19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBh8ti
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/geo/serpuhov/, в Москве.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/spb/, лучшие цены тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Здравое зерно продовольственного кризиса

Запасов нефти в России хватит на ближайшие 50 лет. Газа – на 100 лет. Дальше же нам, как и всему остальному миру, придется искать альтернативные источники энергии и топлива. А пока мы думаем, в США и Европе уже давно используют биотопливо – биодизель и биоэтанол. Производят экологическое топливо из кукурузы, рапсового масла, сахарного тростника и много еще из чего, главное, что из сырья растительного, выросшего на полях, а не добытого из-под земли. Конечно, вряд ли случится так, что наша нефть никому не будет нужна, так же как и нефть, добываемая государствами-членами ОПЕК, однако биотопливо – серьезный повод задуматься, в первую очередь, российским аграрным властям.

Биотопливо уже внесло свой пусть не решающий, но значительный вклад в разразившийся мировой кризис на зерновом рынке – спрос значительно превышает предложение, цены на зерно бьют все новые рекорды. Масло в огонь подливают и Индия с Китаем – самые быстрорастущие экономики мира. Хотя тут вряд ли в ближайшем будущем будут производить для собственного потребления биотопливо, зато уже сейчас растут доходы китайцев и индусов, следовательно, растет спрос на сельскохозяйственную продукцию – молоко и мясо, растет спрос на фуражное зерно, растет импорт этого самого зерна. Все это, вкупе с неурожаем в некоторых странах-экспортерах зерна и привело к кризису. Он появился не в одночасье, а назревал несколько лет, однако именно в последние недели и даже дни цены растут как на дрожжах. Кризис как бы вернул мир к тем временам, когда не нефть и газ, а именно хлеб был источником благополучия и мощи страны, заставил задуматься о стратегической важности продовольствия и о том, что недалеки времена, когда зерно снова станет гораздо более востребованным товаром, нежели нефть и ее производные. Ведь из зерна, как оказалось, можно сделать топливо, а вот из нефти хлеб, как ни старайся, не испечешь. Нет, пока волноваться нам не стоит, но времена, когда зерно станет главной ценностью, неизбежно настанут. Готова ли Россия к этой неизбежности? Теоретически, да.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Россия, как известно, богата не только нефтью и газом. В наших землях зарыта вся таблица Менделеева, на земле растут леса, по земле текут реки. А еще российская земля позволяет нам занимать пятое место в мире по экспорту зерна. По мнению экспертов, Россия могла бы занять хоть первое место, благо возможность для этого есть. Однако зерно само по себе не вырастет и не проэкспортируется, причем так, чтобы внутренние цены на хлеб не взлетели, а внешние наконец-то позволили крестьянам-труженикам заработать неплохие деньги.

Поэтому все упирается не в то, что большая часть страны находится в зоне рискованного земледелия, а в людей, которые до сих пор ничего существенного не сделали, чтобы страна встала-таки на первое место по экспорту сельскохозяйственной продукции.

По мнению аналитиков, сегодня у российских производителей зерна впервые за многие годы появилась возможность на фоне мирового роста цен заработать реальные деньги, пустить их на технику и технологии и, при удачном стечении обстоятельств (а к таковым не в последнюю очередь относятся погодные условия, над которыми люди, увы, не властны) совершить наконец рывок в современном российском АПК. Упустить такую возможность было бы непростительно, по крайней мере, сложно представить, что если бы нефть вдруг взлетела в цене долларов до двухсот, Россия бы этим не воспользовалась.

"Мы можем войти и в тройку. Главное, что на этом фоне мы, безусловно, впервые за долгие годы можем увеличивать посевные площади. Пусть не до тех размеров, которые были в советское время – это уже невозможно, но прибавлять у нас сейчас есть возможность; высокие мировые цены задают тон и на внутреннем рынке, и это позволяет сельхозпроизводителям и инвесторам впервые за долгие годы вкладываться в землю, приходить на этот рынок с инвестициями. В первую очередь, крупные инвестиции необходимы в сельскохозяйственную технику, которая у нас сейчас в плачевном состоянии во многих регионах. Получше обстоят дела с техникой и удобрениями на юге страны – это экспортный регион. К нему присоединяются постепенно центральный, приволжский, да и сибирский регионы", - рассказал в разговоре с Накануне.RU ведущий эксперт института конъюнктуры аграрного Рынка (ИКАР) Игорь Павенский.

У проблемы, как это часто бывает, две стороны. Во-первых, уже упомянутое отсутствие на полях новой современной техники (хотя, если уж на чистоту, селяне нынче рады, когда просто есть горючее для комбайнов и тракторов, про новые машины даже не мечтают) и удобрений.

"Вместо 30 центнеров пшеницы мы собираем 10-15. Дорогой немецкий комбайн в Подмосковье молотит ячмень вперемешку с репейником и прочим полевым сорняком. В кабине и кондиционер, и система спутниковой навигации, но урожай этим уже не спасти. Не вносили гербициды. А почему не вносили? Отсутствие денег - другой причины нет", - цитируют "Вести недели" председателя совета московского крестьянского союза Николая Соина.

Между тем, по словам специалистов, только внесение комплекса удобрений может увеличить урожайность на 20-30%. " В этом году урожай неплохой, но все-таки будет ниже, чем в прошлом году. Большое влияние оказала погода – не вовремя выпали осадки. Валовый сбор ожидается несколько ниже, чем в прошлом году – в пределах 15 центнеров с гектара. За последние годы самый высокий урожай был в прошлом году. В последние годы ряд хозяйств увеличивает внесение удобрений, но тенденция не такая уж и большая – удобрения с каждым годом дорожают, и не все хозяйства могут их приобрести. При внесении удобрений урожайность может увеличиться как минимум на 20%. Это значительная прибавка", - рассказал нашему агентству начальник отдела по развитию растениеводства министерства сельского хозяйства Челябинской области Сергей Соболев.

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Вторая сторона проблемы – рост цен на мировом рынке повлек за собой рост цен на рынке внутреннем. А это уже негативно сказывается на ценах на хлеб и в конечном счете ударяет по кошельку потребителя.

"В целом произошло разбалансирование мировых рынков зерна и масличных культур. Мировые цены на пшеницу установились в $250-260 за т. Естественно, на новые уровни вышли и наши экспортные расценки. А они, в свою очередь, потянули за собой внутренние. И надо быть готовыми к тому, что цены на зерно будут оставаться высокими не только в этом году", - прогнозирует генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

Если же цены на внутреннем рынке будут искусственно удерживаться на низком уровне, то производителям, естественно, захочется продать зерно за границей, поскольку там цену никто не контролирует, что, собственно, уже и начинает происходить. Поэтому перед производителями и аграрными властями стоит сразу две задачи – не допустить роста цен на зерно внутри страны и вместе с тем не потерять потребителей на мировом рынке, куда Россия с таким трудом прорвалась, потеснив главных конкурентов региона – Украину и Казахстан.

В свете нарастающего зернового кризиса все чаще и настойчивее звучит мысль о создании так называемого "зернового ОПЕК". Лоббистом этой идеи в России выступает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Причем порой складывается такое впечатление, что министру совершенно все равно, с кем объединяться – хоть с Украиной, которая является нашим конкурентом на зерновом рынке, хоть с США, которые весьма заинтересованы в таком союзе – им бы совсем не помешал контроль за экспортными ценами России. США, как и Европа, все больше нуждается в зерне – растет производство и потребление биотоплива, и Америка теперь весьма заинтересована в снижении цен на импортируемое в страну зерно, а тут Россия сама предлагает объединиться как раз для контроля за ценами. Однако у российских чиновников, видимо, слишком велико желание все время с кем-нибудь объединяться и куда-нибудь входить – будь то ВТО или "зерновой ОПЕК".

"Нужно сначала понять, какие цели билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU будет преследовать этот "зерновой ОПЕК". Сегодня и на ближайшие годы не будет необходимости держать цены на определенном уровне – цена и так на жутко высоком уровне, и особо для этого ничего делать не надо. И второе – непонятно, как этот рынок регулировать, если крупнейшие экспортеры нашего региона – и Украина, и Казахстан – большей частью частные компании. Есть государственные, но их немного. Какими рычагами можно будет на них повлиять? Пока цель создания "зернового ОПЕК" не озвучена, когда это будет сделано, будет и предмет для разговора", - говорит Игорь Павенский.

Между тем,  Европа отчаянно сражается с кризисом. Еврокомиссия предложила отменить, хотя бы на время, обязательство фермеров оставлять 10% земли необработанной. Это позволит увеличить запасы зерна до 10-17 млн т. В конце октября это предложение будет выставлено на голосование Совета министров, и многие ожидают, что ЕС снимет это ограничение при пересмотре своей общей аграрной политики ближе к концу этого года. Но фермеры, которые сильно зависят от сельскохозяйственной продукции, считают, что должны быть рассмотрены и другие меры, такие как открытие европейских границ для импорта.

"Цены на пшеницу достигли невероятно высоких уровней во всем секторе. Мы должны обязательно найти решение этой проблемы", - заявил один из них агентству Reuters. За высокие пошлины европейцев критикует и еще один их основных поставщиков биотоплива – Бразилия, которая изготавливает биоэтанол из сахарного тростника. На открытии семинара по биотопливу в Стокгольме президент Бразилии Лиса Инасио Лула да Силва обрушился с критикой на европейские законы.

"Европа навязывает нам тарифы, доходящие до 55% стоимости бразильского этанола. Достаточно сравнить их с аналогичными пошлинами, которые ЕС берет за импорт бензина - всего 5%, чтобы понять, что нас ставят в заведомо невыгодное положение", - заявил бразильский президент. Также он отметил, что производство нефти сконцентрировано всего в 15 странах, тогда как потенциал для производства биотоплива есть у 120 стран. "В конце концов, не у всех ест деньги, чтобы бурить скважины на тысячи метров в поисках нефти, а вот посадить саженец сахарного тростника могут многие", - цитирует слова да Сильвы РИА Новости. А вот его коллега и сосед Уго Чавес вовсе не намерен поставлять биотопливо "капиталистическим друзьям" США. Венесуэла, кстати, по ситуации очень схожа с Россией – страна добывает нефть, но в тоже время может выращивать те же сахарный тростник и кукурузу на экспорт. Чавес полагает, что переход США и Европы на биотопливо оставят голодными не один миллион людей, работающих в нефтяной отрасли.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Но если Венесуэла США снабжать зерновыми не собирается, а Бразилию не пускают европейцы, то у России с ее относительно невысокими ценами на зерно по-прежнему есть все шансы неплохо заработать на кризисе. Другое дело, как этим воспользуются аграрные чиновники и производители зерна. Первые должны постараться не наделать глупостей и поддерживать АПК, хотя бы в рамках того же ПНП "Развитие АПК", который, кстати, предусматривает, в первую очередь, увеличение поголовья скота, что немаловажно. Аналитики предполагают, что из-за роста прибыльности производства зерна многие предприятия могут переквалифицироваться в эту сферу, к тому же дефицит фуража может также негативно сказаться на животноводстве. А производители наконец-то должны посмотреть на перспективы и не направлять выросшие доходы в другие, более выгодные виды бизнеса, а оставлять их внутри отрасли, вкладывая в технику и технологии. Кстати, накануне рассказывая журналистам о приоритетах работы будущего Правительства РФ, кандидат на пост премьер-министра Виктор Зубков отметил, что продовольственная безопасность страны и развитие села - одна из главных задач для нового руководства РФ. "Нужно нам так скоординировать работу по национальным проектам, чтобы они были также направлены на то, чтобы поднять уровень жизни в нашем селе. Мне это ближе, потому что я занимался много лет этими проблемами и знаю, какой большой эффект получается, если их решать быстро и правильно", - заявил Зубков. Думается, если уж даже будущий премьер-министр, не понаслышке знакомый с проблемами сельского хозяйства, задумался о селе, то не все так плохо, и у России есть шанс стать не только нефтяной, но и зерновой державой.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС