19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZzJT
Электромонтажные работы: http://remont.youdo.com/electrician/lighting/spotlights/, подробности здесь.
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/electrician/cabling/sip/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Нефтяная "пятерка": ФАС бояться – на рынок не ходить?

В конце минувшей недели Федеральная антимонопольная служба провела селекторное совещание со своими территориальными подразделениями по "ситуации в топливо-заправочном комплексе". Проще говоря, пришло время отчитаться по поставленным задачам. Задачи были настолько очевидные, настолько много и часто о них говорили, что удивительно: почему ФАС только сейчас взялась за них, да и то только после "нагоняя", полученного от премьер-министра Путина. Ну да бог с ним, как известно, русский мужик долго запрягает, да быстро едет. Главное, чтобы все эти расследования и возбужденные дела обернулись реальными результатами. С начала этого года ФАС возбудила уже более 150 дел по факту завышения цен на авиатопливо, однако, как отметили в самом ведомстве, "предпринятые меры не привели к стабилизации положения и существенному снижению цен. В связи с этим ФАС России намерена усилить работу в этой сфере". Надо полагать, что и заявление Путина о "соответствующих кадровых решениях" также внесло свой вклад в активизацию деятельности антимонопольщиков.

Фото: фас рфКстати, антимонопольная служба, судя по всему, взялась за авиацию крепко и надолго, потому что разбирательства начаты не только в отношении нефтяных компаний, ТЗК и аэропортов, но и в отношении авиакомпаний и даже самой Росавиации. "Так, 28 июля будет рассмотрено дело в отношении Росавиации, касающееся запрета на перебазирование авиакомпаний из аэропортов. В августе текущего года будет рассмотрено дело по признакам ограничения конкуренции в отношении ГУП "Аэропорт Якутск", министерства транспорта и президента Якутии. Кроме того, будут приняты решения по делам в отношении ОАО "Саратовские авиалинии" (отказ в заключении договора с авиакомпанией "Центр-Авиа») и ОАО "Владивосток Авиа" (ограничение доступа авиакомпании "Трансаэро" на маршрут Владивосток-Москва). В настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении дел против ОАО "Аэропорт Кольцово" (уклонение от подписания договора с авиакомпанией "Сибирь") и ОАО "КД-авиа" (уклонение от подписания с авиакомпанией "Сибирь" договора на обслуживание в аэропорту Калининграда - Храброво)", - приводит цитаты из отчета ведомства РИА Новости. Как говорится, "разбудили "лихо". Будем надеяться, что от этого пассажиры только выиграют.

"Дела керосиновые":

1 июня 2008 г. было дано поручение территориальным органам ФАС России в более чем двадцати субъектах Российской Федерации, где расположены аэропорты с наиболее высокой стоимостью топлива, проверить и принять меры антимонопольного реагирования в срок до 1 августа 2008 г.

Ранее сообщалось о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении топливозаправочных компаний на Сахалине, Новосибирске, Красноярске, Петропавлоск-Камчатске.

15 и 16 июля 2008 года Дагестанское УФАС России возбудило два дела в отношении ОАО "Авиалинии Дагестана" по факту завышения цен при реализации авиакеросина, оказании услуг по заправке воздушных судов и продаже авиабилетов. Рассмотрение дел назначено на 31 июля 2008 г.
В Челябинске 19 августа 2008 г. будет рассмотрено дело по признакам нарушения ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" на рынке авиакеросина и услуг ТЗК.

12 сентября 2008 г. Бурятское УФАС России рассмотрит дело в отношении ООО "Аэрофьюэлз Групп", ООО "ТЗК "АЭРОФЬЮЭЛЗ", ООО Компания "АЭРОФЬЮЭЛЗ-ВОСТОК", ООО Фирма "Аэрофьюэлз Инк", ООО "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ" по признакам нарушения ст.10 ч.1 п.5 ФЗ "О защите конкуренции" на рынке авиакеросина и услуг ТЗК.

Фото: Андрей Замахин www.itogi.ruЭто что касается непосредственно авиакросина. А ведь еще есть и бензин, которым ФАС тоже занялась. Кстати, Федеральная антимонопольная служба согласилась учесть добровольное снижение цен на топливо как смягчающий фактор при назначении штрафов компаниям, виновным в росте цен, а остальным виновникам обещает огромные штрафные санкции. Это уже свежие понедельничные новости. Глава ФАС Игорь Артемьев пообещал – пощады не будет. Он напомнил, что еще несколько лет назад максимальный штраф за установление монопольных цен и злоупотребление монопольным положением составлял 500 тыс. рублей (что для нефтяных компаний, по сути, сущая ерунда). Теперь же все строже. "А сейчас 15% с оборота запросим", - пригрозил Артемьев. В то же время к тем, кто "придет с повинной" ФАС будет снисходительна: им придется выплатить минимальный штраф в 1% от оборота.

"Государство и нефтяники, скорее всего, договорятся. Данная новость стала неприятным сюрпризом для нефтяных компаний, которые занимаются переработкой и дальнейшей реализацией нефтепродуктов. Однако, по нашему мнению, власти не пойдут на жесткие меры. В крайнем случае, компании могут быть оштрафованы, но, учитывая довольно незначительные суммы штрафных санкций, это не нанесет нефтяникам существенного ущерба.
Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Цены на углеводородное топливо в значительной степени зависят от стоимости нефти на мировом рынке. Мы считаем, что причинами роста не нефтепродукты являются как объективными, так и субъективными. С одной стороны, ситуация исторически складывалась таким образом, что нефтяные компании занимают доминирующее положение в тех регионах, где расположены их перерабатывающие мощности. С другой стороны, общее подорожание топлива в России объясняется ростом цен на нефть на мировом рынке. Тем не менее, мы полагаем, что нефтяники сумеют найти компромисс с ФАС, и значительных негативных последствий сектора не будет", -
комментируют ситуацию аналитики ИК "Кит Финанс".

Итак, 15 июля Федеральная антимонопольная служба приняла решение о возбуждении дел в отношении ОАО "Лукойл", ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" по признакам нарушения пункта 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением на рынке). "Признаки нарушений антимонопольного законодательства со стороны данных компаний усматриваются в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в Российской Федерации", - говорится в заявлении антимонопольной службы.
Кроме того, в действиях ОАО "Газпром нефть" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" ФАС усмотрела еще и признаки нарушения пунктов 6 и 8 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовом рынке авиакеросина в Российской Федерации. Иными словами, монополистов обвинили в картельном сговоре. Ситуация настолько же очевидна, насколько и абсурдна по своей сути – о монополизме на рынке авиакеросина разве что ленивый не говорил, но ФАС почему-то только в последнее время заметила неладное. Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "Увеличивается цена на авиакеросин совершенно не по рыночным условиям. Например, в мае, когда авиакомпании уже сверстали летнее расписание и заключили с турфирмами договоры на чартеры. И вдруг все их расчеты рушатся! В рыночной экономике так не работают. Нефтяники должны понимать, что любая экономика имеет инерцию, и повышение цен в этом случае – удар ниже пояса. Монополия на авиатопливном рынке – главная причина всех бед. Рыночной среды здесь не создано. А ведь создание рыночной среды в той или иной отрасли экономики – это прерогатива государства", - говорил в одном из интервью Накануне.RU президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

Ход событий: На прошлой неделе стало известно, что главный поставщик авиакеросина ТЗК аэропорта "Кольцово" - ОАО "Уральская нефтяная компания" – должна представить отчеты в территориальное управление ФАС по Свердловской области. Как сообщили Накануне.RU в управлении, компания предоставит информацию о закупочных ценах и ценах, по которым авиакеросин реализуется. После этого в ФАС намерены провести проверку данных и вынести заключение. ОАО "Уральская нефтяная компания" не является монополистом в главном уральском аэропорту, а проходит в документах ФАС как "компания с долей на рынке 30 и более процентов".

Кстати, весьма интересные факты привел недавно на выездном заседании коллегии Росавиации в Уфе генеральный директор группы компаний "ТОАП" Евгений Островский. "В Российской Федерации ежегодно производится и в ближайшие годы, вероятнее всего, будет производиться более 9 млн т авиатоплива. Из производимых объемов авиатоплива гражданская авиация РФ потребляет около 6 млн т авиатоплива, силовые структуры - около 1 млн т, экспорт составляет от 1,5 млн до 2 млн т, остальное – поставки на нужды химической и обрабатывающей промышленности. Такая структура потребления из года в год практически не меняется, - отметил в своем выступлении Евгений Островский. - Более того, отечественная нефтеперерабатывающая промышленность сегодня производит авиатоплива больше, чем потребляют все авиационные потребители России, а учитывая технологические возможности российских НПЗ, объем производства, в зависимости от конъюнктуры рынка нефтепродуктов, в целом может быть увеличен примерно на 10 %". Кстати, по данным ИЦ "Кортес", за неделю с 11 по 18 июля цены на авиакеросин были стабильными (см. таблицу). Связано ли это с расследованием ФАС или просто повлияло некоторое снижение цен на нефть – посмотрим. 

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: www.kortes.com

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС