20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество За рубежом

Команданте как реальность

Волны Карибского моря омывают золотистый песчанный берег. Маленький мулат - весь ритм и движение приближается и, не прекращая бег, кричит: "А-а-а, Чавес но се ва!" (Чавес не уходит). В своих коротких штанишках мальчик блестит под ярким венесуэльским солнцем...

Рядом с пляжами Ла Гуаиры порт. И город, куда малосостоятельные жители Каракаса, (столица Венесуэлы - страна с 26 миллионами населения, серьезными углеводородными богатствами и красивейшей природой), едут купаться летом. Хотя зимой температура тоже не опускается ниже 20 градусов. Вдоль побережья прямо по скалам нагромождаются здания, гостиницы и магазины. Несколько лет тому назад эти глиняные скалы обрушились на город после проливных дождей. Сотни жертв, многомиллионные убытки. Сейчас всё уже восстановлено. Строители заканчивают работы по прокладке канализации и освещению. На днях Чавес под народное ликование открыл новую, прямо среди гор гигансткую эстакаду, что объединила Гуайру с Каракасом. Старая эстакада была подмыта ливнями и путь от столицы до моря или международного аэропорта Маикетия тогда был адским испытанием терпения и водительского умения автовладельцев.

Прямо за мной возвышается огромный зелёный андский массив. Он весь покрыт домами-муравейниками. И как умудряются жители этих "барриос" подниматься до самой вершины - уму не постижимо! "Не волнуйся –говорит мне Алехандро, таксист и мой гид по этим лабиринтам- во-о-он там Команданте строит подъёмник. Скоро всё это будет прошлым".

Совсем еще недавно в докомандантные времена сотни тысяч венесуэльцев были изгнаны из городов и селились, как попало, на этих склонах. Пока Команданте запускает строительство новых районов, в "барриос" запустили канализацию, электричество и газ. Наладили внутренные дороги и лестницы, заасфальтировали улицы. Теперь Тойоты и Ниссаны карабкаются вверх и скользят вниз по узеньким и крутым внутренним дорогам. На самой вершине газовые плиты позволяют подавать горячие блюды в народных столовых (просто домашная комната какой-нибудь "компаньера" - домохозяйки, которая предоставляет свой дом для того, чтобы вместе с другими такими же "компаньерами"-товарищами готовить незамысловатую пищу для жителей "барриос"). Правительство раз в неделю снабжает бесплатно такие столовые мукой, макаронами, консервами, рисом и прочими продуктами. В районе открыты продуктовые магазины "Меркал", где продукты субсидируются государством и продаются по очень и очень сниженным ценам.

На набережной перед крохотными киосками мужчины пьют холодное пиво. Музыка, конечно, везде. Они разговаривают и улыбаются все больше беззубыми улыбками. Это нормально в Венесуэле. Среди других наследий прошлого - огромная безработица, демократические правительства демо-христианской COPEI и социал-демократической ADECO оставили разрушенную медицинскую систему.

Правительство Чавеса запустило несколько программ по здравоохранению, "Мисион Баррио Адентро" (Миссия Внутри Барриос) от самого простого медицинского обслуживания до комплексных операций.

Кстати, лишь немногие венесуэльские врачи согласились участвовать в этой Миссии. Жить-то нужно в "барриос" и зарплата невелика. Большинство предпочло работать в Чакао, Авила или в других "цивилизованных" районах столицы. В медицинских центрах "барриос" живут и работают кубинские врачи. Жители их любят и охраняют. Кубинцы освоились до такой степени, что кушают в тех же народных столовых, играют в бейсбол вместе с местной детворой и ездят в тех же Тойотах по немыслимым склонам. Теперь они участвуют уже в четвёртном этапе "Мисион" - налаживают работы медицинских центров высокой сложности. Бесплатных.

Кооперированы в венесуэльские программы не только кубинцы. Правительство Чавеса ангажировало тысячи специалистов из Уругвая и Чили, Бразилии и Аргентины, из других стран региона для работы в миссиях по ликвидации неграмотности, по улучшению сельхозработы, по налаживанию коммуникаций в затерянных андских провинциях.

Социальные программы финансирует PDVSA - государственная нефтяная компания Венесуэлы, которая, как известно, прочно прописалась в первых строчках мировых добытчиков углеводородов.

Кстати, почти 20% топлива которое употребляется в Штатах, производят в Венесуэле. Тысячи миллиардов нефтедолларов позволяют Чавесу финансово обеспечивать соцпрограммы и даже осуществлять план финвложений в развитие промышленности и сельского хозяйства страны. Здесь проблем тоже более, чем хватает. Наследство жутковатое - основные экономические фонды или были разрушены, или уничтожены хищнической политикой предыдущих правительств, или находились в состоянии полной разрухи. К примеру, Каракас только что купил основное аргентинское предприятие по производству молока и молочных продуктов. Оно будет создавать производство в Венесуэле и способствовать развитию молочного скотоводства.

В России Чавес усилиями СМИ – это экстравагантный, несдержанный, непонятно что вещающий про социализм латиноамериканец. В Латинской Америке образ иной. Чавес определил два основных направления внешней политики: укрепление интеграции с Латинской Америкой посредством участия в МЕРКОСУРе (общий экономический рынок Южной Америки) и установление дружественных отношений с, если так можно выразиться, "другими" источниками международной власти в противовесе агрессивной политике Вашингтона. Отсюда его "братские" политические вояжи в Россию.

Удивительный нюанс. Задумайтесь. США постоянно приходится искать пути выхода из перманентно почти кризисного положения по обеспечению энергетическими ресурсами для поддержания стабильной экономики. Парадоксально, но факт: Штатам легче вводить свои войска в Ирак или в Афганистан, за тридевять земель, нежели в Венесуэлу. Как принято было веками считать - на задний двор США. Латинская Америка действительно очень близка к Северной во всех отношениях, не только географических. Почти 40 миллионов "латинос" живут в Штатах. Все крупные североамериканские капиталы обосновались в латиноамериканских странах. Они ревниво охраняют неприкосновенные резервы региона. Той же пресной воды, например. И в первую очередь, конечно - энергетические богатства.
Поэтому Вашингтону "невоспитанный" Чавес, что гвоздь в любимом ботинке. Но факт остается фактом - время, когда экспедиционные корпуса US Army очищали латиноамериканскую вотчину от бунтовщиков, миновали. Навсегда ли – покажет время. Но сегодня во многих странах Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Чили, Боливия, Экуадор, Уругвай, Никарагуа, у власти находятся правительства, которые отвечают народным настроениям и стремлениям. С ними приходится старшеамериканскому брату вести диалог почти на равных. И не в последнюю очередь потому, что внутренний политический мир в Штатах, имея столь мощное латиноамериканское представительство, не очень понимает нынешную внешную политику Вашингтона. Особено если вопрос касается силовых методов давления по отношению к братским странам Латинской Америки. Этим и пользуются Чавес и его коллеги - бразилец Лула да Сильва, аргентинец Нестор Кирчнер, боливиец Эво Моралес и все остальные. Одни освобождаются от МВФ, другие национализуют нефть и газ, третьи закрывают военные базы США. Чавес, конечно, лидирует.

Во внешнеполитическом катехизисе Чавеса есть особый раздел - сближение с Россией. Каракас договаривается с Москвой или пытается договариваться по разным секторам внешнеэкономических отношений, но закупки российского вооружения - особая статья интереса Венесуэлы. Вообще южноамериканцы сегодня готовы взаимовыгодно "дружить" с Россией. Торговый оборот между Россией и Бразилией превышает 3.000 млн дол. и отличается сугубо коммерческими и гражданскими параметрами, Аргентина готова заключить солидные контракты с российскими фирмами по преодолению энергетического кризиса. Боливия ведёт переговоры с "Газпромом" в плане занятия им места североамериканских фирм, которые разрабатывают богатейшие газовые месторождения. И так далее.
Для России – связи с Латинской Америкой уже не экзотика. Латиноамериканская экономика растёт стабильно в последние годы. Ее интерес в обеспечении стабильных рынков сбыта своей основной продукции: сельхозсырьё, продовольствие и одновременно для получения промышленных товаров, топлива, химикатов, и т.д. Латиноамериканцы понимают: для развития региона нужно осуществлять инфраструктурные проекты. Богатейшие залежи минералов и промышленного сырья можно разрабатывать только, если найдутся серьезные внешние партнёры, не настаивающие на кабальных условиях.
Кто еще, кроме России?
Для местных латиноамериканских экономических кругов Россия сегодня, если образно, превратилась в эдакое райское место, где можно найти финансы, рынок и развитие. И даже больше: рассчитывая на российскую поддержку, можно развивать и политические проекты. Это и второе президентство Лулы, и национализация нефти и газа Боливии, и возвращение к власти сандинистов в Никарагуа, и подтверждение правления Корреи в Эквадоре. И, конечно, провозглашение "социализма ХХI века" в Венесуэлы Чавеса.

Сегодня в Латинской Америке массы увлечены настроениями структурных перемен. Перуанский президент Алан Гарсиа принадлежит старейшей партии АПРА (Алианса Популар Револусионариа Американа - Народно-революционный американский альянс), хотя он и далёк от первоначальных революционных лозунгов его партии. Бразилец Лула- лидер Рабочей Партии. В Аргентине, правящая перонитская партия, постоянно находящаяся у власти, провозглашает своими идеалами "Родина экономически свободна, политически суверенна, социально справедлива". Поэтому латиноамериканцам совсем не странно с восторгом слушать полковника Чавеса, говорящего о социализме.

Прямолинейные сравнения Кубы и Венесуэлы, которыми столь часто грешат российские СМИ, не совсем точны. На Кубе социализм пока все-таки далёк от идеала. Венесуэла пока претендует лишь на концепцию полностью суверенного государства и пошагово превращает тезис в реальность . Различия же между Венесуэлой и Кубой хотя бы в том, что Куба, будучи островом, с самого начало кубинской революции попала под пресс американского эмбарго, которое фактически действует и поныне, и которое наложило тяжёлый отпечаток на все стороны жизни острова, особенно экономические. Венесуэла - это материк, где есть соседи. И это добрые соседи. От вынужденно добрососедских – как с Колумбией, до Эквадора, с которым взаимоотношения просто товарищеские. Но в любом случае очень сложно представить территорию кого-либо из соседей Венесуэлы в качестве оперативной базы для вторжения. По крайней мере, сегодня.

Таким образом, Чавес может спокойно, оперируя нефтедолларами, решать стратегические задачи. Он сегодня - признанный лидер в Латинской Америке, где ускоряется процесс интеграции, глава государства, которое все более влияет на мировую цену на энергоносители в "клубе" сильнейших поставщиков, устанавливает и укрепляет отношения с такими спорными партнёрами как иранский лидер Ахмадинежад или беларус Лукашенко.

Чавес - единственный человек, который в Аргентине может собрать десятки тысячи демонстрантов на митинги, призывающие к социализму. Он - лидер, который может объединить остальных правителей Латинской Америки (и сильно в этом преуспел) в поисках энергетической независимости и экономической самостоятельности региона. Он, наконец, единственный политический лидер, который может плясать с толпой часами под тропическим ливнем или просто сидеть и говорить с жителями заштатного посёлка латиноамериканского пространства или петь с ними какую-нибудь народную песню.

Можно относиться к этим особенностям поведения Чавеса как угодно, но не признать, что в стратегическом Карибском бассейне рядом с Мексикой и в непосредственной близости к США появляется сильный игрок - энергетически независимый, вооружённый новейшими российскими истребителями, подлодками, вертолётами, копмлексами ПРО и ПВО, лидер могучего рынка 400 миллионов латиноамериканцев, - нельзя. Политически близоруко.

И это уже не просто мечты магических сочинений Гарсии Маркеса или Варгаса Льосы, это новая действительность, с которой необходимо считаться и учитывать в геополитической стратегии.

Немногие знают, кстати, такой интересный факт. Во время царствования Екатерины II Россия приютила и поддержала великого венесуэльца Франциско Миранда. Революционер, не без помощи Петербургского Двора, высадился на венесуэльскую землю и начал континентальную борьбу против испанского господства. Триумфальные отклики этой борьбы тогда докатились до Огненной Земли. Продолжатели его дела- венесуэлец Симон Боливар и аргентинец Хосе де Сан Мартин довели её до полного политического освобождения. И тогда тоже появилась новая политическая латиноамериканская действительность. Как и в те времена, сегодняшнюю действительность нужно понимать. С ней нужно считаться, несмотря на все её противоречия, демарши и разноголосицу.

Хотя бы потому что, как скандирует мальчик-мулат на пляже и сотни тысячи на площадях Каракаса, "А-а-а, Чавес но се ва!" Латиноамериканские массы сегодня верят в Чавеса, Лулу, Кирчнера, Эво. Видят олицетворение их чаяний, практический прорыв в новое качество жизни.

В кооперативе Фабрисио Охеда у подножия гор, недалеко от Барриос Петаре, Тересита, одна из женщин, что руководят всей работой, говорит вслух, но фактически для себя самой: "Мы жили здесь, очень близко. Спускались в город добыть хоть какое-то пропитание. Работы не было. Наши дети бродили по улицам. А вот это, например, здание пустовало. Хорошее. Новое. И пустовало.

Однажды пролетел над ним Команданте . Он знал, как мы жили, и велел перестроить помещения под жильё. Мы сначала не верили, потом, когда увидели начало работ, пошли и предложили не сносить здание, а переоборудовать его в мастерские. Конечно, мы не верили, не имели ни малейшей веры в то, что нас послушают. А потом появились инженеры и стали с нами обсуждать, что и как. А теперь - видите? Теперь у нас есть текстильные и обувные цеха. Наши женщины работают здесь. У нас есть поликлиника, и школа, и столовая. Весь район преобразовался. Дали газ и электричество. Пока нет новых домов но уже строят подъёмник. Всё у нас будет. Мы поняли, что мы можем действовать и добиваться своих целей. Спасибо нашему Команданте. Он наш!"

Вот и всё. Просто и ясно. Как сама жизнь. Пусть каждый сделает для себя собственные заключения.

Эрнандо Клейманс, Аргентина

Вместо PS. В ходе недавнего телеинтервью венесуэльский президент рассказал, что в ходе недавней встречи с Фиделем Кастро кубинский лидер посоветовал ему принять меры предосторожности на случай переворота, подготовленного ЦРУ, сообщает РБК. Сам Уго Чавес не раз заявлял о желании американских спецслужб свергнуть его режим. Стоит отметить, что за время президентства "лидера Боливарианской революции" ему удалось пережить несколько попыток переворота, поддержанных Вашингтоном. Однако всякий раз президенту Венесуэлы удавалось взять верх.



Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС