25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBppgn
Здесь http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/mskreg/, быстро и недорого.
Вывезти мусор контейнером на 20 кубов на http://perevozki.youdo.com/garbage/container/20k/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Россия - бедная и богатая: взгляд церкви и профсоюза

В Екатеринбурге намедни прошел уникальный круглый стол. Уникальный сразу по трем причинам: по составу участников, по теме, которую они обсуждали и, главное, по атмосфере. Впервые, если не в России, то по крайней мере в Свердловской области, встретились представители Русской Православной церкви и профсоюзов. Круглый стол назывался "Экономическое и духовно-нравственное возрождение России – путь борьбы с бедностью". Проще говоря, как сделать Россию процветающей страной всеобщего благополучия.

Тема глобальная, но и церковь, и профсоюзники с ней на удивление легко справились, хотя было заметно, что они и сами этого не ожидали. В принципе по отдельности и те, и другие не раз говорили о путях возрождения России, но собрать эти мнения воедино, да еще и прийти к некому общему знаменателю – задача поистине сложная. И дело даже не в том, что профсоюзники – сплошь и рядом бывшие партийцы, да еще и в возрасте, как подметил один из участников круглого стола, когда людей уже не исправишь.

Дело в том, что сфера интересов у них одна, ведь в двадцатом веке именно профсоюзам достались права и обязанности, которые веками принадлежали в России церкви – формирование нравственного отношения к труду. И поэтому можно понять некоторое чувство ревности профсоюзных работников к церкви, вдруг обратившей внимание на эту сферу. И неслучайно на круглом столе прозвучали слова руководителя одного из свердловских предприятий: по старой советской привычке до сих пор идут люди в профком решать проблемы с пьющими мужьями и детьми-наркоманами. Объяснять не нужно, что раньше с этим люди шли в церковь.

Фото: Накануне.ruЕще немного об атмосфере. Как заявил в начале собрания председатель федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, идея встречи с церковью была воспринята в профсоюзах неоднозначно. Да это и не удивительно – скептицизм при виде людей в рясах был заметен и в начале круглого стола.

Но вот парадокс – чем старше были выступавшие, чем больше они с теплотой вспоминали советскую власть, тем больше уважения к присутствовавшим в малом зале Дома профсоюзов представителям церкви во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием они высказывали. Вот она, та самая толерантность, в отсутствии которой нынешняя либеральная молодежь обвиняет поколение отцов и дедов. Вот то самое нравственное воспитание, которое некоторое ищут, сбиваясь с ног, – совсем рядом. Когда профсоюзный лидер, явно не бывающий в церкви, возмущается тем, что, мол, молодежь вроде как верующая, а крестятся все кто во что горазд – и слева направо, и справа налево, и наискосок. И говорил он не для того, чтобы попенять лишний раз представителям церкви, нет. Возмущение было искреннее, смешанное с сожалением, с отсутствием воспитания и духовного развития, о котором каждый любит рассуждать. Возможно, представитель совета ветеранов не увидит в священнике авторитета идейного, но если человек говорит мудрые вещи, то чем это не причина его уважать?

Да и представители РПЦ удивляли. Такое количество посылов к советским временам, цитат Маркса и даже некоторой ностальгии по прошлому из уст православных священников вряд ли еще где-нибудь услышишь. Но и у этого есть объяснение. При обсуждении будущего всем необходимо апеллировать к каким-то понятиям и реалиям прошлого. А прошлое и у профсоюзников, и у церковных деятелей одно – СССР. Председатель профкома Березовского завода строительных конструкций Виктор Стасив рассказывал, что на заводе, после того, как построили часовню, атмосфера стала лучше, а владыка Викентий вообще заявил, что известная мудрость "Кто не работает, тот не ест" взята из Библии. В общем, все это было интересно, потому как не было благостным и напускным.


Про духовно-нравственную экономику

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Чтобы разобраться в столь сложных вопросах, российскую бедность решили разделить на моральную и материальную. Понятно, что они тесно связаны друг с другом, точнее, последняя, по мнению собравшихся, является следствием первой. Но с материальной бедностью разобраться гораздо проще. Оказывается, у церкви есть свое видение экономически благополучного государства – государства с духовно-нравственной экономикой. Под абстрактным понятием скрывается вполне реальная, хотя и сложная в нынешних условиях для осуществления программа. По сути, она подразумевает построение постиндустриального общества. Есть в ней и реальные пункты, которые практически дублируют последнее послание Президента РФ Федеральному собранию. Сравните: по словам ректора Уральского института бизнеса, профессора и священника Александра Меняйло, акцент следует сделать, например, на развитии малых городов, уйти от мегаполисов. В послании такое развитие подразумевается в пункте о научных центрах, городах, в которых бы развивались инновации. Схожие позиции по освоению территории страны – священники вспоминают строительство Транссиба, вокруг которого вырастали города. В настоящем времени строительство магистрали заменит строительство трубопроводов и разработка новых месторождений. Естественно, церковь не могла обойти обеспечение населения жильем (см. нацпроект "Доступное жилье") и, в частности, строительство индивидуального жилья. Вполне соответствует и современным представлениям, и многовековым традициям.

Собственно, если не брать в расчет духовную составляющую, в нынешнем государстве вполне себе взят курс на духовно-нравственную экономику. Другое дело, как она реализуется, но, принципы, как видно, схожие.

Однако моральная составляющая является все-таки доминирующей. И вот тут и развернулись споры. Тут всплыли и воспоминания о советском прошлом, и о воспитании молодежи, и о том, кому на Руси жить хорошо. О школе, семье и воспитании. И вот парадокс – вроде и видят все проблемы одинаково, а к единому мнению никак не придут. Как сказал председатель совета по молодежной политике Федерации профсоюзов Свердловской области Илья Вяткин, "мы с вами сейчас говорим об одном и том же, но мы не вместе".

Суть дискуссии можно свести к следующему: да, у нас общество потребления, да, духовная отсталость, и в советские времена труд был куда нравственнее (кстати, первыми с этим согласились священники), но взглянем реальности в лицо – мы от этого не уйдем.

Как уйти от общества потребления? Профсоюзники, как люди практического склада ума, порой озадачивали священников.
Фото: Владимир Новиков www.itogi.ru"Мы сегодня часто забываем о духовном отношении к труду, о том, что мастер должен душу вкладывать в свое дело, - соглашается с церковью председатель областного комитета работников культуры Валентина Высоцкая, но тут же добавляет. - Единственное противоречие, которое возникает, это цена труда. Как труд должен оплачиваться? Если думать, что человек трудиться только за деньги, то в этом случае такой человек изначально превращается в раба, служит золотому тельцу. А если трудится бесплатно, то человеку тяжело жить, потому что он в нашем мире будет терпеть множество лишений. И вот какова должна быть цена труда? Что такое "достойная оплата"? Какая она? Церковь говорит, что мы воспитываем общество потребления. А на какой границе мы должны остановиться, чтобы не перейти в это общество потребления, но чтобы зарплата была достойная?", - задалась вопросом председатель областного комитета профсоюза работников культуры Валентина Высоцкая.

На вопрос попытался ответить вполне известными истинами владыка Викентий: мол, человек хороший, не склонный к стяжательству и малым будет довольствоваться, а жадному сколько не дай – все мало будет. Но такой ответ профсоюзников не вполне удовлетворил.

"У меня сложилось впечатление, что наша церковь немного схоластически действует. Мы можем говорить, прав или не прав Запад, но мы сегодня живем в Западе. Мы сегодня можем говорить, что экономика безнравственна, но она все равно такой будет. Мораль – штука хорошая, но в основном богатеет тот, кто хорошо умеет у соседа тиснуть", - сказал председатель одного из уральских предприятий. "И я не смогу своим людям на производстве сказать: ты вот молодец, будь и дальше бессеребрянником. У нас за последние 20 лет сложилось такое мышление, что кто бессеребрянник, тот дурак", - с сожалением констатировал председатель профсоюза одного из предприятий области. Да что говорить – вопрос "Если ты такой умный, то почему такой бедный?" - давно стал риторическим в современной России. Кстати, про эту несправедливость весьма эмоционально сказал и Александр Меняйло: "Это же невиданно: наши отцы и деды строили, а какой-то олигарх все себе забрал!".

Как уже говорилось выше, положительное предлагалось брать в прошлом. "У нас такое предприятие – без нравственного труда ракеты нельзя делать. Я считаю, что труд в советское время был более нравственным и справедливее оплачивался, чем сейчас. За 15 лет мы, к сожалению, потеряли то положительное, что было. Сейчас государство от советской идеологии перешло к воинствующей пропаганде протестантских ценностей", - с горькой улыбкой сказал председатель профкома НПО "Автоматики" Николай Кузнецов.

Кстати, удивительно, что о протестантстве и в целом о западном варианте отношений церкви к труду так мало говорилось. Ведь взгляды протестантской христианской церкви и РПЦ на сколачивание состояния всегда отличались. Теперь же православной церкви фактически приходится иметь дело с нацией, которая давно живет по западным принципам, правда, ментальность все равно осталась прежней. Как говорил герой одного фильма о современных российских реалиях - не мы такие, жизнь такая!

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Один из священников, присутствовавших на круглом столе, привел такой пример из жизни: "У нас был случай такой. Бизнесмен решил организовать бесплатные обеды для людей, которым нечего кушать. И стали приходить люди, они вырыли рядом землянки. И бизнесмен одному говорит: пойдем ко мне на работу, я тебе дам достойную зарплату, ты будешь работать, сможешь питаться нормально, одеваться, жилье у тебя будет. И человек не идет работать", - печалился священник. Профсоюзники его хорошо поняли, но к решению, что делать с такими людьми, так и не пришли.

Кому флаг в руки, барабан - на шею?

И все-таки в самом главном профсоюзники и священники согласились и даже обещали помогать друг другу. Будущее страны – за новым поколением.

"Мы часто забываем свои истоки и свое прошлое. И нельзя выкинуть из истории советское прошлое. Например, школа. В советской школе было очень много положительного. Да это была лучшая школа мира! Почему мы должны отказываться от этого? Надо вернуться к истокам советским и дореволюционным в школе", - слова принадлежат не профсоюзнику, как можно было бы подумать, а священнику Александру Меняйло.

Естественно, много говорили о введение ОПК в школах, спорили по этому поводу. Лучше всех по поводу воспитания и будущего высказался Илья Вяткин. "Сегодня самое важное определить, не куда дальше идти, а кто дальше пойдет. Вот от того, кто будет идти в будущее, это самое будущее и будет зависеть. И воспитание поколения должно быть не только в детских садах и школах, но и в семье. Все-таки институт семьи мы никуда не вырежем. Из сиротских приютов, из интернатов редко человек выходит полноценным. Очень тяжело воспитать человека полноценным в такой ограниченной среде. Нужно о будущем ребенка, о его воспитании думать не только тогда, когда выбираешь ему хорошую школу, хороший институт и хорошую работу, а в тот момент, когда он родился. Вот у такого ребенка будет светлое будущее. И тогда можно будет говорить о будущем, ведь оно даже не из настоящего, оно из прошлого идет. И ведь такие ребята есть, и их достаточно много. Вопрос в другом: у нас до сих пор нет общности этих людей", - сказал Вяткин. И к церкви обращались пожилые уже профсоюзные лидеры, мол, нас уже не переделать, но с молодыми-то надо работать. Слова далеко не новые, но от того не менее верные.

Фото: Накануне.ruА вот что было действительно новым, так это завуалированное предложение Андрея Ветлужских о формах сотрудничества. По словам главного профсоюзника области, за границей, в частности в Германии, на первое мая профсоюзные лидеры приходят в церковь и устраивают там что-то вроде ликбеза в области прав трудящихся. Но идея перенять опыт была воспринята в штыки, причем самим же профсоюзниками. "Я, например, не согласен с тем, чтобы за церковную кафедру первого мая ставить лидеров профсоюза. Все-таки есть у нас вещи, которые нашей же культурой воспитаны, что можно и чего нельзя. Я думаю, священник встанет на нашу трибуну – это воспримется. А председатель профкома в церкви – если не смешно, то нелепо по крайней мере", - сказал один из представителей профессиональных союзов. Было и другое предложение – продвигать священников в депутаты разных уровней, а также привлекать не только православную церковь, но и другие конфессии к участию в соглашениях, которые обычно подписываются между работодателями и профсоюзами. Спорная позиция, но не рискует только тот, кто ничего не делает. Всеобщее одобрение вызвало предложение не просто подписать резолюцию круглого стола, но и направить ее во властные структуры, а также собираться регулярно, возможно, с привлечением других конфессий.

Если честно, то участники круглого стола, похоже, сами были поражены, что разговаривать друг с другом так просто. Удивительного в том ничего нет – как сказал один из участников – в нас все равно это заложено, на генном уровне. Если никто мешать не будет, даже неверующий со священником договориться смогут. Вопрос в том, как "подтянуть" в этот диалог власть так, чтобы язык общения был единым. Ведь даже если духовно-нравственную экономику назовут, к примеру, инновационной, но сути своей она от этого не поменяет, то вряд ли кто будет возражать. Ведь в советское время никто часовенки на заводах не строил, а отношение к труду было куда более нравственным.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС