18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Другим – у которых вершина еще впереди

Риск, как известно, дело благородное. А лето – самое подходящее для него время. Только новостные ленты все чаще доказывают, что обыграть смерть невозможно, да и благородства в ней нет ни капли. Погибшие туристы, потерявшиеся экстремалы, пропавшие группы туристов на Кавказе, Урале и Алтае. Особенно на Алтае. По идее, люди, ходящие по краю пропасти, как никто другой должны понимать ценность жизни. Но почему-то все чаще на первый план выходят деньги. Заплатил деньги – и без всяких нудных инструктажей и проводников отправляйся хоть на штурм Эвереста. Не заплатил – никто не будет искать тебя, потерянного и ждущего помощи. И очень сложно бывает разобраться, кто виноват – законодательство, которое практически никак не регламентирует самодеятельный и экстремальный туризм, спасатели, которые вовремя не пришли на помощь, или сам человек, вернее, его беззаботность и безответственность за собственную жизнь? Вряд ли есть однозначный ответ – каждый случай индивидуален. Однако все эти случаи, происходящие год от года, складываются в тенденцию, весьма печальную.

Справка: Спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. Как и в спорте, в активном туризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. В настоящее время к Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- и мототуризм и спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный. Наиболее динамично развиваются горный и водный туризм. Спортивный туризм - это прежде всего средство повышения мастерства туриста и серьезная физическая нагрузка. Если это становится вторичным, а на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, спортивный туризм превращается в экстремальный, то есть спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности. Абсолютно экстремальные виды туризма - дельтапланеризм и полеты на парапланах.

С одной стороны…

Последний случай с екатеринбургским оператором Андреем Ереминым весьма показателен. Во-первых, случился на Алтае, во-вторых, группа туристов занималась самым что ни на есть экстримом. В-третьих, группа не была зарегистрирована. В-четвертых, поиски, действительно,  продолжались очень долго, да и без вмешательства близких и друзей туриста, возможно, ничем и не увенчались бы. Были проблемы с вертолетом, да и пешая группа выдвинулась к месту поздно.

Другой пример. В июле газета "Советская Белоруссия" рассказывала о таком случае: в прошлом году горный инструктор взялся вести группу малоопытных украинских туристов на Эльбрус. Из–за его ошибок три человека погибли, один пропал без вести. А что же проводник? По приезде на вокзал, рассказывали на киевских форумах в Интернете, он первым делом поспешил... сдать в кассу билеты погибших. "Деньги ведь пропадут", — разводил он руками.
Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU И вот таких историй наберется не один десяток. По данным туристско-спортивного союза России, в нашей стране до 3 млн человек занимаются спортивным туризмом. Да и цифр не надо – походы и сплавы всегда были излюбленным видом отдыха для россиян. Конечно, в последние годы благосостояние населения растет, все большее количество людей может себе позволить ездить на курорты, в том числе и заграничные. Однако среди тех, кто попадает в ЧС во время экстремальных путешествий по России, как раз большинство людей, сознательно выбравших нашу страну местом отдыха.

Экстрим – штука не дешевая, подчас обходится дороже любого заграничного курорта, поэтому здесь год от года становится больше тех, чьи доходы выше среднего. И стечение двух обстоятельств – наличие денег и отсутствие жестко регламентированных правил – дают возможность практически любому человеку выбрать практически любой маршрут. Просто надо заплатить. А те, кто в экстриме не разбирается и не располагает внушительными суммами, но все-таки очень хочет адреналина, попадаются на удочку псевдоинструкторов, которые за смешные деньги берутся провести по всем достопримечательностям. Результат описан выше – в истории "Советской Белоруссии".

Но даже не в этом самая большая беда, а в том, что очень уж наш народ надеется на Бога, судьбу, авось и самого себя – кому как привычней. А то, что спасение утопающих в руках самих утопающих, как правило, вспоминает уже в процессе этого самого утопления. И все бы было понятно, если бы то же МЧС брало огромные суммы за регистрацию группы или чинило непреодолимые бюрократические препоны. Но в том-то и дело, что МЧС, несмотря на все свои минусы, пожалуй, самое быстродействующее ведомство в стране.

"Наши спасательные подразделения постоянно работают на опасных маршрутах. Проще простого прийти, зарегистрироваться, указать маршрут, поинтересоваться условиями на маршруте, получить рекомендации, организовать связь и так далее. Посоветуйтесь, возьмите частоты наших радиостанций, если у вас свои радиостанции. Если нет, мы дадим наши средства связи, дадим датчики, которые позволяют сообщить о ЧП. Мы порекомендуем необходимое дополнение к вашей экипировке. Наконец, мы посоветуем вам не идти туда, где опасно. Люди сами тоже должны заботиться о своей безопасности, хотя бы проявлять минимальную осторожность, а не быть "дикарями" по отношению к самим себе", - рассказал не так давно "Российской газете" первый заместитель главы МЧС России Юрий Воробьев.

С этим мнением, кстати, соглашаются и туристы-профи. "Мы ведем статистику по группам, которые мы выпускаем на маршруты. Самодеятельная группа, когда хочет идти в поход, у нас заявляется, регистрируется, и идет. Вот в таких группах – не очень много несчастных случаев. В основном несчастные случаи происходят с теми, кто не очень хорошо подготовлен и не регистрируется нигде. Как мы их называем – "дикие" туристы", - рассказали Накануне.RU в Туристско-спортивном союзе России.

Что уж говорить о спасателях, непосредственно участвующих в поисковых операциях. билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Экстремальных туристов с каждым годом все больше и больше становится. И, с моей точки зрения, все эти экстремальщики – они просто беспредельщики. Потому что собираются люди чаще всего неподготовленные, начинают лезть в высокие горы, хотя иногда понятия не имеют о серьезности маршрута, сплавляются по опасным очень рекам у нас на Алтае. Естественно, часто гибнут. Не соблюдают элементарные правила. Никто их не контролирует – это раньше такие группы выпускались маршрутной комиссией, а сейчас им наплевать на это дело. А запретить мы не можем – есть Конституция Российской Федерации, согласно которой они могут ходить где угодно, за исключением запрещенных объектов. На контроль они к нам не становятся за редким исключением. О том, что такое страховка от несчастного случая, они тоже не знают, не страхуются", - посетовал Накануне.RU начальник Горно-Алтайской поисково-спасательной службы Вячеслав Шипунов.

Обязать туристов регистрироваться по закону, действительно,  нельзя, так что вся надежда на их собственную сознательность.
Еще одна уже упоминавшаяся проблема – инструкторы. И тут тоже никаких обязательств – хоть завтра можно таковым называться и повести группу.

"Специальности инструктор туризма, проводник по маршрутам – нет. Инструкторов готовит наша система, мы их готовим и выдаем специальные удостоверения. Чтобы получить такое удостоверение, надо пройти обучение в нашей инструкторской школе, ходить в походы разной сложности и так далее. Сейчас, чтобы была легитимность, мы договорились: человек получает наше удостоверение, а потом обучается в государственном высшем учебном заведении, например, в Российской государственной академии спорта. Но пока для того, чтобы понять – профессионал перед вами или нет, - можно у него потребовать предъявить удостоверение инструктора, которое выдает туристско-спортивный союз России", - советуют в Туристско-спортивном союзе. Однако и мест, где инструктор может пройти квалифицированную подготовку остается все меньше – туристические клубы, как правило, держатся на энтузиастах, а для обучения нужно и современное снаряжение, и средства на выезды.

С другой стороны…

Конечно, многое зависит от человека, но и государство должно о своих гражданах заботиться, в том числе и о безалаберных. И, если не удается договориться с экстремальщиками "по-хорошему", возможно, нужно принимать законодательные меры. Одну такую меру федеральное агентство по туризму и МЧС обдумывают уже несколько лет. Речь идет о лицензировании туристических маршрутов. В МЧС видят в этом едва ли не единственную возможность повлиять на туристов.

"Каждый человек о себе должен заботиться. Но если собирается такая авантюрная группа, то руководитель ее не несет фактически никакой ответственности за нее за редчайшим исключением. А лицензирование однозначно должно быть – оно хоть в какие-то рамки поставит все это. Вообще, это надо решат на высшем уровне – на уровне Правительства страны. Должны быть разработаны правила для путешествий самодеятельных и экстремальных по России", - считает Вячеслав Шипунов.

С другой стороны, как Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU такое лицензирование проводить, и как на деле оно будет действовать, никто не знает. "Наша организация существует с 1895 года, и с 1949 года есть такой вид спорта. И с того времени мы отслеживаем и, можно сказать лицензируем по своим критериям разные маршруты. И у нас выпущены сборники – разных спортивных маршрутов в каждом районе по десяти видам туризма – водный, пешеходный, велосипедный, лыжный, конный и так далее. Но лицензировать все маршруты – это не реально. И в последнее время МЧС этим вообще мало занимается. Мы, конечно, хотели бы с МЧС заключить договор, но у нас общественная организация, и МЧС не очень хочет с нами заключать договор", - говорят в Туристско-спортивном союзе России.

Не все идеально и в работе МЧС. Но это, конечно, вина не конкретных спасателей, которые подчас сами рискуют жизнью, чтобы спасти людей. Дело в организации и структуре ведомства.

"В службе МЧС раньше были контрольно-спасательные службы в каждом туристическом районе, но при распаде Советского Союза они ликвидировались, и теперь службы находятся в городах и теперь отвечают за все: кошку снять с дерева, дверь открыть и спасти кого-то", - переживают в Туристско-спортивном союзе.

Несовершенство ведомства признают и в самом МЧС. "Если поступает сигнал, что кто-то потерялся или произошел несчастный случай, мы всегда выезжаем на поисково-спасательные работы. Но наши возможности не беспредельны, проблемы, естественно, с финансированием, транспортом и так далее. Вопрос поднятия вертолета находится не в нашем ведении, а в ведении региональных центров МЧС. И применение авиации при проведении поисково-спасательных работ может быть только с разрешения начальника регионального центра. И всегда с этим возникают проблемы", - говорит Вячеслав Шипунов.

Но все же главная проблема вовсе не в МЧС. Вообще-то, министерство чрезвычайных ситуаций не отвечает за туристов – спасать – да, но в няньки спасателей никто не нанимал. Захотел адреналина – пожалуйста, найди хорошего инструктора, зарегистрируйся, узнай маршрут. Прозвучит цинично, но почему на чужую безответственность должны идти деньги налогоплательщиков, когда можно было бы помочь людям, попавшим в ЧС по действительно не зависящим от них обстоятельств, например, из-за землетрясения?

Так кто же должен заниматься так называемыми самодеятельными туристами? По идее, все то же федеральное агентство по туризму. Но проблема в том, что туризм – явление междисциплинарное. Тут и спорт, и образование, и природа, и здоровье. В итоге, у семи нянек дитя без глазу. Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU По словам самих туристов, Ростуризм пока больший акцент делает на так называемый экскурсионный туризм.

"Раньше туризмом занималось одно ведомство – был центральный совет по туризму и экскурсиям. И там были две части – одна занималась самодеятельным туризмом, другая – экскурсионным. Сейчас существует федеральное агентство по туризму, но оно занимается по большому счету только экскурсионным туризмом. А другая часть государством не охвачено. А ведь Росстуризм тоже разрабатывает законодательную базу. И получается, что наш вид туризма не прописан, эта туристическая деятельность получается вне закона. Наше мнение таково, что нужно государству обратить на наш туризм внимание и руководило процессом. В федеральном агентстве нужно создать управление по самодеятельному туризму", - считают в Туристско-спортивном союзе России.

Статистика: По данным портала ПолитСиб.RU, за летние месяцы 2007 г. на Алтае 25 погибших, девять травмированных – большая часть смертельных случаев приходится на сплавы, реже – на восхождения в горы и конные туры.

В самом начале июня, когда на трассе Барнаул-Бийск столкнулись три автомобиля – "КамАЗ", микроавтобус "Мерседес" и "ГАЗель". В результате столкновения погибли 15 человек, шесть получили травмы. Как выяснилось, большинство погибших пассажиров являлись туристами и возвращались со сплава в Горном Алтае.

21 июня во время конной переправы через горную реку Ак-Кем погибла туристка из города Бердска Юлия Томилова. Согласно официальной информации, лошадь Юлии споткнулась, женщина не удержалась в седле и упала в воду. В мгновение ее подхватило и понесло сильное течение. На помощь туристке бросился местный инструктор-проводник, но и он не смог справиться с горной рекой. В итоге течением унесло обоих. Через три дня сотрудники алтайского поисково-спасательного отряда нашли тело погибшей женщины в Катуни, за 30 километров от места происшествия. Пропавшего вместе с ней проводника до сих пор не обнаружили.
билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU 13 июля алтайские спасатели отправились на поиски группы из восьми туристов, вместе с двумя проводниками спустившихся накануне в пещеру Геофизическая (38 км от н.п. Сараса Алтайского района), и в течение указанного времени не вернувшихся с маршрута. К счастью, помощь спасателей туристам не понадобилась. Из алтайской пещеры они выбрали самостоятельно, до приезда отряда.

16 июля при восхождении на гору Белуху на перевале Делонэ с обрыва сорвался руководитель группы туристов из Екатеринбурга, 62-летний альпинист Алексей Коржавин. Он скончался от полученных травм до прибытия спасателей. Тургруппа не была зарегистрирована в Алтайском поисково-спасательном отряде.

23 июля стало известно, что во время сплава по горной реке Катунь в самых верховьях вблизи села Катанда Усть-Коксинского района погиб турист-рафтингист из Белоруссии Сергей Булак. 44 летний житель города Гродно утонул, когда рафт перевернулся на одном из порогов. Тело туриста было найдено в 200 м вниз по течению реки от места происшествия.

В 20-х числах июля в Республике Алтай начались поиски трех туристок из Омска. Женщины 45-48 лет (Наталья Кулишкина, Ольга Мельникова и Марина Дизер) отправились в Горный Алтай еще 24 июня. В алтайском поисково-спасательном подразделении не зарегистрировались. К поискам женщин были привлечены средства Сибирского регионального центра МЧС. Однако 27 июля в ГУ МЧС по Республике Алтай позвонил коллега одной из пропавших туристок и сообщил о том, что женщины вышли на связь и находятся на пути в Омск.

25 июля на реке Каир - левобережный приток реки Аргут – погиб турист из Кемерово Артем Квашнин. Во время переправы его унесло сильным течением.

28 июля группа женщин-туристов в составе шести человек в этом же месте подошла к реке и, увидев натянутую предыдущей группой веревку, начала переплавляться. Во время переправы течением унесло троих женщин. В настоящее время на поиски туристок направлена группа спасателей из Алтайского края.

27 июля стало известно еще об одной погибшей на воде.При переходе горной реки Башкаус утонула туристка из Новосибирска Валентина Осипова. Трагедия произошла в 18 км от райцентра Улаган в урочище Азалу.

30 июля во время сплава по реке Катунь в Горном Алтае погиб директор томского филиала МТС Геннадий Заря.

31 июля в ходе альпинистских сборов на горе Белуха в результате падения получил травмы известный альпинист, многократный чемпион СССР по альпинизму и скалолазанию Олег Космачев. С многочисленными ушибами мужчина был доставлен в республиканскую больницу Горно-Алтайска.

1 августа в районе села Чемал в Катунь упал двухместный гидродельтаплан. При крушении гидродельтаплана погиб гражданин Южной Кореи Вон Квон Зион, 1992 г. рождения, приехавший в Горный Алтай в составе делегации христианского движения. Пилот с травмами различной степени тяжести был доставлен в Чемальскую центральную районную больницу.

30 июля на Алтае погиб телевизионный оператор из Екатеринбурга Андрей Еремин. Его группа сплавлялась по реке, однако он решил обойти сложный участок по берегу. Через два дня к месту встречи он так и не вышел. Его тело обнаружили на одной и скал, которые окружают реку. Группа не была зарегистрирована. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС