20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBxvJG
Поклейка бумажных обоев - цена за м2 на http://remont.youdo.com/facing/walls/wallpapering/paper/.
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика В России

Подопечным святого Ионы лучше не сталкиваться

Поднимая кубки, древние говорили: "За живых, за мёртвых и за тех, кто в море!" Живые были здесь, мёртвые на том свете, а мореплаватели – посередине, на грани двух миров. Если уж экипажи триер записывали почти в смертники, то обитателей "потаённых судов" сразу бы, наверное, причислили к покойникам. Впрочем, подобное "видение проблемы" (оно им вряд ли было известно вообще) не мешало запорожским казакам на своих подводных кожаных челнах довольно успешно атаковать турецкие корабли. Но не о том речь. Российские атомарины уходят в океан, неся на борту массу ядерного оружия. Кроме них, где-то там бродят американские, английские, французские и другие, также содержащие в себе немало радиоактивных "сюрпризов". Для того, чтобы случился морской Чернобыль, не надо объявлять войну. Достаточно одного "хорошего" случайного столкновения.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RUНа днях стало известно, что командование ВМФ России обратилось к США с просьбой заключить соглашение об избежании инцидентов под водой. По словам адмирала Владимира Масорина, вопрос обсуждался с главкомом ВМС США адмиралом Майком Малленом, но "пока они не очень этого хотят". Российский адмирал рассказал, что в 2006 году российская и американская подводные лодки, которые отслеживали друг друга в Баренцевом море, настолько опасно маневрировали, что могли столкнуться в подводном положении. Тогда данный случай пополнил бы полуоткрытый-полусекретный список таких аварий, напомнив очередной раз о необходимости хоть какого-нибудь регулирования отношений в гидросфере.

Начиная с семидесятых годов, когда заключались глобальные договора ОСВ-1 и ОСВ-2, шли переговоры о предупреждении инцидентов на море между США и  СССР. Соответствующая бумага была подписана в 1972-м, изменения вносились в 1979 и 1986 годах. Правда, касалась она только надводных кораблей и авиации. Не раз советские и российские эксперты предлагали рассмотреть вопросы безопасности подводного плавания. Поскольку после окончания Второй Мировой войны наши и американские субмарины сталкивались более 30 раз. Американцы от этого обсуждения всячески уклонялись. На прошлогодней Международной встрече подводников президент Лиги подводников США четырехзвездный адмирал Брюс де Марс сказал, что по его мнению вышеупомянутое предложение не своевременно. Оно и понятно. У штатовского флота, как и у любого другого, есть свои конкретные задачи, которые нужно выполнять. Далеко не всегда они безопасны (если вообще можно назвать безопасным глубинное плавание в стальном корпусе, начиненном ракетами и торпедами). Словом, российскую инициативу, с точки зрения дипломатии, можно только одобрить. Но реально ли ее выполнение, подразумевающее некие ограничения, страной, претендующей на роль Великой морской державы, ВМФ которой должен быть готов, в случае чего, к быстрому уничтожению противника располагающими к тому способами?

В интервью Накануне.RU председатель Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь Курдин рассказал:   Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Вопрос очень сложный. Если с маршрутами надводных кораблей всё понятно, то с подводными лодками дела обстоят иначе. Главный принцип действия любой субмарины – скрытность. Создавать специальные коридоры, как для самолетов, когда, скажем, американцы плавают на глубинах до 100 метров, а наши – ниже 100 метров, значит лишать некоторые из них преимущества по дальности обнаружения. Также трудно сделать разграничительные зоны. И мы в американцев врезались, и они в нас. Тут 50 на 50. На сегодняшний день мы поставлены в равные условия. Легко представить, к чему может привести столкновение лодок, имеющих на борту ядерное оружие, действующих с помощью атомного реактора. Политические и экологические последствия окажутся непредсказуемыми. Поэтому мы поддерживаем заявление адмирала Масорина". 
Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Так или иначе, многое зависит и от уровня системы безопасности флота и конкретного корабля. Сейчас вопросам безопасности на флоте уделяется больше внимания, чем раньше. Ни один корабль не пройдя положенных проверок – подготовка экипажа к борьбе за живучесть, обеспеченность спасательными средствами, не выпустят в море.

Некоторые уроки из трагедии "Курска" извлечены. Например, в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях строится новый "спасатель" "Игорь Белоусов". Он был заложен два года назад, еще через пару лет должен вступить в строй. Кроме того, ВМФ закупил английский спасательный комплекс "Пантера". Другое дело, что проектирование своих "спасателей" в России, по сути, забросили. Только вот во время войны нам никто запчасти к "Пантерам" поставлять не станет, и помогать в организации их ремонта не будет. Да и неизвестно, с кем еще воевать придётся...

Но совершенствовать морские чрезвычайные службы надо. В 1939-м англичане не смогли спасти свою ДПЛ "Тетис", корма которой находилась над водой. "Стечение обстоятельств" стоило жизни 99 морякам, лишь 4 смогли спастись. Между двумя мировыми войнами и после 1945-го года история знает немало печальных случаев. Официально ни одно столкновение не имело фатального итога. Но ведь это официально...

Можно ли все списать только на "Холодную войну"? В ее рамках американский ВМС осуществляет программу "Хоулистон" по сбору информации о советском-российском флоте. Но было бы наивным полагать, что отечественное командование не имело (или не имеет) подобного плана "за семью печатями".

Первый инцидент был зафиксирован еще в 1965 году, когда американская лодка проникла в одну из баз ТОФа, и, маневрируя, задела днище советской субмарины. В ночь с 14 на 15 ноября 1969-го, в месте слияния Белого и Баренцева морей, знаменитая советская АПЛ "К-19" столкнулась с американской "Гэтоу". Старший минный офицер последней, подумав, что русские пошли на таран, приказал запустить по "19"-й противолодочную торпеду "Саброк", а потом еще три ядерных, для полного, видимо, счастья. Но капитан Лоуренс Борхард успел отменить приказ ретивого подчиненного. Позже оказалось, что если бы К-19 шла со скоростью не 6, а 7 узлов, то развалила бы "Гэтоу" пополам.

11 февраля 1992-го у входа в Кольский залив повстречались наша "Кострома" (К-276) и штатовская "Батон Руж". Двигайся они чуть быстрее – произошла бы ядерная катастрофа. А так американская лодка по возвращению лишь отправилась на слом.
20 марта 1993-го в Баренцевом море "стукнулись" "Новомосковск" (К-407) и "Грейлинг". Да и рухнувшая со всем экипажем (98 человек) в глубины Тихого океана, в 750 милях северо-западнее Гавайев, в начале марта 1968-го советская ДПЛ К-129 считается была протаранена американской "Суордфиш".

Закономерный, в некоторой степени, результат. На их месте, пускай в другое время и в другой географической точке, могли оказаться другие. "Холодная война" (американцы пишут это словосочетание без кавычек) была хождением по лезвию ножа. Серьёзно, в полную силу. Почти учения, но иногда смертельные. Кстати, недавно в США вышла книга военного журналиста Эдда Оффли "Scorpion Down", в которой автор утверждает, что, на самом деле, 22 мая 1968-го в районе Азорских островов АПЛ "Скорпион" была торпедирована советской лодкой, отомстившей, таким образом, за гибель К-129. А власти обеих стран заключили секретные договоренности "о неразглашении".
Игорь Курдин считает, что это не соответствует действительности:  

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Такого не было и не могло быть. Об уровне засекреченности подобных инцидентов не знаю. Об этом периодически пишут в открытых источниках. Но я не думаю, что если вы позвоните в пресс-службу ВМФ, то они предоставят вам соответствующую информацию. Последние 15 лет наши лодки были проинструктированы следующим образом – если произошло столкновение, ты обязан всплыть, доложить, посмотреть нет ли "объекта" рядом и при необходимости оказать ему помощь. Мне неизвестно - были такие инструкции у американцев или нет. Но они никогда не всплывали, а просто уходили. В принципе, "Холодная война" под водой и не заканчивалась. Наши многоцелевые субмарины ищут американские ракетоносцы. Американские ищут наши, которых не так много в океане, но они есть. Никто не ставил вопрос о прекращении слежения. И я не думаю, что целеуказание отечественных ракет сильно изменилось".  

Конечно, подписать соглашение о подводной безопасности было бы неплохо. Хоть в какой-то степени уменьшатся общие риски, а в случае ЧП, последствия могут оказаться не слишком драматичными. Но тогда сторонам придется поступиться своими военными планами, подчас, не исключено, в ущерб государственным интересам. Основная ударная сила современного российского флота – подплав, американского – атомарины и авианосцы. Если надводные корабли, всё-таки, в значительной степени – оружие явное, то подлодки – тайное, козырное. И кто сейчас откажется от их более-менее полноценного "применения"? Неразумно...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС