идея вертикали власти оказалась несостоятельной и выхолащивание электоральных процедур вовсе не привело к улучшению качества управленческих кадров, даже, скорее, наоборот: "Мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах Федерации... Скажем откровенно, государство на эти вопросы не особенно тратит время. Мы, конечно, говорим о необходимости кадровой работы... но целостной системы нет... Ничего нового мы за 15 лет не создали. И как следствие — очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности, к сожалению, бывает и такое, и — это наиболее отвратительная ситуация — просто за деньги, то есть должности продаются. И это современная черта, её раньше не было".

То есть в самом факте попытки решения проблемы кадрового голода ничего феноменального нет. Зато форма, в которой эта попытка исполнена, вызывает множество вопросов и вообще представляется крайне интересной. Интересной, если предположить следующую версию развития событий.

В последнее время со все более настойчивой периодичностью политиками и чиновниками самого разного уровня то тут то там осторожно заявляется о грядущей смене процедуры нынешнего назначения региональных руководителей. Грубо говоря – российское политсообщество как бы зондируется на предмет возможной отмены системы представления губернаторов президентом и некоему возврату к системе выборов.

При этом сегодня вполне очевидно, что нынешняя российская власть ни в коей мере не согласится хоть в малости пойти на ослабление собственных позиций в регионах. И потому представляется крайне маловероятным, что сегодняшняя российская власть вот так, за здорово живешь, отдаст весь тот властный потенциал, заработанный годами, на откуп прихоти электората в регионах, дабы заполучить целый мешок вполне ожидаемых проблем со вполне предсказуемыми последствиями. Вряд ли власть допустит повторения разнузданного кутежа выборов, который гулял по России всего десять лет назад, сотрясая то один, то другой регион.

Но если все же допустить возможность грядущей выборности губернаторов, то тогда пришедшая накануне двойная директива о подготовке в регионах по паре команд выглядит куда как логичной и понятной. Если предположить, что в грядущих выборах в регионах между собой будут бороться эти две команды из чиновников, управленцев, пиарщиков и журналистов, то все встает на свои места.

Ибо никакого властного влияния в этом случае Кремль не теряет – в любом случае на выборах победит только правильная и заранее согласованная команда. Более того, в этом случае будет задействован эффективнейший с древних времен политприем – разделяй и влавствуй, что только укрепит единоначалие (или двуначалие) по отношению к регионам.
Немаловажный аспект: внешне все будет выглядеть как один из самых чистых образцов "настоящей демократии в действии" – и Западу, по существу уже нечем будет попенять Кремлю на отсутствие оной.

Более того. Так как ОБЕ бодающиеся между собой на выборах команды будут изначально находиться под полным контролем Кремля, у того всегда будет возможность не допустить слишком уж сильного "бодания", осадить зарвавшихся и подтолкнуть сонливых. То есть – не будет повторения вакханалии череды выборов 90-х, а народу и Западу будет даден пристойный, культурный и вполне даже фото- и киногеничный образ "действующий демократии".

Хотя на деле, разумеется, это будет всего лишь "Кольцо Мебиуса", - модель этакого политическо-бумажного кольца, у которого, как это не кажется невероятным со стороны, на самом деле существует всего лишь ОДНА поверхность.

Будем посмотреть.

Другие статьи Андрея Кучина


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС